ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-672/20 от 10.06.2020 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

18 июня 2020 года Дело № А10-672/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июня 2020 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Салимзяновой Л.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Жамбаловой Б.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 2 619 143 руб. 30 коп - убытков,

при участии в заседании:

от истца: не явился, извещен,

от ответчика: Селина Е.В., представитель по доверенности №01-01-21/92 от 26.12.2019,

установил:

Администрация города Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия о взыскании 2 619 143 руб. 30 коп.

В обоснование иска истец указал, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 11.10.2018 на Администрацию г. Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Парфеновой Э.Ф., Парфенову В.С., Парфенову Д.С. жилое помещение по договору социального найма.

Во исполнение судебного акта на основании распоряжения от 15.05.2019 №474-п Парфеновой Э.Ф. предоставлено жилое помещение по ул. Октябрьская, 10а-32, общей площадью 54,1 кв.м.

Истец считает, что Администрация г. Улан-Удэ, предоставив Парфеновой Э.Ф. жилое помещение взамен признанного аварийным, приняла на себя расходные обязательства субъекта РФ.

Ссылаясь на то, что в настоящее время законодательно не урегулирован порядок компенсации органам местного самоуправления расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий, Администрация г. Улан-Удэ считает, что понесенные расходы подлежат взысканию с казны Республики Бурятия.

В качестве правового обоснования истец сослался на статьи 15, 125, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 14, 49, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 26.3 (пункты 1 и 2) Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Ответчик иск не признал. В обоснование возражений указал, что именно на администрации, как собственнике муниципального имущества, лежит обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных.

Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается распиской.

Информация о времени и месте судебного заседания размещена судом на официальных сайтах Арбитражного суда Республики Бурятия и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации.

В судебном заседании ответчик иск не признал.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения ответчика, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11.10.2018 по делу № 2-4380/2018, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 16.01.2019, на Администрацию города Улан-Удэ возложена обязанность предоставить Парфеновой Эльвире Фаритовне на территории г. Улан-Удэ благоустроенное жилое помещение по договору социального найма с учетом состава ее семьи в количестве 4 человек, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Во исполнение указанных судебных актов Администрация города Улан-Удэ распоряжением от 15.05.2019 №474-р предоставила Парфеновой Э.Ф. и членам ее семьи жилое помещение по адресу г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, д.10А, кв.32.

Полагая, что предоставление жилого помещения Парфеновой Э.Ф является для органа муниципального образования убытками, которые подлежат взысканию с казны Республики Бурятия, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.

Рассмотрев доводы сторон, суд находит требования истца не обоснованными.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 14 и в пункте 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Как следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Сахалинская, д.29, кв.1, площадью 49,6 кв.м. принадлежало на праве собственности Парфеновой Э.Ф., Парфенову В.С. и Парфенову Д.С.

В части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания), жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен в статье 57 названного Кодекса, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет; жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления; решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

В силу частей 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма" на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11.10.2018 по делу № 2-4380/2018 установлено, что Парфенова Э.Ф. с составом семьи 4 человека состоит в Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «граждане, жилые помещения которых независимо от формы собственности признаны в установленном порядке непригодными для проживания».

20.04.2016 Межведомственной комиссией дано заключение №13 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома №29 по адресу ул. Сахалинская, аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением Администрации г. Улан-Удэ №450-р от 30.05.2016 многоквартирный дом №29 по адресу ул. Сахалинская, г. Улан-Удэ признан аварийным и подлежащим сносу.

Факты признания жилого дома №29 по адресу ул. Сахалинская, г. Улан-Удэ непригодным для проживания сторонами не оспариваются.

В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, признано непригодным для проживания.

Порядок предоставления гражданам благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением из жилого помещения, признанного непригодным для проживания, регламентирован статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что законодатель возлагает обязанность по предоставлению жилого помещения на наймодателя.

При этом гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, благоустроенное жилье предоставляется вне очереди (статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеприведенных положений жилищного законодательства, именно на администрации, как собственнике муниципального имущества, лежит обязанность по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных и признанных непригодными к проживанию.

Указанная правовая позиции соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2017 года № 66-КГ16-14, от 24.06.2019 №302-ЭС19-8825.

Довод ответчика о том, что Законом № 1732-III предусмотрено обеспечение граждан жильем за счет государственного жилищного фонда, основаны на неправильном толковании норм права.

Принятый субъектом Российской Федерации Закон N 1732-III устанавливает порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Между тем, вопросы возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов регулируются жилищным законодательством, в настоящем случае статьями 57, 85, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Следовательно, правовых оснований для отнесения расходов муниципального образования, понесенных в связи с предоставлением жилья Парфеновой Э.Ф. и членам ее семьи, к расходным обязательствам Республики Бурятия не имеется.

На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на истца, который в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Бурятия.

Судья Л.Ф. Салимзянова