АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Петропавловск-Камчатский Дело № А24-3103/2021
09 августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен августа 2021 года .
Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания В.А.Васильевой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению | 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации | |
о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при участии: | ||
от заявителя | ФИО1 – представитель по доверенности от 19.01.2021 (сроком на один год, удостоверение, | |
от лица, привлекаемого к административной ответственности | не явились, | |
установил:
289 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, 289 отдел) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» (далее – Предприятие, ФГУП «ГВСУ № 4», лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, своих представителей в заседание суда не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом по правилам статей 121-123 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя требования подержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника 289 отдела от 17.05.2021 № 75-АХ в период с 20.05.2021 по 21.05.2021
в отношении ФГУП «ГВСУ № 4» проведена проверка, в ходе которой установлен факт неисполнения Предприятием ранее выданного ему предписания об устранении нарушений при строительстве, объекта капитального строительства «Техническая база вооружения роботизированных средств ВМФ». 1 этап, 1 пусковой комплекс «Берегоукрепление, территория и гидротехнические сооружения пункта выдачи изделий 2М39», «Технологический причал 12А», (шифр-583), расположенного в городе Вилючинске.
Предписанием от 15.03.2021 № 289-25/2-2021 на ФГУП «ГВСУ № 4», являющееся генеральным подрядчиком при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства на основании государственного контракта от 01.08.2019 № ДС/583-1-1/2019-СМР, была возложена обязанность устранить в срок до 11.05.2021 следующие нарушения:
1.не обеспечен доступ на территорию, на которой осуществляется строительство объекта капитального строительства, представителей органов государственного строительного надзора; не предоставлена необходимая исполнительная документация для подтверждения фактических выполненных работ проектным параметрам (нарушены требования ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, п. 4.9, 4.23, 8.1.3, 8.1.4 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);
2.в представленном общем журнале работ № 1, в разделе № 4 отсутствуют сведения об устранении выявленных техническим заказчиком недостатков в ходе строительства за 16.11.2020 (нарушены требования ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, п. 9.4, 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», п. 3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», п. 10 РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте»);
3.в представленном журнале бетонных работ отсутствуют сведения о показателях контроля прочности бетона монолитных конструкций нормируемым параметрам через 28 суток по выполненным бетонным работам за 05.11.2020 года, за 12.11.2020 года, за 19.11.2020 года (нарушены требования ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, п. 9.4, 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства», п. 3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции», п. 10 РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте»);
4.не представлен проект производства (ППР), разработанный с учетом конструктивных особенностей объекта капитального строительства (нарушены требования п. 3.7, 3.10, 4.9, 5.19, 6.18 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);
5.по выполненным работам по бетонированию контура надстройки верхнего строения причала № 12А в составе приемочной исполнительной документации на соответствие требованиям технических регламентов и проектной документации не представлены результаты контроля прочности бетона монолитных конструкций в промежуточном и проектном возрасте по ГОСТ 18105-2010, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по ГОСТ 17624-2012 и ГОСТ 22690-2015 (нарушены требования ч. 4 ст. 53 ГрК РФ, ч. 4 ст. 38 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, п. 3,5,9,12 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», п. 4 раздела 15 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. «Правила производства и приемки работ», п. 4.9, 9.3 СП 48.13330.2019 «Организации строительства»);
6.при производстве работ по устройству шпунтового ряда пирса в осях «А/1-4» не обеспечен строительный контроль путем проведения водолазного обследования. По выполненным работам по погружению (забивке) шпунта на участке в осях «А/1-4» не представлены материалы водолазного обследования стен шпунта после погружения (нарушены требования ч.4 ст. 53 ГрК РФ, ч. 4 ст. 38 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, п. 3,5,9,12 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», п. 5.5 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации», п. 4.9, 9.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);
