АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-7915/2011
14.10.2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.10.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
судьи Е.Ф. Капустенской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ООО «Игли» (ОГРН <***>; 665003, <...>)
к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству (ОГРН <***>; 665102, <...>), ОАО «ТЗРДСМ» (ОГРН <***>; 665102, <...>),
Третье лицо: Агентство лесного хозяйства Иркутской области
о признании недействительным договора в части, о признании незаключенным соглашения в части.
при участии в судебном заседании:
от истца: - не явился, извещен,
от ответчиков: - не явились, извещены,
от третьего лица: - не явился, извещен.
В судебном заседании 04.10.2011 г. объявлялся перерыв до, 07.10.11г. до 9ч.30мин., 10.10.2011 г. до 09 час.30 мин. Судебное заседание продолжено после перерыва 10.10.2011 г. без участия сторон, участвующих в деле.
установил:
Иск заявлен ООО «Игли» к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству о признании недействительным пункт 19 договора аренды лесного участка от 29.12.2008 г., в части установления срока действия договора с 18.01.2006 г.; о признании недействительным пункт 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. и приложение №6 «Сроки внесения арендной платы» к договору аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г.; о признании незаключенным пункт 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в договоре аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г., в части перехода обязательств по оплате долга по арендной плате, образовавшейся по иным основаниям кроме договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в судебном заседании 20.09.2011 г. уточнил исковые требования, просил:
1. Признать недействительным пункт 19 Договора аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части установления начала срока действия договора с 18.01.2006 г.
2. Признать частично недействительным условие пункта 5 Договора аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г. в части установления размера арендной платы на сумму 792 928, 5 рублей в год, а так же, Приложение № 6 «Сроки внесения арендной платы» к Договору аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части платежей в бюджет субъекта на сумму 792928, 50 рублей в год.
3. Признать частично недействительным пункт 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в Договоре аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части перехода к ООО «Игли» обязательств по оплате долга в размере 1863247,5 рублей в бюджет субъекта.
Уточнение иска судом принято (ст. 49 АПК РФ).
Истец уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик – ТУ АЛХ Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве на исковое заявление сообщил, что размер арендной платы по договору №15/8 от 29.12.2008 г. установлен в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ, при этом, задолженность арендатора по арендным платежам соответствует размеру, указанному в п. 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в договоре аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. Ответчик пояснил, что на основании приказа №1333-апр от 19.12.2008 г. договор аренды лесного участка от 18.01.2006 г. был приведен в соответствие требованиям Лесного кодекса РФ путем заключения договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. В договоре №15/8 от 29.12.2008 г. отражены все те же показатели, как по размеру лесопользования, таки и по размеру арендной платы, поскольку данное требование содержится в Приказе МПР РФ №258 от 04.10.2007 г., из которого следует: п. 10 «не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а так же размера арендной платы». Кроме того, истец ранее заявлял иск о признании договора аренды участка лесного фонда от 18.01.2006 г. недействительным, однако, требования истца решением от 29.12.2008 г. по делу №А19-15861/08-46 были признаны необоснованными. Более того, при приведении договора аренды участка лесного фонда от 18.01.2006 г. в соответствие с Лесным кодексом РФ истец не заявлял возражений и не ставил вопрос о размере арендной платы за пользование лесным участком. В ходе судебных заседаний ответчик подтвердил, что при расчете арендной платы по договорам аренды лесного участка применялся коэффициент 2,0, предусмотренныйприказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 г. №225 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню».
Определением суда от 16.06.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика по требованию истца о признании незаключенным пункта 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в договоре аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г., в части перехода обязательств по оплате долга по арендной плате, образовавшейся по иным основаниям кроме договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. привлечено ОАО «Тайшетский завод по ремонту дорожно-строительных машин».
Ответчик – ОАО «ТЗРДСМ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в нарушение ст. 131 АПК РФ отзыв на иск не представил, исковые требования не оспорил.
Определением суда от 20.09.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего без самостоятельных требований, привлечено Агентство лесного хозяйства Иркутской области, как администратор платежей.
