АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
24 мая 2022 года город Вологда Дело № А13-46/2022
Резолютивная часть решения суда объявлена 17 мая 2022 года.
Полный текст решения суда изготовлен 24 мая 2022 года.
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Лудковой Н.В. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Зайцевой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента экономического развития Вологодской области о признании недействительным представления Департамента финансов Вологодской области от 13 октября 2021 года № их. 42-5278/21 с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью «Лавальер Люкс» и Мэрии города Череповца,
при участии от заявителя ФИО1 по доверенности от 06.09.2021, от ответчика ФИО2 по доверенности от 31.01.2022, от ООО «Лавальер Люкс» ФИО3 по доверенности от 04.03.2022,
у с т а н о в и л:
Департамент экономического развития Вологодской области обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным представления Департамента финансов Вологодской области от 13 октября 2021 года № их. 42-5278/21.
Определениями суда от 17 января 2022 года, от 24 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Лавальер Люкс» (далее – ООО «Лавальер Люкс» ОГРН <***>) и Мэрия города Череповца (ОГРН <***>).
Мэрия города Череповца извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем, дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанного лица.
В обоснование заявленных требований Департамент экономического развития Вологодской области и его представитель в судебном заседании указали, что при проведении проверки ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку проверка правомерности принятого заявителем решения о присвоении ООО «Лавальер Люкс» статуса социального предприятия не относится к компетенции ответчика; основания для отказа в признании указанного общества социальным предприятием у заявителя отсутствовали; у ответчика отсутствуют полномочия по применению бюджетных мер принуждения в отношении Мэрии города Череповца; отсутствует обоснование размера субсидии, подлежащей возврату на основании оспариваемого представления.
Ответчик в отзыве на заявление (том 1, л.д. 130-135) и его представитель в судебном заседании требования Департамента экономического развития Вологодской области не признали, ссылаясь на пункт 3 статьи 265, абзацы второй и четвертый пункта 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункт 1.1 положения о Департаменте финансов Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 16.08.2005 № 882, указали на проведение проверки в рамках своей компетенции; неправомерное принятие заявителем решения о присвоении ООО «Лавальер Люкс» статуса социального предприятия; с учетом представленного ответчиком расчета (том 2, л.д. 2) в оспариваемом представлении предложено принять меры по возврату неправомерно предоставленных за счет межбюджетного трансферта федерального бюджета денежных средств в сумме 1 357 639 руб. 75 коп.
Третьи лица ООО «Лавальер Люкс» и Мэрия города Череповца в отзывах на заявление (том 2, л.д. 24, 28-29) поддержали позицию заявителя.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 24.05.2021 по 05.07.2021 на основании распоряжения от 23.04.2021 № 210 Департаментом финансов Вологодской области в Департаменте экономического развития Вологодской области проведена плановая проверка осуществления расходов областного бюджета на реализацию мероприятия государственной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2013-2020 годы» в части субсидий на реализацию регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, вошедших в список моногородов» в рамках подпрограммы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства» за 2020 год (том 1, л.д. 33-34).
Согласно пункту 2 названного распоряжения основным вопросом, подлежащим изучению в ходе проверки, является соблюдение положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при использовании субсидий на реализацию регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях, вошедших в список моногородов» в рамках подпрограммы «Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства».
Согласно акту проверки от 23.07.2021 (том 1, л.д. 22-32) ответчиком выявлено нарушение, выразившееся в неправомерном принятии заявителем решения о признании ООО «Лавальер Люкс» социальным предприятием, повлекшее неправомерное использование бюджетных средств посредством направления субсидии в размере 1 357 639 руб. 75 коп. указанному обществу.
В ходе проверки ответчиком установлено, что заявителем в пределах своей компетенции принято решение от 17.03.2020 № 43 о признании ООО «Лавальер Люкс» социальным предприятием на основании рекомендаций Межведомственной комиссии по вопросам признания субъектов малого и среднего предпринимательства социальными предприятиями (протокол от 17.03.2020 № 2).
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия» (далее – Приказ № 773) статус социального предприятия присваивается в том числе, если субъект малого или среднего предпринимательства соответствует условиям, установленным пунктом 4 части 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ), а именно: осуществляет деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей и способствующую решению социальных проблем общества, при условии, что доля доходов от осуществления такой деятельности (видов такой деятельности) по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 50% в общем объеме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства, а доля полученной указанным субъектом чистой прибыли за предшествующий календарный год, направленная на осуществление такой деятельности (видов такой деятельности) в текущем календарном году, составляет не менее 50 % от размера указанной прибыли (в случае наличия чистой прибыли за предшествующий календарный год), из числа видов деятельности перечисленных в подпунктах «а»-«з» названной нормы, в том числе деятельность по организации отдыха и оздоровления детей.
