АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-10078/2016
05.05.2017 г.
Резолютивная часть решения вынесена 27.04.2017г.
Решение в полном объеме изготовлено 05.05.2017 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 665835, <...>)
к Отделению по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (адрес: 664025, <...>)
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 59-09-05-54-ЮЛ-16-1353/3110-1 от 31.05.2016,
третье лицо: ФИО1,
ФИО2,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: ФИО3 (паспорт, доверенность), ФИО4 (паспорт, доверенность),
от ответчика: ФИО5 (паспорт, доверенность),
третье лицо ФИО1 - не явился,
третье лицо ФИО2 - не явился,
установил:
Акционерное общество «Ангарскнефтехимпроект» (далее – АО «Ангарскнефтехимпроект», заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации Центрального банка Российской Федерации о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 59-09-05-54-ЮЛ-16-1353/3110-1 от 31.05.2016 (далее – Центральный банк, административный орган, ответчик).
В судебном заседании представители Общества заявленное требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, в случае признания доказанным состава административного правонарушения просили применить часть 3.2 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа заявленное требование не признал, пояснив, что при вынесении оспариваемого постановления административным органом учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и назначено административное наказание с учетом положений части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание не явились, представителей не направили, об уважительности причин неявки суду не сообщили, отзыв не представили.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Акционерное общество «Ангарскнефтехимпроект» зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН –<***>.
Из материалов дела следует, что в Управление Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе (далее - Управление) в отношении Акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» поступили заявления ФИО1 от 09.02.2016. и 11.02.2016 по вопросам, касающимся соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации к порядку раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме годовых отчетов за 2012 - 2014 годы.
В ходе проведения проверки сведений административным органом установлено, что Общество в составе годового отчета Общества за 2013 год не раскрыло на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в срок до 23.06.2014 включительно информацию о совершенных Обществом в 2013 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» сделками, в совершении которых имелась заинтересованность.
Кроме того, в поступившей жалобе ФИО2 от 05.10.2015 указано, что Общество в нарушении требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и о рынках ценных бумаг не опубликовало на странице сети Интернет текст годового отчета Общества за 2012-20013 год, а также не обеспечило доступность указанного отчета на странице в сети Интернет.
По результатам проверки Управлением службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе 14.04.2016г. составлен протокол №59-09-05-54-ЮЛ-16-1353/1020-2 об административном правонарушении.
Постановлением №АП-59-09-05-54-ЮЛ-16-1353/3110-1 от 31.05.2016 г. Общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 700000 рублей.
Заявитель, полагая, что постановление административного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что открытое общество обязано раскрывать, в том числе годовой отчет общества.
Согласно пункту 26 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ) состав и объем информации, порядок и сроки ее раскрытия и предоставления на рынке ценных бумаг определяются нормативными актами Банка России.
На основании пункта 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н, действовавшего до 16.03.2015 (далее - Положение), акционерное общество обязано раскрывать, в том числе годовой отчет общества.
В соответствии с пунктом 8.1.2 Положения обязанность по раскрытию указанной информации, предусмотренной разделом VIII Положения, возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.
Пунктом 8.2.1 Положения установлено, что акционерные общества обязаны раскрывать информацию в форме годового отчета.
В силу пункта 8.2.5 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ протокол общего собрания акционеров составляется не позднее трех рабочих дней после закрытия общего собрания акционеров.
На основании пункта 8.2.6 Положения текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Целью раскрытия информации об обществе является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия решения об участии в обществе или совершения иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность общества.
Опубликование в сети Интернет информации о деятельности акционерного общества обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг с целью защиты прав и законных интересов владельцев эмиссионных ценных бумаг и доступного источника информации об эмитенте.
Таким образом, акционерное общество обязано обеспечить раскрытие годового отчета такого общества в сети Интернет в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и текст такого отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением для его опубликования в сети Интернет.
Как установлено пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ, на годовом общем собрании акционеров должен решаться вопрос об утверждении годового отчета общества.
В силу пункта 4 статьи 88 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ годовой отчет общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) общества, а в случае отсутствия в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества - лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, не позднее чем за 30 дней до даты проведения годового общего собрания акционеров.
Согласно пункту 8.2.2 Положения годовой отчет акционерного общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, а также главным бухгалтером акционерного общества или лицом, осуществляющим его функции.
Годовой отчет акционерного общества подлежит предварительному утверждению советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров (наблюдательного совета) - лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, и должен быть утвержден общим собранием акционеров акционерного общества.
Достоверность данных, содержащихся в годовом отчете акционерного общества, должна быть подтверждена ревизионной комиссией (ревизором) акционерного общества.
