АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воронеж Дело № А14-6751/2020
«30» сентября 2020 г.
резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2020 г.
в полном объеме решение изготовлено 30 сентября 2020 г.
Арбитражный суд Воронежской области в составе судьи Кострюковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Тараниной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
Общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Управлению лесного хозяйства Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 3 368 389 руб. 34 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1, адвокат, доверенность от 17.03.2020 (сроком на один год),
от ответчика: ФИО2, начальник отдела, доверенность № 64-11/7889 от 30.12.2019 (сроком по 31.12.2020),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Управлению лесного хозяйства Воронежской области (далее – ответчик) о взыскании стоимости выполненных работ по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 50 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 1 000 руб., неосновательного обогащения в виде уплаченной 29.11.2019 суммы неустойки в размере 1 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неустойки, уплаченную платежным поручением № 1450 от 29.11.2019 в размере 1 000 руб.
Определением суда от 02.06.2020 исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В адрес суда по почте 26.06.2020 от истца поступило ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил суд взыскать с ответчика стоимость выполненных работ по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 3 000 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 31 516 руб. 39 коп., неосновательное обогащение в виде уплаченной 29.11.2019 суммы неустойки в размере 300 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неустойки, уплаченную платежным поручением № 1450 от 29.11.2019 в размере 3 151 руб. 64 коп.
Определением от 06.07.2020 удовлетворено ходатайство истца, приняты к рассмотрению уточненные исковые требования, в связи с чем суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В предварительном судебном заседании 16.09.2020 истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просил суд взыскать с ответчика стоимость выполненных работ по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 3 000 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 62 172 руб. 13 коп., неосновательное обогащение в виде уплаченной 29.11.2019 суммы неустойки в размере 300 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неустойки, уплаченную платежным поручением № 1450 от 29.11.2019 в размере 6 217 руб. 21 коп.
В порядке ст.ст. 49, 159 АПК РФ ходатайство истца удовлетворено, приняты к рассмотрению уточненные исковые требования.
Истец поддержал исковые требования с учетом принятых судом уточнений по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требования не признал, сославшись на отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ от 27.03.2020 и отсутствие оснований для оплаты работ, поскольку конечный результат выполненных работ (включение сведений о границах ЛЗП в ЕГРН) не достигнут. Из письма Управления Росреестра по Воронежской области от 30.01.2020 следует невозможность внесения представленных сведений в ЕГРН на том основании, что Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не установлены основания и порядок внесения в ЕГРН сведений о границах ЛЗП (зоне с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности).
С учетом того, что определением суда от 06.07.2020 дело было назначено к судебному разбирательству, стороны не заявили возражений против рассмотрения дела в судебном заседании, суд вынес определение о завершении предварительного судебного заседания и переходе к судебному разбирательству.
В судебном заседании 16.09.2020 объявлялся перерыв до 23.09.2020.
После перерыва судебное заседание проводилось в отсутствие сторон на основании статьи 156 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 01.07.2019 между
Управлением лесного хозяйства Воронежской области (государственный заказчик) и ООО Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии» (исполнитель) заключен государственный контракт № К.2019.2646 на выполнение работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса города Воронежа и внесение сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости (далее – контракт) по результатам открытого конкурса в электронной форме (протокол от 18.06.2019 № 0131200001019001981).
В соответствии с пунктом 1.1. контракта государственный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по установлению границ лесопаркового зеленого пояса города Воронежа и внесению сведений о границах в Единый государственный реестр недвижимости (далее - работы) в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту).
Согласно пункту 1.2. контракта государственный заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные исполнителем работы. Состав и объем работ, а также требования к выполнению работ, определены Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту).
Пунктом 2.1. контракта определено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим контрактом и Федеральным законом № 44-ФЗ.
Цена настоящего контракта определена по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (протокол от 18.06.2019, номер открытого конкурса в электронной форме 0131200001019001981) и составляет 3 000 000 руб., в том числе НДС - 20% в сумме 500 000 руб. (пункт 2.2. контракта).
Цена контракта включает все расходы на выполнение работ, необходимые для реализации контракта в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение № 1 к контракту), а также уплату всех предусмотренных действующим законодательством налогов, таможенных пошлин, и других обязательных платежей и сборов (пункт 2.3. контракта).
Согласно пункту 2.5. контракта государственный заказчик производит оплату после выполнения всего перечня работ, предусмотренного Техническим заданием, в течение 30 дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных работ и предоставления документов для оплаты.
В пункте 4.1. контракта стороны предусмотрели срок выполнения работ - с даты заключения государственного контракта по 15.10.2019.