Третье лицо - Агентство лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей сторон, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Между федеральным государственным учреждением «Алзамайский лесхоз» и открытым акционерным обществом «Тайшетский завод по ремонту дорожно-строительных машин» был заключен договор аренды лесного фонда от 18.01.2006 г., согласно которому, ФГУ «Алзамайский лесхоз» предоставил ОАО «ТЗРДСМ» в возмездное долгосрочное пользование участок лесного фонда на территории ФГУ «Алзамайский лесхоз» Нижнеудинского района Иркутской области в лесах 3 группы Марьинского лесничества в составе кварталов: №№1-8, 10-17, общей площадью 12 237 га., для осуществления лесопользования.
В соответствии с п. 1.1. договор аренды лесного фонда от 18.01.2006 г. заключен сроком на 25 лет, с 18.01.2006 г. по 18.01.2031 г. Государственная регистрация данного договора аренды произведена 20.06.2006 г.
Согласно приказа руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.12.2008 г. №1333-апр «О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с ОАО «ТЗРДСМ» между ТУ АЛХ Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству и ОАО «ТЗРДСМ» был заключен договор аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г.
В соответствии с условиями договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. ТУ АЛХ Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству предоставил ОАО «ТЗРДСМ» лесной участок площадью 12 237 га, расположенный по адресу: Иркутская область, Нижнеудинский район, Нижнеудинское лесничество: Алзамайское участковое лесничество, «Марьинская дача» (ранее – ФГУ «Алзамайский лесхоз» Марьинское лесничество), эксплуатацимонные леса (ранее – леса третьей группы), кварталы №№: 1-8, 10-17.
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 к настоящему договору.
В соответствии с п. 19 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г., срок действия договора установлен с 18.01.2006 г. по 18.01.2031 г.
Договор зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается штампом регистрационной надписи Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области от 27.02.2009 г. №38-38-10/003/2009-154, следовательно, является заключенным (ст. 164 ГК РФ, ст. 32 ЛК РФ от 29.01.1997 г. №22-ФЗ).
Согласно п. 5 и приложения №6 к нему, п. 6 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г., арендная плата по настоящему договору составляет 1 809 233 руб. 40 коп. в год; арендная плата вносится ежеквартально равными частями в размере ? части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
В соответствиисп. 7 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемы в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В случае изменением Правительством РФ ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, арендодатель производит перерасчет арендной платы, о чем уведомляет арендатора в письменной форме с приложенным расчетом арендной платы.
09.08.2010 г. Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству, ОАО «ТЗРДСМ», ООО «Игли» подписали Соглашение о замене стороны в договоре аренды лесного участка, согласно которому, все права и обязанности арендатора по договору лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. перешли от ОАО «ТЗРДСМ» к ООО «Игли».
08.11.2010 г. данное соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области.
Согласно условий п. 2 Соглашения, задолженность по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. составляет на 09.08.2010 г. в федеральный бюджет РФ - 1 415 852 руб. 85 коп., в бюджет субъекта РФ - 2 018 991 руб. 32 коп. Всего 3 434 844 руб. 17 коп. и переходит к новому арендатору - ООО «Игли».
ООО «Игли» полагает, что пункт 19 договора аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части установления начала срока действия договора с 18.01.2006 г., является недействительным, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства; пункт 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г., в части установления размера арендной платы на сумму 792 928 руб. 50 коп. в год, а так же, Приложение № 6 «Сроки внесения арендной платы» к договору аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части платежей в бюджет субъекта на сумму 792 928 руб. 50 коп. в год противоречит ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации; пункт 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в договоре аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части перехода к новому арендатору обязательств по оплате долга в размере 1 863 247 руб. 50 коп. в бюджет субъекта является также недействительным, что послужило основанием для
для предъявления настоящего иска в Арбитражный суд Иркутской области.
Исследовав доказательства по делу, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Между федеральным государственным учреждением «Алзамайский лесхоз» и открытым акционерным обществом «Тайшетский завод по ремонту дорожно-строительных машин» был заключен договор аренды лесного фонда от 18.01.2006 г., согласно которому, ФГУ «Алзамайский лесхоз» предоставил ОАО «ТЗРДСМ» в возмездное долгосрочное пользование участок лесного фонда на территории ФГУ «Алзамайский лесхоз» Нижнеудинского района Иркутской области в лесах 3 группы Марьинского лесничества в составе кварталов: №№1-8, 10-17, общей площадью 12 237 га., для осуществления лесопользования.
В соответствии с п. 1.1. договор аренды лесного фонда от 18.01.2006 г. заключен сроком на 25 лет, с 18.01.2006 г. по 18.01.2031 г. Государственная регистрация данного договора аренды произведена 20.06.2006 г.
