АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Воронеж Дело № А14-14365/2013
«05» марта 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 марта 2014 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05 марта 2014 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Сафоновой З.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Азаровой И. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж «Воронежская горэлектросеть», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании убытков в сумме 210 134,67 руб.
при участии в заседании представителей6
от истца – ФИО1, по доверенности № 7 от 10.05.13. (пост. на 1 год),
от ответчика – ФИО2, по доверенности № 50 от 06.12.13.(пост. по 31.12.14.),
у с т а н о в и л:
Муниципальным унитарным предприятием городского округа город Воронеж «Воронежская горэлектросеть» заявлены требования к Муниципальному образованию городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж о взыскании за счет средств муниципальной казны 210 134,67 руб. убытков, причиненных в период с 22.10.2012 г. по 21.10.2013 г. и составляющих стоимость электроэнергии, потребленной для обеспечения работы повысительной насосной станции по ул. Куцыгина 25-н в г. Воронеже, осуществляющей подкачку холодной воды на верхние этажи дома № 27 по ул. Куцыгина, с учетом уточнений, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ).
Представитель истца поддержал требования в полном объеме.
Ответчик исковые требования не признал, считая себя ненадлежащим ответчиком, а также указал на недоказанность заявленных расходов.
Других дополнений не поступило. Учитывая достаточность представленных доказательств, суд в порядке ст.ст. 136, 137 АПК РФ признал дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное заседание, продолжил рассмотрение в судебном разбирательстве.
На основании ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 04 марта 2014 г.
Из представленных материалов установлено.
21.10.2013г. проведена проверка потребления электрической энергии насосной повысительной станцией (ПНС) по ул. Куцыгина,25-н. выявлено потребление электрической энергии для подкачки холодной воды на верхние этажи жилого дома № 27 по ул. Куцыгина. Энергия потребляется без договора, учитывает счетчиком 009186008, о чем составляен акт №3386-В от 21.10.2013 г.
Объем потребленной электроэнергии в период с 22.10.12. по 21.10.13. составил 3114,2 Квт/час.
Истец, полагая, что несет убытки в результате возмещения гарантирующему поставщику стоимости потерь электрической энергии в результате бездействия ответчика, обратился в суд с нестоящим иском.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав доказательства и оценив всё в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
21.10.2013 истец с участием представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж и незаинтересованных лиц, проверив потребление электроэнергии повысительной насосной станции, составили акт о бездоговорном потреблении электрической энергии, в котором зафиксировали текущие показания электросчетчика - 17160,4.
По сообщению Управления Федеральной службы Государствнной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области от 19.07.2011 г., здание насосная станция, расположенная по адресу: ул. Куцыгина, 25н, обеспечивающая подачу холодной воды в жилой дом №27 по ул. Куцыгина поставлена на учет в управлении Росреестра как бесхозяйный объект, номер записи 36-36-01/123/2011-031У.
Размер исковых требований определен истцом исходя из объема потребления электрической энергии на основании показаний прибора учета по состоянию на 21.10.2013.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Пунктом 4 ст. 14 Закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении №3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Согласно п. 1 указанного приложения к таким объектам относятся и объекты электросетевого хозяйства (объекты инженерной инфраструктуры).
27.01.2011 Администрацией городского округа город Воронеж принято постановление №20 «Об утверждении положения о порядке выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества».
В соответствии с п. 4.3 указанного постановления в течение тридцати дней с момента постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на учет соответствующими департаментами администрации городского округа по принадлежности готовятся муниципальные правовые акты об определении специализированного предприятия, принимающего на техническое обслуживание бесхозяйные объекты до признания права муниципальной собственности и определения балансодержателя в установленном законодательством порядке: а) приказ департамента - в отношении определения муниципального специализированного предприятия; б) проект распоряжения администрации городского округа город Воронеж - в отношении определения специализированного предприятия иной организационно-правовой формы.
Доказательств передачи бесхозяйного объекта на обслуживание специализированного предприятия ответчик не представил.
Довод ответчика о принятии мер по определению обслуживающей организации со ссылкой на приказ Управления жилищно-коммунального хозяйства Департамента городского хозяйства от 15.03.2012 №10-05/20 о передаче насосной станции на обслуживание МУП «Водоканал Воронежа» судом во внимание не принимается. Доказательства фактической передачи объекта на обслуживание МУП «Водоканал Воронежа» либо ООО «РВК-Воронеж» в связи с заключением в марте 2012 года концессионного соглашения ответчик не представил.
