АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-18319/10-33
16.11.2010 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.11.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.11.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Управления внутренних дел по г. Усть-Илимску
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности,
при участии в заседании представителей:
от заявителя: не явились,
лицо, привлекаемое к ответственности: не явилось,
установил:
Управление внутренних дел по г. Усть-Илимску (далее – заявитель, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, известил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, известил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв, с заявленным требованием не согласен.
Судебное заседание начато 09.11.2010г., судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании до 12 час. 00 мин. 16.11.2010г.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, основной государственный регистрационный номер - 305381719500011.
Отделением по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Управления внутренних дел г. Усть-Илимска на основании заявления физического лица 30.07.2010г. проведена проверка торгового места №41 предпринимателя ФИО1 в павильоне №2, расположенном на территории рынка ООО «Рынок Коробейники» по адресу: <...>.
По результатам проверки установлен факт реализации спортивной одежды с нанесенным на нее товарным знаком олимпийской символики, представляющей собой факел, выполненный в цветах российского флага и изображение пяти переплетающихся колец, без согласия правообладателя на его использование.
Составлен протокол «осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов» от 30.07.2010г., протокол «изъятия вещей и документов» от 30.07.2010г., согласно которому при участии понятых изъяты четыре костюма синего цвета, один костюм красного цвета, два костюма черного цвета, по цене 1500 руб. каждый, с нанесенным на них товарным знаком олимпийской символики в виде пяти переплетающихся колец и факела над ними, с расположенной ниже надписью «RussianOlympicTeam».
По результатам рассмотрения материалов проверки вынесено определение от 30.07.2010г. «о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования».
В соответствии с часть 3 статьи 28.5, статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен протокол от 19.08.2010г. АС №214330 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В возражениях на заявленное требование предприниматель указала на то, что административным органом каких-либо доказательств с достоверностью подтверждающих контрафактность товара не представлено. Факт того, что реализуемый товар не является продукцией правообладателя, проведенной проверкой не установлен, соответствующая экспертиза не проводилась. Отсутствие договора с правообладателем товарного знака не может являться безусловным доказательством контрафактности товара. Кроме того, заявитель в нарушение пункта 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направил копию расчета размера ущерба. Ответчик полагает, что срок привлечения к административной ответственности истек 30.10.2010г.
Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом установлено, что заявитель действовал в рамках полномочий, предоставленных ему частью 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу статьи 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицирующим признаком данного административного правонарушения является незаконное использование товарного знака на территории Российской Федерации.
В силу статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса РФ любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе, способами, указанными в пункте 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Согласно статье 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
В пункте 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно части 4 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.
Пунктом 1 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.
В соответствии со статьей 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации непосредственно правообладателем или с его согласия.
Из изложенного следует, что Гражданский кодекс Российской Федерации признает контрафактными товары, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.
Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Проверкой, проведенной в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, установлено, что 30.07.2010 г. в проверяемой торговой точке осуществлялась реализацию спортивной одежды, а именно: четыре мужских костюма синего цвета, один костюм красного цвета, два костюма черного цвета по цене 1500 руб. каждый, с нанесенным на них товарным знаком олимпийской символики в виде пяти переплетающихся колец и факела над ними, выполненного в цветах российского флага, с расположенной ниже надписью «RussianOlympicTeam».
В силу статьи 26.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, наличие события административного правонарушения.
Данное обстоятельство устанавливается на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 26.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Согласно протоколу осмотра и протоколу изъятия от 30.07.2010г., осмотренные и изъятые спортивные костюмы находились в розничной реализации у индивидуального предпринимателя ФИО1 и предлагались к продаже.
Кроме того, факт нахождения указанной спортивной одежды в торговой точке с указанием на предметах одежды ценников подтверждается объяснениями от 30.07.2010г. продавца и самого правонарушителя, который пояснил, что спортивная одежда с олимпийской символикой для дальнейшей розничной продажи приобреталась им в г. Иркутске на Азиатском рынке, и о том, что у товарного знака с олимпийской символикой есть правообладатель, ему не было известно.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ) под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. К олимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр (часть 1).
Использование олимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров) и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ).
Использование олимпийской символики с нарушением указанных требований признается незаконным (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ).
Олимпийской хартией, введенной в действие 7 июля 2007 года, закрепляется право Международного олимпийского комитета на так называемую Олимпийскую собственность. Нормой пункта 2 Правила 7 Олимпийской хартии предусмотрено, в частности, что олимпийский символ, флаг, девиз, обозначения (включая слова "Олимпийские игры" и "игры Олимпиады"), знаки, эмблемы, огонь и факелы (включая их технические решения) являются "Олимпийской собственностью", и все права на каждый из них в отдельности и на все элементы Олимпийской собственности принадлежат исключительно Международному олимпийскому комитету, включая, но не ограничиваясь, использование для получения дохода, в коммерческих и рекламных целях. Согласно упомянутой правовой норме Международный олимпийский комитет может лицензировать все свои права или их часть на условиях, регламентируемых Исполкомом Международного олимпийского комитета.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Найробского договора об охране олимпийского символа от 26 сентября 1981 года Российская Федерация, как участница названного договора, приняла на себя обязательство запрещать путем соответствующих мер использование в качестве товарного знака (или другого обозначения) в коммерческих целях любого обозначения, состоящего из олимпийского символа или содержащего этот символ, кроме тех случаев, когда на это имеется разрешение Международного Олимпийского комитета.
