ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А10-7129/15 от 06.05.2016 АС Республики Бурятия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

  ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001

e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Улан-Удэ

16 мая 2016 года Дело № А10-7129/2015

Резолютивная часть решения объявлена 06 мая 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 16 мая 2016 года.

Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Мархаевой Г. Д-С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Гулгеновой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Промэнерго» (ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании незаконным отказа от 21 сентября 2015 года №03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: <...>

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1, директора, ФИО2, представителя по доверенности от 16.11.2015, ФИО3, представителя по доверенности от 11.01.2016;

от ответчика: ФИО4, представителя по доверенности от 24.02.2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Промэнерго» (ОГРН <***>) (далее – ООО «Промэнерго», Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее – Управление Росреестра по РБ, регистрационный орган) о признании незаконным отказа от 21 сентября 2015 года №03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: <...>

Представители ООО «Промэнерго» заявленные требования поддержали и дали пояснения согласно поданному заявлению и дополнениям к нему (л.д.4-8, 87-88 т.1)

Отказ Управления в государственной регистрации права собственности на сооружение: линия электропередач с кадастровым номером 03:24:000000:63434, считают незаконным, поскольку заявителем была представлена декларация об объекте недвижимого имущества от 26 мая 2015 года. На основании пункта 5 части 5 статьи 24 Закона Республики Бурятия от 10.09.2007 №2425-III «О градостроительном уставе Республики Бурятия» не требуется разрешение на строительство и реконструкцию воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи напряжением до 10 кВ включительно. Данная позиция подтверждена письмом Комитета по строительству Администрации г.Улан-Удэ. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112. В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803, на котором расположено данное сооружение, представлен договор аренды №222 от 30.10.2013, согласно которому земельный участок предоставлен Обществу для строительства воздушной и кабельной линии электропередач. В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011201:286 (выделен из 03:24:011201:21), представлен договор аренды от 20.05.2015, земельный участок предназначен для размещения линейного сооружения. На земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:010944:390, 03:24:000000:51112, 03:24:000000:49702 имеются публичные сервитуты для ремонта и обслуживания инженерных сетей. Сведения на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:011101:1967, 03:24:011101:12 в Едином государственном реестре прав отсутствуют, следовательно, указанные земельные участки относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничены. Правоустанавливающие документы заявителем не были представлены на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов». В соответствии с пунктом 5 указанного перечня в качестве объекта, для размещения которого не требуется предоставления земельных участков и установления сервитутов, приведены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, для размещения которых не требуется разрешения на строительство. В соответствии со статьей 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заявителем представлены все необходимые документы. Управление необоснованно отказало в государственной регистрации прав на спорный объект. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности,  создают препятствия для ее осуществления.

Представитель Управления Росреестра по РБ заявленные требования не признал и дал пояснения согласно письменному отзыву (л.д.35-41 т.1, 43-44 т.2).

Субъекты Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 51 ГрК РФ могут установить иные случаи, когда не требуется получение разрешения на строительство, но не противоречащие федеральному законодательству, в частности ГрК РФ. Градостроительным уставом Республики Бурятия установлено, что не требуется выдача разрешения на строительство воздушных линий электропередачи напряжением до 10 кВ включительно. Указанные положения введены Законом Республики Бурятия от 05.07.2013 №3480-IV. Из представленной на государственную регистрацию декларации и сведений Государственного кадастра недвижимости сооружение возведено в 2011 году. Следовательно, на момент строительства воздушно-кабельной линии электропередач Градостроительный устав Республики Бурятия не содержал положений, разрешающих их строительство без получения соответствующего разрешения на строительство. Кроме того, пунктом 6 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия предусмотрены условия, при которых строительство объектов допускается без получения разрешения на строительство. При несоблюдении хотя бы одного условия строительство указанных объектов осуществляется в соответствии с требованиями статьи 51 ГрК РФ. Спорное сооружение на расположено на нескольких земельных участках. У Общества имеются права аренды только в отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:000000:54803. Публичный сервитут в отношении земельных участков 03:24:010944:390, 03:24:000000:51112, 03:24:000000:49702 не предусматривает прокладку и строительство линейных объектов. Также отсутствует подтверждение соблюдения Обществом иных условий, предусмотренных пунктом 6 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия. Положения Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» не применимы к рассматриваемым отношениям. Указанные в статье 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации вспомогательные сооружения не тождественны указанным в пункте 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ сооружениям вспомогательного использования, не являются объектами капитального строительства. Заявление Общества не содержит указание на то, что спорное сооружение является вспомогательным объектом. Приобретение права собственности на линейный объект возможно при наличии прав на земельные участки, на которых он расположен. Отказ в государственной регистрации полностью соответствует требованиям законодательства, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требованиях.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Промэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица.