Пунктом 4.2. предусмотрено, что исполнитель в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить государственному заказчику результаты выполненных работ, предусмотренных контрактом.
Работы считаются выполненными после подписания акта сдачи - приемки выполненных работ обеими сторонами (пункт 4.10. контракта).
Вся документация, переданная государственному заказчику на условиях выполнения работ, является его собственностью (пункт 4.11. контракта).
В соответствии с пунктом 10.4. контракта за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, исполнитель уплачивает государственному заказчику штраф в размере 300 000 руб.
Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует по 31.12.2019 (пункт 6.1. контракта).
Согласно пункту 4 Технического задания (Приложение № 1 к контракту) цель работы – установление границ лесопаркового зеленого пояса города Воронежа (далее – ЛЗП) в соответствии с прилагаемым перечнем (приложение № 1 к Техническому заданию). Установление границ ЛЗП направлено на информирование граждан и юридических лиц об ограниченном режиме природопользования и иной хозяйственной деятельности на данной территории; об особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, входящих в состав ЛЗП. Установленные границы будут использоваться при территориальном планировании городского округа, а также в планировании мероприятий по обеспечению режима использования ЛЗП.
В пункте 6 Технического задания (Приложение № 1 к контракту) стороны определили исходные данные:
6.1. Площадь территории, в отношении которой планируется установить границы ЛЗП, в соответствии с Постановлением Воронежской областной Думы от 07.03.2019 № 1665-У1-ОД «О создании лесопаркового зеленого пояса города Воронежа и о его площади» составляет 15,5 тыс. га (приложение № 1 к Техническому заданию).
Общая площадь земельных (лесных) участков, подлежащих включению в ЛЗП, может быть уточнена по результатам выполнения работ, но не может быть меньше указанной площади.
В случае, если при проведении работ проектные границы и площадь ЛЗП будут меняться в связи с исключением объектов, сведения о которых будут получены согласно настоящего Технического задания с учетом требований, указанных в пункте 3 статьи 62.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», исполнитель по согласованию с государственным заказчиком, компенсирует такие площади путем включения в границы ЛЗП иных земельных участков.
Иные необходимые при выполнении работ исходные данные подрядчик получает самостоятельно.
6.2. В границы лесопаркового зеленого пояса включаются территории, на которых расположены леса, водные объекты или их части, природные ландшафты, территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему и выполняют средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
6.3. Не подлежат включению в границы лесопаркового зеленого пояса территории, не указанные в пункте 6.2. настоящего Технического задания, а также территории в случаях:
-их загрязнения, наличия на них отходов производства и потребления, нарушения почвенного покрова;
-если на них расположены земельные участки, предоставленные для размещения объектов капитального строительства, либо земельные участки, на которых находятся объекты капитального строительства (в том числе объекты незавершенного строительства), за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности;
-если на них расположены земельные участки, зарезервированные для государственных и муниципальных нужд;
-если в отношении них заключен договор о развитии застроенной территории или договор о комплексном освоении территории;
-если территория в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначена для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, либо в отношении территории принято решение о подготовке документации по планировке территории или обеспечивается подготовка документации по планировке территории;
-если территория или расположенные на ней земельные участки указаны в лицензии на использование недрами или в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» подана заявка о предоставлении права пользования участком недр, над поверхностью которого расположен земельный участок, принято решение о проведении конкурса или аукциона на право пользования таким участком недр, либо месторождение полезных ископаемых, расположенное в границах соответствующего земельного участка, содержит запасы полезных ископаемых, поставленных на государственный баланс, либо участок недр включен в перечень участков недр федерального или местного значения;
-если на них расположены участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр;
-если на них расположены земельные участки, изъятые для государственных или муниципальных нужд.
Исключение указанных территорий из состава ЛЗП (приложение № 1 к настоящему Техническому заданию) исполнитель осуществляет в соответствии со сведениями, полученными в соответствующих уполномоченных органах.
В пункте 7 Технического задания (Приложение № 1 к контракту) стороны определили основные требования к выполнению работ:
В ходе выполнения работы по установлению границ ЛЗП, согласно перечню земельных (лесных) участков, подлежащих включению в ЛЗП (приложение № 1 к Техническому заданию), исполнитель обязан выполнить:
7.1. Сбор исходных данных, документов, материалов и сведений, необходимых для проведения работ, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
7.2. Определение границ земельных участков, граничащих с объектом работ, а также сбор сведений о земельных участках, затрагиваемых при установлении границ ЛЗП. Определение перечня неразграниченных участков ЛЗП, координатное описание которых необходимо установить геодезическим путем.
