ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-6170/15 от 04.02.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ                                                                                           

09 февраля 2016 года                                                                                 Дело № А10-6170/2015

Резолютивная часть решения объявлена 04 февраля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г. Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального учреждения «Улан-Удэстройзаказчик»   к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене решения №03/015/005/2015-2734 от 03 августа 2015 года об отказе в государственной регистрации 

при участии в заседании:

от заявителя:   ФИО1, представителя по доверенности от 11.01.2016,

от ответчика: ФИО2, представителя по доверенности от 11.01.2016,

от третьих лиц:

Администрации г.Улан-Удэ: ФИО3, представителя по доверенности от 13.01.2016;

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»: не явился, извещен

установил:

Муниципальное учреждение «Улан-Удэстройзаказчик»  (МУ «Улан-Удэстройзаказчик», Учреждение) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по РБ, Управление) о признании незаконным и отмене решения №03/015/005/2015-2734 от 03 августа 2015 года об отказе в государственной регистрации.

Определением суда от 09 ноября 2015 года, 30 ноября 2015 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрция г.Улан-Удэ, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (Кадастровая палата)

 Представитель Учреждения заявленные требования поддержал и дал пояснения согласно поданному заявлению   (л.д.4-5).

С решением Управления Росреестра по РБ об отказе в государственной регистрации не согласны, поскольку заявленный к государственной регистрации водопровод является объектом недвижимого имущества и имеет диаметр 100 мм.  На основании пункта 8 части 5 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 №2425-III «О Градостроительном уставе Республики Бурятия» не требуется разрешение на строительство и реконструкцию водопроводов внутренним диаметром до 200 мм включительно. В силу пункта 5 части 17 статьи Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется   в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. Нормы градостроительного законодательства не отменены и не оспорены, действуют и обязательные к исполнению на территории Республики Бурятия. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы Учреждения, поскольку оно не может  без государственной регистрации передать построенный водопровод в муниципальную казну. Учреждение несет затраты по содержанию водопровода. 

Представитель Управления Росреестра  по РБ  заявленные требования не признал и дал пояснения согласно письменному отзыву (л.д.27-31).

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ   к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты, обозначаются красными линиями. Установленный пунктом 8 части 5 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 №2425-III «О градостроительном уставе Республики Бурятия» случай не является исключением из установленных федеральным законодательством случаев, допускающих выдачу разрешения на строительство. Эти случаи уже определены федеральным законодателем как требующие получения разрешения на строительство. При наличии противоречий между Законом Республики Бурятия и Градостроительным кодексом Российской Федерации в части необходимости получения разрешения на строительство в силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации применению подлежат Градостроительного кодекса Российской Федерации. Линейные объекты (сооружения), предусмотренные законодательными актами субъектов Российской Федерации в качестве объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство, не являются объектами капитального строительства, соответственно, права на такие объекты не подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Информация о спорном объекте недвижимого имущества отсутствует в государственном кадастре недвижимости.  Отказ в государственной регистрации полностью соответствует требованиям законодательства,  отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требованиях.

            Представитель третьего лица - Администрации г.Улан-Удэ поддержал доводы заявителя и просил удовлетворить заявленные требования.

            Представитель третьего лица – Кадастровой палаты не явился в судебное заседание, о месте и времени проведения судебного заседания    надлежащим образом извещено.

Арбитражный суд, руководствуясь частью 5 статьей  156,  статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося третьего лица. 