Таким образом, действия ответчика подтверждают, что им приняты меры к определению правовой принадлежности спорного объекта и принятию его в муниципальную собственность как бесхозяйного объекта недвижимого имущества и свидетельствуют о том, что единственным лицом, полномочным владеть и распоряжаться насосной станцией, является ответчик.
Правоотношения сторон рассматриваемого спора вытекают из договора энергоснабжения.
В силу ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 ГК РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу названных норм права обязанность по оплате оказанных услуг возлагается на абонента (потребителя). При этом факт отсутствия договорных отношений в силу ст. ст. 8, 307, 309 ГК РФ не освобождает потребителя от обязанности по оплате спорного вида услуг.
В соответствии с п. 3 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Порядок расчетов за потребленную энергию в случае выявления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии, в спорный период регулируется Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006, (Правила №530) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (Правила №442).
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями условий заключенных договоров, определяющих порядок учета поставляемой электрической энергии, а также наличия у потребителей оснований для потребления электрической энергии.
В соответствии с п. 156 Правил №530 стоимость выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии взыскивается с лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электроэнергии, сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства указанного лица, на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии по действующему на дату взыскания тарифу на электрическую энергию для соответствующей категории потребителей, включающему стоимость электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии, а также услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы, за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.
Согласно п. 84 Правил №442 также установлено, что стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного бездоговорного потребления электрической энергии (далее - стоимость объема бездоговорного потребления) рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.
Исходя из смысла норм права, взыскание стоимости выявленного объема бездоговорного потребления электрической энергии осуществляется с лица, осуществившего бездоговорное потребление электроэнергии, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сетям сетевой организации, и при отсутствии у этого лица заключенного с энергоснабжающей организацией договора энергоснабжения.
Кроме того, решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.06.2013 г. по делу №А14-777/2013 с ответчика в пользу истца взыскано 77 667,93 руб. убытков, составивших бездоговорное потребление спорной насосной повысительной станцией в период с 31.05.2012 г. по 22.10.2012. Решение вступило в законную силу.
В этой связи, суд признает правомерным при расчете стоимости бездоговорного потребления электроэнергии определение периода потребления с 22.10.2012 по 21.10.2013. При указанных обстоятельствах, стоимость бездоговорного потребления электроэнергии составляет 210 134,67 руб.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (ст. 1071 ГК РФ).
Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.5, 2.2.5 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 26.09.2012 №940-III к функциям Управления относится осуществление в установленном порядке процедуры приема имущества, земельных участков в муниципальную собственность, в том числе бесхозяйного, управление является главным распорядителем и получателем средств бюджета городского округа по вопросам, входящим в его компетенцию, и главным администратором соответствующих доходов бюджета.
Таким образом, Управление является органом, имеющим в силу п. 2 ст. 125 ГК РФ право на представление интересов муниципального образования в арбитражном суде.
В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК РФ средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Пунктом 1 ст. 126 ГК РФ установлено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Обязанность муниципального образования по несению расходов на содержание бесхозяйных объектов вытекает из указанных выше правовых актов, в связи с чем, доводы ответчика суд считает несостоятельными.
При рассмотрении спора подтвержден факт осуществления поставки холодной воды в жилой дом №27 по ул. Куцыгина через повысительную насосную станцию, находящуюся по адресу: ул. Куцыгина, 25н.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
При указанных обстоятельствах суд удовлетворяет требования в полном объеме.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу п. п. 1.1. п. 1 ст. 333. 37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 17 (в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ № 139 от 11.05.2010г.) «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ» в силу главы 25. 3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
При обращении с иском истец оплатил госпошлину в сумме 2 000руб. за рассмотрение дела в суде.
Поскольку требования истца удовлетворены, с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб., а госпошлина в доход федерального бюджета взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 65, 110, 163, 167-171, 257 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Муниципального образования городской округ город Воронеж в лице Управления имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Воронеж за счет средств муниципальной казны в пользу Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж «Воронежская горэлектросеть», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) убытки в сумме 210 134,67 руб. и госпошлину в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок путем подачи жалобы через Арбитражный суд Воронежской области.
Судья Сафонова З.В.