7.при производстве работ по устройству отсыпки из камня между лицевой шпунтовой стенкой и анкерной шпунтовой стенкой по оси «1-4» не обеспечен входной строительный контроль качества применяемых материалов из несортированного камня, сортированного камня и щебня фракции 40-80 мм., для подтверждения физико-механических и иных характеристик установленных в проектной документации. При проведении проверки не представлены сведения: 1. лабораторного контроля качества ((подтверждения физико-механических характеристик каменных материалов (отбор проб не реже, чем каждые 100 куб.м. камня)); 2. контроля гранулометрического состава (линейным методом с оставлением акта, содержащего заключение о соответствии или не соответствии камня требованиям проекта (нарушены требования ч.4 ст. 53 ГрК РФ, ч. 3 ст. 34 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ, п. 3,5,9,12 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», п. 5.3 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации», п. 4.9, 9.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);
8.для погружения в проектное положение, не проведено освидетельствование качества сборки и сварки угловых фасонных шпунтин на пересечении осей А-1 и А-4 (узлы «1» и «1н» на листе 13 альбома проектной документации В583-2/1-1-611-ГР) с составлением акта освидетельствования скрытых работ. Акт освидетельствования не представлен (нарушены требования ч.4 ст. 53 ГрК РФ, п. 5.3 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации», п. 4.6, 9.5 СП 48.13330.2019);
9.при производстве работ по погружению шпунта анкерных стенок, устройству распределительных поясов, установке анкерных тяг шпунтового ряда в осях «А/1-4» и «Б/1-4» и бетонированию контура надстройки верхнего строения причала № 12А нарушен порядок освидетельствования скрытых работ, показатели качества которых влияют на безопасность здания и сооружения и которые в соответствии с технологией строительства не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, а также нарушены требования о необходимости соблюдения запрета на выполнение последующих работ до устранения выявленных недостатков и оформления соответствующих актов освидетельствования по выполненным видам работ.
До начала выполнения работ по монтажу анкерных тяг заказчиком не освидетельствованы работы:
- по погружению анкерной стенки из шпунта оси «А/1-4;
- по погружению анкерной стенки из шпунта оси «1»;
- по погружению анкерной стенки из шпунта оси «2»;
- по устройству отсыпки пазух причала из щебня и несортированного камня с нормируемым показателем уплотнения (Купл =0,98) до уровня монтажа анкерных тяг.
До начала выполнения работ по устройству засыпки щебнем выше уровня монтажа анкерных тяг заказчиком не освидетельствованы работы: по монтажу анкерных тяг (в том числе контроль параметров натяжения) и распределительного пояса.
На момент проведения проверки анкерные тяги и распределительные пояса смонтированы и засыпаны щебнем.
До начала выполнения работ по бетонированию контура надстройки верхнего строения причала № 12А заказчиком не освидетельствованы работы:
- по установке опалубки для бетонирования контура надстройки верхнего строения причала № 12А;
- по изготовлению и монтажу арматурных стержней для бетонирования контура надстройки верхнего строения причала № 12/А;
- по бетонированию контура надстройки верхнего строения причала № 12/А.
Факт неисполнения Предприятием предписания от 15.03.2021 № 289-25/2-2021 отражен в акте от 24.05.2021 № 289-61-2021.
По данному факту 17.06.2021 заместителем начальника отделения 289 Отдела ГАСН МО РФ в отношении ФГУП «ГВСУ № 4» составлен протокол об административном правонарушении № 289/2021-28.
Согласно указанному протоколу Предприятием в нарушение части 6
статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пунктов 13,14 и 15 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, пункта 33 приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300 ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4», осуществляющее функции генерального подрядчика при строительстве объекта капитального строительства «Техническая база вооружения роботизированных средств ВМФ». 1 этап, 1 пусковой комплекс «Берегоукрепление, территория и гидротехнические сооружения пункта выдачи изделий 2М39», «Технологический причал 12А», (шифр-583), расположенного в городе Вилючинске, не устранены следующие замечания:
1.в представленном общем журнале работ № 1, в разделе № 4 отсутствуют сведения об устранении выявленных техническим заказчиком недостатков в ходе строительства за 16.11.2020 года (пункт 2 Предписания);
2.не представлен проект производства работ (ППР), разработанный с учетом конструктивных особенностей объекта капитального строительства (пункт 4 Предписания);
3.при производстве работ по устройству шпунтового ряда пирса в осях «А/1-4» не обеспечен строительный контроль путем проведения водолазного обследования. По выполненным работам по погружению (забивке) шпунта на участке в осях «А/1-4» не представлены материалы водолазного обследования стен шпунта после погружения (пункт 6 Предписания);
4.при производстве работ по устройству отсыпки из камня между лицевой шпунтовой стенкой и анкерной шпунтовой стенкой по оси «1-4» не представлены сведения о качестве применяемых материалов из несортированного камня, сортированного камня и щебня фракции 40-80 мм., для подтверждения физико-механических и иных характеристик, установленных в проектной документации: лабораторного контроля качества ((подтверждения физико-механических характеристик каменных материалов (отбор проб не реже, чем каждые 100 куб.м. камня)); контроля гранулометрического состава (линейным методом с оставлением акта, содержащего заключение о соответствии или не соответствии камня требованиям проекта) (пункт 7 Предписания);
5.не представлены материалы освидетельствования установленным порядком работ по устройству отсыпки пазух причала из щебня с номеруемым показателем уплотнения (Купл =0,98) до уровня монтажа анкерных тяг (пункт 9 Предписания).
