ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-1573/02 от 09.11.2005 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-КамчатскийДело № А 24 -1573/02

09 ноября 2005г. оглашена резолютивная часть решения.

14 ноября 2005 года решение изготовлено в полном объеме.

Арбитражный суд Камчатской области   в составе судьи Цигельников И.А., при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании дело

по иску:

Прокурора Камчатской области в защиту интересов ОАО «Камчатскэнерго» (ТЭЦ-2),

к ответчикам:

муниципальному учреждению «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска-Камчатского»;

администрации г.Петропавловска-Камчатского;

Петропавловск-Камчатскому городскому муниципальному образованию в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского; о взыскании 61148507 руб. 38 коп.

При участии в судебном заседании:

от прокурора: Волосюк СВ.;

от ОАО «Камчатскэнерго»: Александрова Н.В., Кондращенко М.Е.; от Администрации г.Петропавловска-Камчатского: Одинцов А.И..;

от финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского: Беляк Ж.А.;

от муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска-Камчатского»: не явились;

03 ноября 2005 года в судебном заседании по настоящему делу объявлялся перерыв до 09 ноября 2005 года.

Арбитражный суд установил:

Прокурор Камчатской области обратился в защиту интересов ОАО «Камчатскэнерго», (филиала ОАО «Камчатскэнерго» ТЭЦ-2) /далее - ОАО «Камчатскэнерго»/ с иском, в котором, ссылаясь на статьи 120,125-126,309,399 ГК РФ и условия договора № 55 от 09.03.1999 /далее - договор № 55/, просит взыскать с муниципального учреждения «Дирекция службы заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству города Петропавловска-Камчатского» /далее -Учреждение/ 1565083 руб. - задолженность за отпущенную тепловую энергию в соответствии со ст. 309 ГК РФ.

Определением арбитражного суда от 20 июля 2005 года к участию в деле в качестве ответчика привлечено Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского.

Представителями ОАО «Камчатскэнерго» заявлено об отказе от исковых требований в полном объеме к администрации г.Петропавловска-Камчатского.

Представителями ОАО «Камчатскэнерго», с учетом уточнений, заявлено ходатайство об увеличении суммы иска до 61148507,38 руб. - основной долг за потребленную тепловую энергию по договору № 55 за период с декабря 1999 года по ноябрь 2001 года, указанную сумму просят взыскать субсидиарно с Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского. При этом представители истца ссылаются на договор № 55, счета-фактуры №№ 1892, 2519, 3025, 3134, 3669, 3965, 4192, 4709, 5292, 59, 586, 1148, 1792, 2361,2779, 4138, 4990, 1270, платежные требования №№ 2801892, 2804138, 2802779, 2802361, 2801792, 2801148, 2800586, 2800059, 2805292, 284709, 283965, 283669, 283025, 281270, 284990, 2804288, 282519, 2803134, указанные в актах сверки по состоянию на 15.05.2001 и 01.05.2002, пояснили, что указанные счета-фактуры, платежные документы оплачены не в полном объеме, что отражено в актах сверки и на день судебного заседания задолженность составляет 61148507,38 руб. Также пояснили, что ответчик - Учреждение уже длительное время не ведет хозяйственной деятельности, какие-либо денежные средства отсутствуют, представили подтверждающие документы - исполнительные листы, акты судебных приставов-исполнителей в отношении Учреждения о невозможности взыскания и об окончании исполнительных производств.

Представитель прокурора в судебном заседании также заявил об отказе от иска к администрации г.Петропавловска-Камчатского, об увеличении сумм иска до 61148507,38 руб. и о взыскании этой суммы субсидиарно с Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского. Также подтвердил отсутствие денежных средств у ответчика - Учреждения, а также то обстоятельство, что Учреждение длительное время не осуществляет деятельности и не имеет в штате работников.

Представитель Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского в судебном заседании требования не признала, представила отзыв, из которого следует, что Петропавловск-Камчатское муниципальное образование в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского не может нести субсидиарную ответственность, стороной в договоре не выступало. Также подтвердила, что Учреждение уже несколько лет из бюджета города не финансируется, не ведет хозяйственной деятельности, все работники Учреждения уволены. Представила соглашение о реструктуризации без номера от 20.07.2005г /далее - соглашение от 20.07.2005/.

Заключение договора № 55, выставленных ОАО «Камчатскэнерго» счетов-фактур, платежных документов, составленных и подписанных ОАО «Камчатскэнерго» и Учреждением актов сверки не оспаривает представитель Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования не оспаривает.

Учреждение извещено о судебном заседании по известному арбитражному суду адресу. Из материалов дела видно, что органами связи неоднократно возвращались определения суда с пометками «по данному адресу нет такой организации», «истек срок хранения», из чего следует, что адресат не является за

получением копии судебного акта. Участвующие в судебном заседании представители подтвердили отсутствие Учреждения и его работников по какому-либо адресу по причине отсутствия фактической деятельности Учреждения. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Учреждения.

