ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А24-5406/2021 от 21.12.2021 АС Камчатского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Петропавловск-Камчатский                                                     Дело № А24-5406/2021

24 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2021 года.

Полный текст решения изготовлен декабря 2021 года .

Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи М.В. Карпачева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А.Канахиным, рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению

к

289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерство обороны Российской Федерации Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление № 4» (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461)   

о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя

не явились,

от лица, привлекаемого к административной ответственности:

специалист:

не явились,

Осетрин Ю.В. - представитель по доверенности от 19.01.2021 б/н  (сроком до 20.01.2022), служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании,

установил:

289 отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, 289 отдел) обратился в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление № 4» (далее – Предприятие, ФГУП «ГВСУ № 4», лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны, своих представителей в заседание суда не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом по правилам статей 121-123 АПК РФ.

Суд рассмотрел и удовлетворил ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве специалиста начальника отделения 289 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации Осетрина Ю.В., который пояснил, что до настоящего времени недостатки, указанные в предписании не устранены.

Суд признал дело подготовленным к рассмотрению по существу и в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, перешел к рассмотрению дела в судебном заседании в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ.

Заслушав пояснения специалиста, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника 289 отдела от 05.10.2021 № 157-АХ в период с  13.10.2021 по 14.10.2021 в отношении ФГУП «ГВСУ № 4» проведена проверка, в ходе которой установлен факт неисполнения Предприятием ранее выданного ему предписания об устранении нарушений при строительстве, объекта капитального строительства «Пункт погрузки изделий. Гидротехнические сооружения, исключающие волновое воздействие. Причал № 1а, м. Казак, Камчатский край», (шифр - 3002/ПВ) 3 этап, расположенного по адресу: Камчатский край. г. Вилючинск.

Предписанием от 14.07.2021 № 289-96/2-2021 на ФГУП «ГВСУ № 4», являющееся генеральным подрядчиком при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства на основании государственного контракта от 27.08.2015 № 1516187388502090042000000/ДС-3002/ПВ - 3 ЭТ, была возложена обязанность устранить в срок  до 10.10.2021 следующие выявленные нарушения:

1. В представленном журнале ухода за бетоном, при ведении бетонных работ при отрицательных температурах: на титульном листе отсутствуют сведения о начальнике участка и производителе работ (фамилия, инициалы, подпись); отсутствуют подписи ответственного лица при контрольных замерах    температуры бетона с начала ведения журнала с 06.11.2020 по 23.02.2021; отсутствуют эскизы  конструктивного элемента с расположением контрольных скважин; журнал не зарегистрирован,  не прошнурован, не пронумерованы листы и не скреплен печатью (нарушены требования статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 1, 3, 5 и 12 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468; пунктов 4.9, 9.1 и 9.3 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»; пунктов 5.4,  10.23.2, 10.23.3 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ»);

2. В представленном журнале бетонных работ отсутствуют сведения о     показателях контроля прочности бетона монолитных конструкций нормируемым    параметрам через 28 суток за период с 17.09.2020 по 19.02.2021. При  этом  в  составе приёмочной исполнительной документации результаты контроля    прочности бетона монолитных конструкций в промежуточном и проектном возрасте по ГОСТ 18105-2010, применяя  неразрушающие  методы определения прочности  бетона по ГОСТ 17624-2012 и ГОСТ22690-2015 по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции №№ 1-9 так же не представлены (нарушены требования  пункта 3 лист 1 проекта В627-3- 62-ГР3.2; пункта 3.3 лист 1 проекта В627-3-62-ГР2.2; части 6 статьи 52, части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пункта 7.4 и 7.6 ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; пунктов 4.9, 8.1.4, 9.4 и 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»; пункта 3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»; пункта 10 РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»);

3. В период с 17.11.2020 лицом, осуществляющим строительство продолжалось ведение строительных работ по возведению конструктивных элементов пирса «1А» без устранения недостатков по ранее выполненным работам, показатели качества которых влияют на безопасность здания и сооружения, и которые в соответствии с технологией строительства не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, с составлением актов об их устранении. При этом, лицо, осуществляющее строительство не обеспечило соблюдение запрета на дальнейшее производство работ до устранения недостатков по результатам надзора за качеством строительно-монтажных работ. Так актом проверки от 22.03.2021 года № 289-27-2021 (предписание от 22.03.2021 года № 289-27/2-2021) были выявлены нарушения:

- при производстве бетонных работ по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции № 6 была нарушена технология укладки бетонной смеси, в результате чего на поверхностях стен наблюдается участки не однородно уплотненного бетона с обнажением арматуры.

