ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-15451/2012 от 19.09.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Иркутск Дело   А19-15451/2012

19.09.2012г.

Резолютивная часть решения объявлена   19.09.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено   19.09.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Региональная сеть детских товаров» (ОГРН 1103850003971, место нахождения: 665729, Иркутская область, г.Братск, ул.Советская, 11А)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, место нахождения: 664025, г.Иркутск, ул.Российская, 17)

о признании незаконным и отмене постановления №311 о назначении административного наказания по делу №157 об административном правонарушении от 03.07.2012г.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Лёрек Р.П. - паспорт, доверенность;

от ответчика: Маркеева М.В. – удостоверение, доверенность,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Региональная сеть детских товаров» (далее – заявитель, ООО «РСДТ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – антимонопольный орган, Управление) №311 о назначении административного наказания по делу №157 об административном правонарушении от 03.07.2012г., предусмотренном частью 2 статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель антимонопольного органа требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 19.09.2012г.

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Региональная сеть детских товаров» зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН – 1103850003971.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ЗАО «ДЕТИ» о нарушении ООО «ДЕТИ» при осуществлении предпринимательской деятельности прав и законных интересов Общества в части совершения действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, а именно: действий по незаконному использованию результатов интеллектуальной деятельности (товарного знака «ДЕТИ»), направленных на получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности, противоречащих требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить убытки ЗАО «ДЕТИ».

28.06.2011г. приказом антимонопольного органа возбуждено дело №333 по признакам нарушения ООО «ДЕТИ» требований пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

07.02.2012г. по итогам рассмотрения данного дела Комиссией антимонопольного органа вынесено решение №138 о признании ООО «РСДТ» (переименованное ООО «Дети») нарушившим требования пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

19.06.2012г. должностным лицом антимонопольного органа составлен протокол об административном правонарушении №157, которым установлено наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом антимонопольного органа 03.07.2012г. вынесено постановление №311 о назначении административного наказания по делу №157 об административном правонарушении (далее – постановление), согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 101 000 руб.

Заявитель, полагая, что постановление антимонопольного органа не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленного требования Общество указало, что ООО «РСДТ» могло узнать о том, что товарный знак «ДЕТИ» зарегистрирован за другим правообладателем только после официальной публикации данных сведений в официальном бюллетене, что произошло 12.01.2011г. По мнению Общества, в обжалуемом постановлении неверно указана дата выдачи свидетельств о регистрации товарных знаков №424913 и №425833 за правообладателем ЗАО «ДЕТИ». Антимонопольный орган необоснованно указал в обжалуемом постановлении в качестве времени совершения административного правонарушения ООО «РСДТ» период с февраля 2010г. по август 2011г.; Общество полагает, что слово «дети» является общепринятым словом, обозначающим малолетних детей в возрасте до 14 лет, и является общеупотребительным в сфере розничной торговли детскими товарами.

Антимонопольный орган требование не признал, сославшись на законность и обоснованность вынесенного постановления.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей сторон, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Объективной стороной рассматриваемого правонарушения является совершение действий - актов недобросовестной конкуренции, направленных на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если указанные действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации: использование в гражданском обороте фирменного наименования и товарного знака ЗАО «ДЕТИ», в отношении товаров, для индивидуализации которых он зарегистрирован, без разрешения правообладателя, поскольку указанные действия приводят к смешению в отношении товаров, реализуемых под товарным знаком, принадлежащим ЗАО «ДЕТИ», что может ввести в заблуждение потребителей их товаров (услуг), причинить убытки ЗАО «ДЕТИ», либо нанести ущерб его деловой репутации.

Субъектом правонарушения является ООО «Региональная сеть детских товаров» (переименованное ООО «ДЕТИ», расположенное по адресу: 665729, Иркутская область, г.Братск, ул.Советская, 11а, ОГРН 1103850003971).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной.