  Кадастровой палатой  представлен письменный отзыв (л.д.82-83), из  которого  следует, что в государственном кадастре недвижимости   содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 03:24:023408:581, вид объекта – сооружение; наименование строительство сетей водоснабжения и водоотведения до жилого дома по ул.Кирпичная, №5 (водопровод); назначение – сооружения коммунального хозяйства; статус – учтенный; местоположение объекта: <...> №5, дата постановки на учет 24 декабря 2014 года. Названное сооружение является объектом капитального строительства в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Специалистом филиала Кадастровой палаты  на запрос государственного регистратора был направлен ответ, что сведения об объекте недвижимости – сети водоснабжения <...> в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

 Из материалов дела следует, что 22 июня 2015 года  Учреждение   обратилось в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации  права оперативного управления на объект недвижимости - сооружение: сети водоснабжения (условный номер 03-03/001-03/015/2015-2734), расположенные  по адресу Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Кирпичная, площадь 35 кв.м. (л.д.33).

03 июля 2015 года государственная регистрация права оперативного управления объекта была приостановлена в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав (л.д.78-81).

 03 августа 2015 года Управление Росреестра по РБ сообщением №03/015/055/2015-2734 отказало Обществу в  государственной регистрации  права   на вышеназванный объект недвижимого имущества (л.д.16-18).

В указанном сообщении регистрационный орган указал как на правовое основание для отказа в государственной регистрации абзац 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что заявленные к регистрации сети водоснабжения считаются не учтенными в государственном кадастре недвижимости, а также не могут являться объектом капитального строительства.   

Не согласившись с вышеназванным решением об отказе в государственной регистрации  права оперативного управления на объект: сети водоснабжения (условный номер 03-03/001-03/015/2015-2734), расположенные  по адресу Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, Кирпичная, протяженностью 35 кв.м., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если  полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)  органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

 Согласно пункту 1 статьи 2  Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"  (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 5 указанной статьи закона установлено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ  основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В силу абзаца 11 пункта 1 указанной статьи данного закона  правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что право  собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

  В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство,   являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона №122-ФЗ установлено, что документом, подтверждающим   факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, заявителем в качестве основания для государственной регистрации  права оперативного управления  на вышеназванный объект недвижимости представлена декларация об объекте недвижимости.

Согласно декларации указан вид объекта недвижимости – сооружение,   сети водоснабжения с местоположением <...> год создания - 2014 год, протяженность 35 м. 

 Как выше установлено, Управление Росреестра по РБ отказало заявителю в государственной регистрации   права оперативного управления на указанный объект недвижимости на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ.

 Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства   (абзац 4 пункта 1 статьи 20).

 В обоснование отказа в государственной регистрации регистрирующий орган в сообщении от 03 августа 2015 года указал, что заявленные к регистрации сети водоснабжения считаются не учтенными в государственном кадастре недвижимости, а также не могут являться объектом капитального строительства.

Таким образом, регистрирующий орган посчитал, что отсутствуют основания для государственной  регистрации права оперативного управления на вышеуказанный объект в порядке статьи  25.3 Федерального закона №122-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В   пункте 11 статьи 1 ГрК РФ дано определение линейных объектов, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Как следует из материалов дела, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Бурятия по запросу Управления   представил уведомление от 24 июня 2015 года №03/201/15-193239 об отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости с адресом сети водоснабжения <...> год создания - 2014 год, условный номер 03-03/001-03/015/005/2015-2734, площадь 35 м. (л.д.53).

Между тем, заявителем в материалы дела представлена кадастровая выписка от 21 июля 2015 года №03/201/15-21937 на рассматриваемое сооружение, из которой следует, что сведения об объекте с кадастровым номером 03:24:023408:581 внесены в государственный кадастр недвижимости 24 декабря 2014 года садресом: <...>, протяженность 35 метров; назначение объекта недвижимости – сооружения коммунального хозяйства; наименование – строительство сетей водоснабжения и водоотведения до жилого дома по ул.Кирпичная, №5, год ввода в эксплуатацию (завершения строительства) - 2014 год; кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимого имущества 03:24:000000:65765, сооружение состоит из 3 обособленных контуров (л.д.50).