При этом Найробский договор об охране олимпийского символа от 26 сентября 1981 года определяет графическое изображение Олимпийского символа как состоящего из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного, помещенных в таком порядке слева направо. Он состоит из олимпийских колец, изображенных в одном или разных цветах.
Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем осуществлялась реализация спортивных костюмов с товарным знаком, представляющим собой факел, выполненный в цветах российского флага, и пяти переплетающихся колец, с расположенной ниже надписью «RussianOlympicTeam».
Согласно свидетельству №139795 от 29.03.1996г. АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» является правообладателем товарного знака, представляющего собой факел, выполненный в цветах Российского флага, и пять переплетающихся колец.
АНО «Оргкомитет «Сочи 2014» (доверитель) по доверенности №1-04/02/2010 от 04.02.2010, уполномочил генерального директора ООО «Програмно-стратегическое агентство «Ю-Порт» ФИО2 подписывать от имени Доверителя ответы на запросы соответствующих органов по вопросам, касающимся предоставления сведений и информации для осуществления защиты прав на олимпийскую и/или паралимпийскую символику.
Согласно ответу Программно-стратегического агентства «Ю-Порт» от 16.08.2010 г. №06-0634 на запрос УВД по г. Усть-Илимску, АНО «Оргкомитет «Сочи 2014», которому предоставлено право использования объектов олимпийской символики, не заключало никаких соглашений об использовании товарного знака с индивидуальным предпринимателем ФИО1 Указанный в запросе и реализуемый ФИО1 товар в гражданский оборот на территории РФ правообладателем или с его согласия не вводился.
Таким образом, со всей очевидностью усматривается использование на товаре, реализуемом индивидуальным предпринимателем ФИО3, олимпийской символики – факела, олимпийского символа, и словосочетания со словом «Olympic».
Вышеперечисленные доказательства (протокол осмотра помещений, протокол изъятия вещей и документов, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, письменное объяснение предпринимателя, письмо правообладателя от 16.08.2010г. №06-0634) свидетельствуют о том, что товар, реализуемый предпринимателем, с товарным знаком, представляющим собою факел, выполненный в цветах Российского флага, и пять переплетающихся колец, в гражданский оборот на территории РФ правообладателем или с его согласия не вводился, используется ФИО1 незаконно.
В соответствии со статьей 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара.
Согласно статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Следовательно, действия предпринимателя ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. незаконное использование товарного знака.
На основании части 2 статьи 2.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В данном случае, вина предпринимателя ФИО1 подтверждается вышеперечисленными доказательствами.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
С учетом характера совершенного правонарушения, принимая во внимание цели и принципы административного наказания, суд считает возможным назначить индивидуальному предпринимателю ФИО1 административное наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 14.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 000 руб. с конфискацией вещей, являющихся предметом административного правонарушения.
Суд не принимает доводы предпринимателя о том, что административным органом не представлено каких либо доказательств с достоверностью подтверждающих контрафактность товара, проведенной проверкой не установлен факт того, что реализуемый товар не является продукцией правообладателя, соответствующая экспертиза не проводилась. В силу прямого указания статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование олимпийской символики допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями.
Указанная правовая позиция изложена так же в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2010г. по делу № А78-8713/2009.
Ссылка ответчика на то, что заявитель в нарушение пункта 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направил ему копию расчета размера ущерба, отклоняется судом. Как следует из материалов дела, заявление о привлечении к административной ответственности предприниматель получила 19.08.2010г. Из текста заявления о привлечении к административной ответственности следует, что приложением к заявлению является ряд документов, в том числе, расчет размера ущерба. Факт неполучения именно расчета размера ущерба предприниматель в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала. При этом безусловным основанием для отказа в привлечении к административной ответственности указанное предпринимателем обстоятельство не является.
Судом отклоняется довод предпринимателя о том, что срок привлечения к административной ответственности истек 30.10.2010г. в связи со следующим.
Из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации следует, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о товарных знаках - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение совершено 30.07.2010г., о чем составлен протокол.
Предпринимателю вменяется нарушение законодательства о товарных знаках, в связи с чем, суд полагает, что срок привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности не истек.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата и место рождения: 17.01.1967г., с. Жорниска, Яворского района, Львовской области, место жительства: 666633, <...>, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя - 305381719500011) привлечь к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 10 000 рублей с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Иркутской области (УВД по г. Усть-Илимску)
Расчетный счет <***>,
Получатель: УФК по Иркутской области (ГУВД по Иркутской области, лицевой счет <***>), Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области г.Иркутск,
БИК 042520001,
ИНН <***>, КПП 380801001,
ОКАТО 25438000000,
КБК 18811690040040000140.
Конфисковать у индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата и место рождения: 17.01.1967г., с. Жорниска, Яворского района, Львовской области, место жительства: 666633, <...>, основной государственный регистрационный номер 305381719500011), следующие товары: четыре костюма синего цвета, один костюм красного цвета, два костюма черного цвета по цене 1500 руб. каждый, с нанесенным на них товарным знаком олимпийской символики, в виде пяти переплетающихся колец и факела над ними, выполненного в цветах российского флага, с расположенной ниже надписью «RussianOlympicTeam».
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: Т.Ю. Мусихина