ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-2123/2022 от 03.08.2022 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248000, г. Калуга, ул. Ленина, д. 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457;

http://kaluga.arbitr.ru; е-mail: kaluga.info@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

Дело №А23-2123/2022

10 августа 2022 года                                                                 город Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен 10 августа 2022 года

  Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Кретовой И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ушаковой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Минскстройэкспорт", ОГРН <***>, ИНН <***>, 248008, <...>,

к Министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, 248009, <...>,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Прокуратуры города Калуги, 248000, <...>,

об отмене постановления от 09.03.2022 №91-22 о привлечении к административной ответственности и прекращении производства по делу,

при участии в судебном заседании:

от третьего лица - прокурора Бакуриной А.М., на основании служебного удостоверения ТО №315668; старший помощник прокурора Тарченко Н.Е., на основании доверенности от 14.06.2022, удостоверения, диплома о высшем образовании,

иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Минскстройэкспорт" (далее - заявитель, ООО СП "Минскстройэкспорт", общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением об отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - министерство) от 09.03.2022 №91-22 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. и прекращении производства по делу.

Определением от 22.03.2022 дело было назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением от 29.04.2022 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства и привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора Прокуратуру города Калуги.

ООО Совместное предприятие "Минскстройэкспорт" и Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 В предварительном судебном заседании на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители прокуроры пояснили, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

Изучив материалы дела, заслушав в судебных заседаниях пояснения третьего лица, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, заместителем прокурора города Калуги, на основании обращения Уполномоченного по правам человека в Калужской области, 12.01.2021 вынесено решение №13 о проведении проверки в отношении ООО СП "Минскстройэкспорт", предметом которой является - соблюдение водного законодательства, законодательства об окружающей среде.

Проверка в отношении  ООО СП "Минскстройэкспорт" проводилась совместно с сотрудниками министерства природных ресурсов и экологии.

По результатам проверки сотрудником министерства была составлена справка в которой отражено, что 12.01.2022 в ходе проверки осуществлено обследование ручья без названия (притока ручья без названия, притока р. Вырки) на территории д. Чижовки. В ходе обследования установлено - вблизи земельного участка с кадастровым номером 40:25:000181:686 в пределах кадастрового квартала 40:25:000181 в ручей осуществляется сброс ливневых сточных вод из ливневой сети водоотведения микрорайона "Веснушки" на ул. Минской г. Калуги.

Прокуратурой города Калуги 18.02.2022 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО СП "Минскстройэкспорт", в котором указано следующее.

Прокуратурой города Калуги совместно со специалистом министерства природных ресурсов и экологии Калужской области осуществлено обследование ручья без названия (притока ручья без названия, притока р. Вырки) на территории дер. Чижовка городского округа "Город Калуга". В ходе обследования установлено, что в районе д.32 дер. Чижовки в пределах кадастрового квартала 40:25:000181 в ручей осуществляется сброс ливневых сточных вод с микрорайона "Веснушки" ул. Минская г. Калуги.

Строительство многоквартирных домов микрорайона "Веснушки" ул. Минская осуществлялось ООО СП "Минскстройэкспорт" (ООО "Веста").

Согласно постановлению от 17.04.2020 №3248-пи, Городской управой г. Калуги выдано разрешение на размещение объекта №142, согласно которому ООО СП "Минскстройэкспорт" (ООО "Веста") разрешено размещение объекта: "ливневая канализация", протяженностью 74,5 м на землях, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 50 кв.м., кадастровый номер 40:25:000181.

МУП "Калугаспецавтодор" ООО СП "Минскстройэкспорт" выданы технические условия №49 от 28.10.2020 на отвод ливневых стоков от объекта: "Жилой квартал "Веснушки"район дер. Чижовки, жилой дом 32 по ГП". В соответствии с техническими условиями ООО СП "Минскстройэкспорт" для отвода ливневых стоков от жилого дома 32 необходимо разработать проект и построить сеть дождевой канализации с подключением в существующий коллектор диаметром 500 мм, проходящий вдоль ул. Минской.

