ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А23-9224/20 от 04.04.2022 АС Калужской области

   АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

248600 г. Калуга, ул. Ленина, 90; тел: (4842) 505-902, 8-800-100-23-53; факс: (4842) 599-457; http://kaluga.arbitr.ru; e-mail: arbitr@kaluga.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А23-9224/2020

07 апреля 2022 года                                                                                          г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено 07 апреля 2022 года.

          Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Сидорычевой Л.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беловой К.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Калуга", 248025, г.Калуга, ул. Зерновая, д. 40, ОГРН 1024001431740, ИНН 4029019805,

к Управлению жилищно-коммунального хозяйства горда Калуги, 248001, г. Калуга, ул. Достоевского, д. 49А, ОГРН 1124027000096, ИНН 4027107125

о взыскании 8 921 руб. 07 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца - представителя Рогачевой Ю.А. по доверенности № 10-13-84 от 19.12.2019,

от ответчика- Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуга Оганесян Е.Г. по доверенности от 21.10.2021 года,

                                                 У С Т А Н О В И Л :

          Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Калуга" обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением к Городской Управе города Калуги о взыскании задолженности за поставленный природный газ за период с 01.03.2017 по 31.08.2020 в сумме 8 921 руб. 07 коп.

          Определением Арбитражного суда Калужской области от 09.02.2022 из числа третьих лиц исключено  Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.    На основании части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - Городской  Управы города Калуги на надлежащего ответчика- Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.

По ходатайству ответчика с согласия истца на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), ст.ст. 125, 126, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) с учетом разъяснений, изложенных в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", п. 1.3 Порядка оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги муниципальных жилых помещений в многоквартирном доме до их заселения, утвержденного постановлением Городской Управы г. Калуги от 26.07.2010 № 235-п,
п. 3.19 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, утвержденного решением Городской Думы г. Калуги от 27.12.2011 № 258, определением Арбитражного суда Калужской области от 09 февраля 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика Городской Управы города Калуги на надлежащего ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги как главного распорядителя бюджетных средств, получающего субсидии на оплату коммунальных услуг муниципальных помещений в многоквартирных домах до их заселения.

          В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.

          Просил суд взыскать с ответчика задолженность по оплате поставленного газа  за период  с 01.03.2017 по 31.08.2020 в сумме 8921 руб. 07 коп.

          Представитель ответчика-Управления жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Заявил о пропуске истцом срока исковой давности за период с 01.03.2017 по 01.11.2017

            Оценив представленные в материалы дела доказательства, выслушав объяснения представителей истца и ответчика в судебных заседаниях, суд установил следующее.

В отсутствие подписанного между сторонами договора в период с 01.03.2017 по 31.08.2020 газоснабжающая организация общество "Газпром межрегионгаз Калуга" фактически поставило в принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию "Город Калуга" жилое помещение, расположенное по адресу: Калужская обл., г. Калуга, пл. Победы,  д. 12, кв. 37, газ стоимостью 8921 руб.07 коп.

Ссылаясь на неудовлетворение в добровольном порядке требования о погашении задолженности (претензия от 16.09.2020 № 10-16-179, почтовое отправление от 17.09.2020, истец обратился в арбитражный суд с указанным иском.

Предметом иска является требование газоснабжающей организации к собственнику помещенияв лице главного распорядителя бюджетных средств о взыскании задолженности за полностью неоплаченный фактически поставленный в период с 01.03.2017 по 31.08.2020 газ.

Возражая против удовлетворения иска, ответчик указал на недоказанность поставки газа, заявил о пропуске срока исковой давности.

Рассмотрев иск, суд пришел к следующим выводам.

Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности является частично обоснованным в связи со следующим.

Согласност. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии сабз. первым п.2 ст. 200 ГК РФ по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В силу ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

На основании ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В ст.ст. 202, 203 ГК РФ с установлены основания для приостановления и перерыва течения срока исковой давности.

При этом из п. 2 ст. 202 следует, что течение срока исковой давности приостанавливается при условии, что указанные в пункте 1 настоящей статьи обстоятельства возникли или продолжали существовать в последние шесть месяцев срока исковой давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев, в течение срока исковой давности.

В абз. первом ч. 5 ст. 4 АПК РФ указано, что гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.

Как установлено в п. 2 ст. 199 ГК РФ с учетом разъяснений, изложенных в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12-15.11.2001 № 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторыхвопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности",исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца.

Поскольку фактически поставленный в период с 01.03.2017 по 31.10.2017 газ должен быть оплачен в срок 10 числа следующего за расчетным месяца, то истец узнал или должен был узнать о нарушении права на оплату 11 числа следующего за расчетным месяца, в связи с чем срок исковой давности исчисляется с 11 числа следующего за расчетным месяца в течение 3 лет в отношении каждого расчетного периода.

Так как истец предъявил претензию в период течения срока исковой давности 17.09.2020 с общим сроком ответа на нее в течение тридцати календарных дней со дня направления (претензия от 16.09.2020 № 10-16-179), то срок исковой давности приостановился на период досудебного порядка урегулирования спора тридцать календарных дней.

