АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
25 сентября 2019 года Дело № А10-4268/2019
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 25 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жамбаловой Б.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия (ОГРН 1020300796526, ИНН 0317001532) к Муниципальному автономному учреждению «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» (ОГРН 1070317000050, ИНН 0317007598), Обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» (ОГРН 1170327009489, ИНН 0317317769) о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, оформленного протоколом от 26.11.2018 №12, о применении последствий недействительности договора купли-продажи от 04.12.2018 №А-12/1;
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчиков: не явились, извещены,
установил:
Администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Муниципальному автономному учреждению «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская», Обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, оформленного протоколом от 26.11.2018 №12, о применении последствий недействительности договора купли-продажи от 04.12.2018 №А-12/1.
В обоснование иска истец указал, что по договору купли-продажи лесных насаждений от 04.12.2018 МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» произвело отчуждение Обществу с ограниченной ответственностью «Прогресс» лесных насаждений в объеме 200 куб.м.
На основании решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 28.05.2009 по делу №А10-427/2019 отчужденные по договору от 04.12.2018 лесные насаждения находятся в собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район».
Истец считает, что проведенные МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» торги и заключенный по их результатам договор купли-продажи лесных насаждений являются недействительными в силу ничтожности, как совершенные МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» с нарушением специальной правоспособности учреждения.
Истец указал, что в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях» №174-ФЗ автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
Уставом МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская», действовавшим на момент совершения оспариваемой сделки, предоставление в пределах земель лесного фонда муниципального образования лесных участков в аренду, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений не предусмотрено.
Также истец указал на заключение договора с нарушением требований статей 78-80 Лесного кодекса РФ.
Истцом заявлено о применении последствий недействительности договора путем возврата МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» ООО «Прогресс» полученной по договору денежной суммы (цены) в размере 40 600 рублей и возврата ООО «Прогресс» стоимости лесных насаждений в сумме 40 600 рублей.
В качестве правового обоснования истец сослался на статьи 49, 167, 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 104 Лесного кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание истец не явился, извещен о начавшемся судебном процессе в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением №67000837863903. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Ответчик МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» в судебное заседание не явился, извещен о начавшемся судебном процессе в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением №67000837863897.
Ответчик ООО «Прогресс» в судебное заседание не явился, извещен о начавшемся судебном процессе в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением №67000837863880.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальных сайтах Арбитражного суда Республики Бурятия и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.
От ответчиков отзыв на исковое заявление не поступил.
Согласно части 4 статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно договору купли-продажи лесных насаждений №А-12/1 от 04.12.2018 в соответствии со статьями 29, 75-80 Лесного кодекса РФ , Закона Республики Бурятия от 10.12.2009г №1195-IV «Об исключительных случаях заготовки древесины и деревьев хвойных пород на основании договора купли-продажи лесных насаждений» МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» (далее – продавец, Учреждение) продает, а ООО «Прогресс» (далее – покупатель, Общество) покупает лесные насаждения, находящиеся в собственности Администрации МО «Северо-Байкальский район» (далее – Администрация), расположенные на территории Республики Бурятия, Муниципальное образование «Северо-Байкальский» район, Куморский лесной участок, квартал 8, выдел 5, на площади 5 га и осуществляет заготовку древесины породный состав 10ЛБ в объеме 200 куб.м.
Срок действия договора с 04.12.20-18г по 03.12.2019г.
Спорный договор купли-продажи лесных насаждений №А-12/1 от 04.12.2018 заключен с Обществом, признанным победителем по результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений от 26.11.2018г, проведенного МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская», что следует из протокола №12 от 26.11.2018 .
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 той же статьи).
В абзаце 1 пункта 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ничтожной сделкой является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2).
Таким образом, договор, заключенный по итогам проведения торгов, является оспоримой сделкой, а потому, исходя из вышеизложенной позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, вне зависимости от того, посягает или нет такая сделка на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, к ней подлежат применению нормы об оспоримости сделки.
Данная правовая позиция отражена в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010г № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 05.02.2019 № 18-КГ18-268.
Таким образом, довод истца о ничтожности договора купли-продажи лесных насаждений не обоснован.
Рассмотрев довод истца о проведении МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» торгов и заключении договора купли-продажи по результатам торгов с нарушением правоспособности учреждения, суд установил следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Лесного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).
Согласно пункту 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Лесного кодекса РФ организатором аукциона вправе выступить орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, подведомственное таким органу государственной власти или органу местного самоуправления, либо лицо, действующее на основании договора с такими органом государственной власти или органом местного самоуправления, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организатор аукциона).
В соответствии пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Как указал истец в письменных пояснениях решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 22.11.2006 № 355 в структуре администрации было создано МУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» (далее «Учреждение»). Постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» от 17.05.2010 № 173 Учреждение определено органом, уполномоченным на осуществление функций продавца права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Истец указал, что с учетом данного постановления редакцией устава, утв. постановлением Администрации .МО «Северо-Байкальский район» от 26.05.2010 № 190, к числу прочих видов деятельности отнесены предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (п. 2.3 устава). Истец полагает, что на момент проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений от 26.11.2018г и заключения по его результатам договора купли-продажи от 04.12.2018г МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» не обладала полномочиями на проведение данных действий, поскольку из Устава Учреждения исключены указанные виды деятельности.
Доводы истца суд находит не обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006г № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано ( п.1 ст.4).
Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе) ( п.7 ст.4).
Согласно пункту 1.1. Уставу МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская», утв. постановлением главы МО «Северо-Байкальский район» от 02.06.2014г № 392, МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» является муниципальным автономным учреждением – некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием «Северо-Байкальский район» для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере туризма , спорта, лесного хозяйства, строительства.