ООО «РСДТ» (переименованное ООО «ДЕТИ») знало о возложенной на него обязанности по соблюдению требований антимонопольного законодательства в части недопущения актов недобросовестной конкуренции, следовательно, имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако данным Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе выразившаяся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

Из материалов дела следует, что в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление ЗАО «ДЕТИ» о нарушении ООО «ДЕТИ» при осуществлении предпринимательской деятельности прав и законных интересов Общества в части совершения действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией, а именно действий по незаконному использованию результатов интеллектуальной деятельности (товарного знака «ДЕТИ»), направленных на получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности, противоречащих требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить убытки ЗАО «ДЕТИ».

20.06.1997г. ЗАО «ДЕТИ» зарегистрировано в качестве юридического лица Решением Регистрационной палаты г.Санкт-Петербурга №75194 за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 1027801561842 (свидетельство серия 38 №000855875), запись внесена ИМНС РФ по Выборгскому району г.Санкт-Петербурга 02.12.2002г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЗАО «ДЕТИ» осуществляет следующие виды экономической деятельности: розничную торговлю мужской, женской и детской одеждой; оптовую торговлю готовыми пищевыми продуктами, включая торговлю детским и диетическим питанием и прочими гомогенизированными пищевыми продуктами; розничную торговлю прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки; розничную торговлю косметическими парфюмерными товарами, кроме мыла; розничную торговлю туалетным хозяйственным мылом; розничную торговлю мебелью; розничную торговлю вне магазина; розничную торговлю по заказам; розничную почтовую (посылочную торговлю; розничную торговлю, осуществляемую через телемагазины компьютерные сети (электронная торговля, включая Интернет); исследование конъюнктуры рынка; предоставление прочих услуг.

16.12.2010г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) №425833, который обозначен в виде словесного элемента «ДЕТИ», выполненного печатными буквами кириллического алфавита, оригинальным шрифтом черного цвета.

07.12.2010г. Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) №424913, который представляет собой изображение стилизованной детской коляски синего цвета, оснащенной двумя желтыми колесами с черными спицами, размещенными в нижней части корпуса. В верхней части коляски расположено стилизованное личико ребенка в окружении оранжевых лепестков. Также в комбинированном товарном знаке присутствует обозначение в виде словесного элемента «ДЕТИ», выполненного печатными буквами кириллического алфавита, оригинальным шрифтом красного цвета.

Правообладателем указанных товарных знаков является Закрытое акционерное общество «ДЕТИ» (194356, г.Санкт-Петербург, пр.Просвещения, 23, лит. A (RU)).

Данный товарный знак зарегистрирован в отношении следующих классов Международной классификации товаров и услуг и перечня товаров и/или услуг: вата для косметических целей; ватные тампоны на жестком держателе для косметических целей; кремы косметические; лосьоны для косметических целей; масла косметические; масла туалетные; масла эфирные; масла, используемые как очищающие средства; молоко миндальное для косметических целей; молоко туалетное; мыла; мыла лечебные; наборы косметические; пасты, порошки зубные; препараты для ванн косметические; препараты для гигиенических целей, относящиеся к категории парфюмерно-косметических, туалетные принадлежности; препараты для смягчения белья при стирке; препараты для стирки; салфетки, пропитанные косметическими лосьонами; соли для ванн (за исключением используемых для медицинских целей); средства для ухода за кожей косметические; средства косметические; средства моющие (за исключением используемых для промышленных и медицинских целей); шампуни; все указанные выше товары предназначены, в том числе, для детей; 05 - бальзамы для медицинских целей; вата для медицинских целей; жир рыбий; лосьоны для фармацевтических целей; мази; масла лекарственные; молочные ферменты для фармацевтических целей; мука для детского питания; наборы аптекарские (портативные); напитки диетические для медицинских целей; препараты для облегчения прорезывания зубов; продукты детского питания; продукты диетические пищевые для медицинских целей; салфетки, пропитанные лекарственными средствами; соли для ванн из минеральных вод; соли для лечебных ванн; 12 - велосипеды детские; коляски детские; самокаты; сиденья безопасные детские (автокресла); средства с электродвигателями, а именно электромобили и электромотоциклы детские; 16 - авторучки; буклеты; издания печатные; каталоги; пакеты бумажные и полиэтиленовые; 18 - сумки для ношения детей (рюкзаки-кенгуру); 20 - корзины для игрушек; манежи для детей (манежи-кровати); стульчики для кормления детей; ходунки; шезлонги для детей (люльки-шезлонги); 21 - одежда; обувь; головные уборы; 25 - горшки ночные детские; 28 - бассейны игрушечные; домики игровые; игрушки пластмассовые и мягконабивные; игрушки для детей до трех лет, а именно карусельки, погремушки, пирамидки, развивающие игрушки; 35 - демонстрация детских товаров; информация и советы коммерческие потребителям в области детских товаров; представление детских товаров на всех медиасредствах с целью розничной продажи; продвижение товаров для детей (для третьих лиц); реклама детских товаров; реклама детских товаров интерактивная в компьютерной сети, в том числе в Интернет в качестве доменного имени; управление процессами обработки заказов на покупки товаров для детей; услуги снабженческие для третьих лиц (закупка и обеспечение предпринимателей товарами для детей).