В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен в Арбитражный суд Камчатского края для решения вопроса о привлечении Предприятия к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).
Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.
Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13 статьи 1 ГрК РФ).
Как установлено частью 2 статьи 52 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Согласно части 6 стать 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) оценкой соответствия проектной документации должно определяться соответствие проектной документации требованиям настоящего Федерального закона и результатам инженерных изысканий.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона № 384-ФЗ оценкой соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании должно определяться соответствие выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям данного Федерального закона и проектной документации.
В пункте 3 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение № 468) установлено, что строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
В соответствии с пунктом 5 Положения № 468 строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль); б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции; в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства; г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) приемка законченных видов (этапов) работ; е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка: соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил (пункт 9 Положения
№ 468).
По правилам пункта 12 Положения № 468 проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 № 861/пр утвержден и введен в действие «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства.
СНиП 12-01-2004» (далее – СП 48.13330.2019).
Пунктом 4.6 СП 48.13330.2019 установлены базовые функции застройщика на период строительства.
Согласно пункту 4.9 СП 48.13330.2019 при осуществлении строительства, на основании договора, базовыми организационными функциями подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лица, осуществляющего строительство, в том числе является разработка и применение организационно-технологической документации, организационно-технологической документации по эксплуатации подъемных сооружений при проведении погрузочно-разгрузочных строительно-монтажных работ
В соответствии с пунктом 5.19 СП 48.13330.2019 перед началом выполнения работ на объекте лицо, осуществляющее строительство (подрядная организации, генеральная подрядная организация) помимо прочего получает от застройщика (технического заказчика) проектную, в части организационно-технологических решений ПОС, и рабочую документацию, утвержденную в производство работ (в полном объеме или поэтапно в соответствии с утвержденным графиком выдачи комплектов рабочей документации).
Проекты производства работ в полном и неполном объемах разрабатываются лицом, осуществляющим строительство, с утверждением ответственным лицом (главным инженером проекта) (пункт 6.18 СП 48.13330.2019).
Согласно пункту 9.3 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее строительство, в составе строительного контроля выполняет входной контроль рабочей документации, применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования, освидетельствование геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, операционный контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ, контроль качества готовой строительной продукции, освидетельствование выполненных работ, ответственных строительных конструкций и участков систем инженерно-технического обеспечения, апробация, испытания и пусконаладка инженерно-технических систем и оборудования, комплексные испытания инженерных систем.
Застройщик (технический заказчик) осуществляет контроль полноты строительного контроля, проводимого лицом, осуществляющим строительство(пункт 9.4 СП 48.13330.2019).