- до начала выполнения работ по устройству железобетонных конструкций верхнего строения пирса № 1а не освидетельствованы установленным порядком работы по устройству свайного основания 1-9 секции:

- не выполнен контроль длины и оценка сплошности стволов в сваях №№ 2, 5, 8, 11, 14, 18, 23, 26, 31, 38, 43, 50, 61, 70, 74, 77, 81, 83, 86, 98, 103, 108, 114, 119, 123, 133, 136;

-  не оформлено согласование с проектной организацией на наращивание выпусков армокаркасов свай оболочек №№ 88, 89, 90, 91.

При этом на момент проведения проверки 12.07.2021 года до освидетельствования установленным порядком предшествующих работ (по бетонированию, устройству опалубки, армированию и др. каналов инженерных сетей секции № 6, актов приёмки выполненных работ по устранению выявленных дефектов), были выполнены работы по перекрытию каналов сборными железобетонными плитами перекрытия. Не представлены материалы, обосновывающие определение принципов ремонта бетонных конструкций и выбор методов защиты и ремонта бетонных конструкций по ГОСТ 32016-2012 «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования» (не определено техническое состояние конструкции, включая оценку дефектов и их причин; не обоснован выбор метода ремонта способного обеспечивать эффективное  и долговечное восстановление).

Кроме того, без устранения выявленных недостатков и без оформления соответствующих актов освидетельствования были выполнены работы:

- по бетонированию оголовков свай глубоководной части секции № 9 (сваи от № 88 по № 137);

- по устройству железобетонных конструкций (армирование, бетонирование) верхнего строения пирса № 1а секции № 9 (согласно записи общего журнала работ 21.11.2021, 24.11.2021, 25.12.2020,  19.02.2021);

-   по монтажу сборных железобетонных плит перекрытий на каналы инженерных сетей;

-   по  креплению  отбойных устройств  на внешних стенках строения пирса №1а.

Направленные застройщиком (техническим заказчиком) в адрес лица, осуществляющее строительство  уведомления  от  24.06.2021 № ФКП/ВВО/12/272, от 23.04.2021 № ФКП/ВВО/12/173, от 02.04.2021 № ФКП/ВВО/12/126, от   26.03.2021 № ФКП/ВВО/12/112 с требованием об устранении нарушений и принятию мер на момент проведения проверки не исполнены (не устранены) (нарушены требования  пункта 3.2 лист 1 проекта В627- 3-62-ГР3.2; части 6 статьи 52, части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 7.4 и 7.6 ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; пунктов  4.9, 4.23, 8.1.4., 9.1, 9.3, 9.4, 9.5, 9.15, 9.30, 9.33 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);

4. В представленном журнале бетонных работ отсутствуют сведения о     показателях контроля прочности бетона монолитных конструкций  нормируемым    параметрам через 28 суток за 01.07.2020 (нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 9.4 и 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»; пункта 3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и Ограждающие конструкции»; пункта 10 РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»);

5. Не устранены замечания,  отраженные  в журнале авторского надзора но датам: за 18.06.2020, 23.06.2020, 15.07.2020, 13.08.2020, 20.10.2020 по согласованию работ по наращиванию свай глубоководной части пирса (нарушены требования части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 9.4 и 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»; пункта 3.5 СП 70.13330.2012 «Несущие и Ограждающие конструкции»; пункта 10 РД 11- 05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»; пунктов 5.3. и 5.4 СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений»);

6. По  выполненным работам по устройству верхнего  строения  пирса  № 1а, представленные акты освидетельствования скрытых работ (бетонирование, устройство опалубки, армирование) не освидетельствованые уполномоченным представителем группы авторского надзора (нарушены требования  пункта 3.2 лист 1 проекта В627-3-62-ГР3.2; части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 7.4 и 7.6 ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; пункта 5.5 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации....»; пунктов 4.6, 8.2.1, 8.2.3, 8.3.1, 9.4, 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);