7.3. Определить координаты характерных точек границ ЛЗП фотограмметрическим, картометрическим, геодезическим способами, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению» с использованием лесоустроительных материалов, сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), материалов для установления границ населенного пункта город Воронеж.
7.4. Установить на карте (плане) объекта землеустройства зоны с особыми условиями использования территорий в соответствии с пунктом 3 статьи 62.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
7.5. Составить текстовое и графическое описание местоположения границ ЛЗП; перечень координат характерных точек границ ЛЗП.
7.6. Подготовить картографическую основу с нанесением границ ЛЗП на бумажном и электронном носителе; картографический материал с нанесенными границами ЛЗП в границах городского округа город Воронеж, с отображением основных улиц (М 1:50000).
7.7. Обеспечить согласование местоположения границ ЛЗП с Администрацией городского округа город Воронеж, департаментом архитектуры и градостроительства Воронежской области, департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области, Государственным заказчиком и другими органами при необходимости на предмет соответствия требованиям главы IX. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
7.8. Формирование пакета документов, содержащих сведения о границе ЛЗП как зоны с особыми условиями использования территорий в соответствии с требованиями п.п. 4, 31 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532, для направления в Управление Росреестра по Воронежской области.
К документам, направляемым в Управление Росреестра по Воронежской области для включения сведений о границах ЛЗП в Единый государственный реестр недвижимости, прилагаются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ ЛЗП (зоны с особыми условиями использования территорий), перечень координат характерных точек границ такой зоны в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных.
7.9. Исполнитель работ не позднее 45 календарных дней до даты окончания срока выполнения работ, установленного пунктом 9 настоящего Технического задания, представляет сформированный пакет документов государственному заказчику.
Пунктом 8 Технического задания (Приложение № 1 к контракту) предусмотрено, что конечным результатом выполненных работ является включение сведений о границах ЛЗП в ЕГРН как зоны с особыми условиями использования территорий.
Документом, подтверждающим внесение сведений о границах ЛЗП в ЕГРН, является: уведомление Управления Росреестра по Воронежской области о внесении сведений о границах ЛЗП в ЕГРН, или выписка из ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, содержащая сведения о лесопарковом зеленом поясе.
Результаты работ должны быть достоверными. При необходимости в целях проверки достоверности полученных результатов работ от исполнителя может быть истребована дополнительная документация. В случае недостоверности такие результаты работ не имеют потребительской ценности и оплате не подлежат.
Во исполнение условий государственного контракта № К.2019.2646 от 01.07.2019 ответчик выполнил работы по установлению границ лесопаркового зеленого пояса города Воронежа и передал результат ответчику, что подтверждается материалами дела и ответчиком не оспорено.
Встречное обязательство по оплате выполненных работ ответчик надлежаще не исполнил.
Согласно представленного истцом расчета, сумма долга ответчика составила 3 000 000 руб.
Ссылаясь на несвоевременность выполнения работ, ответчик обратился к истцу с требованием (претензией) об уплате штрафа в размере 300 000 руб. за исх.№ 64-11/6115 от 16.10.2019.
Платежным поручением № 1450 от 29.11.2019 истец перечислил на счет ответчика денежные средства в размере 300 000 руб. (назначение платежа: плата неустойки по государственному контракту № Ф.2019.2646).
Вместе с тем, по результатам рассмотрения претензии за исх.№ 64-11/6115 от 16.10.2019 истец направил в адрес ответчика письмо, в котором сообщил о том, что задержка исполнения государственного контракта произошла по объективным причинам, не зависящим от воли исполнителя.
Заказчик в соответствии с условиями контракта и законодательством РФ обязан оказывать исполнителю содействие в выполнении работы, в том числе путем предоставления исходных данных.
Ответственным должностным лицом со стороны заказчика по контракту была назначена ФИО3.
С 01.07.2019 по 06.08.2019 ФИО3 находилась в отпуске, затем на больничном. Всё это время исполнитель не мог наладить с заказчиком должного взаимодействия, необходимость которого предусмотрена контрактом.
Исполнитель в письме исх.№965/19 от 06.08.2019 выражал свою озабоченность бездействием заказчика в части обязательств, предусмотренных контрактом и предупреждал о возможном срыве сроков выполнения работ по вышеуказанной причине.
В соответствии с Приложением №1 к Техническому заданию контракта установлен перечень земельных участков, подлежащих включению в ЛЗП.