На основании пункта 9.5 СП 48.13330.2019 застройщик (технический заказчик) в составе строительного контроля выполняет: входной контроль проектной документации; входной контроль рабочей документации; верификационный (выборочный) входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования, в том числе проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия, полуфабрикаты и оборудование, документированных результатов лабораторного контроля; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий, полуфабрикатов и оборудования; проверку наличия на строительной площадке ответственного представителя лица, осуществляющего строительство (главного инженера проекта); запрещается применение неправильно складированных и хранящихся материалов до подтверждения соответствия физико-механических свойств таких материалов проектным показателям соответствующими лабораторными испытаниями - при выявлении нарушений этих правил представителем строительного контроля застройщика (технического заказчика); верификационный (выборочный) операционный контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ, включая записи в соответствующем разделе общего журнала работ; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем, выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; организацию работ по внесению изменений и корректировок проектной документации, необходимость которых возникла в процессе строительства, организация работ по повторному утверждению откорректированной проектной документации в установленном порядке; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; участие в освидетельствовании выполненных работ (в том числе скрытых), конструкций (в том числе ответственных), участков инженерных сетей, подписание соответствующих актов, подтверждающих соответствие верификационный (выборочный) контроль качества готовой строительной продукции (результатов строительно-монтажных работ) (приемочный контроль); контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания соответствующих актов освидетельствования скрытых работ; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям технических регламентов, проектной документации и условиям договоров технологического присоединения к сетям инженерного обеспечения (приемка законченного строительством объекта у лица, осуществляющего строительство, в соответствии с СП 68.13330).
До устранения выявленных недостатков и оформления соответствующих актов выполнение последующих работ недопустимо (пункт 8.3.4 СП 48.13330.2019).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26.11.2018 № 746/пр утвержден и введен в действие СП 435.1325800.2018. Свод правил. Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ, разделами 4, 15 которого установлены общие требования к монолитным бетонным и железобетонным конструкциям, а также контроль и приемка конструкций.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее –
РД-11-02-2006).
Согласно пункту 5.5 РД-11-02-2006 освидетельствование участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оформляется актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения по образцу, приведенному в приложении № 5. Перечень участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 утвержден и введен в действие Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (далее – РД-11-05-2007).
Согласно пункту 10 РД-11-05-2007 специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, путем заполнения его граф начиная с даты выполнения отдельного вида работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения отдельного вида таких работ.
Приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2012 № 109/ГС утвержден «СП 70.13330.2012. Свод правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» (далее – СП 70.13330.2012).
В соответствии с пунктом 3.5 СП 70.13330.2012 данные о производстве строительно-монтажных работ следует ежедневно вносить в журналы работ по монтажу строительных конструкций, сварочных работ, антикоррозионной защиты сварных соединений , замоноличивания монтажных стыков и узлов, выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением, журнал бетонных работ, а также фиксировать по ходу монтажа конструкций их положение на геодезических исполнительных схемах. Качество строительно-монтажных работ должно быть обеспечено текущим контролем технологических процессов подготовительных и основных работ, а также при приемке работ. По результатам текущего контроля технологических процессов составляются акты освидетельствования скрытых работ.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушении от 17.06.2021 № 289/2021-28, акт проверки от 24.05.2021 № 289-61-2021, и другие документы) подтверждают в своей совокупности факт неисполнения ФГУП «ГВСУ № 4» в установленный срок в полном объеме выданного ему предписания от 15.03.2021 № 289-25/2-2021, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства при строительстве объекта капитального строительства, невозможности своевременного и полного устранения выявленных в ходе осуществления строительного контроля нарушений Предприятием суду не представлены.
Поскольку ФГУП «ГВСУ № 4» не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то
в силу 2 статьи 2.1 КоАП РФ оно признается виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения ФГУП «ГВСУ № 4» к административной ответственности на дату рассмотрения дела судом не истек.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Предприятием правонарушение малозначительным, судом не установлено.
Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере
от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, суд признает повторное совершение ФГУП «ГВСУ № 4» однородного административного правонарушения, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Камчатского края по делам № А24-1492/2021, А24-1542/2021, А 24-1543/2021, А24-1545/2021, А24-1546/2021.
При назначении административного наказания по данному делу арбитражный суд учитывает характер совершенного правонарушения, наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства и приходит к выводу о возможности назначить ФГУП «ГВСУ № 4» наказание в виде административного штрафа в размере 56 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
привлечь федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление № 4» (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 56 000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:
УФК по Приморскому краю (ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю»)
л/с <***>
ИНН <***>
КПП 253601001
Единый казначейский счет 40102810545370000012
Счет УФК по Приморскому краю 03100643000000012000
Дальневосточное ГУ Банка России по Приморскому краю / УФК по Приморскому краю, г. Владивосток
БИК 010507002
ОКТМО 05701000
КБК 187 1 16 01191 01 0005 140
Подлинный документ об оплате штрафа представить в Арбитражный суд Камчатского края.
Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья М.В. Карпачев