7. По  выполненным  работам  по  устройству свайного  основания  корневой   части не представлен комплект исполнительной документации (контроль   качества бетона свай): на полную длину в соответствии с пунктом 12.8 СП 45.13330.2017  на   одноосное  сжатие вырубленных кернов в сваях № 8 и № 18; контроль длины и оценку сплошности их стволов в сваях №№ 4, 9, 14, 17, 23, 31, 28, 35; оценку качества бетона на сваях №№ 10, 26, 34, 29 (нарушены требования пункта 3.7 лист 1 проекта В627-3-62-ГР2.1; пункта 3.3 рабочего проекта 627-3-62-ГР2.1; части 6 статьи 52  Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 7.4 и 7.6 ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые Гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; пункта 5.5 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации....»; пунктов 4.6, 8.2.1, 8.2.3, 8.3.1, 9.4, 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);

8. По  выполненным работам по устройству свайного основания 1-9 секции не представлен комплект исполнительной документации (контроль качества бетона свай): -  контроль  длины  и  оценку сплошности  их стволов в сваях №№ 2, 5, 8, 11, 14, 18, 23, 26, 31, 38, 43, 50, 61, 70, 74, 77, 81, 83, 86, 98, 103, 108, 114, 119, 123, 133, 136 (нарушены требования пункта 3.15 лист 2 проекта В627-3- 62-ГР2.2; пункта 3.3 рабочего проекта 627-3-62-ГР2.2; части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации; пунктов 7.4 и 7.6 ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; пункта 5.5 РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации....»; пунктов 4.6, 8.2.1, 8.2.3, 8.3.1, 9.4, и 9.5 СП 48.13330.2019 «Организация строительства»);

9. При  производстве бетонных работ  по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции № 6 нарушена технология укладки бетонной смеси, в результате чего после распалубки конструкций на поверхностях стен наблюдается участки не однородно уплотненного  бетона  с  обнажением арматуры (нарушены требования пункта 5.18.1 и приложения «X», СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»; разделы № 4, № 6 и № 8 СП 349.1325800.2017 «Конструкции бетонные и железобетонные. Правила ремонта и усиления»);

10. При засыпке пазух причального сооружения секции 6-7 произошли изменения положения стенки в  плане (отклонение от  проектного положения сооружения). Согласно представленного акта водолазного обследования      шпунтовой стенки от 27.06.2020: фактическое максимальное отклонение положения  шпунта от проектного положения в районе 3 створа секции 6-7 составляет 0,406м.  (при допустимом отклонении 0,240м.);  фактическое   максимальное   отклонение положения  шпунта  от проектного положения в районе  1  створа секции 6-7 составляет  0,775м.  (при  допустимом отклонении 0,250м.). Не представлено заключение (принятое решение) проектной организации о принятии необходимых мер для предотвращения в дальнейшем деформации сооружения, определения пригодности и работоспособности, определения возможности его дальнейшего строительства с учётом обеспечения нормальных условий эксплуатации по окончании строительства (нарушены требования пункта 3.11 рабочего проекта 627-3-62-ГР2.2; пунктов 7.4 и 7.6 ГОСТ Р 55561-2013 «Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности»; раздела 4 и 5 СНиП 3.07.02-87 «Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения»).

Факт неисполнения Предприятием предписания от 14.07.2021 № 289-96/2-2021 отражен в акте от 14.10.2021 № 289-171-2021.

По данному факту 09.11.2021 начальником отделения 289 Отдела ГАСН МО РФ в отношении ФГУП «ГВСУ № 4» составлен протокол об административном правонарушении № 289/2021-53.

Согласно указанному протоколу Предприятием в нарушение части 6
статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), пунктов 13,14 и 15 «Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54, пункта 33 приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.12.2011 № 2300 ФГУП «Главное военно-строительное управление № 4», осуществляющее функции генерального подрядчика при строительстве объекта капитального строительства «Пункт погрузки изделий. Гидротехнические сооружения, исключающие волновое воздействие. Причал № 1а, м. Казак, Камчатский край», (шифр - 3002/ПВ) 3 этап, расположенного по адресу: Камчатский край. г. Вилючинск, не устранены следующие замечания:

1. в представленном журнале ухода за бетоном, при ведении бетонных работ при отрицательных температурах: отсутствуют эскизы конструктивного элемента с расположением контрольных скважин (не исполнено требование пункта 1 предписания);