26 мая 2015 года ООО «Промэнерго» обратилось в Управление Росреестра по РБ с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект: сооружение, кадастровый номер 03:24:000000:63434, по адресу <...> протяженностью 4507 метров (л.д.43-46 т.1).

09 июня 2015 года государственная регистрация права собственности объекта была приостановлена до 09 июля 2015 года в связи с возникшими сомнениями в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав (л.д.76-79 т.1).

10 июля 2015 года Общество обратилось в Управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект на три месяца для доработки документов (л.д.65-66 т.1).

07 сентября 2015 года Обществом в Управление подано заявление о возобновлении государственной регистрации права собственности на объект (69-71 т.1).

21 сентября 2015 года Управление Росреестра по РБ сообщением №03/015/003/2015-3105 отказало Обществу в государственной регистрации права на вышеназванный объект недвижимого имущества (л.д.11-16 т.1).

В указанном сообщении регистрационный орган указал как на правовое основание для отказа в государственной регистрации абзацы 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Отказ в государственной регистрации мотивирован тем, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а также ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Не согласившись с вышеназванным отказом от 21 сентября 2015 года за №03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: <...> заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Федеральный закон №122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом 5 указанной статьи закона установлено, что отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В силу абзаца 11 пункта 1 указанной статьи данного закона правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.

Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 122-ФЗ предусмотрено, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Пунктом 3 указанной статьи Федерального закона №122-ФЗ установлено, что документом, подтверждающим факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Как следует из материалов дела, заявителем в качестве основания для государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект недвижимости представлена декларация об объекте недвижимого имущества.

Согласно декларации указан вид объекта недвижимости - сооружение воздушно-кабельная линия ЛЭП, протяженностью 4507 м., с местоположением Республика Бурятия, <...> год создания 2011 год.

Как выше установлено, Управление Росреестра по РБ отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании абзацев 10, 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случаях:

если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях если обязанность по представлению таких документов возложено на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20).

ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе (абзац 13 пункта 1 статьи 20).

В обоснование отказа в государственной регистрации регистрирующий орган в сообщении от 21 сентября 2015 года указал, что заявленный к государственной регистрации объект учтен в Государственном кадастре недвижимости с присвоением кадастрового номера 03:24:000000:63434. Данное линейное сооружение является объектом капитального строительства (объектом недвижимого имущества) и для его строительства необходимо получение разрешения на строительство. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (статья 25 Закона о регистрации). В целях проведения правовой экспертизы 01 июня 2015 года был направлен ведомственный запрос в Комитет по строительству г.Улан-Удэ о получении копии разрешения на ввод в эксплуатацию линии электропередачи. Письмом от 03 июня 2015 года Комитет по строительству г.Улан-Удэ сообщил, что разрешения на строительство указанных сетей не выдавалось. Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112. В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803, на котором расположено данное сооружение, представлен договор аренды №222 от 30.10.202013, согласно которому земельный участок предоставлен Обществу для строительства воздушной и кабельной линии электропередач. В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011201:286 (выделен из 03:24:011201:21), представлен договор аренды от 20.05.2015 со сроком до 20.08.2015. Указанный земельный участок предназначен для размещения линейного сооружения. На земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:010944:390, 03:24:000000:51112, 03:24:000000:49702 имеются публичные сервитуты для ремонта и обслуживания инженерных сетей. Публичный сервитут на данные земельные участки не предоставляет кому-либо право возводить объекты капитального строительства. Сведения на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:011101:1967, 03:24:011101:12 в Едином государственном реестре прав отсутствуют. Таким образом, не представлены документы, подтверждающие право на земельные участки, на котором расположено данное сооружение.

В связи с этим, регистрирующий орган посчитал, что отсутствуют основания для государственной регистрации прав на вышеуказанный объект в порядке статьи 25.3 Федерального закона №122-ФЗ.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –ГрК РФ) объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ дано определение линейных объектов, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

С учетом вышеприведенных норм градостроительного законодательства сооружение - воздушно-кабельная линия ЛЭП, заявленное к государственной регистрации, относится к линейным объектам и являются объектом капитального строительства.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

В соответствии с вышеуказанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.

