АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-19373/2017
18.03.2019 г.
Резолютивная часть решения объявлена 11.03.2019 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.03.2019 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Мусихиной Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Михайловым Э.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Министерства имущественных отношений Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664007, <...>)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)
о признании недействительным предписания от 28.06.2017 г. №027783,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явились,
от ответчика: не явились,
установил:
Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия (далее – Управление, ответчик) от 28.06.2017 г. №027783.
Заявитель, ответчик, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www.kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителей не направили.
В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 06.04.2017 № 554 должностными лицами надзорного органа проведена плановая выездная проверка в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республика Бурятия 28 июня 2017 года в отношении министерства имущественных отношений Иркутской области составлен протокол № 43 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), и выдано предписание № 027783 об обязанности Министерства устранить указанное в предписании нарушение в срок до 03.10.2017 г.
Согласно предписанию Министерство на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:668, площадью 128057 кв.м., расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район, принадлежащем на праве собственности Иркутской области, допустило нарушение, а именно: не использует для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности земельного участка на площади 13 га.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав доказательства по делу: ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что со 2 мая 2017 по 28 июня 2017 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении Министерства на земельном участке сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:668, площадью 128057 кв.м, расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований подпункта 3 пункта 2 стати 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), части 3 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу положений статьи 13 названного Кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия, в частности по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны:
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что при выдаче оспариваемого предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 28.06.2017 г. Управлением не были приняты во внимание требования следующих нормативных актов.
В статье 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве. Правомочие пользования есть основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Правомочие распоряжения означает возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения.
Условия и порядок пользования землей в Российской Федерации определяются на основе федерального закона (статья 36 Конституции Российской Федерации).
Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) разделяет собственность на землю граждан и юридических лиц и государственную собственность на землю.
В силу пункта 1 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» имущество может находиться в собственности публичного субъекта только для того, чтобы целевым образом использовать его для осуществления конкретных властных полномочий и иных публичных целей.
Государственная собственность, имеющая публично-правовую природу, в отличие от частной собственности, следует общим интересам и связана с осуществлением задач и функций публичной власти, что предполагает нахождение в собственности публично-правовых образований только того имущества, которое необходимо для реализации их публичных функций и полномочий по предметам их ведения и составляет экономическую основу деятельности органов публичной власти.
По смыслу Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 34), установленному определением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 168-О, одно и то же лицо не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов государственной власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением прямо установленных в законодательстве случаев.
Иркутская область, как публично-правовое образование – субъект Российской Федерации, является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером 38:15:200503:668, площадью 128057 кв.м, расположенном по адресу: Иркутская область, Тулунский район.
От имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 125 ГК РФ).
В соответствии с Законом Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области.
Как уполномоченный орган Министерство по основаниям и в порядке, установленным ЗК РФ, осуществляет заключение договоров купли-продажи земельных участков, договоров аренды земельных участков, договоров безвозмездного пользования земельными участками, договоров мены земельных участков и обеспечение принятия Правительством Иркутской области решений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Из смыла земельного законодательства у органов государственной власти специальная гражданская правосубъектность.
В силу положений действующего законодательства Министерство не является землепользователем, землевладельцем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земель сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство не может нести ответственность за использование или неиспользование земель сельскохозяйственного назначения.
Указанная правовая позиция корреспондирует с пунктом 2.1 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Учитывая подход, определенный законодателем, изложенный в статье 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять полномочия, не отнесенные в соответствии с законами Российской Федерации.
Использование земель сельскохозяйственного назначения регламентируется статьей 78 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):
крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;
некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;
казачьими обществами;
опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Таким образом, пункт 1 статьи 78 ЗК РФ закрепляет круг лиц, которые могут использовать земли сельскохозяйственного назначения.
Указанный перечень лиц изложен в Кодексе как исчерпывающий, не предусматривающий в качестве пользователей земель сельскохозяйственного назначения лиц, не указанных в данной статье, включая органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим возложение оспариваемым предписанием на Министерство обязанности произвести работы по обработке почвы противоречит положениям ЗК РФ.
Суд отмечает, что Министерство, как орган исполнительной власти, наделенный властными полномочиями в области земельно - имущественных отношений, предпринимало следующие действия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 38:15:200503:688.
В целях государственной регистрации права собственности Иркутской области и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ОГБОУ СПО «Тулунский аграрный техникум» распоряжением министерства от 09.12.2014 № 567/з прекращено право постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Согласно статье 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.
Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Таким образом, земли сельскохозяйственного значения, не закрепленные за гражданами и юридическими лицами, должны передаваться в фонд распределения земель.
При изложенных обстоятельствах Министерство, являясь исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися в государственной собственности Иркутской области, в силу Закона Иркутской области от 18.11.2009 № 82/48-оз «О Правительстве Иркутской области», Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, не является субъектом ответственности на нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации в смысле, придаваемом Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия в оспариваемом предписании.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2018 по делу А19-19343/2017, от 26.10.2018 по делу А19-19356/2017.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание государственного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах заявленное требование подлежит удовлетворению.
На основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства имущественных отношений по Иркутской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявленное требование удовлетворить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия от 28.06.2017г. № 027783 как несоответствующее действующему законодательству.
Обязать Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства имущественных отношений по Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Т.Ю. Мусихина