ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-7622/13 от 13.11.2013 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-7622/2013

« 15 » ноября 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена « 13 » ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен « 15 » ноября 2013 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Ковалева Е.В.

судей Гурьевой И.Л., Ефименко С.Г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной А.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

ООО «КПД Монтаж» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к 1). Администрация городского округа «Город Калининград» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

2). Городскому Совету депутатов города Калининграда (ОГРН <***>, ИНН <***>)

3). Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о признании в части Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» несоответствующими федеральным законам, и недействующими в оспариваемой части

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности, адвокатскому удостоверению; ФИО2 по доверенности, паспорту

от заинтересованных лиц:

1). сторона извещена, явка представителя не обеспечена;

2). сторона извещена, явка представителя не обеспечена;

3). сторона извещена, явка представителя не обеспечена

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КПД Монтаж» (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация), Городскому Совету депутатов города Калининграда (далее – Совет депутатов), Комитету архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Комитет) о признании, с учетом уточнения ранее заявленных исковых требований принятых судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением Окружного Совета депутатов г.Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29 июня 2009 года, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:59, площадью 29 442 кв.м., с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного (многоквартирного) строительства», по ул. Дзержинского в г. Калининграде к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки», не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и недействующими в оспариваемой части.

Заинтересованные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом согласно ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), явку представителей не обеспечили. Ранее в предварительно заседании отзыв на заявление был представлен только Администрацией, из которого следует, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку считает их необоснованными.

Информация о месте и времени судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно ст. 121 АПК РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.

В ходе судебного заседания представители Общества заявленные требования поддержали в полном объеме, просил суд заявление удовлетворить, сославшись на представленные в дело материалы.

Как дополнительно пояснили представители Общества, в порядке статьи 65 АПК РФ ими раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а каких-либо ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств, у них не имеется.

Заслушав представителей Общества, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что на основании Постановления главы администрации городского округа «Город Калининград» от 01.04.2009 № 468 «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:49 по ул. Дзержинского для комплексного освоения в целях жилищного строительства» (в редакции постановлений от 25.08.2011 № 1392, от 20.04.2012 № 642), Распоряжения Комитета архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» от 20.04.2012 № 70-1000/р «О внесении изменений в распоряжение от 16.11.2011 № 70-2567/р «Об условиях проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:59 по ул. Дзержинского для комплексного освоения жилищного строительства», Протокола заседания аукционной комиссии по приему заявок от претендентов и признания их участниками аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства от 29.08.2012, договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка от 10.09.2012 и кадастровой выписки о земельном участке от 27.07.2012 №39/11-ВСЗУ-61742, 24.09.2012 между Администрацией (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор №011505 аренды (далее – Договор) земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:59 (далее – земельный участок), площадью 29 442 кв.м. по ул. Дзержинского в Московском районе г. Калининграда, под комплексное освоение в целях жилищного (многоквартирного) строительства.

Договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Управление Росреестра по Калининградской области 19.02.2013 за номером 39-39-01/394/2013-805.

Как указывает заявитель, первоначально Обществу был выдан градостроительный план земельного участка № RU 39301000-2086, утвержденный 13.08.2010, которым не было установлено ограничений в части отнесения земельного участка к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия: РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки».

30.08.2013 Обществом получен градостроительный план земельного участка № RU 39301000-4258, утвержденный 27.08.2013, из которого следует, что земельный участок расположен зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия: РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки».

Учитывая, что указанные ограничения в использовании земельного участка не отвечают экономическим интересам Общества, полагая, что отнесения Правилами землепользования и застройки земельного участка к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия: РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» не соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 23 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные Обществом требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) Правила землепользования и застройки включают в себя:

1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;

2) карту градостроительного зонирования;

3) градостроительные регламенты.

Согласно пункту 4 статьи 30 ГК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (пункт 5 статьи 30 ГК РФ).

Согласно пункту 6 статьи 30 ГК РФ, виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.

Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Калининград», являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы территориальных зон.

Согласно карте градостроительного зонирования городского округа «Город Калининград» (приложение № 1) спорный земельный участок с кадастровым номером 39:15:141502:59, находящийся в аренде у Общества, предоставленный под комплексное освоение в целях жилищного (многоквартирного) строительства по ул. Дзержинского в г. Калининграде, полностью расположен в территориальной зоне «ОЖ».

Названная зона «ОЖ» предназначена для застройки многоквартирными жилыми домами 5-12 этажей; допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.

Однако весь земельный участок был отнесен к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4. «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки».

В указанной зоне РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» согласно Правилам землепользования и застройки, разрешается выборочное малоэтажное индивидуальное строительство (преимущественно 2 этажа + мансарда).

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

При этом в силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря 2003 г. № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы.

Порядок подготовки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 (далее - Положение), предусматривающим, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

Судом установлено, что указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историко-культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.

Согласно пунктам 13 и 14 названного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проект зон охраны объекта культурного наследия в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.

В соответствии с пунктом 16 данного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что границы зон охраны объекта культурного наследия могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и предварительного согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.

Однако на дату рассмотрения спора по существу документ об установлении ограничений на использование земельных участков и объектов недвижимости в границах охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, как и сами охранные зоны, Правительством Калининградской области не утвержден.

Таким образом, при принятии оспариваемых Обществом Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» был нарушен предусмотренный федеральным законодательством порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, поскольку проект зон охраны, предусматривающий отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:59 к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4. «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки», до настоящего времени не разработан, не согласован в установленном порядке с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, и Правительством Калининградской области не утвержден.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения при подготовке и принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки сделали невозможным использования земельного участка по назначению, что свидетельствует о нарушении прав Общества на застройку указанного земельного участка.

В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Таким образом, бремя доказывания соответствия действующему законодательству оспариваемого Обществом Решения Совета депутатов об утверждении Правил землепользования и застройки, возложено на заинтересованных лиц.

Однако заинтересованные лица не представили суду доказательств, подтверждающих полное соответствие оспариваемого Обществом нормативного акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта нарушены права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку Общество лишено возможности осуществлять строительство многоквартирного жилого дома на территории принадлежащего ему на праве аренды земельного участка.

Доказательств, опровергающих данный вывод, заинтересованными лицами суду не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:59, к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4. «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки», не соответствуют действующему законодательству, а именно: Конституции Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статье 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьям 7 и 23 Закона Калининградской области № 344 от 17 декабря № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области», Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315.

При таком положении арбитражный суд считает указанные Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в оспариваемой части не действующими.

С учетом изложенного, заявленные Обществом требования суд находит правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При подаче заявления платежным поручением № 517 от 04.09.2013 Общество оплатило государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В этой связи, возмещение расходов Общества на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей следует отнести на Совет депутатов.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление общества с ограниченной ответственностью «КПД Монтаж» - удовлетворить.

Признать Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные Решением Окружного Совета депутатов г.Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29 июня 2009 года, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:141502:59, площадью 29442 кв.м., с разрешенным использованием «для комплексного освоения в целях жилищного (многоквартирного) строительства», по ул. Дзержинского в г. Калининграде к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки», не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Закону Калининградской области от 17.12.2003 № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области», Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315, и не действующими в оспариваемой части.

Взыскать с Городского Совета депутатов г. Калининграда в пользу общества с ограниченной ответственностью «КПД Монтаж» уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.

Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.

Председательствующий Е.В. Ковалев

Судьи И.Л. Гурьева

С.Г. Ефименко