2. при производстве бетонных работ по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции № 6 была нарушена технология укладки бетонной смеси, в результате чего на поверхностях стен наблюдается участки не однородно уплотненного бетона с обнажением арматуры. До начала выполнения работ по устройству железобетонных конструкций верхнего строения пирса № 1а не освидетельствованы установленным порядком работы по устройству свайного основания 1-9 секции: не выполнен контроль длины и оценка сплошности стволов в сваях №№ 2, 5, 8, 11, 14, 18, 23, 26, 31, 38, 43, 50, 61,70, 74,77, 81,83,86, 98, 103, 108, 114, 119, 123, 133, 136. Не представлены документальные материалы о результатах осмотра в стенках скважин (на распределение заполнителей, каверны, пустоты, поры, трещины, перепиленные буровыми коронками зерна щебня и гравия, блочные швы и арматура, прорезаемые во время бурения скважин). Не представлена исполнительная документация по ликвидации скважин по окончании каротажа путем заполнения цементным раствором М400. Не оформлено согласование с проектной организацией на наращивание выпусков армокаркасов свай оболочек №№ 88, 89, 90, 91. Не представлены материалы, обосновывающие определение принципов ремонта бетонных конструкций и выбор методов защиты и ремонта бетонных конструкций по ГОСТ 32016-2012 «Материалы и системы для защиты и ремонта бетонных конструкций. Общие требования» (не определено техническое состояние конструкции, включая оценку дефектов и их причин; не обоснован выбор метода ремонта способного обеспечивать эффективное и долговечное восстановление). Кроме того, без устранения выявленных недостатков и без оформления соответствующих актов освидетельствования были выполнены работы: по бетонированию оголовков свай глубоководной части секции № 9 (сваи от № 88 по № 137); по устройству железобетонных конструкций (армирование, бетонирование) верхнего строения пирса № 1а секции № 9 (согласно записи общего журнала работ 21.11.2021, 24.11.2021, 25.12.2020, 19.02.2021); по монтажу сборных железобетонных плит перекрытий на каналы инженерных сетей; по креплению отбойных устройств на внешних стенках строения пирса №1а. Направленные застройщиком (техническим заказчиком) в адрес лица, осуществляющее строительство уведомления от 24.06.2021 №ФКП/ВВО/12/272, от 23.04.2021 № ФКП/ВВО/12/173, от 02.04.2021 № ФКПУВВО/12/126, от 26.03.2021 № ФКП/ВВО/12/112 с требованием об устранении нарушений и принятию мер на момент проведения проверки не исполнены (не устранены) (не исполнено требование пункта 3 предписания);

3. в представленном журнале бетонных работ отсутствуют сведения о показателях контроля прочности бетона монолитных конструкций нормируемым параметрам через 28 суток за 01.07.2020 (не исполнено требование пункта 4 предписания);

4. не устранены замечания, отраженные в журнале авторского надзора по датам: за 18.06.2020, 23.06.2020,  15.07.2020,  13.08.2020, 20.10.2020 по согласованию работ по наращиванию свай глубоководной части пирса (не исполнено требование пункта 5 предписания);

5. по выполненным работам по устройству верхнего строения пирса № 1а представленные акты освидетельствования скрытых работ (бетонирование, устройство опалубки, армирование и т.д.) не освидетельствованы уполномоченным представителем группы авторского надзора (не исполнено требование пункта 6 предписания);

6. по выполненным работам по устройству свайного основания корневой части не представлен комплект исполнительной документации (контроль качества бетона свай): контроль длины и оценку сплошности их стволов в сваях №№ 4, 9, 14, 17, 23, 31, 28, 35. Так на момент проверки представлено заключение № ТО-СЖ-086-2021 от 24.09.2021 по результатам испытаний по определению прочности методом сжатия образцов бетона. Не представлены документальные материалы о результатах осмотра в стенках скважин (на распределение заполнителей, каверны, пустоты, поры, трещины, перепиленные буровыми коронками зерна щебня и гравия, блочные швы и арматура, прорезаемые во время бурения скважин). Не представлена исполнительная документация по ликвидации скважин по окончании каротажа путем заполнения цементным раствором М400; оценку качества бетона на сваях №№ 10, 26, 34, 29 (не исполнено требование пункта 7 предписания);

7. по выполненным работам по устройству свайного основания 1-9 секции не представлен комплект исполнительной документации (контроль качества бетона свай): контроль длины и оценку сплошности их стволов в сваях №№ 2, 5, 8, 11, 14, 18, 23, 26, 31, 38, 43, 50, 61, 70, 74, 77, 81, 83, 86, 98, 103, 108, 114, 119, 123, 133,136. Не представлены документальные материалы о результатах осмотра в стенках скважин (на распределение заполнителей, каверны, пустоты, поры, трещины, перепиленные буровыми коронками зерна щебня и гравия, блочные швы и арматура, прорезаемые во время бурения скважин). Не представлена исполнительная документация по ликвидации скважин по окончании каротажа путем заполнения цементным раствором М400 (не исполнено требование пункта 8 предписания);