Однако, согласно техническим условиям №167 от 14.04.2017 на отвод ливневых и дренажных вод от проектируемого объекта "Жилой квартал "Веснушки" в г. Калуге микрорайон №6" по адресу <...> для отвода сточных и дренажных вод ООО "Веста" (ООО СП "Минскстройэкспорт") от проектируемого объекта в городскую водоотводящую систему городского поверхностного стока (ГВСГПС) разработать проект и построить ливневую канализацию, включающую локальные очистные сооружения. Точки подключения к коллектору ГВСГПС и размещения локальных очистных сооружений определить  "Схемой реконструкции, развития и технического перевооружения объектов городской водоотводящей системы поверхностного стока г. Калуги на 2015-2025 гг", утвержденной постановлением Городской Управы г. Калуги №14546-пи от 2.10.2014.

В соответствии с техническими условиями №67 от 01.11.2019 на отвод поверхностных дождевых вод по объекту "Строительство улично-дорожной сети в квартале "Веснушки" в виду отсутствия в районе проектируемого объекта ГВСПС МКУ "УКС г.Калуги" разработать проект отведения поверхностных стоков с территории участка закрытой сетью дождевой канализации с последующим сбросом стоков на проектируемые локальные очистные сооружения квартала "Веснушки". Точку подключения согласовать с ООО "Веста" (ООО СП "Минскстройэкспорт").

Согласно реестра по устройству ливневой канализации по объекту "Выполнение работ по строительству улично-дорожной сети в квартале "Веснушки" г. Калуги" строительство ливневой канализации в квартале "Веснушки" осуществлялось ООО СП "Минскстройэкспорт" и ООО ТК "Руслан-1". Укладка трубопроводов при устройстве ливневой канализации К-12-К59 осуществлялась ООО СП "Минскстройэкспорт". Картографические материалы, являющиеся приложением к реестру указывают, что ливневая сеть водоотведения от колодца К-15.1 и К-18 по системе коллекторов соединяются в районе канализационной насосной станции в один коллектор, из которого осуществляется сброс сточных ливневых вод в ручей.

В ходе проведения 12.01.2021 выездного мероприятия установлено, что вблизи земельного участка с кадастровым номером 40:25:000181:686  в пределах кадастрового квартала номер 40:25:00181 в ручей осуществляется сброс ливневых сточных вод из ливневой сети водоотведения микрорайона "Веснушки" на ул. Минской г. Калуги.

Ранее специалистом министерства 23.12.2021 на основании задания на проведение выездного обследования от 22.12.2021 проведено обследование ручья и его водоохраной зоны вблизи земельного участка с кадастровым номером 40:25:000181:686. В ходе проведения выездного обследования также выявлен факт сброса ливневых сточных вод с микрорайона "Веснушки" по ул. Минской города Калуги в ручей.

Таким образом, из коллектора, построенного ООО СП "Минскстройэкспорт" осуществляется сброс ливневых стоков в ручей.

Решение о предоставлении водного объекта - ручья ООО СП "Минскстройэкспорт" не имеет.

Нарушения стали возможны вследствие ненадлежащей организации работы со стороны ООО СП "Минскстройэкспорт" по исполнению законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства.

В действиях ООО СП "Минскстройэкспорт" усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

Постановление от 18.02.2022 вынесено в присутствии директора ООО СП "Минскстройэкспорт".

В объяснениях к постановлению директор ООО СП "Минскстройэкспорт" указал, что вину не признает, выброс происходит из городской сети.

Постановление прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 18.02.2022 с материалами дела были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии Калужской области для рассмотрения.

Министерство телеграммой от 21.02.2022 и телефонограммой от 01.03.2022 сообщило ООО СП "Минскстройэкспорт" о необходимости явиться 09.03.2022 для рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 7.6 КоАП РФ.

Должностным лицом министерства 09.03.2022 в присутствии директора ООО СП "Минскстройэкспорт", вынесено постановление №91-22 о назначении административного наказания, которым ООО СП "Минскстройэкспорт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Копия постановления вручена директору общества в день его вынесения.

Не согласившись с данным постановлением, ООО СП "Минскстройэкспорт" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статья 7.6 КоАП РФ устанавливает ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием водного объекта.

Объективная сторона выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих использование водного объекта или его использование без документов.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Субъективная сторона характеризуется виной.

