ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А11-7669/12 от 05.12.2012 АС Владимирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владимир Дело № А11-7669/2012

17 декабря 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 17 декабря 2012 года.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 05.12.2012 был объявлен перерыв 12.12.2012 – 15 час. 30 мин.

Арбитражный суд Владимирской области в составе судьи Рыжковой О.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дьяковой К.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глори" (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира от 12.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридических лиц в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов; об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира произвести государственную регистрацию общества на основании представленных документов; о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира государственной пошлины в сумме 2000 руб. и расходов на оплату юридических услуг в сумме 10 000 руб.,

при участии представителей:

от заявителя – не явились, извещены (заказное письмо с почтовым уведомлением № 10850), в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания;

от заинтересованного лица – ФИО1 – по доверенности от 27.06.2012 сроком действия до 31.12.2012, ФИО2 – по доверенности от 02.02.2012 № 02-11-01/001135,

установил.

Общество с ограниченной ответственностью "Глори" (далее – заявитель, Общество, ООО "Глори") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) от 12.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридических лиц в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов; об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира произвести государственную регистрацию общества на основании представленных документов; о взыскании с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира государственной пошлины в сумме 2000 руб. и расходов на оплату юридических услуг в сумме 10 000 руб.

В обоснование заявленного требования Общество указало на то, что Инспекция неправомерно отказала в государственной регистрации юридического лица, поскольку им в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ) для государственной регистрации юридического лица были представлены все необходимые документы.

Инспекция требования Общества не признала, сославшись на то, что Обществом в заявлении о государственной регистрации юридического лица и представленном для его регистрации пакете документов содержится недостоверная информация.

Кроме того, Инспекция считает, что заявление о государственной регистрации юридического лица подано в Инспекцию неуполномоченным лицом, не являющимся законным представителей ООО "Глори", следовательно, Обществом не соблюдена установленная налоговым законодательством процедура подачи документов для государственной регистрации.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, арбитражный суд установил.

07.09.2012 в Инспекцию от ООО "Глори" поступило заявление – уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003 (код 33039), в котором указано четыре юридических лица, участвующих в реорганизации в форме присоединения: общество с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика", общество с ограниченной ответственностью "Русское поле", общество с ограниченной ответственностью "Церс Трейд", общество с ограниченной ответственностью "Глори".

Для государственной регистрации ООО "Глори" вместе с заявлением – уведомлением Обществом были представлены:

- протокол № 2 общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Русское поле" от 04.09.2012 о его реорганизации путем присоединения совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика", обществом с ограниченной ответственностью "Церс Трейд" к ООО "Глори", которым утвержден порядок реорганизации, решено утвердить передаточный акт и договор о присоединении;

- протокол № 1 совместного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Русское поле", общества с ограниченной ответственностью "Церс Трейд", общества с ограниченной ответственностью "Глори" от 04.09.2012, в котором зафиксировано единогласное решение о реорганизации обществ путем присоединения общества с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Русское поле", общества с ограниченной ответственностью "Церс Трейд" к обществу с ограниченной ответственностью "Глори", а также утвержден порядок реорганизации, решено утвердить передаточные акты и договор о присоединении;

- протокол № 2 общего собрания участников ООО "Глории" от 04.09.2012, в котором зафиксировано единогласное решение участников ООО "Глори" реорганизовать ООО "Глори" путем присоединения к нему общества с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Русское поле", общества с ограниченной ответственностью "Церс Трейд", также решено утвердить передаточный акт и договор о присоединении;

-протокол № 2 общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика" от 04.09.2012 в котором зафиксировано единогласное решение участников Общества о реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика" путем присоединения совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Русское поле" и обществом с ограниченной ответственностью "Церс Трейд" к ООО "Глори", а также утвержден порядок реорганизации, решено утвердить передаточный акт и договор о присоединении;

-решение № 2 единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Церс Трейд" от 04.09.2012 о реорганизации общества с ограниченной ответственностью "Церс Трейд" путем присоединения совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика" и обществом с ограниченной ответственностью "Русское поле" к ООО «Глори», которым утвержден порядок реорганизации, утвержден передаточный акт и договор о присоединении.

