АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-19372/2017
«26» ноября 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.11.2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26.11.2019 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства имущественных отношений Иркутской области
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области
о признании недействительным предписания 28.06.2017г. № 027790,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились;
от ответчика: не явились;
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее – Управление, ответчик) от 28.06.2017г. № 027790.
Представители сторон, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание не явились, дополнительных доказательств не представили.
В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 06.04.2017г. №554 должностными лицами надзорного органа проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республика Бурятия 28 июня 2017 года в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области составлен протокол №44 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и выдано предписание №027790 об обязанности Министерства устранить указанное в предписании нарушение в срок до 03.10.2017г.
Согласно предписанию Министерство на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:689, площадью 814 873 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район, принадлежащем на праве собственности Иркутской области, допустило нарушение, выраженное в зарастании сорной и древесно-кустарниковой растительностью на 81 га.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что со 2 мая 2017 по 28 июня 2017 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:689, площадью 814 873 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения статей 13 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу положений статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при выдаче оспариваемого предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 28.06.2017г. Управлением были проигнорированы требования следующих нормативных актов.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве. Правомочие пользования есть основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения.
Условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).
Земельный кодекс Российской Федерации разделяет собственность на землю граждан и юридических лиц и государственную собственность на землю.
В силу пункта 1 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» имущество может находиться в собственности публичного субъекта только для того, чтобы целевым образом использовать его для осуществления конкретных властных полномочий и иных публичных целей.
Государственная собственность, имеющая публично-правовую природу, в отличие от частной собственности, следует общим интересам и связана с осуществлением задач и функций публичной власти, что предполагает нахождение в собственности публично-правовых образований только того имущества, которое необходимо для реализации их публичных функций и полномочий по предметам их ведения и составляет экономическую основу деятельности органов публичной власти.
По смыслу Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 34), установленному определением КС РФ от 1 октября 1998 года №168-О, одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов государственной власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением прямо установленных в законодательстве случаев.
Иркутская область, как публично-правовое образование – субъект Российской Федерации, является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:689, площадью 814 873 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунский район.
Согласно положениям статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Законом Иркутской области от 18.11.2009г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, Министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области.
Как уполномоченный орган Министерство по основаниям и в порядке, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, осуществляет заключение договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками, договоров мены земельных участков и обеспечение принятия Правительством Иркутской области решений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Из смыла земельного законодательства у органов государственной власти специальная гражданская правосубъектность.
В силу положений действующего законодательства Министерство не является землепользователем, землевладельцем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство не может нести ответственность за использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
Указанная правовая позиция корреспондирует с пунктом 2.1 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Учитывая подход, определенный законодателем, изложенный в статье 77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять полномочия, не отнесенные в соответствии с законами Российской Федерации.
Использование земель сельскохозяйственного назначения регламентируется статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Таким образом, пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения.
Указанный перечень лиц изложен в Кодексе как исчерпывающий, не предусматривающий в качестве пользователей земель сельскохозяйственного назначения лиц, не указанных в данной статье, включая органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим возложение оспариваемым предписанием на Министерство обязанности произвести работы по обработке почвы противоречит Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд отмечает, что Министерство, как орган исполнительной власти, наделенный властными полномочиями в области земельно - имущественных отношений, предпринимало следующие действия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 38:15:200503:689.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №2413-р «О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования» осуществлена передача имущества, находящегося в федеральной собственности в собственность Иркутской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером 38:15:0:306, расположенного по адресу: Иркутская область, Тулунский район (свидетельство о государственной регистрации права от 29.11.2012г.).
Указанный земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Тулунскому совхозу-техникуму в соответствии с постановлением мэра Тулунского района от 17.11.1997г. №227 «О выдаче Государственного акта на право пользования землей Тулунскому совхоз-техникуму» (государственный акт №38-15-00122).
В установленном законодательством порядке право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано не было. Земельный участок с кадастровым номером 38:15:0:306 передавался без уточненных границ.
По информации, предоставленной ОГБ ОУ СПО «Тулунский аграрный техникум» от 29.08.2012г. №554, Техникумом, в целях реализации инвестиционного проекта по развитию молочного животноводства, планировалось использование земельного участка в полном объеме и предоставление в аренду земельных участков заинтересованным фермерам не представлялось возможным.
Однако письмом от 27.12.2012г. №55-37-11739/12 Министерство образования Иркутской области проинформировало о невозможности реализации инвестиционного проекта и необходимости раздела земельного участка с кадастровым номером 38:15:0:306 в целях изъятия неиспользуемой части земельного участка.
Одновременно с этим, в адрес Правительства Иркутской области поступили многочисленные заявления фермеров о предоставлении земельных участков Техникума в аренду.
По итогам совещания от 16.01.2013г. у первого заместителя Правительства Иркутской области ФИО1, с участием Министерства сельского хозяйства Иркутской области, Министерства образования Иркутской области, мэра муниципального образования «Тулунского района», директора Техникума принято решение в кратчайшие сроки осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 38:15:0:306 в целях изъятия неиспользуемой части земельного участка и предоставления в аренду образованных земельных участков. Информация о невозможности использования части земельных участков для сельскохозяйственного производства у Министерства отсутствовала.
