ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А13-895/08 от 19.02.2009 АС Вологодской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

  ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

19 февраля 2009 года город Вологда Дело № А13-895/2008

Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Кирова С.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дегтяревой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии от заявителя – ФИО2 по доверенности от 02.07.2008 № 10,

у с т а н о в и л:

Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заявлении указано, что предпринимателем допущено административное правонарушение, выразившееся в том, что он осуществлял предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований и условий. Факт нарушения зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 26.01.2009 серии АДН № 000302, составленном главным государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области ФИО3 В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке части первой статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился. Отзыв на заявление не представил.

Дело рассмотрено в соответствии с частью третьей статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие предпринимателя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя заявителя, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, главным государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области ФИО3 на основании приказа от 11.01.2009 № 27 проведена проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – лицензируемая деятельность).

Обстоятельства, выявленные в ходе проверки, послужили основанием для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении от 26.01.2009 серии АДН № 000302.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 26.01.2009 серии АДН № 000302, предприниматель ФИО1, осуществляя предпринимательскую деятельность, допустил нарушение законодательства о лицензировании, а именно: статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), пунктов 1.8, 2.2, 3.2.3, 3.3.1, 3.4.3, 4.4, 4.6 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее – Приказ Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27), пункта 25 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 (далее – Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15), пунктов 2.3.3, 2.3.6, 2.3.7, 2.5.1, 2.5.2, 2.5.6, 2.6.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 (далее – Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15), пунктов 2.2, 5.2.5, 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее – Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2). За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по части третьей статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Предприниматель ФИО1 зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 20.12.2005 за основным государственным регистрационным номером 305352535400034 и на основании лицензии серии ВА № 215787 (регистрационный № АСС-35-000515) на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) со сроком действия с 12.01.2006 по 11.01.2011.

В соответствии с частью третьей статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении от 26.01.2009 серии АДН № 000302 составлен главным государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области ФИО3 в пределах полномочий.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензионные требования и условия - это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В соответствии с частью первой статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей, анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств, обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 1.8 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 организации, а также водители - предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.

Согласно пункту 3.4.3. Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация:

- осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию;

- организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации;

- оперативно доводит до водителей сведения о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения водителями организации.

В пункте 5.2.5 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 указано, что владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

В соответствии с пунктом 5.9 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).

В соответствии с подпунктом «к» пункта 4.3.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 путь следования автотранспортного средства (маршрут) и параметры его движения (расписание, скорость, места остановок и т.п.) должны соответствовать условиям договора перевозки, установленным в технических документах с обязательным соблюдением правил дорожного движения. Согласно пункту 4.4.3 ГОСТ Р 51825-2001 исполнитель обеспечивает осуществление перевозки в соответствии с установленным расписанием, другими требованиями по времени и скорости движения автотранспортных средств, предусмотренными договором перевозки.

В ходе проверки выявлено, что предпринимателем не осуществляется контроль за соблюдением водителями времени выхода и возвращения с линии, расписаний движения. Так водитель ФИО4 18.01.2009, согласно путевому листу 186, маршрут № 68, выехал в 08 час. 05 мин., возвратился в 18 час. 00 мин., тогда как согласно расписанию движения автобусов на маршруте № 68 «ВПЗ – Канифольный завод» (далее – расписание), для выходов №№ 3,10 выезд по расписанию в 06 час. 32 мин. и в 06 час. 53 мин., возврат в 18 час. 37 мин. и в 18 час. 58 мин; 10.01.2009, согласно путевому листу № 80, маршрут № 68, выехал в 07 час. 40 мин., возвратился в 19 час. 30 мин., тогда как согласно расписанию для выхода № 10 выезд в 06 час. 53 мин., возврат в 18 час. 58 мин.; 07.01.2009 водитель ФИО4, согласно путевому листу № 39, маршрут 68, выехал в 07 час. 35 мин., возвратился в 19 час. 50 мин, тогда как согласно расписанию маршрута № 68 для выхода № 10 выезд в 06 час. 58 мин. возврат в 18 час. 58 мин. Водитель ФИО5, согласно путевому листу № 51, маршрут № 53, 08.01.2009 выехал в 07 час. 14 мин., возвратился в 18 час. 58 мин., согласно расписанию на маршруте № 53 для выхода № 3 выезд в 07 час. 05 мин., возврат в 18 час. 40 мин.; 04.01.2009, согласно путевому листу № 3401, маршрут № 53, выехал в 07 час. 55 мин, возвратился в 18 час. 30 мин., тогда как согласно расписанию на маршруте № 53 для выхода № 3 выезд в 7 час. 05 мин., возврат в 18 час. 40 мин.

Частью третьей статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей.