8. при производстве бетонных работ по бетонированию верхнего строения причала, стен каналов инженерных сетей секции № 6 нарушена технология укладки бетонной смеси, в результате чего после распалубки конструкций на поверхностях стен наблюдается участки не однородно уплотненного бетона с обнажением арматуры (не исполнено требование пункта 9 предписания);

9. при засыпке пазух причального сооружения секции 6-7 произошли изменения положения стенки в плане (отклонение от проектного положения сооружения). Не представлено заключение (принятое решение) проектной организации о принятии необходимых мер для предотвращения в дальнейшем деформации сооружения, определения пригодности и работоспособности, определения возможности его дальнейшего строительства с учётом обеспечения нормальных условий эксплуатации по окончании строительства (не исполнено требование пункта 10 предписания).

В соответствии с положениями главы 25 АПК РФ протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела направлен в Арбитражный суд Камчатского края для решения вопроса о привлечении Предприятия к административной ответственности.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный                       срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (пункт 13 статьи 1 ГрК РФ).

Как установлено частью 2 статьи 52 ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

По правилам части 1 статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 данной статьи.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта (часть 2 статьи 48 ГрК РФ).

Согласно части 6 стать 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно части 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) оценкой соответствия проектной документации должно определяться соответствие проектной документации требованиям настоящего Федерального закона и результатам инженерных изысканий.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона № 384-ФЗ оценкой соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании должно определяться соответствие выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям данного Федерального закона и проектной документации.

В соответствии с пунктом 38 приложения к Приказу Министерства обороны от 02.12.2011 № 2300 об утверждении административного регламента исполнения Министерством обороны Российской Федерации государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры вооруженных сил Российской Федерации (далее - Приказ № 2300) застройщик (заказчик) обеспечивает, в том числе через лицо, осуществляющее строительство, условия для выполнения должностным лицом уполномоченного органа своих полномочий.

Пунктом 41 Приказа № 2300 установлено, что должностное лицо уполномоченного органа проверяет следующие документы: общий и специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования выполненных работ, строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов; документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

В пункте 3 Порядка проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение № 468) установлено, что строительный контроль проводится: лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик); застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

В соответствии с пунктом 5 Положения № 468 строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий: а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль); б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции; в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства; г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения; д) приемка законченных видов (этапов) работ; е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка: соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка; соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил (пункт 9 Положения
№ 468).

По правилам пункта 12 Положения № 468 проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.12.2019 № 861/пр утвержден и введен в действие «СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства.
СНиП 12-01-2004» (далее – СП 48.13330.2019).

Пунктом  4.6 СП 48.13330.2019 установлены базовые функции застройщика на период строительства.

Согласно пункту 4.9 СП 48.13330.2019 при осуществлении строительства, на основании договора, базовыми организационными функциями подрядной организации (генеральной подрядной организации) как лица, осуществляющего строительство, в том числе является разработка и применение организационно-технологической документации, организационно-технологической документации по эксплуатации подъемных сооружений при проведении погрузочно-разгрузочных строительно-монтажных работ.

Согласно пункту 4.23 СП 48.13330.2019 во время проведения проверки исполнительная документация в орган государственного строительного надзора предоставляется в объеме, необходимом для проведения оценки соответствия выполненных работ и примененных строительных материалов требованиям проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Лицо, осуществляющее строительство, по факту выполнения строительно-монтажных работ (в том числе скрытых), проведения испытаний инженерных систем и сетей осуществляет также формирование и комплектацию исполнительной документации для подтверждения фактически выполненных работ проектным параметрам в соответствии с СП 70.13330, СП 45.13330, СП 34.13330, СП 73.13330, СП 17.13330, СП 293.1325800, СП 71.13330, СП 72.13330, СП 78.13330, СП 82.13330, СП 104.13330 и другими действующими НД. Исполнительная документация совместно с актами выполненных работ передается застройщику (техническому заказчику) для оплаты (пункт 8.1.4 СП 48.13330.2019).

