ул. Б.Хмельницкого, 59-б, г.Иваново, 153022
тел/факс (4932) 42-96-65, http://ivanovo.arbitr.ru, е-mail: info@ivanovo.arbitr.ru
г. Иваново | |
26 апреля 2019 года | Дело №А17-1395/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петровой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании 5 963 033 рублей, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), Департамента финансов Ивановской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии от истца: ФИО1 руководитель по распоряжению от 04.06.2013 г. №67, ФИО2 по доверенности от 24.04.2019;
от ответчика Департамента ЖКХ Ивановской области: ФИО3 по доверенности от 05.02.2019;
установил:
муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района обратилось в арбитражный суд с иском к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о взыскании 5 963 033 рублей недополученные доходы от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда за 2018 год. В качестве правового обоснования истец ссылается на ст. 11,12, 15, 16, 309, 310, 1064, 1069, 1071 ГК РФ.
Определением арбитражного суда от 04.03.2019 исковое заявление принято к производству, в участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов Ивановской области и Департамент энергетики и тарифов Ивановской области.
В судебное заседание третьи лица - Департамента энергетики и тарифов Ивановской области, Департамента финансов Ивановской области не явились.
О месте и времени судебного заседания истец извещен посредством публичного объявления путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Ивановской области в сети Интернет (адрес официального сайта указан во всех определениях суда) в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 «О процессуальных сроках». На основании ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (далее по тексту - АПК РФ) суд признал третьих лиц надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания. Дело рассмотрено без участия третьих лиц в порядке, предусмотренном ч. 5 статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и дополнениях от 15.04.2019. Полагает, что в результате установления экономически необоснованных тарифов предприятию причинены убытки.
Ответчик – Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области считает требования истца необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать, свою позицию изложил в отзыве от 28.03.2019. Как следует из отзыва, в 2018 году на основании пакета заявочных документов субсидия выплачена исходя из расчета фактической потребности в сумме 8 748 333 рубля. При проведении проверки выявлено, что сведения, предоставленные истцом, недостоверны, размер полученной субсидии превышен на 1 390 005 рублей. Излишне уплаченная субсидия истцом до сих пор не возвращена. Дополнительно в судебном заседании пояснил, что факт оказания услуг в 2018 году, их объем за 2018 год, потребность в субсидии не оспариваются.
В отзыве от 27.03.2019 третье лицо – Департамент финансов Ивановской области с исковыми требованиями не согласился, полагает, что поскольку возврат излишне полученной субсидии за первое полугодие 2018 года в сумме 1 390 005 рублей в связи с предоставлением истцом недостоверных сведений произведен не был, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области правомерно отказал истцу в дальнейшем перечислении субсидии. Таким образом, незаконность со стороны органа исполнительной власти действий отсутствует.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства дела.
В соответствии с постановлением Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от 02.08.2017 №265 муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Морозовского сельского поселения реорганизовано в форме присоединения к нему муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Большеклочковского сельского поселения и муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Крапивновского сельского поселения с передачей прав и обязанностей.
Постановлением Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от 30.01.2018 №76 муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Морозовского сельского поселения переименовано в муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района.
Постановлением Администрации Тейковского муниципального района Ивановской области от 15.10.2018 №466 единой теплоснабжающей (теплосбытовой) организацией для объектов, подключенных к системам централизованного отопления на территории Большеклочковского сельского поселения, Морозовского, Крапивновского и Новогоряновского сельских поселений определено муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района.
Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года оказывало потребителям Морозовского сельского поселения, Новогоряновского сельского поселения, Большеклочковского сельского поселения, Крапивновского сельского поселения услуги по теплоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15.12.2017 №147-т/11 для МУП ЖКХ «Морозовского сельского поселения» (Тейковский район) установлены тарифы на тепловую энергию на 2018 год (далее по тексту постановление №147-т/11).
Согласно Приложению №1 к Постановлению №147-т/11 установлены следующие тарифы на тепловую энергию
для потребителей с. Морозово: на 1 полугодие 2018 года – 3 870,55 рублей за 1 Гкал, на 2 полугодие 2018 г. – 3 979,99 рублей;
для потребителей с. Новое Горяново на 1 полугодие 2018 г. – 3 904,79 рублей за 1 Гкал, на 2 полугодие – 4 006,84 рубля за 1 Гкал
Согласно Приложению №3 постановления №147-т/11 льготный тариф на тепловую энергию
для потребителей с. Морозово на 1 полугодие 2018 года составил 2398,49 рублей за 1 Гкал, на 2 полугодие 2018 г. – 2501,63 рубля за 1 Гкал;
для потребителей с. Новое Горяново льготный тариф на тепловую энергию на 1 полугодие 2018 года составил 2303,46 рублей, на 2 полугодие – 2402,51 рублей за 1 Гкал.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15.12.2017 №174-т/5 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП ЖКХ Крапивновского сельского поселения (Тейковский район) на 2018-2019 годы» (далее по тексту – Постановление №174-т/5) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Крапивновского сельского поселения.