Согласно приказа руководителя агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.12.2008 г. №1333-апр «О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с ОАО «ТЗРДСМ» между ТУ АЛХ Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству и ОАО «ТЗРДСМ» был заключен договор аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г., сроком с 18.01.2006 г. по 18.01.2031г., согласно пункта 19 договора №15/8 от 29.12.2008 г., о признании недействительным которого заявил истец.
Суд полагает, что требование истца - признать недействительным пункт 19 договора аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части установления начала срока действия договора с 18.01.2006 г., является необоснованным и не подлежащим удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. №258, решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка является основанием для заключения такого договора по утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 г. №324 примерной форме договора аренды лесного участка.
На основании вышеприведенных норм права следует, что во исполнение требований Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ действующие договоры аренды участков лесных фондов должны быть приведены в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, подписание сторонами договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. является, по сути, актом приведения в соответствие ранее действовавшего договора аренды 2006 г. с ОАО «ТЗРДСМ» на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.12.2008 г. №1333-апр «О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с ОАО «ТЗРДСМ».
Из указанного выше следует, что не состоялось заключения нового договора, а имелось фактически приведение в соответствие с новым законодательством ранее действовавшего договора, в связи с чем, указание в договоре от 29.12.2008 г. срока с 18.01.2006 г. по 18.01.2031 г. не противоречит действующему законодательству и соответствует дате начала арендных отношений, указанной в договоре от 18.01.2006 г.
Суд полагает, что указанные договоры составляют единое целое и должны рассматриваться в совокупности при разрешении вопросов о взимании арендной платы. Таким образом, оснований для признания недействительным п. 19 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. не имеется в силу ст.168 ГК РФ, статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядкаприведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. №258,
На основании статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий указанных договоров арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
При этом, размер арендной платы является существенным условием договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
В силу статьи 73 Лесного кодекса РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" установлены ставки платы в Иркутской области.
Подпунктом «в» пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30.
Согласно п. 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. арендная плата составляет 1 809 233 руб. 40 коп. в год.
Согласно приложения №6 к договору №15/8 от 29.12.2008 г. арендная плата составляет 1 809 233 руб. 40 коп. в год., часть которой зачисляется в федеральный бюджет РФ в размере 915 590 руб. в год, а часть в бюджет субъекта РФ в размере 893 643 руб. 40 коп. в год.
Как пояснил ответчик в отзыве на исковое заявление, расчет арендной платы произведен с применением коэффициента 2,0, установленного для Иркутской области приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 г. №225.
Истец считает, что размер арендной платы, в части превышающей минимальные ставки платы, в том числе в виде территориального коэффициента, предусмотренного с применением утратившего силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 14.09.2005 г. №225 «О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню», противоречит Лесному кодексу РФ, в связи с чем, просит суд признать частично недействительным условие пункта 5 Договора аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г. в части установления размера арендной платы на сумму 792 928, 50 рублей в год, а так же, Приложение № 6 «Сроки внесения арендной платы» к Договору аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части платежей в бюджет субъекта на сумму 792 928, 50 рублей в год.
Суд принимает доводы истца о неправомерном применении ответчиком при расчете арендной платы коэффициента 2,0 по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.07 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены ставки арендной платы.
Пунктом 3 приложения №1 предусмотрено, что к ставкам применяются корректирующие коэффициенты. Правительство Российской Федерации, в компетенцию которого входит утверждение ставок платы и корректирующих коэффициентов, корректирующие коэффициенты на тот момент не утвердило.
На момент вступления в силу Постановления Правительства РФ №130 от 22.05.2007г. приказ Федерального агентства лесного хозяйства РФ от 14.09.05 г. №225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства РФ от 29.02.08 г. №60, который вступил в законную силу 24.04.2008 г.
Кроме того, полномочия Федерального агентства лесного хозяйства РФ по утверждению ставок арендной платы отменены Постановлением Правительства РФ от 24.05.07 г. № 413 «О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений».
Согласно п. 7 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации. В случае изменением Правительством РФ ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, арендодатель производит перерасчет арендной платы, о чем уведомляет арендатора в письменной форме с приложенным расчетом арендной платы.