Рассмотрев ходатайство об увеличении суммы иска и об отказе от иска в части требований к администрации г.Петропавловска-Камчатского, суд считает возможным в соответствии с ст. 49 АПК РФ принять увеличение исковых требований до 61148507,38 руб., поскольку долг возник по договору № 55 а также принять отказ от иска, в связи с чем производство по делу в части заявленных требований к администрации г.Петропавловска- Камчатского подлежит прекращению.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования о взыскании суммы долга с субсидиарного ответчика подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между ОАО «Камчатскэнерго» ( его филиалом ТЭЦ-2) и Учреждением заключен договор N 55 на пользование тепловой энергией, по условиям которого ОАО «Камчатскэнерго» обязалось подавать тепловую энергию, а Учреждение - принимать и оплачивать потребленную энергию в объеме и сроки, предусмотренные договором.

В соответствии с разделом 4 договора № 55 расчетный период за потребленную теплоэнергию устанавливается с 30 числа предыдущего месяца по 30 число текущего месяца (п.4.1.), учет отпускаемой теплоэнергии производится по приборам учета, а при отсутствии приборов учета количество рассчитывается ОАО «Камчатскэнерго» по среднемесячной температуре и максимально установленному расходу сетевой воды (п.4.2.), расчеты за потребленное количество тепловой энергии и горячей воды производится в 3-х дневный срок со дня поступления платежного документа в банк плательщика. Учреждение вправе представлять по своей инициативе до 25 числа текущего месяца двухсторонний акт для перерасчета за полученную тепловую энергию(3.2.2). По условиям договора № 55 срок его действия считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит в 10-ти дневный срок о его прекращении или изменении (п.7.1.). Сведений о прекращении действия договора суду не представлено, представители истца подтвердили его действие. Во исполнение условий договора ОАО «Камчатскэнерго» производило отпуск тепловой энергии. Предъявленные ОАО «Камчатскэнерго» к оплате счета-фактуры №№ 1892, 2519, 3025, 3134, 3669, 3965, 4192, 4709, 5292, 59, 586, 1148, 1792, 2361,2779, 4138, 4990, 1270, платежные требования №№ 2801892, 2804138, 2802779, 2802361, 2801792, 2801148, 2800586, 2800059, 2805292, 284709, 283965, 283669, 283025, 281270, 284990, 2804288, 282519, 2803134, за период с декабря 1999г. по декабрь 2001 года, указанные в актах сверки по состоянию на 15.05.2001 и 01.05.2002, Учреждение не оплатило, размер задолженности (основной долг) по оплате на момент рассмотрения спора составил 61148507,38 руб. Материалами дела не подтверждается, что Учреждение представляло в ОАО «Камчатскэнерго» в соответствии с п. 3.2.2. договора № 55 акты для перерасчета за полученную тепловую энергию. По данному делу от Учреждения также не поступали обоснованные возражения относительно количества и стоимости потребленной тепловой энергии. Напротив, в материалах дела имеются акты сверки взаиморасчетов по состоянию на 15.05.2001 года и по состоянию на 01.05.2002 из

которых усматривается номера выставленных платежных документов, количество отпущенной ОАО «Камчатскэнерго» и потребленной Учреждением тепловой энергии, общая сумма задолженности по платежным требованиям №№ 281269, 281891, 283024, 282518, 283133, 283668, 283964, 2804191, 2804708, 2805780, 2805291, 2800058, 2800585, 2801147, 2802358, 2802775, 2804132, 2804773-, счетам-фактурам №№ 1269, 1891, 3024, 2518, 3133, 3668, 3964, 4191, 4708, 5780, 5291, 58, 585, 1147, 2358, 2775, 4132, 4773. Представителями истца подтверждено, что указанные акты отражают состояние взаиморасчетов по договору № 55. Указанные акты сверки подписаны со стороны Учреждения его руководителем и главным бухгалтером, со стороны ОАО «Камчатскэнерго» (ТЭЦ-2) также подписаны руководителем и главным бухгалтером. Суду не представлены доказательства, опровергающие сведения, содержащиеся в указанных актах.

Спор по заключению договора № 55, выставленных ОАО «Камчатскэнерго» счетов-фактур, платежных документов, составленных и подписанных ОАО «Камчатскэнерго» и Учреждением актов сверки отсутствует.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Поскольку Учреждение является абонентом (потребителем тепловой энергии), то в силу ст. ст. 309, 539, 544 ГК РФ и пункта 1.1 договора Учреждение обязано оплатить стоимость принятой тепловой энергии в размере 61148507,38 руб., потребленной за период с декабря 1999г. по декабрь 2001 года.

Однако, как следует из представленных истцом документов, Учреждение длительный период времени является неплатежеспособным. По исполнительным листам по другим делам, выданным Арбитражным судом Камчатской области 24.06.2003, 30.06.2005, 14.02.2005, 03.05.2005, с Учреждения подлежит взысканию в пользу ОАО «Камчатскэнерго» более 178 млн. рублей. Все исполнительные листы были переданы в службу судебных приставов, но не исполнены по причине отсутствия у Учреждения денежных средств и иного имущества, что зафиксировано судебными приставами-исполнителями в имеющихся в материалах дела постановлениях о возвращении исполнительного документа и об окончании исполнительного производства, а также актах о невозможности взыскания.