Согласно письменным пояснениям, представленным в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении ЗАО «ДЕТИ», является хозяйствующим субъектом и осуществляет коммерческую деятельность по розничной реализации товаров детского ассортимента в магазинах торговой сети «ДЕТИ», расположенных в г.Санкт-Петербурге и г.Москве. Также ЗАО «ДЕТИ» осуществляет продажу детских товаров через Интернет-магазин с использованием товарного знака «ДЕТИ». Адрес в сети Интернет www.detishop.ru.

Исключительное право ЗАО «ДЕТИ» на фирменное наименование и товарный знак «ДЕТИ» нарушено в результате его неправомерного использования со стороны ООО «ДЕТИ» путем размещения информации о розничной реализации детских товаров через «Сеть супермаркетов «ДЕТИ» в средствах массовой информации, в сети Интернет (www.sm-deti.ru).

Словесная составляющая товарного знака «ДЕТИ» по указанным Свидетельствам, правообладателем которых является ЗАО «ДЕТИ», по звуковому значению и смысловому содержанию сходна с обозначением, используемым ООО «ДЕТИ», и это сходство имеет решающее значение для общего впечатления, которое создается при сравнении товарного знака и словесного обозначения «ДЕТИ», незаконно используемого ООО «ДЕТИ».

Незаконное использование изображения товарного знака «ДЕТИ» в сети Интернет со стороны ООО «ДЕТИ» имеет целью исключительно введение в гражданский оборот однородных товаров и услуг, в том числе и в целях рекламы. Незаконное использование изображения товарного знака «ДЕТИ» закреплено протоколом осмотра от 11.03.2011г., составленным нотариусом г.Москвы Новопашиной У.С.

Любое упоминание в сети Интернет (как в тексте сайта, так и в служебной части страниц) охраняемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения должно рассматриваться как нарушение исключительного права.

ООО «ДЕТИ» зарегистрировано 11.02.2010г. за основным государственным регистрационным номером 11038500039715 (свидетельство серия 38 №003177225).

ООО «ДЕТИ» осуществляет розничную торговлю детскими товарами на
 территории Российской Федерации через сеть магазинов «ДЕТИ», расположенных в
 городе Иркутске по следующим адресам: ТЦ «JAM MOLL» ул.Сергеева, 3; ТЦ
 «Авалон-Сити» Ленинский район, Трактовая улица, 18; ТЦ «Фортуна Гранд»,
 Октябрьской революции, 1.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ДЕТИ» осуществляет следующий вид экономической деятельности: розничную торговлю в неспециализированных магазинах и специализированных магазинах.

В соответствии с пояснениями заявителя от 03.05.2011г. товарный знак «Сеть супермаркетов Дети» используется для дифференцирования компании при размещении наружной рекламы, рекламы в СМИ, в полиграфической продукции для оформления точки продаж. Товарный знак используется с августа 2010г.

15.04.2011г. заключен договор №181/24 между ЗАО «Видео Интернешнл-Иркутское Агенство» и ООО «ДЕТИ», предметом которого является обеспечение Вещателями (ЭСМИ «Домашний Иркутск», «Домашний», ЭСМИ «СТС-Иркутск», «Первый развлекательный СТС») оказания заказчику (ООО «ДЕТИ»), в период с 15.04.2011г. по 31.12.2011г., услуг по проведению рекламной кампании Рекламного проекта «ООО «ДЕТИ» путем размещения рекламы в программных блогах и Окнах регионального вещания ЭСМИ в соответствии с договором.