В силу положений пункта 3.3.2 Приказа Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Согласно пункту 3 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

В соответствии с пунктом 11 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В силу пункта 13 указанного Приказа водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Пунктом 24 данного Приказа установлено, что водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

В соответствии с пунктом 25 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В подпункте «и» пункта 4.3.3.3 ГОСТ Р 51825-2001 указано, что перевозка пассажиров должна осуществляться при соблюдении условий, а именно технологический процесс выполняют с обязательным соблюдением режимов труда и отдыха водителей, установленных в действующих нормативных актах.

В ходе проверки выявлено, что предпринимателем не обеспечивается установленная законодательством продолжительность междусменного отдыха, что подтверждается путевыми листами от 28.12.2008 № 3317, от 29.12.2008 № 3331, от 15.01.2009 № 143, от 16.01.2009 № 156, от 04.01.2009 № 329, от 05.01.2009 № 330.

В соответствии с пунктом 4.6 Приказа Минтранса РФ от 09.03.2005 № 27 организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить охрану транспортных средств для исключения возможности самовольного их использования водителями организации, а также посторонними лицами или повреждения транспортных средств.

Согласно пункту 2.5.6 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет обеспечения охраны транспортных средств для исключения возможности неразрешенного использования их водителями предприятия или посторонними лицами или нанесения порчи транспортным средствам.

Предпринимателем не обеспечивается охрана транспортных средств для исключения самовольного их использования водителями. Согласно запросу ОГИБДД УВД по г. Вологде от 22.01.2009 № 9/169 в адрес Управления сотрудниками ОГИБДД УВД по <...> было выявлено транспортное средство марки ГАЗ 322132 гос. № АЕ 516/35, маршрут № 68, стоящее в ночное время в дворовых территориях. В ответе от 26.01.2009 ООО «Вологодское ПАТП» указало на то, что транспортное средство марки ГАЗ 322132 гос. № АЕ 516/35 принадлежит предпринимателю ФИО1, в течение января месяца 2009 года на стоянке ООО «Вологодское ПАТП» в межсменное время не парковалось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Пунктом 3.3.1 Приказа Минтранса от 09.03.1995 № 27 установлено, что организация обеспечивает прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований

При выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию (пункт 2.3.7 Приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15).

В результате проверки выявлено, что предпринимателем не представлена справка медицинского освидетельствования водителя ФИО5, выезжавшего на линию 07.01.2009 и 08.01.2009, согласно путевым листам № 39 и № 51.

В соответствии с пунктами 2.3.3, 2.6.2 Приказа Минтранса от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения; при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обеспечивают безопасность перевозок пассажиров и грузов для чего ведут учет рабочего времени водителей, показателей безопасности дорожного движения в пределах отчетности, утвержденной в установленном порядке.

Согласно имеющимся в материалах дела справкам ОГИБДД УВД по г. Вологде от 27.11.2008 и 14.10.2008 правила дорожного движения нарушил ФИО4 (не соблюдение требований дорожных знаков); 30.10.2008, 17.10.2008 правила дорожного движения нарушил ФИО5 (нарушение правил перевозки людей; проезд на запрещающий сигнал светофора); 15.10.2008 предприниматель ФИО1 нарушил правила перевозки людей. В ходе проверки предпринимателем не представлены сведения об учете и анализе нарушений водителями требований безопасности движения.

Событие правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки от 26.01.2009 № 30, протоколом об административном правонарушении от 26.01.2009 серии АДН № 000302, путевыми листами.

Суд считает, что вина предпринимателя в совершении правонарушения доказана административным органом. При составлении прокола от 26.01.2009 серии АДН № 000302 предприниматель с выявленными нарушениями согласился.

Таким образом, в действиях предпринимателя ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно части третьей статьи 14.1 КоАП РФ административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

В силу абзаца 3 части третьей статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, подлежат рассмотрению судьями арбитражных судов.

В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ обстоятельством отягчающим административную ответственность признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административное правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Согласно статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

В данном случае, судом установлены обстоятельства, отягчающие ответственность ответчика, а именно предприниматель в течение 2008 года привлекался к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, что подтверждается решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.07.2008 по делу № А13-3903/2008. Обстоятельств смягчающих административную ответственность судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд считает возможным, с учетом совершенного правонарушения и обстоятельств его совершения, наложить на предпринимателя штраф в размере 3100 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области

р е ш и л:

привлечь предпринимателя ФИО1, зарегистрированного в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 20.12.2005 за основным государственным регистрационным номером 305352535400034, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 3100 рублей.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ. Об уплате штрафа сообщить в арбитражный суд Вологодской области.

Реквизиты для уплаты штрафа: получатель платежа ИНН <***> КПП 352501001 УФК по Вологодской области (УГАДН по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта). Банк получателя платежа: расчетный счет <***> ГРКЦ ГУ Банка России по Вологодской области г. Вологда БИК 041909001 ОКАТО 19401000000 код КБК 10611690040040000140.

Судья С.А. Киров