АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Театральный переулок, дом 10, г. Биробиджан, Еврейская автономная область, 679016
E-mail: info@eao.arbitr.ru, сайт: https://eao.arbitr.ru, тел./факс: (42622) 2-37-98
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Биробиджан Дело № А16-2044/2021
23 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2021 года. Полный текст решения изготовлен 23 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Еврейской автономной области в составе:
судьи Кручинина А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чубатовой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Амурской бассейновой природоохранной прокуратур ы (г. Хабаровск Хабаровского края области, ОГРН 1172724018345, ИНН 2721231625) в интересах Российской Федерации в лице Департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1107901000063, ИНН 7901535607)
к – 1) Областному государственному автономному учреждению "Биробиджанский лесхоз" (с. Птичник Биробиджанского района Еврейской автономной области, ОГРН <***>; ИНН <***>);
– 2) Обществу с ограниченной ответственностью "Дальневосточный союз промышленников" (г. Биробиджан Еврейской автономной области, ОГРН 1022701407574, ИНН 2725020022)
о признании недействительным договора купли-продажи № 069-КП от 23.09.2019 древесины, полученной в результате проведения санитарных рубок, заготовленной в квартале 206 выдел 3 Лондоковского участкового лесничества Бирского лесничества Облученского муниципального района, с площади 16,2 га, заключенного ответчиками,
при участии:
от истца – ФИО1 (доверенность от 01.07.2021);
– ФИО2 (доверенность от 04.03.2021),
УСТАНОВИЛ:
прокурор Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации в лице управления лесами правительства Еврейской автономной области (далее – Управление лесами) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением к областному государственному автономному учреждению «Биробиджанский лесхоз» (далее – ОГАУ «Биробиджанский лесхоз», Биробиджанский лесхоз) и обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточный союз промышленников» (далее – Общество) о признании недействительным договора купли-продажи № 069-КП от 23.09.2019 древесины, полученной в результате проведения санитарных рубок, заготовленной в квартале 206 выдел 3 Лондоковского участкового лесничества Бирского лесничества Облученского муниципального района, с площади 16,2 га, заключенного ответчиками.
В судебном заседании помощник прокурора настаивал на удовлетворении требований, изложенных в исковом заявлении.
Представитель Департамента в судебном заседании исковые требования не признал, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Ответчики, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на иск не представили.
В соответствии со статьёй 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Государственным заданием № 3 от 27.12.2018, утвержденным приказом начальника управления лесами правительства Еврейской автономной области от 27.12.2018 №3 для Биробиджанского лесхоза предусмотрены виды работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, одними из которых являются сплошные санитарные рубки.
В целях выполнения государственного задания Управлением лесами (Продавец) и Биробиджанским лесхозом (Покупатель) 09.07.2019 заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 01-04/47, в соответствии с которым Продавец обязался передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности, в собственность Покупателю для заготовки древесины в соответствии с частью 3 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации, а Покупатель обязался принять лесные насаждения и уплатить за них плату. Местоположение лесных насаждений: ЕАО, Облученский муниципальный район, квартал 206, выдел 3 Лондоковского участкового лесничества Бирского лесничества на площади 16,2 га проведения сплошных санитарных рубок древесины. Объемом 1 587 куб.м.
Ответчиками 23.09.2019 заключен договор подряда № 15-ЮПД, в соответствии с которым Общество приняло на себя обязательство выполнить работы по проведению сплошных санитарных рубок на площади 16,2 га, в объеме 1 394куб.м,, в квартале 206 выдел 3 Лондоковского участкового лесничества Бирского лесничества Облученского муниципального района; в том числе: валка леса, трелевка сваленных деревьев, обрубка сучьев, разделка на сортимент, штабелевка, разбрасывание измельченных порубочных остатков по площади с оставлением их на перегнивание, очистка места работы от порубочных остатков, погрузка и вывозка заготовленной древесины.
Договор № 15-ЮПД решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 15.09.2020 в рамках дела А16-1868/2020 признан недействительным.