Иных оснований для приостановления, перерыва течения срока исковой давности не установлено.

Поскольку иск предъявлен 27.11.2020, то по заявлению ответчика о пропуске срока исковой давности следует отказать в удовлетворении иска в части требования о взыскании задолженности за фактически поставленный в период с 01.03.2017 по 27.10.2017 газ.

Довод ответчика о недоказанности поставки газа отклоняется в связи со следующим.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с абз. первым ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на основании договоров поставки газа потребители обязаны оплатить поставки газа.

Как разъяснено в п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 № 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", отсутствие договорных отношений с организацией, от которой лицо получает энергию, не освобождает его от обязанности возместить данной организации стоимость отпущенной энергии.

В п. 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" указано, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.

В силуст. 210ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма с момента его заключения договора, собственника помещения с момента возникновения права собственности.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Как разъяснено в п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме наниматели (собственники) могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).

Плата за коммунальные услуги, в том числе коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, вносится нанимателями (собственниками) напрямую ресурсоснабжающим организациям при осуществлении собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом, а также если собственниками не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован (часть 5 статьи 154 и часть 8 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно выписке из финансового лицевого счета в помещении имеется технологическое присоединение к газораспределительной системе.

Поскольку в спорный период собственником помещения являлось муниципальное образование "Город Калуга"  ответчик не представил в материалы дела надлежащие доказательства его передачи в наем или аренду в спорный период, то он обязан оплатить фактически поставленный газ.

Объем поставленного в спорный период газа определен по нормативу,
стоимость – с применением действующего тарифа (приказ Министерства тарифного регулирования Калужской области от 26.06.2015 № 89).

           В ответе на претензию от 06.10.2020 года № 6551/17-20 в управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги поступила информация об освобождении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Калуга, пл. Победы, д. 12, кв. 37 в связи со смертью собственника Юрьевой Нины Борисовны (умершей 26.02.2017 года).

Управлением экономики и имущественных отношений города была проведена работа по приему в собственность муниципального образования «Город Калуга» жилого помещения но адресу: г. Калуга, пл. Победы, д. 12, кв. 37 в порядке наследования.

Вышеуказанная квартира включена в реестр муниципального имущества муниципального образования «Город Калуга» на основании решения Калужского районного суда Калужской области от 12.04.2019 г. № 2-1-2792/2019.

На основании положений статей 210, 225, 249, 290, 309, 310, 1112, 1151, 1152, 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 154, 155, 156, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике   по  делам   о   наследовании".  

Спорное  жилое   помещение,   являясь выморочным имуществом, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1151, пунктом 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке наследования по закону перешло в собственность муниципального образования «Город Калуга» со дня открытия наследства, то есть с даты смерти собственника помещения, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, и с этого момента у муниципального образования, как у собственника данного жилого помещения, в сил} прямого указания закона возникла обязанность по внесению обществу платы за жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 86 Правил N 354 в редакции, действовавшей на момент смерти собственника квартиры № 37 в доме № 12 пл. Победы в г. Калуга при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений

В отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Город Калуга" и не переданного по договорам социального найма, институт временного отсутствия потребителя в смысле, придаваемом ему пунктами 86, 90, 92, 93 Правил N 354, не может быть применен.

Потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета (подпункт "з" пункта 34 Правил N 354).

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее -заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя (пункт 91 Правил N 354).

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя (пункт 92 Правил N 354).

В пункте 93 Правил N 354 приведен примерный перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства.

Ответчик не представлял в ООО «Газпром межрегионгаз Калуга» предусмотренные пунктами 91-93 Правил N 354 документы.

          На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 34 Постановления Правительства Российской Федерации № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» нормой потребления газа является среднемесячный объем потребления газа в следующих целях:

а)  приготовление пищи и нагрев воды при отсутствии централизованного
горячего водоснабжения - в расчете на 1 человека в месяц;

б) отопление жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах -
в расчете на 1 кв. метр общей площади указанных помещений в месяц;

в)      отопление нежилых помещений в многоквартирных домах,
вспомогательных помещений в жилых домах и помещений в надворных
постройках домовладения - в расчете на 1 куб. метр объема отапливаемого
помещения в месяц; (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 №410).

г)  приготовление кормов и нагрев воды, необходимых для содержания в
личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы,
- в расчете на 1 животное или птицу определенного вида соответственно.

Также в указанном жилом помещении, расположенном по адресу: т. Калуга, пл. Победы, д. 12, кв. 37 установлено газовое оборудование: плита, колонка. Расчеты за потребление природного газа производятся по нормативам потребления коммунальной услуги по газоснабжению в Калужской области с применением расчетного метода, согласно Приказу Министерства тарифного регулирования Калужской области от 26.06.2015 года № 89 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению и нормативов потребления коммунальной услуги по газоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек в Калужской области с применением расчетного метода». Так для приготовления пищи в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовой плитой, при газоснабжении природным газом установлен норматив 11.7 куб.м. на человека в месяц, для подогрева воды в многоквартирных и жилых домах, оборудованных газовым водонагревателем (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), при газоснабжении природным газом - 17,2 куб.м. на человека в месяц.