Вместе с тем, пунктами 1 – 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ установлены случаи, когда выдача разрешений на строительство не требуется.

Так, в соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется также в иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Как следует из материалов дела, рассматриваемая воздушно-кабельная линия ЛЭП построена на основании проектной документации «Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО «Производственное объединение «Наран» по ул.Борсоева, 89 в Советском районе г.Улан-Удэ», разработанной в 2011 году ООО «Проектно-строительное бюро».

Данный проект разработан на основании задания на проектирование, технических условий, выданных ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и архитектурно-планировочного задания. Проектом предусмотрено: строительство ВЛ-10 кВ воздушная линия ЛЭП-3100м; строительство ВЛ10кВ – кабельная-2100м; предусматривается реконструкция существующей подстанции и др. Учет электроэнергии предусмотрен на напряжении 10кВ в существующей ячейке (л.д.3-24 т.2).

27 октября 2011 года исполнителем работ ООО «СибСТРОЙ» сданы работы по объекту «Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО «Производственное объединение «Наран» по ул.Борсоева, 89 в Советском районе г.Улан-Удэ» заказчику ООО «Промэнерго», о чем составлен акт №1 приемки законченного строительством объекта (форма №КС-11).

Согласно названному акту предъявленный исполнителем работ к приемке «Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО «Производственное объединение «Наран» по ул.Борсоева, 89 в Советском районе г.Улан-Удэ», расположенные по адресу: ЛЭП от ул.Кабанская ПС 110/10 кВ «Бурводстрой» до фабрики ООО ПО «Наран» по ул.Борсоева, 89 имеют следующие показатели мощности, производительности, протяженности и т.п: мощность подстанции 630 кВ, ВЛ-10, КЛ-10 кВ протяженность 4,77 км, трансформаторная подстанция 1К.Т, трансформатор силовой 630 кВа, 10/0,4 кВа (л.д.114-115 т.1).

28 марта 2012 года между филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» и ООО «Промэнерго» подписан акт балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

В соответствии с указанным актом на балансе ООО «Промэнерго» находятся ВЛ-10 кВ, КЛ-10 кВ, ТП-10/0,4 кВ (л.д.121-124 т.1).

10 апреля 2014 года сооружение поставлено на кадастровый учет. Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществлена на основании технического плана (л.д.98 т.1).

Из кадастрового паспорта на рассматриваемый объект недвижимости следует, что сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112.

Таким образом, рассматриваемые электрические сети представляют собой кабельно-воздушные линии напряжением 10 киловольт и построены для обеспечения электрической энергией сапоговаляльной фабрики ООО «Производственное объединение «Наран».

В обоснование настоящего заявления Общество указало, что представление разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию на рассматриваемое сооружение не требуется в силу положений пункта 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава Республики Бурятия.

В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Народным Хуралом Республики Бурятии принят Закон Республики Бурятия от 10.09.2007 №2425-III «О Градостроительном уставе Республики Бурятия» (далее по тексту – Градостроительный устав РБ).

Пунктом 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава РБ (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 №386-V) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется, в том числе в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных, кабельно-воздушных линий электропередачи, а также электроустановок напряжением до 10 киловольт включительно.

Учитывая, что в настоящем случае заявленные к государственной регистрации кабельно-воздушные линии электропередачи не превышают напряжение 10 киловольт, следовательно, в силу пункта 5 части 5 Градостроительного устава РБ выдача разрешения на строительство не требуется, как и получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ.

Суд не принимает довод Управления, что вышеуказанные положения Градостроительного устава РБ противоречат федеральному законодательству, в частности ГрК РФ.

По мнению суда, в рассматриваемом случае у государственного регистратора отсутствовали основания для неприменения положений пункта 5 части 5 статьи 24 Градостроительного устава РБ.

Градостроительный устав Республики Бурятия (в редакции Закона Республики Бурятия от 07.03.2014 №386-V) принят уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных субъектам Российской Федерации полномочиям. Данный закон Республики Бурятия до настоящего времени никем не оспорен и является действующим. Следовательно, вышеуказанные положения названного закона подлежат применению во взаимосвязи и в исполнение статьи 51 ГрК РФ.

