АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, 52, г. Улан-Удэ, 670001
e-mail: info@buryatia.arbitr.ru, web-site: http://buryatia.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Улан-Удэ
28 мая 2013 года Дело №А10-832/2013
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 28 мая 2013 года.
Арбитражный суд Республики Бурятия в составе судьи Аюшеевой Е. М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Жарниковой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 1 495 942 рублей 50 копеек – убытков
при участии в заседании:
от истца: ФИО1, доверенность №8 от 25.02.2013,
от ответчика: ФИО2, доверенность от 10.01.2013,
от третьего лица: не явился, извещен, заказное письмо с уведомлением №67000861940861 возвращено органом связи с отметкой «истек срок хранения»,
установил:
Администрация г. Улан-Удэ (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия (далее – Минфин РФ), о взыскании 1 495 942 рублей 50 копеек – убытков.
Определением от 30.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО3.
В обоснование искового заявления указано, что решением Октябрьского районного суда от 29.10.2012 удовлетворены исковые требования семьи военнослужащего ФИО4 – ФИО3, ФИО5, ФИО6 о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ заключить с ними договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <...> «б», кв. 26.
Во исполнение вышеуказанного решения суда между Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ и ФИО3, ФИО5, ФИО6 заключен договор социального найма жилого помещения №35.
По мнению истца, обеспечение жильем военнослужащих не относится к полномочиям органов местного самоуправления и не может быть отнесено к расходным обязательствам муниципального образования «Городской округ г. Улан-Удэ». В результате исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ квартира выбыла из владения муниципального образования, в связи с чем, бюджету г. Улан-Удэ причинены убытки.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений военнослужащим по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении расходов органа местного самоуправлении и гарантирует право собственности муниципального образования.
Предоставив жилое помещение ФИО3, ФИО5, ФИО6, Администрация г. Улан-Удэ в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан. Соответственно, Администрация г. Улан-Удэ не может исполнить собственные обязательства по обеспечению жильем малоимущих граждан, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Для осуществления собственных полномочий по обеспечению жильем малоимущих граждан, Администрация г. Улан-Удэ будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
В качестве правового обоснования истцом сделаны ссылки на ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», определения Конституционного суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 №58-О, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 № 2280/10.
Ответчик заявленные требования не признал, представил отзыв на исковое заявление № 02-14-09/150 от 30.04.2013.
В отзыве на исковое заявление указано, что истцом не доказана совокупность всех условий деликтной ответственности. Надлежащим ответчиком по данному делу должно выступать Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета и орган, на который возложены функции по предоставлению жилья или денежных средств на его приобретение военнослужащим. Также указано, что истцом не представлено достаточных доказательств того, что спорное помещение выбыло из муниципальной собственности.
В судебном заседании истец предъявленные требования поддержал в полном объеме, представил возражения на отзыв. Считает доказанным факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем военнослужащих. Также считает доказанным факт причинения местной администрации убытков - стоимости жилого помещения, выбывшего из владения и распоряжения муниципального образования «городской округ «город Улан-Удэ». По мнению истца, доказано и наличие причинно-следственной связи между двумя вышеуказанными обстоятельствами. Вследствие неисполнения Российской Федерацией обязанности по обеспечению военнослужащих жильем было принято решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29.12.2012 по делу № 2-1493/12 об обязании органа местного самоуправления заключить договор социального найма с гражданами, не относящимся к категории малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец указал, что довод представителя Минфин РФ о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство обороны РФ не нашел своего подтверждения, поскольку ответчиком не представлено никаких доказательств того, что Министерству обороны РФ выделялись бюджетные средства для компенсации органам местного самоуправления расходов, возникших в результате исполнения государственных полномочий. Возмещение расходов истца на обеспечение жильем членов семьи военнослужащего ВС РФ не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Считает необоснованными доводы о недоказанности истцом фактических расходов на приобретение жилья ввиду непроведения торгов на приобретение жилья, поскольку согласно п.3 ст.2019 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов. Поскольку в бюджете г. Улан-Удэ денежные средства на приобретение жилья не предусмотрены, Администрация г. Улан-Удэ размещать заказ не вправе. На основании изложенного, истец полагает, что факт причинения убытков и их размер доказан.