Годовой отчет Общества за 2013 год утвержден на годовом общем собрании акционеров Общества, состоявшемся 20.06.2014 (протокол от 21.06.2014 № 1/2014), что подтверждается копиями годового отчета Общества за 2013 год и протокола годового общего собрания акционеров Общества от 21.06.2014 № 1/2014.
Таким образом, Общество обязано опубликовать текст годового отчета за 2013 год на странице в сети Интернет в срок не позднее 23.06.2014 и обеспечить доступность указанной информации на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с указанной даты, то есть до 22.06.2017 включительно.
Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ) исключены понятия типов акционерных обществ (открытые и закрытые) и введены понятия публичных и непубличных акционерных обществ.
Указанный закон не устанавливает обязанность для непубличных акционерных обществ раскрывать информацию на рынке ценных бумаг в соответствии со статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), действующим с 17.03.2015.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в Письме Банка России от 01.12.2014 № 06-52/9527 «О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации», требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию акционерными обществами, которые привели устав в соответствие с ГК РФ в редакции Федерального закона и не являющимися публичными, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством Российской Федерации при его приведении в соответствие с Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ) в статью 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 01.07.2015, из содержания которых следует, что обязанность по раскрытию информации в форме годового отчета распространяется на публичное общество, а также непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти.
Согласно сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, 09.07.2015 в указанный реестр внесена запись об изменении наименования Общества - с открытого акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» на акционерное общество «Ангарскнефтехимпроект», т.е. с 09.07.2015 Общество является непубличным.
На основании справки Общества от 28.12.2015, по состоянию на дату 22.12.2015, количество акционеров в Обществе составило 75.
Так как число акционеров Общества составляет более пятидесяти, на Общество распространяется обязанность по раскрытию информации, в том числе в форме годовых отчетов.
С 17.03.2015 исполнение обязанности акционерного общества по раскрытию информации на рынке ценных бумаг регулируется Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).
Обязанность акционерного общества по раскрытию информации в форме годового отчета установлена пунктами 69.1 и 70.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).
Согласно пункту 1.1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Пунктом 69.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) установлено, что непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать, в том числе годовой отчет непубличного акционерного общества.
В соответствии с пунктом 69.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) обязанность по раскрытию непубличным акционерным обществом с числом акционеров более 50, не осуществившим (не осуществляющим) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, информации, указанной в пункте 69.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П), возникает с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о своей государственной регистрации, а если число учредителей такого акционерного общества (лиц, приобретших акции при создании такого акционерного общества в результате реорганизации) составляет 50 или менее - с даты, в которую указанное акционерное общество узнало или должно было узнать о том, что число его акционеров превысило 50.
На основании пункта 70.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) акционерное общество обязано раскрывать информацию в форме годового отчета.
В силу пункта 70.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) текст годового отчета акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее трех лет с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Как установлено пунктом 70.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) годовой отчет акционерного общества подписывается лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества.
Годовой отчет акционерного общества подлежит предварительному утверждению советом директоров акционерного общества, а в случае отсутствия в акционерном обществе совета директоров - лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа акционерного общества, и должен быть утвержден общим собранием акционеров акционерного общества.
Согласно информации, содержащейся в справке Общества о раскрытии информации на странице в сети Интернет от 16.11.2015, Общество опубликовало текст годового отчета за 2013 год на странице в сети Интернет по адресу: http://disclosure.skrin.ru/disclosure/<***>/DTI=7 12.11.2015, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 8.2.5 Положения.
Следует отметить, что указанный отчет подписан генеральным директором Общества ФИО6
Кроме того, согласно пункту 8.2.3 Положения и пункту 70.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) годовой отчет акционерного общества должен содержать, в том числе перечень совершенных акционерным обществом в отчетном году сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, с указанием по каждой сделке заинтересованного лица (лиц), существенных условий и органа управления акционерного общества, принявшего решение об ее одобрении.
Пунктом 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ установлено, что сделки (в том числе заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в соответствии с положениями главы 20 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Указанные лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
в иных случаях, определенных уставом общества.
В соответствии с разделом 6.2 годового отчета Общества за 2013 год в 2013 году Общество не совершало сделок, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имеется заинтересованность.
На основании заключения ревизионной комиссии Общества от 15.04.2014, ревизионная комиссия Общества подтверждает достоверность данных, содержащихся в годовом отчете Общества за 2013 год.
Согласно справке Общества от 18.03.2016 исх. № 06-4581/1 в состав органов управления Общества в 2013 году входили следующие лица:
единоличный исполнительный орган Общества: ФИО6 (с 28.11.2012 по 10.10.2014);
члены совета директоров Общества: ФИО7 (до 20.06.2013), ФИО8 (до 20.06.2013), ФИО9 (до 20.06.2013), ФИО10 (до 19.06.2014), ФИО11 (до 20.06.2013), Вотанов А.В. (с 21.06.2013), ФИО12 (с 21.06.2013), ФИО13 (с 21.06.2013), ФИО14 (с 21.06.2013).