Суд также не принимает довод Управления, что поскольку сооружение было построено в 2011 году, а рассматриваемые положения статьи 24 Градостроительного устава РБ введены позже, то заявитель обязан был предоставить разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию.

Общество обратилось в Управление Росреестра по РБ за государственной регистрацией в мае 2015 года, следовательно, в настоящем случае применимы нормы законодательства, действующие в рассматриваемый период.

Как следует из материалов, 29 мая 2015 года в процессе государственной регистрации государственный регистратор сделал запрос в Комитет по строительству Администрации г.Улан-Удэ (далее – Комитет по строительству), в котором просил сообщить следующее:

- является ли вышеперечисленное сооружение объектом вспомогательного назначения, то есть объектом пониженного уровня ответственности, для строительства которого не требуется выдача разрешения на строительство;

- в случае если выдача разрешения не требуется в соответствии с пунктами 5, 8, 9 части 5 статьи 24 ГрК сообщить о соблюдении ООО «Промэнерго» условий, установленных частью 6 статьи 24 ГрК РФ, а также дату начала строительства (л.д.72-73 т.1).

03 июня 2015 года Комитет по строительству сообщил государственному регистратору, что разрешение на строительство указанных сетей не выдавалось.

Наряду с этим, Комитет по строительству сообщил, что в запросе не указано напряжение сети для отнесения его к статье 24 Градостроительного устава Республики Бурятия, в соответствии с которой разрешение на строительство сетей электроснабжения напряжением 10кВ включительно не требуется (л.д.75 т.1).

17 июня 2015 года Комитет по строительству по запросу представителя ООО «Промэнерго» о необходимости получения разрешения на строительство линейного объекта - воздушно-кабельная линия электропередачи протяженностью 4507 м, расположенный по адресу: <...> сообщил Обществу, что данный объект является объектом вспомогательного использования, поскольку выполняет вспомогательную и обслуживающую функции по отношению к объекту «Цех по производству шерсти ООО «Наран», расположенный по адресу: <...>. В соответствии с пунктом 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования (л.д.94 т.1).

28 августа 2015 года Комитет по строительству также письмом сообщил государственному регистратору, что по обращению ООО «Промэнерго» в связи с приостановлением государственной регистрации права на сооружение электроэнергетики был дан ответ об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство линии электропередачи в связи с тем, что данное сооружение является объектом вспомогательного назначения (л.д.75 т.1).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Комитете по строительству Администрации г.Улан-Удэ, утвержденного постановлением Администрации г.Улан-Удэ от 30.11.2011 №523, Комитет по строительству в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории г.Улан-Удэ; выдачу разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории г.Улан-Удэ.

Из вышеприведенных ответов уполномоченного органа следует, что необходимость в получении разрешения на строительство на рассматриваемый линейный объект отсутствует, поскольку данный объект является объектом вспомогательного использования.

Как выше установлено, строительство воздушно-кабельной линия ЛЭП осуществлено на основании проекта «Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО «Производственное объединение «Наран» по ул.Борсоева, 89 в Советском районе г.Улан-Удэ».

Учитывая назначение воздушно-кабельной линии по обеспечению электроснабжения цеха по производству шерсти ООО ПО «Наран» - основного объекта, суд соглашается с мнением заявителя, что в рассматриваемом случае строительство указанного сооружения осуществлено как объекта вспомогательного использования.

Следовательно, в силу положений пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство сооружения вспомогательного использования не требовалось, что по существу подтверждено Комитетом по строительству.

  Суд приходит к выводу, что в силу вышеизложенных норм права у Общества отсутствовала обязанность на получение разрешений на строительства и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Суд считает необоснованной ссылку регистрирующего органа на абзац 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ как на основание оспариваемого отказа.

Заявитель обратился за государственной регистрацией права собственности на созданный объект недвижимого имущества на основании пункта 1 статьи 25.3 Федерального закона №122-ФЗ, то есть в случае, когда для строительства объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство.

Комитет по строительству на межведомственный запрос государственного регистратора по существу подтвердил отсутствие у Общества разрешения на строительство. Вместе с тем, уполномоченный орган в письме с ответом от 03 июня 2015 года сообщил, что в запросе не указано напряжение сети для отнесения его к статье 24 Градостроительного устава Республики Бурятия, в соответствии с которой разрешение на строительство сетей электроснабжения напряжением 10кВ включительно не требуется.

