ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-2287/20 от 10.12.2020 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-2287/2020

17 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2020 года.

Полный текст решения изготовлен декабря 2020 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Решетько В.И. при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Ковиневым А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по иску

государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» (ИНН 4101111674, ОГРН 4101065005 )

к

третье лицо:

Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
(ИНН 1036106 , ОГРН 4101022010 );

Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН <***>,
ОГРН <***>);

Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловска-Камчатского городского округа (ИНН <***>, ОГРН <***>)

Агентство по обращению с отходами Камчатского края
(ИНН <***>,
ОГРН <***>)

о взыскании убытков в сумме 1 351 905, 30 руб.,

при участии:

от истца: ФИО1 – представитель по доверенности от 21.01.2020 (сроком на один год);

от администрации ПКГО и Управления дорожного хозяйства, транспорта
и благоустройства: ФИО2 – представитель по доверенности от 14.01.2020 (сроком до 31.12.2020) и доверенности от 26.06.2020 сроком до (31.12.2020);
ФИО3 – представитель по доверенности от 27.10.2020 (сроком до 31.12.2020);

от третьего лица: ФИО4 – представитель по доверенности от 21.01.2020 (сроком до 31.12.2020),

установил:

государственное унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением
к Петропавловск-Камчатскому городскому округу в лице администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о взыскании ущерба в размере 1 351 905, 30 руб. за период с 01.01.2019 по 31.03.2020.

Требования истца заявлены со ссылками на статьи 15, 16, 215, 304, 305, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Определением суда от 23.06.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Определением суда от 21.07.2020 к участию в деле деле в качестве соответчика привлечен Петропавловск-Камчатский городской округ в лице Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловска-Камчатского городского округа.

Определением от 08.10.2020 к участию в деле качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечен Камчатский край в лице Агентства по обращению
с отходами Камчатского края.

Извещение лиц, участвующих в деле, признано судом надлежащим
в соответствии с положениями статей 121-123 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), вместе с тем Управление финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Руководствуясь статьей 156 АПК РФ, суд определил: провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования
в полном объеме.

Представители ответчиков не признали исковые требования, возражали
по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица доводы, изложенные в отзыве на иск, поддержал в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела в хозяйственном   ведении   ГУП   «Спецтранс» (истца)   находятся   обустроенные контейнерные площадки по следующим адресам:

1.   Братская 9;

2.   Вилюйская 79;

3.   Вилюйская 9;

4.  Гаражная 1;

5.   Декабристов 5;

6.   Карьерная 4;

7.  Котовского 5;

8.   Мишенная 2а;

9.   ФИО5  3;

10. ФИО5 18;

11. Строительная 88;

12. Тепличная 2;

13. Транспортный тупик 4 (далее – площадки, контейнерные площадки).

Список обслуживаемых жилых домов и схема размещения площадок представлены истцом в материалы дела.

Как следует из пояснений истца, площадки имеют армированное бетонное основание и ограждение с трех сторон из металлического профнастила. Указанные объекты ежедневно содержатся истцом, который осуществляет комплекс услуг
по их содержанию, в том числе:

- уборку контейнерных площадок в радиусе 5 метров вокруг площадки (уборка мусора вокруг контейнеров и погрузка его в контейнер, уборка мусора после загрузки контейнеров в мусоровоз);

- подметание метлой площадок и прилегающих территорий возле площадок;

- посыпку контейнерной площадки смесью песка и соли;

- очистку контейнерной площадки от снега и наледи до основания контейнерной площадки;

- мытье крышек контейнеров;

- посыпку контейнерной площадки хлорной известью;

- покраску бетонных ограждений;

- покраску ограждений металлических сетчатых, ограждений
из профнастила, ограждений беседок для сбора КГО;

- дератизацию контейнеров и контейнерных площадок;

- дезинсекцию контейнеров и контейнерных площадок;

- скашивание травы в радиусе 5 метров вокруг площадки.

Кроме того, истец пояснил, что регулярно производит ремонт конструктивных элементов площадок, ремонт и замену контейнеров, несет финансовые затраты на оплату труда рабочих по комплексной уборке контейнерных площадок.

Также истец сообщил, что иных площадок для обслуживания жилых домов в районе расположения площадок ГУП «Спецтранс» не имеется. Накопление и вывоз твердых коммунальных отходов от жилого фонда частного сектора осуществляется именно с данных площадок.

