ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-586/2021 от 20.07.2023 АС Калужской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23-586/2021

20 июля2023 года г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена13 июля 2023 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 июля 2023 года.

Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сидорычевой Л.П.,при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жарковой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Калуга", 248025, г.Калуга, ул. Зерновая, д. 40, ОГРН 1024001431740, ИНН 4029019805,

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги,

о взыскании 36553 руб.87 коп. ,

при участии в судебном заседании:

от истца - представителя АпостоловойЮ.А. по доверенности от 26.12.2022;

от ответчика -Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги представителя Гудовой К.В. по доверенности от 01.08.2022,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Калуга" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Городской Управе города Калуги (далее - ответчик) о взыскании 15028 руб. 75 коп.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 09.08.2021 года на основании ст. 51 АПК РФ судом к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.

Определением Арбитражного суда Калужской области от 23.05.2022 года на основании на основании ст. 47Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена заменана надлежащего ответчика на Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.Просил суд взыскать с ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги задолженность по оплате в сумме 36553 руб. 87 коп.

Представитель ответчика -Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, в судебном заседании, суд установил следующее.

В отсутствие подписанного между сторонами договора в период с 01.04.2018 по 01.07.2020 газоснабжающая организация общество "Газпром межрегионгаз Калуга" фактически поставило в принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Город Калуга"жилое помещение, расположенное по адресу: Калужская обл., г. Калуга, ул. Георгиевская, д. 43, кв. №3 газ стоимостью 36553руб.87коп.

Ссылаясь на неудовлетворение в добровольном порядке требования о погашении задолженности (претензия от 16.12.2020 № 10-15-258, истец обратился в арбитражный суд с указанным иском.

Предметом иска является требование газоснабжающей организации к собственнику помещенияв лице главного распорядителя бюджетных средств о взыскании задолженности за полностью неоплаченный фактически поставленный газ в период с 01.04.2018 по 31.07.2020.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на недоказанность поставки газа.

Рассмотрев иск, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с абз. первым ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основании договоров поставки газа потребители обязаны оплатить поставки газа.

Как разъяснено в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.

В п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" указано, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

В силуст. 210ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма с момента его заключения договора, собственника помещения с момента возникновения права собственности.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Как разъяснено в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в гом числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства Российской Федерации № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:

а) приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного
горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц;

б) отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах -
в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;

в) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах,
вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных

постройках домовладения - в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого помещения в месяц;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410).

г) приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы, - в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно.

Также в указанном жилом помещении, расположенном по адресу: расположенное по адресу: Калужская обл., г. Калуга, ул. Георгиевская, д. 43, кв. 3,установлено газовое оборудование: плита с ЦГВС, АОГВ. Расчеты за потребление природного газа производятся по нормативам потребления коммунальной услуги по газоснабжению в Калужской области с применением расчетного метода, согласно приказу Министерства конкурентной политики Калужской области от 20.07.2020 № 24-РК.

Так для приготовления пищи в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовой плитой, при газоснабжении природным газом установлен норматив 11,7 куб.м. на человека в месяц, для отопления жилых помещений в МКЖД при газоснабжении природным газом -8,2 куб.м. на кв.м. в месяц.

Розничная цена на природный газ подлежит государственному регулированию и установлена с 1 августа 2020 года приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 20.07.2020 № 24-РК.

Согласно выписке из финансового лицевого счета в помещении имеется технологическое присоединение к газораспределительной системе.

Поскольку в спорный период –апрель 2018 –июль 2020 собственником помещения являлось муниципальное образование "Город Калуга" ответчик не представил в материалы дела надлежащие доказательства его передачи в наем или аренду в спорный период, то он обязан оплатить фактически поставленный газ.

ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» обязанность по обеспечению круглосуточной подачи газа надлежащего качества в жилое помещение, расположенное по адресу: Калужская обл., г. Калуга, ул. Георгиевская, д. 43, кв. 3 исполняет в полном объеме, а ответчик уклоняется от исполнения возложенной на него обязанности по оплате природного газа; природный газ является потенциальным источником опасности для человека.

Следовательно, услуга газоснабжения напрямую связана с безопасностью жителей многоквартирных домов. В соответствии с Правилами пользования газом в быту, п. 5.5.13 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при выезде лиц, отсутствии более одного месяца лиц, проживающих в квартире, все внутренние устройства газоснабжения должны быть отключены специализированной организацией.

Из материалов дела следует, что ответчик обязанность по отключению внутренних устройств газоснабжения не исполнил.

Не проживание в квартире не исключает возможность потребления газа и в соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ не использование квартиры собственником для постоянного проживания не является основанием для освобождения от уплаты за газоснабжения при отсутствии индивидуального прибора учета.

Таким образом, ответчик не был лишен возможности пользоваться услугой газоснабжения в жилом помещении по указанному выше адресу.

Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальной услуги, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт не потребления услуги газоснабжения, судам ответчиком не предоставлено.

Ответчик с заявлением об отключении либо приостановлении поставки газа не обращалась.

Объем поставленного в спорный период газа в жилое помещение, расположенное по адресу: Калужская обл., г. Калуга, ул. Георгиевская, д. 43, кв. 3,газ стоимостью 36553руб.87коп. определен по нормативу,стоимость – с применением действующего тарифа (приказ Министерства конкурентной политики Калужской области от 20.07.2020 № 24-РК).

Суд проверил расчет задолженности, представленный истцом, признал его соответствующим фактическим установленным из представленных в материалы дела доказательств обстоятельствам, требованиям действующего законодательства и арифметически верным за период с 01.04.2018 по 31.07.2020 в сумме 36553руб.87коп.

Также, в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ ответчик не оспорил поставку в спорный период газа, его объем, качество и стоимость, размер задолженности.

Судом не могут быть приняты доводы ответчика о том, что истцом была нарушена процедура ограничения поставки газа в связи с не ненадлежащим исполнением обязательств по его оплате, поскольку предусмотренное ограничение поставки газа по указанному основанию является правом, а не обязанностью истца. При этом в материалах дела отсутствую доказательства обращения ответчика к истцу с заявлением об ограничении поставки газа.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ ответчик не оспорил поставку в спорный период газа, его объем, качество и стоимость, размер задолженности, расчет истца, не представил в материалы дела доказательства погашения предъявленной ко взысканию задолженности, контррасчет, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, с учетом указанных конкретных обстоятельств данного дела суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с собственника помещения в пользу газоснабжающей организации 36553руб.87 коп. задолженности за фактически поставленный в период с 01.04.2018 по 31.07.2020 газ.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы истца в размере 2000руб.на уплату государственной пошлины за его подачу подлежат отнесению на ответчика в полном объёме в связи с удовлетворением исковых требований.

Согласно абз. первому п. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу п.п. 2, 3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта3 статьи 158 БК РФ).

Неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения, оставления без движения. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде.

При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).

При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном
статьей 1070 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4статьи 242.2 БК РФ).

Согласно п. 1.3 Порядка оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги муниципальных жилых помещений в многоквартирном доме до их заселения, утвержденного постановлением Городской Управы г. Калуги от 26.07.2010 № 235-п, главным распорядителем бюджетных средств является уполномоченный орган Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.

В соответствии с п. 3.19 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, утвержденного решением Городской Думы г. Калугиот 27.12.2011 № 258, управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в соответствии с его задачами участвует в содержании и капитальном ремонте муниципального жилищного фонда.

Так как главным распорядителем бюджетных средств является Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, то взыскание подлежит с него за счет средств казны.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, г.Калуга за счет казны муниципального образования "Город Калуга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Калуга", г.Калуга задолженность в сумме 36553 руб.87 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья Л.П. Сидорычева