         В соответствии со статьей 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под использованием водных объектов (водопользованием) признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

         Под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

         В статьей 3 ВК РФ установлено, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

         Согласно части 1 статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

К числу таких оснований относится основание, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 11 ВК РФ, согласно которому на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, с целью сброса сточных вод.

         Под сточными водами понимаются дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (статья 1 ВК РФ).

         В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

         Судом установлено, что       ООО СП "Минскстройэкспорт" 17.04.2020 Городской Управой города Калуги выдано разрешение на размещение объекта №142, согласно которому обществу разрешено размещение объекта "Ливневая канализация", протяженностью 74,5 м, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 500 кв.м., кадастровый номер квартала 40:25:000181.

  В вину ООО СП "Минскстройэкспорт" вменяется сброс ливневых сточных вод из ливневой сети водоотведения микрорайона "Веснушки" в ручей на территории д. Чижовки в отсутствие решения о предоставлении водного объекта.

  Сведений о том, что ООО СП "Минскстройэкспорт" выдавалось решение о предоставлении водного объекта в материалы дела не представлено.

  Данное нарушение установлено 12.01.2022 в ходе проведенной Прокуратурой города Калуги совместно с министерством природных ресурсов и экологии Калужской области проверки, в рамках которой проведено обследование ручья без названия на территории д. Чижовки, в результате которого выявлен сброс ливневых сточных вод.

  В судебном заседании дала объяснения прокурор Бакурина А.М., которая пояснила, что она выезжала на проведение проверки вместе со специалистами министерства природных ресурсов, был установлен факт сброса сточных вод в водный объект, после чего началось проведение документальной проверки. В ходе проверки было установлено, что ранее в 2020 году выявлялся подобный факт и общество было привлечено к административной ответственности. В ходе проведения ей проверочных мероприятий и проверочных мероприятий министерства природных ресурсов в 2020 году было установлено, что на кадастровом квартале 40:25:000181 согласно разрешению Городской Управы г. Калуги ООО СП "Минскстройэкспорт" разрешено размещение объекта - ливневая канализация, в связи с тем, что общество являлось застройщиком. Общество при застройки микрорайона проводили сеть ливневых канализаций. При строительстве сети канализаций есть два колодца К-15.1 и К-18, оба эти колодца соединяются в одном месте. После этого в связи с отсутствием очистных сооружений в данном микрорайоне ливневые канализации непосредственно попадают в ручей. В постановлении прописано, что обществу выдавалось разрешение на строительство ливневой канализации, разрешение на ввод в эксплуатацию, техническая документация о том, что строилась ливневая канализация Минскстройэкспорт. В связи с чем было установлено, что в ливневых канализация в которых скапливаются ливневые стоки принадлежат Минскстройэкспорт. Затем перетекают на земельный участок в кадастровом квартале 40:25:000181. Если смотреть кадастровую карту земельный участок 40:25:000180 намного больше и внутри него располагается земельный участок 40:25:000181. На земельном участке 40:25:000180 расположены ливневые сети Минскстройэкспорт, а на земельном участке 40:25:000181 имеется водный объект. На схеме ливневой канализации обозначена точка К-15.1 и на второй схеме, которая является продолжением, отмечено соединение с точкой К-18, соединение ливневых стоков далее ливневые стоки текут в точку, которая расположена на земельном участке 40:25:000181. Данные схемы ливневых канализаций были предоставлены органами государственной власти при ответе на запросы. Также есть схема подземных коллекторов, привязки к схемам канализаций не будет потому что это подземные коллекторы. Канализационная сеть о которой идет речь в настоящем деле не стоит на кадастровом учете, на кадастровом учете состоит только канализация, которая расположена на участке 40:25:000180. Пояснила, что представленная выписка из ЕГРН не относится к данному правонарушению. Разрешение на строительство многоквартирного дома и ливневых канализаций выдавалось на участок  40:25:000180. После строительства канализационной сети на участке 40:25:000181, данная сеть не была поставлена на кадастровый учет.

  На обозрение суду прокурор представила кадастровую карту.

  Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, что свидетельствует о наличии в действиях ООО СП "Минскстройэкспорт" объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ.