С учетом изложенных обстоятельств, истец полагал, что в результате незаконного бездействия Петропавловск-Камчатского городского округа
ГУП «Спецтранс» за период с 01.01.2019 по 31.03.2020 были причинены убытки в сумме 1 351 905, 30  руб.

20.04.2020 истец обратился к ответчику с претензией, которая представлена в материалы дела в качестве доказательства, подтверждающего попытку истца урегулировать спор во внесудебном порядке.

Поскольку сторонам не удалось достигнуть соглашения по поводу порядка урегулирования спора во внесудебном порядке, истец обратился с настоящим иском в суд.

Пунктом 3 статьи 125 ГК РФ определено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.

В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: несет соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Из пункта 2 части 3 указанной статьи следует, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, предъявляемым в порядке ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.

На основании статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган  государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В связи с этим суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком по иску о взыскании убытков будет являться Петропавловск-Камчатскому городской округ в лице главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности – Управления дорожного хозяйства, транспорта и благоустройства администрации Петропавловска-Камчатского городского округа.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

Содержание указанного права конкретизирует статья 16 ГК РФ, предусматривающая, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В свою очередь, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно исключительно при доказанности истцом совокупности следующих условий: противоправности действий причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера понесенных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.

Недоказанность одного из перечисленных элементов из юридического состава убытков влечет необходимость отказа в иске.

Приказом от 19.12.2016 № 738 Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края муниципальном) унитарному предприятию «Спецтранс», а в дальнейшем государственному унитарному предприятию «Спецтранс» присвоен статус регионального оператора
по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края.

30.12.2016 между муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа (позднее - ГУП «Спецтранс») и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края было заключено соглашение № 273 «Об организации деятельности по обращению
с ТКО» где под предметом соглашения в числе прочих выступает деятельность
по созданию на территории муниципальных образований Камчатского края комплексов (полигонов, площадок временного накопления отходов) по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов обеспечивается региональным оператором за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках региональной программы в области обращения с отводами,
в том числе с ТКО, а также за счет собственных и заемных средств.

Согласно положениям постановления Правительства Камчатского края
от 28.12.2016 № 528-П «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Камчатского края» региональным оператором является юридическое лицо, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и Территориальной схемой обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае
на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

К полномочиям регионального оператора в числе прочих относится создание контейнерных площадок с указанием их мест нахождения и источника финансирования (при необходимости), а также создание условий для сбора ТКО
на контейнерных площадках, предусмотренных Территориальной схемой,
с последующим размещением отходов на объектах, включенных
в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Приказом Управления экономического развития и имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
от 22.02.2018 № 102/18 «Об исключении объектов движимого и недвижимого имущества из Реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа», в связи с безвозмездной передачей имущества из собственности Петропавловск-Камчатского городского округа в собственность Камчатского края, на основании распоряжения Министерства имущественных
и земельных отношений Камчатского края от 25.12.2017 № 400-р, постановления Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27.12.2017
№ 3181 «О безвозмездной передаче муниципального имущества в собственность Камчатского края», акта приема-передачи от 01.01.2018, руководствуясь решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 05.07.2016
№ 453-нд «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся
в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа», 09.01.2018
из реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа были исключены объекты недвижимого имущества, закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс».

В соответствии с Реестром мест (площадок) накопления ТКО на территории Петропавловск-Камчатского городского округа на балансе ГУП «Спецтранс» находится 330 контейнерных площадок, в том числе спорные контейнерные площадки.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 294  ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом
в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, спорные контейнерные площадки в период с 01.01.2019 по 31.03.2020 не находились
в собственности Петропавловск-Камчатского городского округа, поскольку были переданы в собственность Камчатского края. С учетом указанного обстоятельства, суд приходит к выводу о недоказанности истцом обязанности муниципального образования нести расходы по содержанию имущества, которое в указанный период уже выбыло из его собственности.

Суд также полагает возможным отметить, что бремя содержания имущества, переданного в хозяйственное управление, подразумевает под собой обязанность предприятия содержать указанное имущество в надлежащем состоянии, поскольку
в силу закона именно истец владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых законом.

Таким образом, суд соглашается с доводами ответчиков, что право распоряжаться имуществом (контейнерными площадками), в том числе производить их замену, находящимся в собственности Камчатского края принадлежит исключительно ГУП «Спецтранс», у которого данное имущество находится на праве хозяйственного ведения.