Как следует их пункта 8.2.1 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию, отражающую фактическое исполнение решений проектной и рабочей документации, фактическое состояние объекта капитального строительства и его элементов: акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства; акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности; акты освидетельствования скрытых работ (приложение Д); акты освидетельствования ответственных конструкций (приложение Г); акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения (приложение Е); комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектной организацией изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ; исполнительные геодезические схемы и чертежи; исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения; акты испытания и опробования технических устройств; результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля; документы, подтверждающие проведение контроля качества применяемых строительных материалов (изделий); иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений. Примерный перечень исполнительной документации приведен в приложении Б.

Исполнительная документация подлежит хранению у застройщика (технического заказчика) или лица, осуществляющего строительство, согласно ГОСТ Р 7.0.8, [31]. На время проведения итоговой проверки реестры исполнительной документации в бумажном виде передаются в орган государственного строительного надзора (пункт 8.2.3 СП 48.13330.2019).

Пунктом 8.3.1 СП 48.13330.2019 предусмотрено, что по мере готовности работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность здания и сооружения и если в соответствии с технологией строительства эти показатели не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, лицо, осуществляющее строительство, в сроки по договоренности, но не позднее чем за три рабочих дня извещает застройщика (технического заказчика) и представителей авторского надзора о сроках выполнения соответствующей процедуры оценки соответствия в виде оформления актов освидетельствования скрытых работ.

Участники строительства - лицо, осуществляющее строительство, застройщик (технический заказчик) - обязаны осуществлять строительный контроль (входной, операционный, приемочный), предусмотренный в [2], с целью оценки соответствия строительно-монтажных работ, возводимых конструкций и систем инженерно-технического обеспечения здания и сооружения требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации (пункт 9.1 СП 48.13330.2019).

Согласно пункту 9.3 СП 48.13330.2019 лицо, осуществляющее строительство, в составе строительного контроля  выполняет входной контроль рабочей документации, применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования, освидетельствование геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства, операционный контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ, контроль качества готовой строительной продукции, освидетельствование выполненных работ, ответственных строительных конструкций и участков систем инженерно-технического обеспечения, апробация, испытания и пусконаладка инженерно-технических систем и оборудования, комплексные испытания инженерных систем.

Застройщик (технический заказчик) осуществляет контроль полноты строительного контроля, проводимого лицом, осуществляющим строительство (пункт 9.4 СП 48.13330.2019).

Свод правил 349.1325800.2017. Конструкции бетонные и железобетонные. Правила ремонта и усиления, утвержденный приказом Минстроя России от 12.12.2017 № 1647/пр  определяет общие положения контроля качества работ по ремонту и усилению, принципы ремонта и усиления несущих конструкций и реализующие их методы, стратегию управления эксплуатацией конструкций в сооружениях

Правила 3.07.02-87. Гидротехнические морские и речные транспортные сооружения», утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 26.01.1987 № определяет правила устройства обратных засыпок пазух причальных и набережных и возведение гидротехнических сооружений сооружения их природного камня.

На основании пункта 9.5 СП 48.13330.2019 застройщик (технический заказчик) в составе строительного контроля выполняет: входной контроль проектной документации; входной контроль рабочей документации; верификационный (выборочный) входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций, полуфабрикатов и оборудования, в том числе проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия, полуфабрикаты и оборудование, документированных результатов лабораторного контроля; контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий, полуфабрикатов и оборудования; проверку наличия на строительной площадке ответственного представителя лица, осуществляющего строительство (главного инженера проекта); запрещается применение неправильно складированных и хранящихся материалов до подтверждения соответствия физико-механических свойств таких материалов проектным показателям соответствующими лабораторными испытаниями - при выявлении нарушений этих правил представителем строительного контроля застройщика (технического заказчика); верификационный (выборочный) операционный контроль в ходе выполнения строительно-монтажных работ, включая записи в соответствующем разделе общего журнала работ; контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем, выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов; организацию работ по внесению изменений и корректировок проектной документации, необходимость которых возникла в процессе строительства, организация работ по повторному утверждению откорректированной проектной документации в установленном порядке; контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления; извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства; участие в освидетельствовании выполненных работ (в том числе скрытых), конструкций (в том числе ответственных), участков инженерных сетей, подписание соответствующих актов, подтверждающих соответствие верификационный (выборочный) контроль качества готовой строительной продукции (результатов строительно-монтажных работ) (приемочный контроль); контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания соответствующих актов освидетельствования скрытых работ; заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям технических регламентов, проектной документации и условиям договоров технологического присоединения к сетям инженерного обеспечения (приемка законченного строительством объекта у лица, осуществляющего строительство, в соответствии с СП 68.13330).