Учитывая, что границы указанного земельного участка были не установлены в соответствии с земельным законодательство, Министерством первоначально выполнялись работы по уточнению границы земельного участка с кадастровым номером 38:15:0:306, площадью 8 551 га, в соответствии с государственным актом №38-15-00122. Границы уточненного земельного участка полностью совпадают конфигурацией и площадью с границами, установленными государственным актом. Границы земельного участка были уточненны в соответствии с государственным контрактом.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от 02.04.2014г. №118/з разделен на 34 земельных участка, в том числе, с кадастровым номером 38:15:200503:689.
На земельный участок с кадастровым номером 38:15:200503:689 распоряжением Министерства от 09.12.2014г. №567/з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Техникума.
В целях эффективного использования областного имущества, руководствуясь статьями 22, 39.6, 39.7, пунктом 11 статьей 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 9, 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Законом Иркутской области от 7 октября 2008 года №69-03 «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области», Законом Иркутской области от 21.12.2006г. №99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» министерством проведена рыночная оценка права аренды земельных участков и 21.01.2015 опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством на сайте Министерства и в газете «Областная». Заявлений о предоставлении земельных участков в аренду не поступило.
Затем в газете «Областная» опубликовано извещение о приеме заявлений о предоставлении в аренду сроком на пять лет 7 земельных участков сельхозназначения в Тулунском районе, арендная плата рассчитана по ставке 2% от кадастровой стоимости в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 04.03.2009г. №41-пп «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области» в редакции от 06.12.2012г.
Заявлений о предоставлении земельных участков в аренду не поступило.
Вместе с тем, в Министерство поступило заявление от мэра Тулунского района от 13.02.2015г. № 01-24/298 о завышенной арендной плате за земельные участки и незаинтересованности со стороны глав крестьянских (фермерских) хозяйств Тулунского района в заключении договоров аренды земельных участков по рыночной стоимости.
По инициативе Министерства сельского хозяйства, учитывая значительное количество обращений сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских (фермерских) хозяйств, желающих использовать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды, об обременительности установленного в соответствии с Положением размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области, низкорентабельность сельскохозяйственного производства и дотационность со стороны государства, в Постановление в части установления размера арендной платы в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в размере трех десятых процента кадастровой стоимости передаваемого в аренду земельного участка, то есть в размере земельного налога в отношении таких земельных участков.
25.09.2015г. были внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 04.03.2009г. №41-пп «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Иркутской области» (далее - Постановление) в части предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства в аренду физическим, юридическим лицам в размере трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п.п. 2 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставление в аренду без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта РФ в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В конце декабря 2015 года вновь поступили заявления от граждан о предоставлении указанных участков в аренду. Извещение о предоставлении земельных участков в аренду было опубликовано 27.01.2016г. в газете «Областная», 04.02.2016г. в газете «Вестник Тулунского района» и на сайте Министерства.
Министерством осуществлена процедура предоставления земельных участков, предусмотренная Земельным кодексом Российской Федерации, в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного производства. По истечении 30 дней со дня опубликования, министерством были заключены договоры аренды с заявителями с установлением арендной платы в соответствии с Постановлением.
На земельные участки с кадастровыми номерами 38:15:000000:306, 38:15:000000:949, 38:15:000000:952, 38:15:000000:953, 38:15:060501:318, 38:15:060501:319, 38:15:060501:323, 38:15:130501:2007, 38:15:130501:2008, 38:15:130501:2010, 38:15:200503:684, 38:15:200503:686, 38:15:200503:687, 38:15:200503:688, 38:15:200503:689, 38:15:200503:690, 38:15:200503:691 на сайте Министерства опубликовано объявление о приеме заявлений о предоставлении в аренду.
Частью 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (редакция, действовавшая на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу положений статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности, по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков установлены статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Вышеуказанная статья регламентирует деятельность хозяйствующего субъекта, который осуществляет деятельность по производству сельскохозяйственной продукции на земельном участке. Министерство является титульным собственником земельного участка и в компетенцию министерства не входит осуществление предпринимательской деятельности по использованию земель сельскохозяйственного назначения, следовательно, министерству не может вменятся нарушение требований указанной статьи.
Министерство содействовало проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земельного участка.
Обязанность информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв не лежит на министерстве, в силу того, что установление таких фактов (как надзорная функция) не входит в компетенцию министерства.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Срок освоения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения включается в срок, указанный в пункте 3 настоящей статьи (пункт 4 статьи 6).
Таким образом, в предмет доказывания по данной категории дел входят следующие факты:
- неиспользование земельного участка, по признакам установленным в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
- неиспользование земельного участка в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, факт неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:689, площадью 814 873 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации отсутствует, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 38:15:200503:689, площадью 814 873 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район, принадлежит на праве собственности Иркутской области
В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Согласно статье 80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Таким образом, земли сельскохозяйственного значения, не закрепленные за гражданами и юридическими лицами, должны передаваться в фонд распределения земель.
При изложенных обстоятельствах Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, в силу Закона Иркутской области от 18.11.2009г. № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, не является субъектом ответственности на нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации в смысле, придаваемом Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия в оспариваемом предписании.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание государственного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства имущественных отношений по Иркутской области.
руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
заявленное требование удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 28.06.2017г. № 027791, выданное Министерству имущественных отношений Иркутской области, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства имущественных отношений по Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Л.А. Куклина