Акционером Общества, который владеет совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций Общества, являлось общество с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», владеющее 97,12% акций Общества.
Обществом в Управление представлены копии договоров, заключенных в 2013 году, из содержания и анализа которых следует, что Обществом в 2013 году заключены сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, со следующими лицами:
открытым акционерным обществом «Ангарский завод полимеров» (основание: открытое акционерное общество «Ангарский завод полимеров» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив» (дата получения права собственности - 08.05.2007);
открытым акционерным обществом «Ангарская нефтехимическая компания» (основание: открытое акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акций Общества (дата получения права собственности - 08.05.2007);
открытым акционерным обществом «Ачинский нефтеперерабатывающий завод Восточной нефтяной компании» (основание: открытое акционерное общество «Ангарская нефтехимическая компания» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акций Общества (дата получения права собственности - 08.05.2007);
открытым акционерным обществом «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» (после переименования - публичное акционерное общество «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке») (основание: публичное акционерное общество «Средневолжский научно-исследовательский институт по нефтепереработке» является дочерним обществом общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», являющегося акционером Общества, владеющим более 20% голосующих акций Общества (дата получения права собственности - 15.05.2007);
открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «Роснефть» (основание: заинтересованность членов совета директоров Общества ФИО15, ФИО12, являвшихся на момент совершения сделок членами правления ОАО «НК «Роснефть»).
Указанная информация находит свое отражение также в оборотно-сальдовых ведомостях, перечне контрагентов Общества, составленных Обществом за период с 01.01.2012 по 31.12.2014; а также письмах общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив», содержащих информацию о дочерних обществах общества с ограниченной ответственностью «Нефть-Актив».
Согласно письменным пояснениям Общества от 18.03.2016 исх. № 06-4581 в годовой отчет Общества за 2013 год не включалась информация о сделках, в совершении которых имелась заинтересованность, по следующим причинам:
сделки совершались в процессе обычной хозяйственной деятельности Общества;
в совершении сделок отсутствовала личная заинтересованность лиц, входящих в органы управления Общества;
совершение сделок было направлено на получение Обществом дохода;
другие разделы годового отчета содержат информацию о контрагентах Общества и характере совершаемых с ним операций.
Вместе с тем, пунктом 2 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ императивно установлены случаи, при наступлении которых положения статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ не применяются.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью» содержащийся в пункте 2 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ перечень случаев, когда положения о предварительном одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не применяются, является исчерпывающим.
К таким случаям не относятся случаи совершения обществом сделок в процессе обычной хозяйственной деятельности, т.е. такие сделки при наличии признаков, указанных в пункте 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, являются сделками, в совершении которой имеется заинтересованность.
Указание акционерным обществом в годовом отчете какой-либо информации о контрагентах не освобождает такое общество от обязанности отразить в годовом отчете всю необходимую информацию в отношении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, предусмотренную пунктом 8.2.3 Положения, совершенных обществом в отчетном году.
Кроме того, статьей 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ определен порядок одобрения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения советом директоров общества или общим собранием акционеров в соответствии со статьей 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
На основании пунктов 2, 3 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ в обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении. Если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, решение по данному вопросу должно приниматься общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
В обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении. В случае, если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества признаются заинтересованными лицами и (или) не являются независимыми директорами, сделка может быть одобрена решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций в случае, если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2 и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Согласно пункту 5 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, не требует одобрения общего собрания акционеров, предусмотренного пунктом 4 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ, в случаях, если условия такой сделки существенно не отличаются от условий аналогичных сделок, которые совершались между обществом и заинтересованным лицом в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности общества, имевшей место до момента, когда заинтересованное лицо признается таковым. Указанное исключение распространяется только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершенные в период с момента, когда заинтересованное лицо признается таковым, и до момента проведения следующего годового общего собрания акционеров.
Правила пункта 5 статьи 83 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ распространяются только на сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, подлежащих одобрению общим собранием акционеров, и при этом такие сделки должны соответствовать определенным критериям.
Таким образом, Общество обязано в составе годового отчета Общества за 2013 год раскрыть информацию о совершенных Обществом в 2013 году сделках, в совершении которых имелась заинтересованность лиц, указанных в пункте 1 статьи 81 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Кроме того, согласно пункту 1.15 Положения в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с Положением, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности.
На основании пункта 70.8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П) в случае выявления недостоверной, неточной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации, раскрытой в годовом отчете акционерного общества, акционерное общество вправе изменить (скорректировать) информацию, раскрытую им в годовом отчете, путем опубликования на странице в сети Интернет текста документа, утвержденного советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, в котором содержится измененная (скорректированная) информация.