Как следует из пункта 9.15 СП 48.13330.2019 при операционном контроле застройщик (технический заказчик) и лицо, осуществляющее строительство, проверяют: соответствие выполняемых производственных операций организационно-технологической и нормативной документации, распространяющейся на данные производственные операции; соблюдение технологических режимов, установленных организационно-технологической документацией; соблюдение требований охраны труда при выполнении соответствующих производственных операций; соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной и организационно-технологической документации, а также распространяющейся на данные технологические операции НД.

Пунктом 9.33 СП 48.13330.2019 установлено, что замечания по результатам контроля фиксируются (документируются) следующим образом: замечания представителей строительного контроля застройщика (технического заказчика) документируются в общем и специальных журналах работ [29], а также в оформленных бланках предписаний; замечания представителей строительного контроля лица, осуществляющего строительство, документируются в общем и специальных журналах работ [29]; замечания представителей авторского надзора документируются в журнале авторского надзора.

Оформление журнала должно производиться по ГОСТ 2.105. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, оформлен всеми подписями на титульном листе и скреплен печатью заказчика. Журнал передается заказчиком подрядчику и находится на площадке строительства до его окончания. Журнал заполняется руководителем или специалистами, осуществляющими авторский надзор, заказчиком и уполномоченным лицом подрядчика. После окончания строительства подрядчик передает журнал заказчику. Каждое посещение объекта строительства специалистами регистрируется в журнале. Запись о проведенной работе по авторскому надзору удостоверяется подписями ответственных представителей заказчика и подрядчика. Запись выполняется также при отсутствии замечаний (пункты 5.3, 5.4 «СП 11-110-99. Авторский надзор за строительством зданий и сооружений»).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее –
РД-11-02-2006).

Согласно пункту 5.5 РД-11-02-2006 освидетельствование участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оформляется актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения по образцу, приведенному в приложении № 5. Перечень участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной и рабочей документацией.

Согласно пункту 10 РД-11-05-2007 Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 специальные журналы работ ведет уполномоченный представитель лица, осуществляющего строительство, путем заполнения его граф начиная с даты выполнения отдельного вида работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства до даты фактического окончания выполнения отдельного вида таких работ.

В соответствии с пунктом 3.5 Свода правил. Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87, утвержденных Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 109/ГС, (далее - СП 70.13330.2012) данные о производстве строительно-монтажных работ следует ежедневно вносить в журналы работ по монтажу строительных конструкций (приложение А), сварочных работ (приложение Б), антикоррозионной защиты сварных соединений (приложение В), замоноличивания монтажных стыков и узлов (приложение Г), выполнения монтажных соединений на болтах с контролируемым натяжением (приложение Д), журнал бетонных работ (приложение Ф), а также фиксировать по ходу монтажа конструкций их положение на геодезических исполнительных схемах. Качество строительно-монтажных работ должно быть обеспечено текущим контролем технологических процессов подготовительных и основных работ, а также при приемке работ. По результатам текущего контроля технологических процессов составляются акты освидетельствования скрытых работ.

Пунктом 5.18.1 СП 70.13330.2012  определено, что строительный контроль законченных конструкций или частей зданий и сооружений следует производить на соответствие: фактических геометрических параметров конструкций рабочим чертежам и отклонениям по таблице 5.12; качества поверхности внешнему виду монолитных конструкций (приложение Х); свойств бетона проектным требованиям по 5.5 и арматуры - по 5.16; применяемых в конструкции материалов, полуфабрикатов и изделий требованиям проектной документации по данным входного контроля технической документации.

Согласно пункту 7.4 ГОСТ Р 55561-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Внутренний водный транспорт. Портовые гидротехнические сооружения. Требования безопасности», утвержденный приказом Росстандарта от 24.09.2013 №  1091-ст (далее – ГОСТ Р 55561-2013) при строительстве портовых гидротехнических сооружений  надлежит вести общий журнал работ, специальные журналы по отдельным видам работ, перечень которых устанавливается генеральным подрядчиком по согласованию с субподрядными организациями и заказчиком, и журнал авторского надзора проектных организаций (при его наличии); составлять акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, испытания и опробования оборудования, систем, сетей и устройств; оформлять другую производственную документацию, предусмотренную строительными нормами, и исполнительную документацию - комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них по согласованию с проектной организацией изменениям, произведенным лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ.