Учреждение создано путем изменения типа существующего муниципального учреждения МУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» ( п.1.2. Устава)
Как указал истец в письменных пояснениях МУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» постановлением администрации МО «Северо-Байкальский район» от 17.05.2010 № 173 была определена органом, уполномоченным на осуществление функций продавца права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений. Редакцией устава, утвержденного постановлением Администрации .МО «Северо-Байкальский район» от 26.05.2010 № 190, к числу прочих видов деятельности отнесены предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (п. 2.3 устава).
Как следует из Устава Учреждения в редакции постановления главы МО «Северо-Байкальский район» от 29.06.2012г № 409 для достижения цели создания учреждения (осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере туризма, спорта, лесного хозяйства, строительства ( п.1.1. Устава)) Учреждение осуществляет деятельность по предоставлению услуг в области лесоводства и лесозаготовок ( п.2.2.1. Устава) .
Редакцией Устава Учреждения, утв. постановлением главы МО «Северо-Байкальский район» от 02.06.2014 №392, предусмотрено, что Учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере туризма, спорта, лесного хозяйства, строительства.
Согласно пункту 2.1. Устава целью Учреждения является, в том числе управление рекреационной местностью в Северо-Байкальском районе, управление муниципальными лесами Северо-Байкальского района, осуществление торгово-закупочных мероприятий.
Согласно пункту 2.2.1 Устава в редакции от 02.06.2014 №392 в целях достижения поставленных целей Учреждение осуществляет предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок.
Пунктом 5.2.1 Устава в редакции от 02.06.2014г предусмотрено, что Учреждение имеет право в установленном порядке заключать договоры с учреждениями, организациями, предприятиями и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности Учреждения.
Таким образом, из Устава следует, что Учреждение создано в целях управления муниципальными лесами Северо-Байкальского района и осуществления торгово-закупочных мероприятий, при этом, предусмотрены полномочия в части предоставления услуг в области лесоводства и лесозаготовок, заключения договоров.
Изложение в Уставе видов деятельности в иной редакции не свидетельствует об отсутствии у Учреждения полномочий по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Полномочия Учреждения на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений подтверждены также постановлением Администрации муниципального образования «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия от 30.12.2014 №875 «О внесении изменений в Постановление администрации МО «Северо-Байкальский район» от 17.12.2013г. №691 «Об утверждении Муниципальной программы муниципального образования «Северо-Байкальский район» «Развитие лесного хозяйства в лесах, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район», которым утверждена муниципальная программа МО «Северо-Байкальский район» «Развитие лесного хозяйства в лесах, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район».
Ответственным исполнителем программы определено МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская».
Цель программы – обеспечение устойчивого управления лесами, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район», сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала.
Среди задач программы поставлены в том числе, рациональное использование лесов, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район», повышение эффективности системы управления лесами.
Сроки реализации программы 2014-2020 годы.
Согласно разделу 1 «Общая характеристика сферы реализации программы» управление лесами, находящимися в собственности МО «Северо-Байкальский район» осуществляется МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» согласно Постановлению Администрации от 10.06.2010г. №211 «Об определении органа, уполномоченном на осуществление муниципального лесного контроля на межселенных территориях МО «Северо-Байкальский район». Согласно данным полномочиям Учреждение выполняет, в том числе функции по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений.
Определением суда у истца запрошены доказательства отнесения полномочий по проведению торгов по продаже права на заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений к компетенции иного органа.
В нарушение статьи 65 АПК РФ истцом доказательств отнесения соответствующих полномочий к ведению иного органа не представлено.
Действия МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» по проведению аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, заключению договора купли-продажи лесных насаждений по результатам данного аукциона совершены в рамках полномочий , предусмотренных Уставом Учреждения, и соответствуют требованиям статей 78, 84 Лесного кодекса РФ, пункта 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, довод истца об отсутствии у МАУ «Администрация рекреационной местности «Северо-Байкальская» полномочий на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, о нарушении прав и законных интересов МО «Северо-Байкальский район» не обоснован.
Рассмотрев довод истца о несоответствии договора требованиям Лесного кодекса РФ в отношении защитных лесов , суд установил следующее.
В соответствий с разделом 1.1.6 Лесохозяйственного регламента лесов, расположенных на землях, находящихся в. собственности муниципального образования «Северо-Байкальский район Республики Бурятия», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Северо-Байкальский район» от 27.07.2010 № 239-1V, лесной участок «Куморский», в котором предоставлены лесные насаждения по оспариваемому договору, отнесен к защитным лесам, расположенным в водоохраной зоне (таблица 3).
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений.
Истец указал, что в лесах, находящихся в собственности МО «Северо-Байкальский район» , могут проводиться несплошные (выборочные) рубки.
Как следует из договора купли-продажи лесных насаждений от 04.12.2018г № А-12/1, покупатель приобретает лесные насаждения для заготовки древесины в объеме 200 куб.м. дров, в том числе 100 куб.м. лиственницы , 100 куб.м. березы и по 5 куб.м. хвороста и сучьев. Форма рубки выборочная.
Договором предусмотрена выборочная рубка, доводы истца о несоответствии договора требованиям Лесного кодекса РФ в отношении защитных лесов не состоятельны.
Требования истца о признании недействительным аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, оформленного протоколом от 26.11.2018 №12, применении последствий недействительности договора купли-продажи лесных насаждений №А-12/1 от 04.12.2018 не обоснованы, судом отклоняются.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на истца, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Л.Ф. Салимзянова