В соответствии с п.п. а) п. 9 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. истец обязан выполнять обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Принимая во внимание, что размер арендной платы по договору №15/8 от 29.12.2008г. составляет по минимальным ставкам - 915 590 руб. в год, учитывая, что начальная цена предмета аукциона принимается равной арендной плате по минимальным ставкам, следовательно, 11 % (конкурсная надбавка по протоколу результатов лесного конкурса №21 от 22.12.2005 г.) от годовой арендной платы по минимальным ставкам составит – 100 714 руб. 90 коп. в год.
Таким образом, размер арендной платы по договору №15/8 от 29.12.2008 г. должен составить 1 016 304 руб. 90 коп. в год.
Однако, согласно п. 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. и приложения №6 к нему, размер арендной платы установлен в размере 1 809 233 руб. 40 коп. в год, следовательно, сумма 792 928 руб. 50 коп. (1 809 233, 40 – 1 016 304, 90) в ежегодный размер арендной платы, в части платежей в субъект РФ, включена ответчиком неправомерно.
Доводы ответчика (ТУ АЛХ Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству) о том, что арендную плату за пользование участком в части превышающей минимальный размер следует рассматривать как условие, согласованное сторонами посредством свободного волеизъявления, арбитражный суд считает неосновательным.
Действительно, в силу пункта 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе по организации и проведению соответствующих аукционов.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса РФ в извещении о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, публикуемом организатором аукциона, должны содержаться в частности сведения о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Частью 4 статьи 73 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, на основе которых и определяется минимальный размер арендной платы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены лишь вопросы организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности.
Определение же арендной платы за данные участки, и, следовательно, начальной цены предмета аукциона, которая в силу требований Лесного кодекса РФ не может быть меньше минимального размера арендной платы, регулируется специальными нормами лесного законодательства (статья 73 Лесного кодекса РФ) и отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, а именно Правительства Российской Федерации.
Правильность такой правовой позиции подтверждается содержанием пункта 27 статьи 81 Лесного кодекса РФ, предусматривающего установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды как полномочие органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений.
Таким образом, вопросы установления минимального размера арендной платы (начальной цены предмета аукциона) при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, урегулирован на федеральном уровне и к предметам ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится.
Следовательно, к отношениям сторон подлежат применению обязательные нормы закона: п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 4 ст. 73 ЛК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Учитывая, что начальная цена аукциона, которая должна формироваться на основании указанных нормативных актов, принимается равной арендной плате по минимальным ставкам, дальнейшее пошаговое повышение платы осуществляется в процессе проведения аукциона при участии в нем нескольких лиц. В данном случае в соответствии с п. 2.1. протокола №21 результатов лесного конкурса от 22.12.2005 г. победитель лесного конкурса принял на себя обязательство вносить арендную плату на 11 % выше установленного ежегодного размера, в связи с чем, оснований для увеличения арендной платы помимо конкурсной надбавки в размере 11% не имелось.
Исходя из изложенного, следует признать, что размер арендной платы, указанный в пункте 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. и в приложении №6 к нему в части суммы 792 928 руб. 50 коп. (то есть, в части превышающей минимальный размер арендной платы) не соответствует требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что договор аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожным в части суммы арендной платы – 792 928 руб. 50 коп., составляющей разницу между установленной пунктом 5 договора и минимальным размером арендной платы, рассчитанным в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса РФ, Постановлением Правительства РФ №310 от 22.05.2007 г., поскольку согласно статье 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Таким образом, оспариваемый пункт в указанной части не подлежит применению, поскольку пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование истца о признании недействительным пункта 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. и приложение №6 к договору в части превышения арендной платы на 792 928 руб. 50 коп. является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу ст.ст. 167, 168, 180, 421, 422, 424 Гражданского кодекса РФ, ст. 73 Лесного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 22.05.2007 г. №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Доводы ответчика, что ранее по делу №А19-15861/08-46 рассматривался иск о недействительности договора, не являются основанием для прекращения производства по делу в соответствии с п.2 ч.1 ст. 150 АПК РФ, так как по требованию о признании договора недействительным в указанном деле выступало истцом другое лицо – ОАО «ТЗРДСМ»(ООО «Игли» - истец по настоящему делу, в деле не участвовало).
Истцом также заявлено требование - признать частично недействительным пункт 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в Договоре аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части перехода к ООО «Игли» обязательств по оплате долга в размере 1 863 247 руб. 50 коп. в бюджет субъекта.