В Приложении №1 к Постановлению №174-т/5 для потребителей Крапивновского сельского поселения установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 1 полугодие 2018 года 5 058,50 рублей за 1 Гкал; на 2 полугодие 2018 года – 5 058,59 рублей за 1 Гкал.
В Приложении №3 к Постановлению №174-т/5 для потребителей Крапивновского сельского поселения установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность) на 1 полугодие 2018 года – 2 441,82 рублей за 1 Гкал, на 2 полугодие 2018 года – 2 546,82 рублей за 1 Гкал.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 15.12.2017 № 174-т/6 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию для потребителей МУП ЖКХ Большеклочковского сельского поселения (Тейковский район) на 2018 год» (далее по тексту – Постановление №174-т/6) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей Большеклочковского сельского поселения (от котельной ООО «Курорт «Оболсуново»).
В Приложении №1 к Постановлению № 174-т/6 для потребителей Большеклочковского сельского поселения (от котельной ООО «Курорт «Оболсуново») установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 1 полугодие 2018 года – 3 867,88 рублей за 1 Гкал; на 2 полугодие 2018 года – 3 939,87 рублей за 1 Гкал.
В Приложении №2 к Постановлению №174-т/6 для потребителей Большеклочковского сельского поселения (от котельной ООО «Курорт «Оболсуново») установлены льготные тарифы на тепловую энергию (мощность) на 1 полугодие 2018 года – 1 298,04 рубля за 1 Гкал; на 2 полугодие 2018 года – 1 353,86 рубля за 1 Гкал.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 26.01.2018 № 185-т/2 «О внесении изменений в ряд постановлений Департамента энергетики и тарифов» (далее по тексту – Постановление №185-т/2) внесены изменения в Постановление № 174-т/5.
Пунктом 4 Постановления №174-т/11, пунктом 3 Постановления №174-т/5, пунктом 3 Постановления №174-т/6 установлено, что возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с Законом Ивановской области от 09.12.2014 г. № 103-03 «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области»
С целью возмещения недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и Муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района заключены соглашения о предоставлении субсидии от 23.05.2018 № 57/211-п-18 (ЯФ) за январь-февраль 2018 года в сумме 5 308 019 рублей, от 23.05.2018 № 57/211-п-18 (М) за март 2018 года 2 134 386 рублей, от 23.05.2018 № 57/211-П-18 (II), за апрель-июнь 2018 года 1 305 928 руб. Таким образом, в соответствии с указанными субсидиями истцу поступила субсидия в размере 8 748 333рублей.
В письме от 28.01.2019 Департамент ЖКХ Ивановской области указывает на излишне полученной субсидию в сумме 1 390 005 рублей и необходимость её возврата.
Согласно справки-расчета планового размера недополученных доходов теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие осуществления государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на 2018 год, согласованного Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, по МУП ЖКХ Тейковского муниципального района размер субсидии составляет 14 713 199 рублей.
Согласно справки-расчета о фактической потребности теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие осуществления государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на 2018 год, по МУП ЖКХ Тейковского муниципального района размер субсидии составляет 14 711 366 рублей.
Невыполнение ответчиком обязательств по выплате субсидии в связи с возникшей межтарифной разницей в период с01.01.2018 по 31.12.2018 повлекло причинение МУП ЖКХ Тейковского муниципального района убытков, истец на основании ст. ст. 11, 12, 15, 16, 309, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Убытки, причиненные физическому или юридическому лицу в результате неправомерных действий государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению в соответствии со статьями 15, 16, 1064 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии со статьей 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны муниципального образования.
Согласно статье 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда. В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Приведенные нормы не указывают на противоправность поведения причинителя вреда как на непременное условие деликтной ответственности, но это подразумевается. Противоправность означает любое нарушение чужого субъективного (применительно к деликтным отношениям - абсолютного) права, причинившее вред, если иное не предусмотрено в законе. Обязательства из причинения вреда опираются на принцип генерального деликта, согласно которому каждому запрещено причинять вред имуществу или личности и всякое причинение вреда другому является противоправным, если лицо не было правомочно нанести вред. В любом случае, был ли вред причинен умышленно или по неосторожности, причинитель обязан его возместить.