Истец, являясь хозяйствующим субъектом, владеющим спорными площадками на праве хозяйственного управления, обязан в силу положений действующего законодательства содержать данное имущество в соответствии
с требованиями санитарных норм и правил, а также с федеральным законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Кроме того судом установлено, что истцом в достаточной мере не обоснован размер понесенных убытков, поскольку не было представлено доказательств несения расходов, которые в рамках настоящего спора рассматриваются в качестве реального ущерба.

Таким образом, применительно к положениям статьи 16 ГК РФ,
суд не установил фактов незаконности бездействия ответчиков при рассмотрении настоящего спора. Указанный в исковом заявлении довод истца
о незаконном бездействии Петропавловск-Камчатского городского округа в ходе рассмотрения спора своего подтверждения не нашел.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истцом не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, что является основанием для отказа в иске.

Суд также отклоняет за необоснованностью довод истца о том, что Петропавловск-Камчатский городской округ в лице администрации городского округ с 01.01.2019 по настоящее время не выполнял полномочия, в том числе
по созданию мест и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела, 07.05.2014 между Комитетом городского хозяйства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
(в настоящее время – Управление дорожного хозяйства, транспорта
и благоустройства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа) и муниципальным унитарным предприятием Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» (в настоящее время ГУП «Спецтранс») заключено соглашение № 6 «О перечислении средств, выделенных из бюджета Камчатского края и бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы «Энергоэффективность, развитие энергетики и коммунального хозяйства, обеспечение жителей Петропавловск-Камчатского городского округа коммунальными услугами, услугами по благоустройству территории и охраны окружающей среды» муниципальному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» в 2014 году».

Как пояснил ответчик, в рамках указанного соглашения до ГУП «Спецтранс» доведены бюджетные средства на выполнение работ по устройству контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов.

20.06.2014 ГУП «Спецтранс», в рамках реализации вышеуказанного соглашения, заключен договор № 116/14 «На выполнение работ по устройству контейнерных площадок для сбора ТБО И КГО».

В рамках исполнения указанного контракта, были установлены контейнерные площадки для сбора ТБО и КГО, в том числе спорные.

Таким образом, администрацией городского округа были приняты меры, направленные на обустройство территории городского округа контейнерными площадками, в том числе площадками, указанными в исковом заявлении.

Также суд дает оценку тому обстоятельству, что постановлением Правительства Камчатского края от 20.11.2017 № 488-П (ред. от 29.01.2019) утверждена государственная Программа Камчатского края «Обращение с отходами производства и потребления в Камчатском крае».

В рамках реализации указанной программы юридическим лицам, осуществляющим функции регионального оператора, в целях финансового обеспечения   (возмещения)   затрат,   связанных   с   приобретением   техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением
 в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства
и потребления предоставляются субсидии.

Приказом Агентства по обращению с отходами Камчатского края
от 29.05.2018 № 31 утвержден порядок предоставления указанной субсидии.

Согласно пояснительной записки к отчету финансово-хозяйственной деятельности ГУП «Спецтранс» за 2019 год, опубликованной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет «http://spetstrans.com/docs» в 2019 году ГУП «Спецтранс» в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных с приобретением техники, оборудования, специализированных транспортных средств, и затрат, направленных на выполнение работ и оказание услуг, связанных с организацией и приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства мест накопления, размещения, сортировки, переработки и обезвреживания отходов производства
и потребления было получал указанное финансирование.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Петропавловск-Камчатский городского округ оказывал финансовую поддержку лицу, обязанному содержать спорные площадки.

С учетом изложенного доводы ответчика о ненадлежащем исполнении ответчиком принятых на себя обязательств являются необоснованными и недоказанными.

Учитывая, что в рассматриваемом случае отсутствуют все признаки
для взыскания убытков (противоправность причинителя вреда,
причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, недоказанность размера убытков), правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Ссылка истца на часть 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ судом отклоняется, поскольку из ее буквального содержания следует, что органы местного самоуправления обязаны содержать места (площадки) ТКО только в случае, если эти места (площадки) созданы этими органами.

Вместе с тем доказательства создания спорных площадок Петропавловск-Камчатским городским округом истцом вопреки положениям части 1 статьи 65 АПК РФ в суд не представлено.

Иные доводы истца и третьего лица своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли и опровергаются установленными судом обстоятельствами.

В связи с отказом в удовлетворении иска, государственная пошлина
на основании статьи 110 АПК РФ относится на истца в полном объеме, однако взысканию не подлежит, поскольку была уплачена истцом при обращении в суд.

Руководствуясь статьями 167–170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

в иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                                                 В.И. Решетько