АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.
1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):
ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.
Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-9903/2013
09.12.2013 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.12.2013 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сонина А.А., судей Куклиной Л.А., Дмитриенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игнатьевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Думе Уриковского муниципального образования
третье лицо: Министерство сельского хозяйства Иркутской области
о признании недействующими решения от 27.12.2012г. № 55-252/дсп
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – предприниматель (паспорт)
от ответчика: ФИО2 – представитель по доверенности (удостоверение)
от третьего лица: ФИО3 – представитель по доверенности (удостоверение)
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими решения Думы Уриковского муниципального образования (далее – Дума, ответчик) от 27.12.2012г. № 55-252/дсп, генерального плана, о направлении генерального плана на доработку.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 02.12.2013 требование индивидуального предпринимателя ФИО1 к Думе Уриковского муниципального образования о признании генерального плана несоответствующим ст. 5 ФЗ «О развитии сельского хозяйства» выделено в отдельное производство.
Дело рассматривается в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприниматель поддержал доводы, изложенные в уточненном заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснив, что оспариваемое решения Думы Уриковского муниципального образования (далее – Дума, ответчик) от 27.12.2012г. № 55-252/дсп отменено.
Представитель третьего лица заявленные требования не оспорил.
Изучив представленные доказательства, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Заявитель является собственником объекта капитального строительства: нежилого 1-этажного здания общей площадью 711,1 кв.м, инв№26925, расположенного по адресу: <...>. (свидетельство №38 АА 938001).
Постановлением Главы Уриковского муниципального образования от 23.12.2011 № 573 установлено место и время проведение публичных слушаний по проекту генерального плана Уриковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области, а также утверждены: состав рабочей комиссии, план мероприятий по подготовке и проведению публичных слушаний по проекту генерального плана, порядок учета предложений по проекту генерального плана, основные параметры генерального плана, карта планируемого размещения объектов местного значения.
08.02.2012 прошли публичные слушания по проекту генерального плана Уриковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.
Решением Думы Уриковского муниципального образования от 27.12.2012г. № 55-252/дсп утвержден Генеральный план застройки муниципального образования Уриковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области.
Предприниматель считая, что указанное решение не соответствует Градостроительному кодексу РФ и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 24 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план поселения, Генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Частями 1, 2 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ установлено, что генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу статьи 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка и утверждение генерального плана поселения утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 Градостроительного кодекса РФ и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ. Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа соответственно в представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
В силу положений статьи 28 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов, в том числе по внесению в них изменений (далее - публичные слушания), с участием жителей поселений, городских округов проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Поскольку Генеральный план является документом территориального планирования, то при его подготовке и утверждении должна быть соблюдена процедура подготовки документов территориального планирования, регламентированная статьями 23, 24, 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, доказательств соблюдения названной процедуры в материалы дела не представлено. Так, Думой Уриковского муниципального образования в материалы дела не представлено доказательств проведения публичных слушаний в каждом населенном пункте муниципального образования.
В состав Уриковского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: деревня Ангара; деревня Грановщина; деревня Московщина; деревня Столбова; деревня Хайрюзовка; заимка ФИО4; поселок Малая Топка;поселок Парфеновка; село Урик.
Из представленных в материалы дела Постановления от 23.12.2011 года № 573 «О подготовке и проведении публичных слушаний по проекту генерального плана Уриковского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» и протокола публичных слушаний от 08.02.2012 года №1 следует, что публичные слушания проведены только в с.Урик. В остальных населенных пунктах публичные слушания не проводились.
По данному факту прокуратурой Иркутского района на решение Думы Уриковского муниципального образования от 27.12.2012г. № 55-252/дсп был принесен протест. На основании указанного протеста Думой Уриковского муниципального образования принято решение от 29.11.2013 №63-289/дсп «Об отмене решения Думы Уриковского муниципального образования от 27.12.2012г. № 55-252/дсп «Об утверждении генерального плана Уриковского муниципального образования». Вместе с тем, на день рассмотрение дела в суде данное решение официально не опубликовано.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на стадии подготовки и утверждения Генерального плана было допущено нарушение положений статей 28 Градостроительного кодекса РФ.
Поскольку оспариваемый нормативный правой акт издан с нарушением порядка издания такого нормативного акта, суд приходит к выводу о его несоответствии статье 28 Градостроительного Кодекса РФ.
В силу части 5 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
На основании статьи 110 АПК РФ, ст. 333.21 НК РФ с Думы Уриковского муниципального образования в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Признать недействующим Решение Думы Уриковского муниципального образования «Об утверждении Генерального плана Уриковского муниципального образования» от 27.12.2012г. № 55-252/дсп, как несоответствующее статье 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Думы Уриковского муниципального образования в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. 00 коп.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий А.А. Сонин
Судьи Л.А. Куклина
Е.В. Дмитриенко