Одновременно 23.09.2019 между Биробиджанским лесхозом (Продавец) и Обществом (Покупатель) заключен договор купли-продажи № 069–КП, по условиям которого Продавец продает, а Покупатель обязался купить и оплатить лесоматериал в хлыстах, объемом 1 394 куб.м, в из которых: Ель – 593 куб.м, Пихта – 269 куб.м, Береза желтая – 528 куб.м, Клен – 4 куб.м заготовленные в квартале 206 выдел 3 Лондоковского участкового лесничества Бирского лесничества Облученского муниципального района.
Прокуратура, установив в ходе проверки, что Общество приобрело заготовленную древесину по договору № 069–КП без проведения конкурса или аукциона, что свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг) и является нарушением запрета, установленного пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», обратилась в порядке статьи 52 АПК РФ в интересах Российской Федерации с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд, рассмотрев доводы истца, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации, в том числе осуществляет надзор за исполнением законов исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением (иском) о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; применении последствий недействительности таких сделок. Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявлено исковое заявление, является Российская Федерация.
Таким образом, с настоящим иском обратилось уполномоченное лицо.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно части 2.1 данной статьи автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
В силу частей 3 и 4 статьи 4 Закона № 174-ФЗ финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Частью 6 данной статьи предусмотрено, что кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
При этом согласно части 7 статьи 4 от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
Согласно пункту 4 статьи 69.2 БК РФ финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.
Таким образом, выполнение государственного задания осуществляется автономным учреждением за счет средств соответствующего бюджета, посредством выделения финансовых средств учредителем.
Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 19 ЛК РФ при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов государственными учреждениями, указанными в части 2 данной статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с названным кодексом.
Частью 4 статьи 19 ЛК РФ предписано, что в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.
В силу положений главы 3.1 ЛК РФ санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, являются видом мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, относятся к мерам санитарной безопасности в лесах и входят в комплекс мероприятий по защите лесов (пункт 2 части 1 статьи 60.7, пункт 4 части 1 статьи 60.3, часть 1 статьи 60.2 ЛК РФ). С учетом изложенного, положения ЛК РФ предусматривают проведение рубки лесных насаждений либо в рамках заготовки древесины при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 29 ЛК РФ, либо путем выполнения работ в рамках осуществления мероприятий по охране и защите лесов в порядке статьи 19 ЛК РФ.
Таким образом, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут выполняться за счет бюджетных средств непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого оно не вправе отказаться, без передачи обязательств третьим лицам либо в случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти в соответствии с Законом № 44-ФЗ с использованием конкурентных способов заключения договора.
Исходя из положений статей 81, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5.3 Положения о Департаменте управления лесами правительства Еврейской автономной области (Постановление правительства Еврейской автономной области от 19.06.2012 № 285-пп), Департамент организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно пункту 1.6 Устава Учреждения ОГАУ «Биробиджанский лесхоз» является некоммерческой организацией, предметом деятельности которого является выполнение работ и оказание услуг в области лесного хозяйства, лесопользования, выполнения работ в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Еврейской автономной области.
В соответствии с пунктом 2.1 устава Биробиджанского лесхоза основной целью деятельности учреждения является воспроизводство лесов на землях лесного фонда Еврейской автономной области и в лесах, находящихся в собственности Еврейской автономной области.
Для достижения поставленных целей, согласно пункту 2.5.4 Устава ОГАУ «Биробиджанский лесхоз», учреждение осуществляет, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия.
ОГАУ «Биробиджанский лесхоз» является подведомственным учреждением Департамента управления лесами правительства Еврейской автономной области, которое осуществляет функции и полномочия учредителя (пункт 1.4 устава).
Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Еврейской автономной области полномочий в сфере лесных отношений, направленных на обеспечение эффективного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. Основной деятельностью учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение указанных целей (п. 3.1 Устава).
Пунктами 2.11, 2.14, 2.16 устава Учреждения определено, что с целью выполнения учреждением основных видов деятельности управлением лесами правительства Еврейской автономной области формируется и утверждается государственное задание, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета.
В соответствии с пунктом 12 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1724-р «Об утверждении Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года» принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором. Кроме того, это обусловлено тем, что данные учреждения имеют в наличии лесозаготовительную и лесопожарную технику, оборудование, средства связи, имеют в штате работников с профессиональным образованием в области лесного хозяйства.
Следовательно, Российская Федерация посредством данных учреждений выполняет для общества определенные работы и заинтересована в том, чтобы эти работы выполнялись качественно и в срок. Данная заинтересованность устанавливается государственным заданием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ) государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.