Вместе с тем, на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации, отсутствует какая-либо информация о правовых основаниях, в силу которых Обществом не раскрыта в годовом отчете Общества за 2013 год информация о совершенных Обществом в 2013 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Таким образом, Обществом в период с 24.06.2014 по 11.11.2015 не обеспечен доступ к тексту годового отчета Общества за 2013 год, а также после его раскрытия 12.11.2015 в указанном отчете отсутствует информация о совершенных Обществом в 2012 году сделках, признаваемых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ сделками, в совершении которых имелась заинтересованность и необходимость одобрения которых уполномоченным органом управления акционерного общества предусмотрена главой XI Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ.
Таким образом, Обществом нарушены требования пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции, действовавшей до 01.07.2015), пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции, действовавшей с 01.07.2015), пунктов 8.1.1, 8.2.1, 8.2.3, 8.2.5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 04.10.2011 № 11-46/пз-н, действовавшего до 16.03.2015, пунктов 69.5, 70.1, 70.3, 70.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 № 454-П).
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется виной, критерии которой определены статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Заявителем не представлено суду доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований действующего законодательства.
Ссылка заявителя на то, что Обществом была утверждена Инструкция «Порядок подготовки годового отчета Общества», и обязанность по раскрытию информации о сделках с заинтересованностью возложена на начальника юридического отдела ФИО4, не свидетельствует об отсутствии вины Общества, так как помимо обязанности издать приказ (положение) о раскрытии информации, именно на Общество возложена обязанность опубликовать годовой отчет и включить в него все необходимые сведения, а также проконтролировать соответствие отчета требованиям законодательства.
Неисполнение (ненадлежащее исполнение) работником Общества возложенных на него обязанностей свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны Общества и непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства (например, путем контроля опубликованных сведений).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Срок давности привлечения Общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Рассмотрев вопрос о наличии обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного Обществом административного правонарушения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1).
На исключительность применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2012 года N 14495/11.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 2 марта 2000 года N 38-О, фундаментальным принципом функционирования фондового рынка является его информационная прозрачность. Соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть всех потенциальных владельцев ценных бумаг.
Принимая во внимание, что раскрытие информации на рынке ценных бумаг направлено на обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации, а также фактические обстоятельства настоящего дела, суд не считает возможным признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить Общество от административной ответственности.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд, проверив обоснованность назначенного Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 700000 руб., полагает следующее.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении установлено, что нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Таким образом, перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим и не подлежит расширению.
Административным органом не представлено суду доказательств наличия отягчающих административную ответственность обстоятельств, учитываемых при назначении Обществу административного наказания.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не было их установлено и при вынесении оспариваемого постановления.
Суд, рассмотрев и оценив доводы Общества о снижении размера административного штрафа, полагает возможным снизить размер штрафа, назначенного Обществу за совершение рассматриваемого административного правонарушения, руководствуясь следующим.
Согласно положениям частей 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При этом согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
По мнению суда, назначенное в данном конкретном случае наказание в виде административного штрафа в размере 700000 рублей не соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного Обществу, суд принимает во внимание то, что Общество привлекается к административной ответственности впервые, отсутствуют обстоятельства, отягчающие административную ответственность, а также учитывает имущественное и финансовое положение Общества.
Таким образом, взыскание с Общества административного штрафа в размере 700000 рублей может повлечь невозможность дальнейшего осуществления Обществом предпринимательской деятельности.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, мера административного взыскания в виде штрафа в размере 700000 рублей в данном конкретном случае не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к Обществу карательный, а не превентивный характер, в связи с чем, на основании положений частей 3.1, 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным снизить размер штрафной санкции ниже низшего предела, установленного частью 2 статьи 15.19 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться, в том числе, указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом (пункт 3 части 4 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также то, что административное правонарушение совершено Обществом впервые, суд полагает правильным назначить Обществу административное наказание в виде административного наказания в размере - 350000 руб.
При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения административного штрафа в размере 350000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
Признать незаконным и изменить постановление о наложении административного штрафа по делу об административном правонарушении № 59-09-05-54-ЮЛ-16-1353/3110-1 от 31.05.2016г., вынесенное Отделением по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации, о признании Акционерного общества «Ангарскнефтехимпроект» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного часть 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 700000 руб.
Назначить Акционерному обществу «Ангарскнефтехимпроект», расположенному по адресу: 665835, <...>, зарегистрированному 01.04.1993 администрацией города Ангарска, основной государственный регистрационный номер <***>, ИНН <***>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 350000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Мусихина