  Довод общества о том, что постановление не содержит информации зарегистрирован ли спорный водный объект в государственном реестре и имеется ли код водного объекта, не влияет на состав вмененного административного правонарушения и не освобождает от ответственности.

         В соответствии со статьей 31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (часть 1).

         В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (часть 2).

  Довод общества о том, что постановление не содержит информации о собственнике водного объекта, является несостоятельным на основании следующего.

         Согласно статье 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1).

         Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2).

         В постановлении от 09.03.2022 указано, что согласно статье 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

         Таким образом, водный объект не может быть в собственности юридического или физического лица без приобретения права пользования.

         Объектом правонарушения по статье 7.6 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в связи с использованием водного объекта.

         Проверкой осуществлено обследование ручья без названия (притока ручья без названия, притока р. Вырки) на территории д. Чижовки городского округа г. Калуги. Каких-либо сведений об обременении указанного водного объекта в материалах дела не имеется.

         Следовательно, в силу части 1 статьи 8 ВК РФ указанный водный объект является федеральной собственностью.

         Доводы общества о том, что постановление носит декларативный характер, не содержит конкретных доказательств и отсутствует событие правонарушения,  противоречит имеющимся материалам дела.

  В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ООО СП "Минскстройэкспорт" предприняты все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалы дела не представлено.

Суд приходит к выводу, что действия ООО СП "Минскстройэкспорт" содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ.

  Процедура производства по делу об административном правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и постановления о назначении административного наказания соблюдены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено.

Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

         Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ не установлено, поскольку объектом правонарушения выступают отношения в сфере права собственности на водные объекты и установленный порядок их использования, соответственно, использование водного объекта без документов на право пользования таким объектом влечет возникновения угрозы причинения вреда объектам животного и растительного мира, а также окружающей среде.

         Также суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания вменяемого заявителю правонарушения малозначительным.

Министерством обществу наказание назначено в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 7.6 КоАП РФ – в сумме 50 000 руб.

Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ.

КоАП РФ дополнен статьей 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям".

В связи с этим суд, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №2017-О, считает, что в рассматриваемом случае подлежат применению положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ при условии, что постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Судом установлено, что оспариваемое постановление обществом не исполнено. Доказательств иного материалы дела не содержат и доводов об обратном не заявлено.

На основании части 1 статьи 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малымпредприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В силу части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалосьправонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно пункту 1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части. При этом судам следует исходить из того, что данная обязанность может быть выполнена органом посредством как отмены вынесенного им (либо нижестоящим органом) решения (постановления) о привлечении к ответственности, так и прекращения его исполнения (как это, в частности, установлено пунктом 2 статьи 31.7 КоАП РФ) в неисполненной к моменту устранения ответственности части, в том числе путем отзыва инкассовых поручений из банков или соответствующего исполнительного документа у судебного пристава-исполнителя.

На основании пункта 2 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 №37 в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности. Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение довступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ в КоАП РФ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ, и смягчают административную ответственность общества, которое согласно реестру субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенному в открытом доступе на официальном интернет-сайте ФНС России, с 01.08.2016 является малым предприятием.

Суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления, поскольку оно принято 09.03.2022, то есть до вступления в силу изменений в КоАП РФ. Изменения внесенные Федеральным законом от 26.03.2022 №70-ФЗ в КоАП РФ вступили в законную силу 06.04.2022.

Таким образом, при рассмотрении в арбитражном суде настоящего дела имеются основания для прекращения исполнения постановления в части размера штрафа.

Исходя из внесенных изменений, административный штраф для общества должен назначается в размере как для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Федеральный закон от 26.03.2022 №70-ФЗ направлен на гуманизацию наказания.

         Санкция статьи 7.6 КоАП РФ устанавливает наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 10 000 руб. до 30 000 руб.

Исходя из внесенных изменений, административный штраф для общества должен быть назначен в размере как для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Доказательств наличия оснований для полного освобождения от административной ответственности в материалы дела не представлено.

Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

На основании части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Минскстройэкспорт" в удовлетворении заявленных требований об отмене постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 09.03.2022 №91-22 о привлечении к административной ответственности по статье 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признать постановление Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 09.03.2022 №91-22 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении не подлежащим исполнению в части штрафа в сумме, превышающей 10 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                                 И.А. Кретова