  Как выше изложено, третьим лицом - Кадастровой палатой в судебном заседании и письменном отзыве  также подтверждено, что в государственном кадастре недвижимости  содержатся сведения о рассматриваемом объекте недвижимости.   Названное сооружение является объектом капитального строительства в силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, вывод Управления, что заявленные к государственной регистрации сети водоснабжения считаются не учтенными в государственном кадастре недвижимости, не соответствует фактическим обстоятельствам. 

Наряду с этим, суд считает несостоятельным довод Управления, что сети водоснабжения не могут являться объектом капитального строительства.

Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права собственности и другие вещные права на недвижимые вещи.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости" (далее – Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть  3).

В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости) (часть  5).

Положения настоящего Федерального закона применяются в отношении подземных сооружений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 7).

На основании части  1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу выше приведенных законоположений, а также, учитывая, что сети водоснабжения  поставлены на кадастровый учет уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе объекта (ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»), заявленное к государственной регистрации сооружение относится к линейным объектам и является объектом капитального строительства. 

Таким образом, суд приходит к выводу, что основания  для спорного отказа в государственной регистрации права оперативного управления на сети водоснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по настоящему делу, а также противоречат вышеприведенным нормам права.

Судом рассмотрен довод Управления, что линейные объекты (сооружения), предусмотренные законодательными актами субъектов Российской Федерации в качестве объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство, не являются объектами капитального строительства, соответственно, права на такие объекты не подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

 В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта  в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В соответствии с вышеуказанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.

Вместе с тем, пунктами 1 – 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлены случаи, когда выдача разрешений на строительство не требуется.

 В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Народным Хуралом Республики Бурятии  принят Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 №2425-III «О Градостроительном уставе Республики Бурятия»   (далее по тексту – Градостроительный устав РБ).

Пунктом 8 части 5 статьи 24 Градостроительного устава РБ (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 №386-V) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае  строительства, реконструкции водопроводов внутренним диаметром до 200 миллиметров включительно. 

В настоящем случае заявленные к государственной регистрации сети водоснабжения  имеют диаметр, который не превышают     200 миллиметров, следовательно, в силу пункта 8 части 5 Градостроительного устава РБ   выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ.

Суд не принимает довод Управления, что вышеуказанные положения Градостроительного устава РБ противоречат федеральному законодательству, в  частности ГрК РФ.

По мнению суда,  в рассматриваемом случае у государственного регистратора отсутствовали  основания для  неприменения положений пункта 8 части 5 Градостроительного устава РБ.   

Градостроительный устав Республики Бурятия (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 №386-V) принят уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных субъектам Российской Федерации полномочиям. Данный  закон Республики Бурятия до настоящего времени никем не оспорен и является действующим. Следовательно, вышеуказанные  положения названного закона подлежат применению во взаимосвязи и в исполнение статьи 51 ГрК  РФ.

Кроме этого, суд учитывает, что Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ по запросу государственного регистратора письмом от 01.07.2015 №00641133 также сообщил, что в соответствии со статьей 24 Градостроительного устава РБ разрешения на строительство сетей водоснабжения протяженностью 35,0 м. не требуется

Суд считает обоснованным довод заявителя, что получение разрешения на строительство рассматриваемых сетей водоснабжения не требуется в силу положений пункта 8 части 5 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия.

  Следовательно, государственная  регистрация спорного объекта должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

 Заявителем на государственную регистрацию права собственности на   сооружение   представлены предусмотренные пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года N 447.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что у регистрирующего органа не имелось законных оснований, предусмотренных абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права оперативного управления  на объект недвижимого имущества:  сети водоснабжения кадастровый номер 03:24:023408:581, расположенные по адресу: <...>.

 Следовательно, Управление Росреестра по РБ необоснованно и незаконно вынесло решение, оформленное сообщением от 03 августа 2015 года №03/015/005/2015-2734, об отказе Учреждению в государственной регистрации  права  оперативного управления на вышеназванный объект  в связи с тем, что сети водоснабжения считаются не учтенными в государственном кадастре недвижимости и не могут являться объектом капитального строительства.