Представитель ответчика дал пояснения согласно отзыву на иск.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, своих представителей не направило. Копия определения суда о назначении судебного разбирательства и привлечении третьего лица от 30.04.2013, направленная третьему лицу заказным письмом с уведомлением № 67000861940861, возвращена органом почтовой связи с отметкой «истек срок хранения». Третье лицо считается извещенным надлежащим образом по пункту 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о времени и месте судебного разбирательства размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет».
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие извещенного третьего лица.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Исследовав материалы дела, изучив и оценив доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Материально-правовым требованием является требование истца о взыскании 1 495 942 рублей 50 копеек – убытков, образовавшихся в результате предоставления жилья военнослужащему, за счет казны Российской Федерации.
Судом оценены в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следующие доказательства:
приложенные к исковому заявлению:
- технический паспорт на жилое помещение от 25.08.2009, договор социального найма жилого помещения №35 от 29.01.2013, решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29.10.2012 по делу №2-1493/12, апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 12.12.2012, письмо КУиЗ г. Улан-Удэ №21037 от 28.01.2013, письмо Бурятстата №ПА-04-34/103 от 18.01.2013.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда от 29.10.2012 удовлетворены встречные исковые требования о понуждении заключения договора социального найма (л.д. 21-27).
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 12.12.2012 решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ оставлено без изменения (л.д. 28-30).
29.01.2013 Администрация Октябрьского района (наймодатель) и ФИО3 (наниматель) подписали договор социального найма жилого помещения № 35, по которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты в изолированной квартире общей площадью 32,5 кв. м., в том числе жилой 17,1 кв. м., по адресу: <...>.
Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленному Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ » филиалом по Республике Бурятия по состоянию на 25.08.2009, общая полезная площадь квартиры составила 17,1 кв.м.
Размер заявленных требований подтвержден письмом Федеральной службы государственной статистики в лице территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия от 18.01.2013 №ПА-04-34/103.
В соответствии с письмом средняя цена одного квадратного метра общей площади жилых помещений по Республике Бурятия на конец 4 квартала 2012 г. на первичном рынке жилья составила 41 496 рублей, на вторичном рынке – 46 029 рублей.
В результате исполнения Администрацией г. Улан-Удэ решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29.10.2012 указанная квартира выбыла из владения истца, в связи с чем, бюджету города Улан-Удэ причинены расходы в размере 1 495 942 рублей 50 копеек.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно статье 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип самостоятельности бюджетов.
В силу пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 59 (части 2) Конституции РФ гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (пункты 1,2 статья 15, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации..
В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с принятием соответствующего решения.
В силу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 № 303-О, от 15.02.2005 № 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
В соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных правовых норм, при рассмотрении судом соответствующих исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между действиями (бездействием) государственного органа и причиненным вредом.
Возмещение расходов Администрации на обеспечение жильем военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения военнослужащему, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Предоставив жилое помещение ФИО3, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Истец выполнил свою обязанность по предоставлению семье военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации ФИО4 жилого помещения, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, истец не мог отказать семье военнослужащего ФИО4 в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Поскольку при исследовании и оценке имеющихся в материалах дела доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом установлен факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией в лице Министерства финансов Российской Федерации обязанностей по финансированию жилищной программы военнослужащих, а также размер понесенных Администрацией расходов и причинная связь между этими обстоятельствами, то требование истца – Администрации города Улан - Удэ является обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Указанное толкование правовых норм дано Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 08.06.2010 №2280/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Довод ответчика о том, что убытки истцу должны быть возмещены за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку ответственным за возмещение расходов является публично-правовое образование за счет казны в лице органа, осуществляющего контроль за ее расходованием, каковым является Министерство финансов Российской Федерации в силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101-112, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>) по делу №А10-832/2013 удовлетворить в полном объеме.
Взыскать 1 495 942 рублей 50 копеек – убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Администрации г. Улан-Удэ (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подаётся в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Республики Бурятия.
Судья Е.М.Аюшеева