Розничная цена на природный газ подлежит государственному регулированию и установлена с 01 июля 2016 года Приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 06 июня 2016 г. № 60-РК, с 01 июля 2017 года Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 14 июня 2017 г. № 56-РК. с 01 июля 2018 года Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 20 июня 2018 года № 38-РК, с 1 января 2019 года приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 19.11.2018 г. N 177-РК, с 01 июля 2019 года Приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 17 июня 2019 года № 51-РК, с 01 августа 2020 года приказом Министерства конкурентной политики Калужской области от 20.07.2020 года № 24-РК.

ООО «Газпром межрегиоигаз Калуга» обязанность по обеспечению круглосуточной подачи газа надлежащего качества в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Калуга, пл. Победы, д. 12, кв. 37 исполняет в полном объеме, а ответчик уклоняется от исполнения возложенной на него обязанности по оплате природного газа; природный газ является потенциальным источником опасности для человека.

Следовательно, услуга газоснабжения напрямую связана с безопасностью жителей многоквартирных домов. В соответствии с Правилами пользования газом в быту, п. 5.5.13 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", при выезде лиц, отсутствии более одного месяца лиц, проживающих в квартире, все внутренние устройства газоснабжения должны быть отключены специализированной организацией. Ответчик обязанность по отключению внутренних устройств газоснабжения не исполнил.

Не проживание в квартире не исключает возможность потребления газа и в соответствии с п. 11 ст. 155 ЖК РФ не использование квартиры собственником для постоянного проживания не является основанием для освобождения от уплаты за газоснабжения при отсутствии индивидуального прибора учета.

Ответчик  не был лишено возможности пользоваться услугой газоснабжения в жилом помещении по указанному выше адресу.

Доказательств приостановления или отказа от потребления коммунальной услуги, а также доказательств, с достоверностью подтверждающих факт не потребления услуги газоснабжения, суду ответчиком не предоставлено.

Приборы учета, с учетом которых можно было бы сделать вывод о непотреблении газа, в указанной квартире не установлены.

Кроме того, ответчик с заявлением об отключении либо приостановлении поставки газа не обращалась.

Суд проверил расчет истца задолженности, признал его соответствующим фактическим установленным из представленных в материалы дела доказательств обстоятельствам, требованиям действующего законодательства и арифметически верным за период с 27.10.2017 по 31.08.2020 в размере 7393,94 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ ответчик не оспорил поставку в спорный период газа, его объем, качество и стоимость, размер задолженности, расчет истца, не представил в материалы дела доказательства погашения предъявленной ко взысканию задолженности, контррасчет, в связи с чем в силу ч. 2 ст. 9 АПК РФ несет риск наступления последствий несовершения процессуальных действий.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 67, 68 и 71 АПК РФ, с учетом указанных конкретных обстоятельств данного дела суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с собственника помещения в пользу газоснабжающей организации  7393 руб.94 коп. задолженности за фактически поставленный в период с 27.10.2017 по 31.08.2020 газ.

Так как иск удовлетворен частично, то в соответствии с абз. вторым ч. 1 ст. 110 АПК РФ с учетом разъяснений, изложенных в п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", расходы истца в размере 2000руб. на уплату государственной пошлины за его подачу подлежатотнесению на ответчика пропорционально удовлетворённым исковым требованиям,  в размере 1 657 руб.

Согласно абз. первому п. 1 ст. 126 ГК РФ Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В силу п.п. 2, 3 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Как разъяснено в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности тех государственных органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред (пункт 3 статьи 125 ГК РФ, статья 6, подпункт 1 пункта3 статьи 158 БК РФ).

Неправильное определение в исковом заявлении государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения, оставления без движения. Суд при подготовке дела к судебному разбирательству определяет в судебном акте ответчиком Российскую Федерацию в лице надлежащего федерального органа государственной власти, наделенного полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде.

При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.

Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).

При удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном
статьей 1070 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации.

Исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4статьи 242.2 БК РФ).

Согласно п. 1.3 Порядка оплаты расходов на содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги муниципальных жилых помещений в многоквартирном доме до их заселения, утвержденного постановлением Городской Управы г. Калуги от 26.07.2010 № 235-п, главным распорядителем бюджетных средств является уполномоченный орган управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги.

В соответствии с п. 3.19 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, утвержденного решением Городской Думы г. Калугиот 27.12.2011 № 258, управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги в соответствии с его задачами участвует в содержании и капитальном ремонте муниципального жилищного фонда.

Так как главным распорядителем бюджетных средств является Управление жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, то взыскание подлежит с него за счет средств казны.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Взыскать с Управления  жилищно-коммунального хозяйства города Калуги, г.Калуга за счет казны муниципального образования "Город Калуга" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Калуга", г.Калуга задолженность в размере 7393 руб.99 коп.и расходы по государственной пошлине в размере 1657руб.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Калужской области.

Судья                                                                                    Л.П. Сидорычева