Оспариваемое решение   противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Рассматриваемое решение Управления Росреестра по РБ об отказе в государственной регистрации  права оперативного управления на   сети водоснабжения кадастровый номер 03:24:023408:581, расположенные по адресу: <...> нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку препятствует передачу в установленном порядке завершенного строительством объекта в муниципальную казну. Учреждение несет затраты по его содержанию.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный  правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе  указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

 Суд, проверив  оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации   права на соответствие законодательству, нашел его несоответствующим требованиям Федерального закона №122-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающими  права и законные интересы заявителя.

С целью восстановления нарушенных прав заявителей суд считает необходимым возложить на Управление Росреестра по РБ обязанность осуществить  в установленном порядке государственную регистрацию права оперативного управления на объект: сети водоснабжения кадастровый номер 03:24:023408:581, расположенные по адресу: <...>.

 При этом суд принял во внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 24 Градостроительного устава РБ строительство, реконструкция объектов, указанных, в  том числе пункте 8 части 5 настоящей статьи, без получения разрешения на строительство допускаются при соблюдении следующих условий:

1) наличие акта выбора земельного участка или правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок;

2) наличие проектной документации на строительство, реконструкцию объектов;

3) проведение земляных работ в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления;

4) оформление по окончании строительства, реконструкции объектов следующих документов:

а) акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11 и (или) форма КС-14);

б) акта о присоединении сетей водоснабжения или водоотведения, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 10 части 5 настоящей статьи);

в) акта разграничения эксплуатационной ответственности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 части 5 настоящей статьи);

5) представление в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня завершения строительства, реконструкции объектов, указанных в пунктах 5, 7, 8, 9 и 10 части 5 настоящей статьи, сведений о них для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

При несоблюдении хотя бы одного из условий, указанных в настоящей части, строительство, реконструкция объектов, указанных в пунктах 5, 7, 8, 9 и 10 части 5 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Заявитель в подтверждение соблюдения требований части 6 статьи 24 Градостроительного кодекса РБ представил в материалы дела правоустанавливающие документы на земельный участок; проектную документацию на строительство сетей водоснабжения и водоотведения до жилого дома по ул.Кирпичная, №5, раздел 3 (л.д.117-132);  разрешение на производство земляных работ от 26.11.2014 №227 (л.д.100); документ о соответствии построенного объекта капитального строительства техническим условиям на присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения (л.д.101); акт разграничения эксплуатационной ответственности между ООО «Байкальские коммунальные системы» и МИУ «Улан-Удэстройзаказчик» (л.д.102); акт приемки заказчиком законченного строительством объекта капитального строительства от подрядчика от 30.12.2014 (л.д.106);  уведомление Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о принятии в казну муниципальной собственности сетей водоснабжения (л.д.103).

При таких обстоятельствах и с учетом того, что регистрирующий орган не заявлял о каких-либо иных препятствиях в государственной регистрации в рассматриваемом случае, суд считает возможным обязать Управление Росреестра по РБ     устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект.

  В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

 В связи с удовлетворением требований заявителей суд считает необходимым взыскать с Управления Росреестра по Республике Бурятия в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в арбитражном суде 3 000 рублей. 

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                        РЕШИЛ:

1.Заявленные требования муниципального учреждения «Улан-Удэстройзаказчик»       удовлетворить полностью. 

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия  от 03 августа 2015 года №03/015/005/2015-2734  об отказе в государственной регистрации права оперативного управления  как не соответствующее Федеральному закону от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Градостроительному кодексу Российской Федерации.

 Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия   устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права оперативного управления на сооружение: сети водоснабжения кадастровый номер 03:24:023408:581, расположенные по адресу: <...>.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия в доход федерального бюджета      государственную пошлину в размере 3000 рублей.

2.  Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

          Решение может быть  обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

          Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                        Г.Д.-ФИО4