В Письме № 64-11/4632 от 09.08.2019 заказчик требует исключить из состава ЛЗП земельные участки принадлежащие на праве собственности или ином вещном праве гражданам или юридическим лицам, земельные участки на которые зарегистрирована аренда граждан или юридических лиц, а также участки автомобильных дорог и кладбища (площадь необходимо согласовать в департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области), при этом заказчик указывает на необходимость обеспечить компенсацию выбывающих площадей путем включения в границы ЛЗП иных земельных участков и согласовать предложение с заказчиком. Данные работы не были предусмотрены изначальным техническим заданием к контракту и, по сути, меняют его, увеличивая объем работ по контракту.
Кроме того, в письме № 64-11/5118 от 28.08.2019 заказчик требует включить в состав лесозащитной полосы ООПТ «Воронежская нагорная дубрава» общей площадью 7020,3 га, что также не было предусмотрено техническим заданием к контракту, и потребовало проведение дополнительных работ.
Все вышеуказанные требования заказчика были приняты исполнителем к исполнению, но потребовали значительных трудовых и временных затрат.
В ответе на претензию за исх.№ 64-11/6115 от 16.10.2019 истец обратился к ответчику с предложением о заключении дополнительного соглашения о переносе сроков выполнения работ, поскольку выполнение дополнительного объема работ невозможно без пролонгации срока контракта. Данное предложение оставлено ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на отсутствие оплаты выполненных работ по государственному контракту, неосновательное обогащения ответчика в виде полученных денежных средств (неустойки) за просрочку сроков выполненных работ, возникшей не по вине исполнителя, истец обратился к ответчику с претензией об оплате задолженности, возврате уплаченной неустойки и оплате процентов за пользование чужими денежными средствами.
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, оценив представленные по делу доказательства, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из существа заявленных исковых требований и правовой природы отношений, вытекающих из заключенного сторонами контракта, к возникшему спору подлежат применению нормы главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) об ответственности за нарушение обязательств, нормы 37 ГК РФ о договорах подряда и специальные нормы, регулирующие отношения по выполнению работ для муниципальных нужд (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Как следует из пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (п. 1 ст. 720 ГК РФ).
Из материалов дела усматривается выполнение работ подрядчиком с нарушением предусмотренных договором сроками, что подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ.
В обоснование нарушения сроков выполнения работ, истец ссылался на неисполнение обязанностей заказчиком по согласованию земельных участков, включаемых в ЛЗП, по оказанию содействия в выполнении работы, в том числе путем предоставления исходных данных, на возложение заказчиком на исполнителя дополнительного объема работ, не предусмотренного изначальным техническим заданием.
Согласно писем исполнителя от 06.08.2019, от 03.09.2019, от 09.10.2019, от 15.10.2019, от 29.11.2019 заказчику неоднократно указывалось на необходимость исполнения условий контракта в части:
- согласования изменения объема работ по контракту (п. 6.1. Технического задания к контракту), необходимых для дальнейшего выполнения исполнителем соответствующих работ;
- обоснования требований заказчика в выполнении дополнительных работ, которые не предусмотрены Техническим заданием к контракту;
- более активного участия в процедуре согласования материалов, предусмотренных к подготовке контрактом, с заинтересованными органами местного самоуправления и органами государственной власти;
- констатировался тот факт, что контракт в сложившихся условиях не будет выполнен в срок, по обстоятельствам от исполнителя не зависящим, в связи с чем предлагалось заключить дополнительное соглашение о продлении сроков выполнения работ.
В силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные перенесением сроков исполнения работы.
В силу пункт 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
Согласно правовой позиции, сформированной в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Исходя из анализа каждого вида работ в системном толковании с условиями договора (п. 4.2. государственного контракта, п.п. 6.1., 7.9. Технического задания к контракту) следует, что в контракте заложена модель содействия заказчика (ст. 718 ГК РФ).
Должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора (пункт 3 статьи 405 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
Таким образом, вина кредитора имеет место в случае, если должник не мог исполнить свое обязательство по причине действий или бездействия кредитора, которыми должнику созданы препятствия к надлежащему выполнению.
Для применения названной нормы и освобождения должника от ответственности необходимо, чтобы просрочка кредитора лишила должника возможности надлежащим образом исполнить обязательство.
Предполагается, что в случае возникновения обстоятельств, находящихся вне контроля должника и препятствующих исполнению им обязательства, он освобождается от ответственности, если у него отсутствует возможность принять разумные меры для устранения таких обстоятельств. Однако при этом должник должен незамедлительно сообщить кредитору о наличии таких обстоятельств после того, как ему стало о них известно (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 9021/12).