ООО «ДЕТИ» располагало электронным адресом в сети Интернет www.sm-deti.ru. ООО «Регтайм» является компанией, предоставившей данное доменное имя.

Изготовлением и внедрением Интернет-сайта занимался штатный сотрудник отдела маркетинга и рекламы ООО «ДЕТИ».

В ходе рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства ООО «ДЕТИ» представлены письменные пояснения от 12.05.2011г. исх.№34, согласно которым обозначение «Сеть детских супермаркетов ДЕТИ» используется ООО «ДЕТИ» в полиграфической продукции: листовки, афиши дисконтные карты; в наружной рекламе: вывески на фасаде зданий, световые короба; в телевизионной рекламе: заставки со статичным изображением, материалы, находящиеся на точках продаж: указатели в торговых точках, режим работы оформление текущих акций. Документы, подтверждающие реализацию товара с использованием товарного знака «ДЕТИ» (свидетельство №425833), комбинированного товарного знака «ДЕТИ» (свидетельство №429013), отсутствуют и предоставлены быть не могут в силу того, что ООО «ДЕТИ» не имеет отношения к правообладателю вышеназванных свидетельств - ЗАО «ДЕТИ» (194356, г.Санкт-Петербург, пр.Просвещения, 23 лит. А). Хозяйственно-правовых и иных юридически оформленных отношений с данным предприятием нет. Изображение товарного знака ЗАО «ДЕТИ» согласно вышеназванным свидетельствам кардинально отличается от заявленного на регистрацию товарного знака «Сеть детских супермаркетов ДЕТИ».

Согласно части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в том числе: товарные знаки и знаки обслуживания.

Частью 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.

В силу части 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака: на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (часть 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ) конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Исходя из смысла пункта 9 статьи 4 Закона №135-ФЗ под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Статьей 14 Закона №135-ФЗ установлен абсолютный запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе выражающуюся в продаже, обмене или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг.

Под введением в оборот товара следует понимать ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, обмен, предложение о продаже продажу товара.

Судом установлено, что действия ООО «ДЕТИ» по введению в оборот товаров с использованием обозначения «ДЕТИ» сходного до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком «ДЕТИ» нарушают требования действующего законодательств Российской Федерации, поскольку ООО «ДЕТИ» не имеет соглашения с правообладателем на использование указанного товарного знака.

Использование обозначения «ДЕТИ» направленно на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности посредством воздействия на потребителей, что в свою очередь обеспечивает увеличение объемов оказания услуг. Указанные преимущества достигаются за счет положительной репутации товарного знака.

Таким образом, ООО «ДЕТИ» получает преимущества в предпринимательской деятельности перед хозяйствующим субъектом, действующим с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, в том числе в виде отсутствия материальных затрат на заключение соглашения с правообладателем на использование товарного знака, в снижении издержек на продвижение своей предпринимательской деятельности за счет использования положительной репутации товарного знака, получении прибыли за счет увеличения объема оказания услуг.

Указанные действия могут причинить убытки хозяйствующему субъекту-конкуренту в виде неполученных доходов (упущенной выгоды в результате возможного уменьшения количества покупателей), которые могли быть им получены в условиях конкуренции, при отказе ООО «ДЕТИ» от совершения действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства.

Как усматривается из материалов дела, 15.06.2011г. Комиссией антимонопольного органа в целях проверки информации, изложенной в заявлении ЗАО «ДЕТИ», проведен акт осмотра информации, распространенной в сети интернет по адресу: http//www.sm-deti.ru, Владельцем данного доменного имени является ООО «ДЕТИ» (ИНН 3849007668; место нахождения: 664009, Иркутская область, г.Иркутск, ул.Альпийская, 1).