Решением от 12.09.2012 Инспекция отказала Обществу в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов.

Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом от 08.08.2011 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В силу статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

в) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;

г) передаточный акт или разделительный баланс;

д) документ об уплате государственной пошлины;

е) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования") и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

При этом в заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, на заявителя законодателем возложена обязанность по предоставлению в регистрирующий орган достоверной информации.

Следовательно, документы, представляемые в регистрирующий орган в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, должны не только соответствовать установленной форме, но и обладать признаками достоверности, в том числе с учетом требований законов, регламентирующих статус и порядок функционирования соответствующих юридических лиц. Документы, не отвечающие признакам достоверности, не могут быть основанием для внесения записи в государственный реестр.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ следует, что вопросы, касающиеся государственной регистрации, наряду с указанным Законом, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, документы общества с ограниченной ответственностью "Русское поле", а именно: протокол № 2 общего собрания участников общества от 04.09.2012 (графа – участники ООО "Русское поле"), протокол № 1 совместного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью "Легкая Удобная Логистика", общества с ограниченной ответственностью "Русское поле", общества с ограниченной ответственностью "Церс Трейд", общества с ограниченной ответственностью "Глори" от 04.09.2012 (графа - участники ООО "Русское поле") подписаны ФИО3

Вместе с тем согласно заключению эксперта Частного учреждения Владимирское Бюро судебной экспертизы от 12.11.2012 № 206/1.1, подписи от имени ФИО3 в указанных выше документах выполнены не ФИО3, а другим одним лицом.

Кроме того, пакет документов Обществом в Инспекцию был подан представителем ФИО4, действующим на основании доверенности от 04.09.2012, выданной директором управляющей организации ООО "Глори" ФИО5, сроком действия до 31.12.2012.

Указанной доверенностью ООО "Глори" уполномочивает ФИО4.(паспорт серия <...>, выдан ТП в г. Киржач МРО УФМС России по Владимирской области в г. Александрове 20.07.2009):

- подать заявление-уведомление о начале процедуры реорганизации для осуществления государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме присоединения, в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира;

- получить расписку в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации начала процедуры реорганизации в форме присоединения.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя.

Пунктами 1 и 3 статьи 26 Налогового Кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Согласно ответу Управления Федеральной миграционной службы по Владимирской области от 27.09.2012 № 10/17587 на запрос Управления Федеральной налоговой службы России по Владимирской области, на имя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ТП в г. Киржач МРО УФМС России по Владимирской области в г. Александрове 09.04.2010, оформлен паспорт гражданина РФ серии1710 № 043230 взамен утраченного паспорта гражданина РФ серии <...>, выданного 20.07.2009; паспорт серии <...> объявлен недействительным, в связи с тем, что данный паспорт был заявлен ФИО4 как утраченный.

Таким образом, ФИО4 в доверенности от 04.09.2012 указаны недостоверные паспортные данные.

Следовательно, документы в регистрирующий орган поданы неуполномоченным лицом, не являющимся законным представителем ООО "Глори", что является несоблюдением налогоплательщиком установленной налоговым законодательством процедуры подачи документов для государственной регистрации.

Статья 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в государственной регистрации устанавливает, в том числе непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.

Инспекция, установив недостоверность представленных Обществом сведений, правомерно приняла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО "Глори" на основании статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ ввиду непредставления необходимых для государственной регистрации документов.

Таким образом, решение Инспекции от 12.09.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица, принятого в отношении ООО "Глори", соответствует Федеральному закону от 08.08.2011 № 129-ФЗ и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Требование Общества о взыскании с Инспекции государственной пошлины в сумме 2000 руб. и расходов на оплату юридических услуг в сумме 10 000 руб. удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

В частях 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, взыскиваются арбитражным судом со стороны, в пользу которых принят судебный акт.

На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд, г.Владимир, через Арбитражный суд Владимирской области в течение месяца со дня его вынесения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г.Нижний Новгород, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Ю. Рыжкова