На основании пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими федеральными законами.
На основании приведенных выше требований действующего законодательства мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются непосредственно, в том числе автономными учреждениями, на основании государственного задания. Возможность передачи автономными учреждениями полномочий посторонним организациям для выполнения мероприятий для государственных нужд Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» не предусмотрена. В случае если осуществления данных мероприятий - государственных услуг не возложено на государственные и автономные учреждения, исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Для осуществления работ по проведению сплошных санитарных рубок, управлением лесами правительства Еврейской автономной области утверждено государственное задание Учреждению.
ОГАУ «Биробиджанский лесхоз» в нарушение требований части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации к выполнению указанных работ не приступило, а привлекло для этих целей на договорной основе общество с ограниченной ответственностью «Дальневосточный союз промышленников».
При этом, Департаментом управления лесами правительства Еврейской автономной области не определялся подрядчик посредством процедур, предусмотренных статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ООО «Дальневосточный союз промышленников» как исполнитель работ определен учреждением самостоятельно.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.042013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с использованием конкурентных способов заключения сделки (далее - Закон о контрактной системе) он регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в частности, в части, касающейся: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу статьи 8 указанного Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, по смыслу приведенного правового регулирования, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов выполняются для государственных нужд за счет бюджетных средств и непосредственно автономным учреждением на основании государственного задания, от выполнения которого автономное учреждение не вправе отказаться.
В случае, если осуществление указанных мероприятий не возложено на автономные учреждения, то исполнитель определяется уполномоченными органами государственной власти, в соответствии с Законом о контрактной системе с использованием конкурентных способов заключения сделки.
В силу части 5 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя).
При таких обстоятельствах, довод учреждения об отсутствие в его штате достаточного количества сотрудников для исполнения государственного задания, суд признает необоснованным, поскольку законодатель возлагает обязанность непосредственно на учреждение исполнение государственного контракта. Привлечение ООО «Дальневосточный союз промышленников» к выполнению государственного задания без проведения конкурсных процедур свидетельствует о предоставлении последнему преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), и является нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
На основании части 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (часть 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, приведенные в пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума ВС РФ № 25) также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов (пункт 75 постановления Пленума ВС РФ № 25).
Также суд принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В результате заключения ответчиками договоров на проведение рубок ухода и купли-продажи срубленной древесины без проведения торгов нарушены основные принципы контрактной системы в сфере закупок, а именно принцип равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, открытости, прозрачности информации. Заключение указанных договоров направлено на ограничение доступа на соответствующий рынок услуг иных хозяйствующих субъектов в этой сфере предпринимательской деятельности, на создание преимущественных условий в осуществлении указанной деятельности Общества и нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ.
Договор на выполнение работ по рубке леса и договор купли-продажи древесины заключены в один и тот же день, что исключает заготовку, то есть рубку лесных насаждений, до момента заключения ответчиками договоров купли-продажи древесины.
Следовательно, Учреждение фактически осуществило продажу Обществу не древесины, а лесных насаждений для заготовки, тем самым превысив свои полномочия, поскольку в силу части 5 статьи 77 ЛК РФ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений возможно исключительно уполномоченными органами государственной власти.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании статьи 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с положениями статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче иска неимущественного характера уплачивается госпошлина в размере 6 000 руб.
В силу части 3 статьи 110 АПК РФ и статьи 333.37 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, государственная пошлина в размере 6 000 руб. подлежит взысканию с ответчиков.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
реШил:
исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор купли-продажи № 069-КП от 23.09.2019 древесины, полученной в результате проведения санитарных рубок, заготовленной в квартале 206 выдел 3 Лондоковского участкового лесничества Бирского лесничества Облученского муниципального района, с площади 16,2 га, заключенного Областным государственным автономным учреждением "Биробиджанский лесхоз" и обществом с ограниченной ответственностью "Дальневосточный союз промышленников".
Взыскать с Областного государственного автономного учреждения "Биробиджанский лесхоз" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по иску.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточный союз промышленников" в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по иску.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца с даты его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Еврейской автономной области.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Шестого арбитражного апелляционного суда http://6aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Дальневосточного округа http://fasdvo.arbitr.ru.
Судья | А.Н. Кручинин |