По мнению ответчика, деятельность с ОКВЭД 85.42.9 «Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки», указанная ООО «Лавальер Люкс» в заявлении от 28.02.2020 о признании его социальным предприятием, не соответствует видам деятельности, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 24.1 Закона № 209-ФЗ. Кроме того, на момент принятия заявителем решения от 17.03.2020 № 43 у него отсутствовали сведения о достоверности представленных ООО «Лавальер Люкс» данных о доле доходов и чистой прибыли, полученных от осуществления предусмотренной названной нормой деятельности (том 1, л.д. 82-83).
По результатам проверки ответчиком в отношении заявителя вынесено представление от 13.10.2021 № их. 42-5278/21 (том 1, л.д. 20-21), в соответствии с которым заявителю в срок до 30.09.2022 необходимо устранить выявленное нарушение и принять меры по устранению его причин и условий:
1. Принять меры по возврату неправомерно предоставленных бюджетных средств в сумме 1 357 639 руб. 75 коп.;
2. Провести с участием специалистов совещание по факту установленного нарушения, на котором подробно разобрать выявленное нарушение и обстоятельства, способствующие его совершению (результаты совещания оформить протоколом);
3. Обеспечить соблюдение норм Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2019 № 773 «Об утверждении Порядка признания субъекта малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия» при принятии решений о признании заявителей на получение поддержки из областного бюджета социальными предприятиями.
Кроме того, информацию о результатах исполнения представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, ответчику следует представить не позднее 01.10.2022.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, являются: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; незаконное возложение на них каких-либо обязанностей; создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Пунктом 3 статьи 265 БК РФ предусмотрено, что внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления от 16.08.2005 № 882 «Об утверждении Положения о Департаменте финансов Вологодской области» (далее – Положение о Департаменте финансов Вологодской области) ответчик является органом исполнительной государственной власти области, осуществляющим функции финансового органа области как субъекта Российской Федерации, органа внутреннего государственного финансового контроля и органа контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением контроля в сфере закупок Департаментом финансов области для своих нужд.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ, пункта 3.5 Положения о Департаменте финансов Вологодской области (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 17.02.2020 № 126), пункта 2 Порядка осуществления Департаментом финансов области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденному Постановлением Правительства Вологодской области от 01.04.2014 № 265, в сфере внутреннего государственного финансового контроля ответчик осуществляет:
контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений области;
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из областного бюджета, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, государственных контрактов;
контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из областного бюджета, а также в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования средств, предоставленных из областного бюджета, в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из областного бюджета;
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся, в частности, отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных (муниципальных) заимствований, регулирования государственного (муниципального) долга.
Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 Кодекса (статья 2 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 БК РФ федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 названного Кодекса, в случаях и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом, федеральными законами, указанными в статье 2 Кодекса, и актами, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 3 БК РФ.
Закон № 209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки. Следовательно, указанный закон не регулирует бюджетные правоотношения.
Порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядок формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия, утвержденные Приказом № 773, также не относятся к нормативным актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Проанализировав Положение о Департаменте финансов Вологодской области, утвержденное постановлением Правительства Вологодской области от 16.08.2005 № 882, а также требования Порядка осуществления Департаментом финансов Вологодской области полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденного постановлением Правительства области от 01.04.2014 № 265, пункт 2 распоряжения от 23.04.2021 № 210 суд считает, довод заявителя о том, что проверка правомерности принятого им решения о присвоении ООО «Лавальер Люкс» статуса социального предприятия не относится к компетенции ответчика, обоснованным.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
Ни в оспариваемом представлении, ни в акте проверки от 23.07.2021 не указано на нарушение заявителем правовых норм, регулирующих бюджетные правоотношения.
Решение о признании субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием от 17.03.2020 № 43 является ненормативным актом, проверка законности которого не отнесена к компетенции Департамента финансов Вологодской области.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что решение от 17.03.2020 № 43 о признании ООО «Лавальер Люкс» социальным предприятием в судебном порядке не оспорено и не признано недействительным. По состоянию на 10.03.2022 в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения в отношении ООО «Лавальер Люкс» (том 2, л.д. 27).
Следовательно, оспариваемое представление вынесено ответчиком с превышением его полномочий, не соответствует БК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя и подлежит признанию недействительным.
Учитывая изложенное, остальные доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела.
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что Закон № 209-ФЗ не устанавливает признание субъекта социальным предприятием в зависимости от конкретных кодов ОКВЭД, право на получение статуса социального предприятия обуславливается именно родом его деятельности.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель и ответчика освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л :
признать недействительным представление Департамента финансов Вологодской области от 13 октября 2021 года № их. 42-5278/21.
Обязать Департамент финансов Вологодской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента экономического развития Вологодской области.
В части признания недействительным представления решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Лудкова