Кроме этого, Комитет по строительству дополнительно письмом от 28 августа 2015 года сообщил государственному регистратору, что необходимость в выдаче разрешения на строительство спорного объекта отсутствовала, поскольку сооружение является объектом вспомогательного использования.

Таким образом, напротив уполномоченный муниципальный орган подтвердил наличие основания для государственной регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 Федерального закона №122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества.

Управление в сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на рассматриваемый объект также указал, как на основание отказа, что заявителем не представлены документы, подтверждающие право Общества на земельные участки, на котором расположено данное сооружение.

Как выше установлено, по сведениям Государственного кадастра недвижимости сооружение расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:54803, 03:24:010944:10, 03:24:010944:390, 03:24:011201:21, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:011101:12, 03:24:000000:51112.

Между тем в указанном сообщении отражено, что в качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803, на котором расположено данное сооружение, представлен договор аренды №222 от 30 октября 2013 года.

Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:54803 является многоконтурным (47 контуров) земельным участком площадью 3266 +/- 20 кв.м. с разрешенным использованием под строительство воздушной и кабельной линии электропередачи.

Решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ от 28 октября 2013 года №З-2285 указанный земельный участок предоставлен Обществу для строительства воздушной и кабельной линии электропередач и заключен вышеуказанный договор аренды (л.д.51-61 т.1).

В качестве документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 03:24:011201:286 представлен договор аренды от 20 мая 2015 года со сроком до 20 августа 2015года.

Указанный земельный участок является многоконтурным (4 контура) площадью 10 +/-1 кв.м, выделен из земельного участка с кадастровым номером 03:24:011201:21 (л.д.25-38 т.2).

Вышеназванный договор аренды заключен между ООО ПО «Наран» и ООО «Промэнерго» и предназначен для использования в целях размещения линейного сооружения электроэнергетики (л.д.105-106 т.1).

В соответствии с постановлениями от 09 февраля 2015 года №№ 27, 28, 29, 30, 32 Администрации г.Улан-Удэ на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12 установлены постоянные публичные сервитуты для обеспечения интересов местного населения для ремонта и обслуживания инженерных сетей (л.д.107-110 т.1).

В отношении земельного участка с кадастровым номером 03:24:010944:10 заявителем представлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества (л.д.103 т.1).

В соответствии пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичный сервитут может устанавливаться, в том числе для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункт 2 пункта статьи 23 ЗК РФ).

В соответствии с абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В пункте 5 указанного перечня включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о зарегистрированных правах собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12, 03:24:010944:10, следовательно, данные земельные участки находятся в государственной собственности.

В силу положений вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300 размещение рассматриваемых линий электропередачи на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Судом принимается во внимание, что работы по прокладке спорной воздушной и кабельной линии проведены с разрешения уполномоченных органов, о чем свидетельствуют в том числе

- ордер Администрации Советского района г.Улан-Удэ от 26.04.2011 №44 на проведение работ по прокладке воздушной и кабельной линии от п/ст 110/10кВ Бурводстрой-РУ (ул.Кабанская,20) по ул.Борсоева (л.д.113 т.1);

- акт о выборе земельного участка для строительства от 29.03.2013 №1023 Комитета по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ по согласованию с Комитетом по строительству Администрации г.Улан-Удэ, Администрацией Советского района г.Улан-Удэ;

- договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 30.10.2013 №222;

- информация Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г.Улан-Удэ от 04.04.2016 о размещении сведений в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (л.д.2 т.2);

- технические условия на присоединение сетей, выданные ОАО «МРСК Сибюири»;

- акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 28.03.2012 (л.д.121-124 т.1).

С учетом положений статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года №1300, установленными постановлениями от 09 февраля 2015 года №№ 27, 28, 29, 30, 32 Администрации г.Улан-Удэ в отношении вышеуказанных земельных участков публичных сервитутов суд приходит к выводу, что частичное размещение воздушных линий ЛЭП на земельных участках с кадастровыми номерами 03:24:000000:51112, 03:24:011101:1967, 03:24:000000:49702, 03:24:010944:390, 03:24:011101:12, 03:24:010944:10 возможно без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

При таких обстоятельствах, государственная регистрация спорного объекта должна быть осуществлена на основании документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, то есть на основании декларации об объекте недвижимого имущества и представленных заявителем договоров аренды земельных участков, без истребования от заявителя правоустанавливающих документов на все земельные участки.