В результате проведенного осмотра антимонопольным органом установлено, что на указанном сайте распространена следующая текстовая информация: «ДЕТИ сеть детских супермаркетов. Все, что нужно вашему ребенку. Добро пожаловать на наш сайт, где Вы можете узнать о проходящих акциях и предстоящих праздниках! И также найдете много полезной информации по воспитанию детей! Ожидание малыша, это всегда яркое, радостное событие для всей семьи, но в то же время волнующее... Для молодых родителей встает вопрос о приобретении необходимых вещей для будущего ребенка, хочется купить все и сразу, не прилагая к этому массу времени, нервов и средств... Сеть супермаркетов «Дети» предлагает широчайший выбор товаров, как для новорожденных, так и для детей, более старшего возраста. В нашем магазине Вы найдете все необходимое для полноценного развития малыша, а также широкий ассортимент, приемлемые цены и отличное качество порадуют Вас и Вашего ребенка. Огромный выбор колясок от недорогих моделей до класса «премиум», а так же детских автокресел, ходунков, качелей, манежей, кроваток... детская одежда и обувь представлена на любой возраст и вкус, постельное белье, предметы личной гигиены, колоссальный выбор игрушек и развивающих игр далеко не весь перечень товаров, представленных в наших магазинах. Все что необходимо малышу для комфортной и насыщенной жизни вы найдете в одном месте. Теплая дружественная атмосфера, удобная выкладка и сортировка товаров, квалифицированные продавцы-консультанты помогут Вам в этом нелегком выборе. И помните, только Вы можете дать вашему малышу все самое лучшее, чтобы он был счастлив!».

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как указал Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16.1 Постановления №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Судом установлено, что Общество допустило использование обозначения «ДЕТИ», сходного до степени смешения с товарным знаком №425833 и №424913.

Следовательно, в действиях Общества усматриваются признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 14 Закона №135-ФЗ, выражающиеся в действиях по введению в оборот товара: сеть магазинов «ДЕТИ» с обозначением сходным до степени смешения (тождественным) с товарным знаком «ДЕТИ», которые направлены на получение преимуществ при ведении предпринимательской деятельности, противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и могут причинить ущерб иным хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

На заключительной стадии рассмотрения дела о нарушении заявителем антимонопольного законодательства ЗАО «ДЕТИ» отозвало заявление в связи с достижением договоренности с ООО «РСДТ» по спорным вопросам.

07.02.2012г. по итогам рассмотрения данного дела Комиссией антимонопольного органа вынесено решение №138 о признании ООО «РСДТ» (переименованное ООО «Дети») нарушившим требования пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение антимонопольного органа в судебном порядке Обществом не обжаловано и вступило в законную силу.

Нарушения заявителем требований по соблюдению законодательства о защите конкуренции подтверждаются исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно: распечаткой с сайта http://www.sm-deti.ru, ответом на запрос исх. №780 от 06.05.2011г., заявкой на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) в Российской Федерации, уведомлением о поступлении и регистрации заявки от 12.09.2011г. №11018306, фототаблицами, договором №181/24 от 15.04.2011г., протоколом №157 об административном правонарушении от 19.06.2012г., решением №138 от 07.02.2012г., а также другими материалами дела.

Суд полагает, что антимонопольный орган доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности, и правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьей 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших антимонопольному органу полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в судебном заседании не установлено.

Оценивая довод заявителя о том, что Управление в обжалуемом постановлении необоснованно в качестве времени совершения административного правонарушения ООО «РСДТ» указывает период с февраля 2010г. по август 2011г., суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Из материалов дела усматривается, что антимонопольный орган обладает доказательством только того, что по состоянию на 11.03.2011г. ЗАО «ДЕТИ» в нотариальном порядке засвидетельствовало использование слова «дети» на сайте заявителя, однако данный факт не означает, что именно с февраля 2010г. ООО «РСДТ» использовало при осуществлении своей предпринимательской деятельности товарный знак «дети».

Доказательства данного факта у антимонопольного органа отсутствуют.

Дата 11.02.2010г. антимонопольным органом указана в качестве начала использования ООО «РСДТ» товарного знака «дети» исходя из того, что ООО «РСДТ» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.02.2010г.

По мнению суда, это не означает, что именно с указанной даты Общество автоматически стало использовать товарный знак «дети».