Как следует из пункта 7.6 ГОСТа Р 55561-2013 скрытые работы подлежат освидетельствованию с составлением актов. Акт освидетельствования скрытых работ должен составляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельным подразделением исполнителей. Освидетельствование скрытых работ и составление акта в случаях, когда последующие работы должны начинаться после перерыва, следует производить непосредственно перед производством последующих работ. Запрещается выполнять последующие работы при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ.

Пунктом 5.4 «СП 435.1325800.2018. Свод правил. Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ», утвержденных приказом Минстроя России от 26.11.2018 №  746/пр (далее – «СП 435.1325800.2018) выполнение всех видов работ при изготовлении монолитных бетонных и железобетонных конструкций должно сопровождаться проведением соответствующего входного, операционного и приемо-сдаточного строительного контроля соответствия. Результаты контроля должны документироваться в журналах, актах и листах операционного контроля. Контролируемые параметры приведены в СП 70.13330, ГОСТ 7473.

Для замера температуры в твердеющем бетоне устраивают контрольные точки: в зонах, подверженных наибольшему охлаждению (углы, выступающие части, слои, соприкасающиеся с охлажденным грунтом, не отогретыми стыкуемыми элементами, неукрытые и неутепленные поверхности и др.); точки измерений располагаются в наиболее нагретых частях конструкций (вблизи струнных, стержневых и полосовых электродов, возле арматурных стержней и стальной опалубки при индукционном прогреве, в слоях, соприкасающихся с греющей опалубкой или греющими проводами, в местах подвода пара и горячего воздуха и т.п.). Прямые (контактные) измерения осуществляются с применением термопар и технических термометров, помещаемых в скважины, заполненные жидкостью (пункты  10.23.2, 10.23.3 «СП 435.1325800.2018).

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушении от 09.11.2021 № 289/2021-53, акт проверки от 14.10.2021 № 289-171-2021, и другие документы) подтверждают в своей совокупности факт неисполнения ФГУП «ГВСУ № 4» в установленный срок в полном объеме выданного ему предписания от 14.07.2021 № 289-96/2-2021, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства                при строительстве объекта капитального строительства, невозможности своевременного и полного устранения выявленных в ходе осуществления строительного контроля нарушений Предприятием суду не представлены.

Поскольку ФГУП «ГВСУ № 4» не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то
в силу 2 статьи 2.1 КоАП РФ оно признается виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.

Срок давности привлечения ФГУП «ГВСУ № 4» к административной ответственности на дату рассмотрения дела судом не истек.

Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Предприятием правонарушение малозначительным, судом не установлено.

Санкция части 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, судом не установлено.

В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, суд признает повторное совершение ФГУП «ГВСУ № 4» однородного административного правонарушения, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Камчатского края по делам № А24-1492/2021, А24-1542/2021, А 24-1543/2021, А24-1545/2021, А24-1546/2021,  А24-3103/2021.

При назначении административного наказания по данному делу арбитражный суд учитывает  характер совершенного правонарушения, наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства и приходит к выводу о возможности назначить ФГУП «ГВСУ № 4» наказание в виде административного штрафа в размере 58 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167–170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

привлечь федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление № 4» (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461, место нахождения: 191028, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный округ Литейный округ, пер. Соляной, д. 9, литер А, помещ. 57-Н, 58-Н, 59-Н, 60-Н, 61-Н, 62-Н) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 58 000  рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

УФК по Приморскому краю (ФКУ «УФО МО РФ по Приморскому краю»)

л/с 04201А57340

ИНН 2536237284

КПП 253601001

Единый казначейский счет 40102810545370000012

Счет УФК по Приморскому краю 03100643000000012000

Дальневосточное ГУ Банка России по Приморскому краю // УФК по Приморскому краю, г. Владивосток

БИК 010507002

ОКТМО 05701000

КБК 187 1 16 01191 01 0005 140

Подлинный документ об оплате штрафа представить в Арбитражный суд Камчатского края.

Разъясняется, что в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда, арбитражным судом направляется копия настоящего решения на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту жительства (нахождения) лица, привлекаемого к административной ответственности. Неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и принудительное исполнение производится непосредственно на основании такого решения.

Решение может быть обжаловано в  Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                                                                               М.В. Карпачев