При этом суд учитывает особое значение построенного объекта, обеспечивающего электрической энергией цех по производству шерсти сапоговаляльной фабрики ООО «ПО «Наран», наличием потребности в поставке по рассматриваемым сетям электрической энергии иным потребителям.

Заявителем на государственную регистрацию права собственности на сооружение представлены предусмотренные пунктом 3 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ документы, в том числе декларация об объекте недвижимого имущества по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 года N 447.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что у регистрирующего органа не имелось законных оснований, предусмотренных абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона №122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенные по адресу <...>

Следовательно, Управление Росреестра по РБ необоснованно и незаконно вынесло решение, оформленное сообщением №03/015/003/2015-3105, об отказе Обществу в государственной регистрации права собственности на вышеназванный объект по основаниям, указанным в названном сообщении.

Оспариваемое решение противоречит требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Рассматриваемое решение Управления Росреестра по РБ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434 нарушает права и законные интересы заявителя в предпринимательской деятельности, поскольку препятствует распоряжению и пользованию указанным объектом в предпринимательских целях.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд, проверив оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права на соответствие законодательству, нашел их несоответствующими требованиям Федерального закона №122-ФЗ и Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушающими права и законные интересы заявителя.

С целью восстановления нарушенных прав заявителей суд считает необходимым возложить на Управление Росреестра по РБ обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: <...>

При этом суд принял во внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 24 Градостроительного устава РБ строительство, реконструкция объектов, указанных, в том числе пункте 5 части 5 настоящей статьи, без получения разрешения на строительство допускаются при соблюдении следующих условий:

1) наличие акта выбора земельного участка или правоустанавливающих документов на соответствующий земельный участок;

2) наличие проектной документации на строительство, реконструкцию объектов;

3) проведение земляных работ в порядке, установленном правовыми актами органов местного самоуправления;

4) оформление по окончании строительства, реконструкции объектов следующих документов:

а) акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11 и (или) форма КС-14);

б) акта о присоединении сетей водоснабжения или водоотведения, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 и 10 части 5 настоящей статьи);

в) акта разграничения эксплуатационной ответственности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 части 5 настоящей статьи);

5) представление в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня завершения строительства, реконструкции объектов, указанных в пунктах 5, 7, 8, 9 и 10 части 5 настоящей статьи, сведений о них для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

При несоблюдении хотя бы одного из условий, указанных в настоящей части, строительство, реконструкция объектов, указанных в пунктах 5, 7, 8, 9 и 10 части 5 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Заявитель в подтверждение соблюдения требований части 6 статьи 24 Градостроительного кодекса РБ представил в материалы дела акт о выборе земельного участка для строительства от 29.03.2013 №1023, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 30.10.2013 №222, договор аренды земельного участка от 20 мая 2015 года; проектную документацию «Электроснабжение сапоговаляльной фабрики ООО «Производственное объединение «Наран» по ул.Борсоева, 89 в Советском районе г.Улан-Удэ»; ордер от 26.04.2011 №44 на проведение работ по прокладке воздушной и кабельной линии от п/ст 110/10кВ Бурводстрой-РУ (ул.Кабанская,20) по ул.Борсоева (л.д.113 т.1); акт №1 от 27.10.2011 формы №КС-11 (л.д.114-115 т.1); акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 28.03.2012 (л.д.121-124 т.1), информацию Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г.Улан-Удэ от 04.04.2016 о представлении ООО «Промэнерго» сведений для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (л.д.2 т.2).

Таким образом, Обществом были соблюдены все необходимые условия для строительства сооружения без разрешения на строительство, предусмотренные нормами Градостроительного устава Республики Бурятия.

При таких обстоятельствах и с учетом того, что регистрирующий орган не заявлял о каких-либо иных препятствиях в государственной регистрации в рассматриваемом случае, суд считает возможным обязать Управление Росреестра по РБ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на спорный объект.

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с удовлетворением требований заявителей суд считает необходимым взыскать с Управления Росреестра по Республике Бурятия в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела в арбитражном суде 3 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Промэнерго» (ОГРН <***>) удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от 21 сентября 2015 года №03/015/003/2015-3105 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434 как не соответствующий Федеральному закону от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Градостроительному кодексу Российской Федерации.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 03:24:000000:63434, расположенный по адресу: <...>

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Судья Г.Д.-С. Мархаева