В силу части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по установленным для данной организации тарифам на товары и услуги.
Статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ предусмотрено, что общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:
- достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;
- установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;
- полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (статьи 5, 7) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Как следует из положений статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования, к коим относится и Ивановская область, могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.
В статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Ивановской области N 103-ОЗ от 09.12.2014 «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области» (в редакции от 03.07.2015) установлено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета.
Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 Закона N 103-ОЗ льготных тарифах на тепловую энергию (мощность).
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и теплоснабжающими организациями (часть 3 статьи 6 Закона Ивановской области N 103-ОЗ от 09.12.2014 «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области»).
Во исполнение Закона Ивановской области N 103-ОЗ от 09.12.2014 «О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области» принято постановление Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п «О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома», которым утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 1 постановления финансовое обеспечение предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, является расходным обязательством Ивановской области.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Пленума N 23 в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области определен как исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий в части предоставления субсидий функции главного распорядителя бюджетных средств.
В силу разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей», согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Факт оказания истцом услуг по теплоснабжению в 2018 году на территории Морозовского, Новогоряновского, Большеклочковского, Крапивновского сельских поселений ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Перечисление субсидии в сумме 8 748 333 рубля подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями №829564 от 28.05.2018, №829565 от 28.05.2018, №597634 от 08.09.2016 и ответчиком не оспаривается.
Справка-расчет планового размера недополученных доходов теплоснабжающих организаций на 2018 год, согласована Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области, размер субсидии согласно указанной справке составляет 14 713 199 рублей. При этом согласно справке-расчету о фактической потребности теплоснабжающих организаций на 2018 год по МУП ЖКХ Тейковского муниципального района размер субсидии составляет 14 711 366 рублей.
С учетом перечисленных денежных средств в сумме 8 748 333 рубля размер невыплаченной субсидии по МУП ЖКХ Тейковского муниципального района составил 5 963 033 рублей, потребность в указанной субсидии ответчиком подтверждается.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылается на излишне перечисленную субсидию в сумме 1 390 005 рублей, что послужило отказом в дальнейшем субсидировании.
Согласно подпункту «в» пункта 2.7. Постановление Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются недостоверность предоставленной претендентом информации, содержащейся в документах, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка.
Вместе с тем, в постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской обл. от 28.09.2018 N 222-н/1 «О способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории муниципальных образований Ивановской области» указано , что способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода 2019 - 2020 г.г. на территории городского округа Вичуга, Комсомольского муниципального района (за исключением Писцовского сельского поселения), Родниковского городского поселения, Фурмановского муниципального района Ивановской области (п.1). На территории муниципальных образований Ивановской области, не указанных в пункте 1 настоящего постановления, сохраняется действующий способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно в течение календарного года (п. 2).
Из материалов дела усматривается, что на основании принятого Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области тарифного решения у муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района возникли выпадающие доходы в 2018 году в сумме 5 963 033 рубля.
Таким образом, суд приходит к выводу, что противоправность ответчика заключается в бездействии по компенсации понесенных истцом расходов по предоставлению населению услуг по льготному тарифу. При этом суд учитывает пояснения истца, что недостоверность расчетов по итогам 4 месяцев 2018 года обусловлена разными подходами к определению объемов оказанных населению услуг в летние месяцы, когда оплата населению выставляется, а услуги по теплоснабжению не оказываются. Ответчик не оспаривает объем оказанных населению услуг по итогам 2018 года
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, при этом каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений
Доказательств выделения денежных средств для получения истцом субсидии на компенсацию расходов, связанных с приобретением топливно-энергетических ресурсов для обеспечения производства и подачи коммунальных ресурсов для отопления, поставляемого населению, в материалы дела не представлено.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
Таким образом, исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
При принятии искового заявления истцу предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины. В соответствии с подпунктом 1.1. части 1 статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В связи с изложенным, принимая во внимание, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден, вопрос об уплате госпошлины судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Иск муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области о взыскании 5 963 033 рублей, - удовлетворить.
Взыскать с Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области за счет казны в пользу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Тейковского муниципального района 5 963 033 рублей в счет возмещения убытков.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Жалобы подаются через Арбитражный суд Ивановской области.
Судья Т.В. Романова