Согласно условий п. 2 Соглашения, задолженность по внесению арендной платы по договору аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. составляет на 09.08.2010 г. в федеральный бюджет: 1 415 852 руб. 85 коп., в бюджет субъекта: 2 018 991 руб. 32 коп., всего 3 434 844 руб. 17 коп. и переходит к новому арендатору – ООО «Игли».
Ввиду недействительности части п.5 договора в размере 792 928 руб. 50 коп., установленной по договору №15/8 от 29.12.2008 г. арендной платы, по платежам в бюджет субъекта РФ, ООО «Игли», соответственно, полагает, что задолженность по арендной плате по соглашению от 09.08.2010 г. в части платежей в бюджет субъекта РФ, так же является частично недействительной.
Истцом представлен расчет, в котором он исчислил 11 % от суммы, подлежащей оплате в федеральный бюджет РФ по соглашению, полагая, что рассчитанная сумма и будет являться задолженностью в бюджет субъекта РФ. Суд, определением от 20.09.2011 г., предложил истцу представить по указанному требованию обоснование указанного расчета излишне уплаченной арендной платы, представленной истцом по соглашению. Вместе с тем, истцом обоснование суммы, указанной в п. 3 уточненных требований суду не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Однако, суд не может согласиться с расчетом истца, поскольку долг в бюджет РФ к моменту заключения Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в Договоре аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г. не структурирован как по периодам, так и по размеру, в том числе, и в самом соглашении, в связи с чем суд считает необоснованным фактически произвольное применение 11 % конкурсной надбавки к долгу в субъект РФ, указанному в Соглашении, для вычисления размера переплаты. В связи с изложенным, без представления сведений обо всех поступлениях арендной платы к моменту заключения Соглашения от 09.08.2010 г. обо всех поступлениях и периодах, за которые сложился долг, невозможно установить обоснованно размер реальной задолженности (в части 11% конкурсной надбавки) в бюджет субъекта РФ. Указанные сведения суду не представлены, обоснований расчета от истца не поступило.
Вместе с тем, суд полагает, что признание судом недействительным пункта 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. в части превышения арендной платы на 792 928 руб. 50 коп., должно повлечь со стороны администратора арендных платежей (по предложению арендатора) соответствующий перерасчет долга в Соглашении от 09.08.2010 г., заключенном на основании указанного договора аренды.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требование истца - признать частично недействительным пункт 2 Соглашения от 09.08.2010 г. о замене стороны в Договоре аренды лесного участка № 15/8 от 29.12.2008 г., в части перехода к ООО «Игли» обязательств по оплате долга в размере 1 863 247 руб. 50 коп. в бюджет субъекта РФ удовлетворению не подлежит на основании ст.ст. 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду того, что истец не доказал размер арендной платы, в части которой просит признать соглашение от 09.08.2010 г. недействительным, и не представил суду запрошенные сведения.
При таких обстоятельствах, в силу ст.ст. 167, 168, 180, 421, 422, 424 Гражданского кодекса РФ, ст. 73 Лесного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 22.05.2007 г. №310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 г. №201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядкаприведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 г. №258 заявленные истцом требования суд считает правомерными и подлежащими удовлетворению в части требования о признании недействительным пункта 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. и приложения №6 к договору в части превышения арендной платы на 792 928 руб. 50 коп., в остальной части иск удовлетворению не подлежит
Принимая во внимание, что истцом было заявлено три самостоятельных требования, по которым была уплачена государственная пошлина в размере 12 000 руб. (4 000 руб. за каждое требование), при этом, судом удовлетворено одно требование истца, в соответствии с положениями статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерациигосударственная пошлина в сумме 8 000 руб. относится на истца, судебные расходы в сумме 4 000 руб. подлежат взысканию с территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Игли».
Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать недействительным пункт 5 договора аренды лесного участка №15/8 от 29.12.2008 г. в части размера арендной платы на сумму 792 928 руб. 50 коп., приложение №6 к договору «Сроки внесения арендной платы» в части платежей в бюджет субъекта на сумму 792 928 руб. 50 коп., в остальной части иска отказать.
Взыскать с территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Нижнеудинскому лесничеству (ОГРН <***>; 665102, <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Игли» (ОГРН <***>; 665003, <...>) 4 000 руб. – расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья: Е.Ф. Капустенская