Представитель Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского также подтвердила, что на день судебного заседании отсутствует какое-либо финансирование Учреждения, хозяйственная деятельность Учреждением не ведется.

Каких-либо доходов, полученных Учреждением от предпринимательской деятельности, судом не установлено.

Как следует из Устава Учреждения, оно является муниципальным учреждением. Субсидиарную ответственность по долгам Учреждения несет собственник имущества (п. 1.5. Устава). Собственником муниципального имущества является муниципальное образование.

Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований в гражданском обороте выступают соответствующие органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

К участию в деле в качестве субсидиарного ответчика привлечено Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского, компетенция которого определяется Положением финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского /далее -Положение/ (утв. решением Городской Думы от 13.12.2000 № 189-р). Согласно п. 1.1. Положения финансово-казначейское управление администрации г.Петропавловска-Камчатского является структурным подразделением администрации г. Петропавловска-Камчатского, органом местного самоуправления, созданным с целью выполнения функций обслуживания местного бюджета, управления средствами муниципальной казны. Организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета, управление доходами и расходами бюджета являются главными задачами финансово-казначейского управления (п. 2.1.2. Положения) Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ № 000190364 финансово-казначейское управление администрации г.Петропавловска-Камчатского является юридическим лицом.

Таким образом, указанный орган местного самоуправления может выступать от имени муниципального образования и отвечать по заявленному требованию о взыскании долга в пользу ОАО «Камчатскэнерго» с субсидиарного ответчика -Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования.

Материалами дела не подтверждается погашение Учреждением долга полностью либо в части. Также отсутствуют надлежащие доказательства, позволяющие определить, что имелась сделка по переводу долга от Учреждения другому лицу в соответствии положениями Гражданского кодекса РФ. Также не доказано ответчиками, что задолженность по настоящему спору когда - либо погашалась третьими лицами.

Поскольку материалами дела подтверждается отсутствие у Учреждения денежных средств, то на основании ст. ст. 120(п.2), 399 (п.1) ГК РФ надлежит взыскать указанную задолженность за счет средств казны муниципального образования, то есть взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского. При этом, с учетом вышеизложенного, во взыскании указанной задолженности с Учреждения надлежит отказать.

Из текста представленного суду соглашения между Администрацией Камчатской области, администрацией г.Петропавловска-Камчатского и ОАО «Камчатскэнерго» об обеспечении погашения реструктуризированной задолженности за электрическую и тепловую энергию предприятий ЖКХ от 20.07.2005 не усматривается условий об обязанности погашения поручителем -администрацией Камчатской области вышеназванной задолженности по договору № 55. Соглашений между Учреждением и ОАО «Камчатскэнерго» о реструктуризации задолженности по договору № 55 не имеется. Доказательств того, что по соглашению от 20.07.2005 производилось погашение задолженности по договору № 55 не представлено. Ответчиками не доказано и материалами дела не подтверждается, что задолженность Учреждения перед ОАО «Камчатскэнерго» по договору № 55 в размере 61148507,38 руб. за период с декабря 1999г. по декабрь 2001 года (по неоплаченным счетам-фактурам №№ 1892, 2519, 3025, 3134, 3669,

3965, 4192, 4709, 5292, 59, 586, 1148, 1792, 2361,2779, 4138, 4990, 1270, платежные
 требования №№ 2801892, 2804138, 2802779, 2802361, 2801792, 2801148, 2800586,
 2800059, 2805292, 284709, 283965, 283669, 283025, 281270, 284990, 2804288,
 282519, 2803134) включена в сумму реструктуризированной задолженности по
 соглашению от 20.07.2005.

Не представлены доказательства наличия иных соглашений, позволяющих сделать суду выводы о реструктуризации указанной задолженности.

Таким образом, исковые требования о взыскании субсидиарно с Петропавловск-Камчатского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского за счет казны 61148507,38 руб. в пользу ОАО «Камчатскэнерго» подлежат удовлетворению.

На основании подпункта 1 п.3 ст.5 Закона РФ "О государственной пошлине", ст.333.37 НК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Пунктом 2 Постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.1997 № 6 определено, что указанные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины и при обращении в арбитражные суды с апелляционными и кассационными жалобами на решения, определения и постановления, в том числе и тогда, когда они выступают в арбитражном процессе в качестве ответчиков. Петропавловск-Камчатское муниципальное образование в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского по данному спору представляет общественные интересы. С учетом изложенного Петропавловск-Камчатское муниципальное образование освобождается от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 1-3,17,27,110,164-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования в лице финансово-казначейского управления администрации г.Петропавловска-Камчатского 61148507 руб. 38 коп. в пользу ОАО «Камчатскэнерго».

Прекратить производство по делу в части исковых требований к администрации г.Петропавловска-Камчатского.

Отказать в остальной части иска.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья И.А. Цигельников