Как следует из переписки сторон, исполнитель неоднократно обращался к заказчику с требованием согласования изменения объема работ по контракту (п. 6.1. Технического задания к контракту), необходимых для дальнейшего выполнения исполнителем соответствующих работ, обоснования требований заказчика в выполнении дополнительных работ, которые не предусмотрены Техническим заданием к контракту; активного участия в процедуре согласования материалов, предусмотренных к подготовке контрактом, с заинтересованными органами местного самоуправления и органами государственной власти; с предложением изменить сроки выполнения работ.
Статьей 719 ГК РФ закреплено право подрядчика не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статьи 328 ГК РФ).
Таким образом, положения статьи 719 ГК РФ предусматривают механизм действий подрядчика на случай возникновения объективных препятствий к выполнению работ, соблюдение которого отвечает, прежде всего, интересам подрядчика.
Указанная норма распределяет риски сторон договора подряда при возможном возникновении неблагоприятных последствий выполненных работ: в случае, если подрядчик, являющийся профессиональным субъектом соответствующей деятельности, предупредит заказчика о возможных неблагоприятных последствиях выполнения работ в соответствии с условиями договора и указаниями заказчика, однако последний будет настаивать на продолжении работ, риск таких последствий относится на заказчика; если предупреждение не сделано, риск результата работ относится на подрядчика.
Согласно разъяснениям пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», если действия кредитора, совершением которых обусловлено исполнение обязательства должником, не будут выполнены в установленный законом, иными правовыми актами или договором срок, а при отсутствии такого срока - в разумный срок, кредитор считается просрочившим (статьи 328 или 406 ГК РФ).
Подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора в соответствии с пунктом 3 статьи 405, пунктом 1 статьи 406 ГК РФ. В связи с этим неустойка не подлежит начислению и взысканию. При таких обстоятельствах срок выполнения работ продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора-заказчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
На основании изложенного, уплаченная истцом в адрес ответчика неустойка в размере 300 000 руб. подлежит возврату.
Если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик в соответствии с п. 1 ст. 711 ГК РФ обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.
Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (статьи 711, 746 ГК РФ).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Факт наличия задолженности ответчика за выполненные работы по государственному контракту № К.2019.2646 от 01.07.2019 в размере 3 000 000 руб. доказан материалами дела, ответчиком документально в порядке ч.31 ст. 70 АПК РФ не оспорен, в связи с чем исковые требования следует считать правомерно заявленными и подлежащими удовлетворению за счет ответчика.
Довод ответчика о том, что конечный результат выполнения работ не достигнут, судом во внимание не принимается, поскольку невозможность внесения сведений в ЕГРН обусловлена не виной исполнителя, а требованиями законодательства.
Поскольку со стороны ответчика имела место просрочка исполнения обязательств по оплате выполненных работ, а также неосновательное денежное обогащение, истцом заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В силу части 1 статьи 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснил, что проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, подлежат уплате независимо от основания возникновения обязательства (договора, других сделок, причинения вреда, неосновательного обогащения или иных оснований, указанных в ГК РФ).
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, представленный истцом, ответчиком по существу и арифметически не оспорен, проверен судом и признан обоснованным.
Учитывая изложенное, с ответчика в пользу истца следует взыскать 62 172 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.04.2020 по 16.09.2020, начисленных за неисполнение обязательств по оплате выполненных работ, 6 217 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.04.2020 по 16.09.2020, начисленных на сумму оплаченной неустойки.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Согласно ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу п. п. 1.1. п. 1 ст. 333. 37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г. № 17 (в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ № 139 от 11.05.2010г.) «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 НК РФ» в силу главы 25. 3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком – лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно ст. 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч. 1 ст. 110 АПК РФ).
Поскольку истец при подаче иска по платежному поручению № 716 от 21.05.2020 уплатил госпошлину в доход федерального бюджета в размере 2 120 руб., заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с ответчика подлежит взысканию в пользу истца 2 120 руб.
Руководствуясь статьями 167-171 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Управления лесного хозяйства Воронежской области, г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное предприятие «Компьютерные технологии», г. Воронеж (ОГРН <***>, ИНН <***>) 3 000 000 руб. задолженности; 62 172 руб. 13 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.04.2020 по 16.09.2020; 300 000 руб. неосновательного обогащения; 6 217 руб. 21 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 15.04.2020 по 16.09.2020; 2 120 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия через суд, вынесший судебный акт.
Судья И.В. Кострюкова