Из пояснений заявителя и представленных им документов следует, что первый магазин открыт Обществом только в августе 2010г.

Согласно представленным заявителем данных бухгалтерского учета по анализу счетов за период с февраля 2010г. по декабрь 2010г. включительно ООО «РСДТ» до августа 2010г. торговой выручки не получало.

Следовательно, Управлением не представлено доказательств того, что ООО «РСДТ» использовало товарный знак «дети» начиная с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица, а именно: с февраля 2010г. по август 2010 г.

Вместе с тем, указанное обстоятельство не является основанием для признания оспариваемого постановления антимонопольного органа незаконным и необоснованным.

Оценивая довод заявителя о том, что Общество не имело возможности установить, что товарный знак «ДЕТИ» зарегистрирован за другим правообладателем до момента его публикации в официальном бюллетене, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 1491 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Товарный знак «ДЕТИ» прошел необходимую регистрацию, при этом приоритет товарного знака был установлен с 25.06.2009г. и 27.10.2009г.

Согласно части 1 статьи 1494 Гражданского кодекса Российской Федерации приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Таким образом, исключительное право на товарный знак согласно свидетельству №425833 возникло с учетом установления даты приоритета - 25.06.2009г., а по свидетельству №424913 - 27.10.2009г., то есть ранее регистрации Общества и, соответственно, возникновения у него права на использование фирменного наименования с использованием словесного обозначения «ДЕТИ».

В соответствии с частью 1 статьи 1493 Гражданского кодекса Российской Федерации после подачи заявки на товарный знак в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности любое лицо вправе ознакомиться с документами заявки, представленными на дату ее подачи.

Из указанного выше следует, что Общество имело возможность узнать о регистрации ЗАО «ДЕТИ» прав на спорные товарные знаки, однако при регистрации ООО «РСДТ» заявитель не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для выполнения требований законодательства и предотвращения совершения правонарушения.

В оспариваемом постановлении указана дата приоритета товарных знаков (дата подачи заявки) вместо даты регистрации товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, что не влияет на существо рассматриваемого дела и не опровергает факт наличия свидетельства о государственной регистрации товарного знака.

Таким образом, данный довод заявителя судом отклоняется.

Довод ООО «РСДТ» о том, что слово «дети» является общеупотребительным в сфере розничной торговли детскими товарами и не может являться товарным знаком, суд также находит не состоятельным, в виду следующего.

При регистрации товарного знака Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам проводится проверка товарного знака на отсутствие абсолютных оснований для отказа в регистрации и проверка по иным основаниям для отказа в регистрации.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов: вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта; представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (часть 1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ввиду того, что товарный знак «дети» был зарегистрирован, Управление пришло к выводу о том, что Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, как компетентный орган, не усмотрела оснований для признания слова «дети» как вошедшего во всеобщее употребление.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о подаче заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарных знаков «дети» (свидетельство №425833 и №424913) в Палату патентных споров в Федеральном институте промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Таким образом, данный довод Общества является не состоятельным.

Проверив обоснованность назначенного Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 101 000 руб. 00 коп., суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор); совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

Таким образом, перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим, и не подлежит расширению.

Антимонопольный орган доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность и учитываемых при назначении Обществу административного наказания, суду не представил.

Как указывалось выше, санкцией части 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Необходимо иметь в виду, что постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, а также то, что административное правонарушение совершено Обществом впервые, суд полагает возможным назначить ООО «РСДТ» административное наказание в виде административного штрафа в минимальной размере - 100 000 руб. 00 коп.

При изложенных обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и изменению в части назначения штрафа в размере 101 000 руб. 00 коп.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Признать незаконным и изменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области №311 о назначении административного наказания по делу №157 об административном правонарушении от 03.07.2012г. в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Региональная сеть детских товаров», расположенного по адресу: 665729, Иркутская область, г.Братск, ул.Советская, 11А, ОГРН 1103850003971, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб. 00 коп.

Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Региональная сеть детских товаров», расположенному по адресу: 665729, Иркутская область, г.Братск, ул.Советская, 11А, ОГРН 1103850003971, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья: Т.Ю. Мусихина