ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А25-1619/10 от 27.04.2011 АС Карачаево-Черкесской Республики

  Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики

369 000, Черкесск, ул. Ленина, д. 9, тел./факс (8782) 26-36-39

E-mail: info@askchr.arbitr.ru, http://www.askchr.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Черкесск Дело № А25-1619/2010

29 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 27.04.2011 г.

Полный текст решения изготовлен 29.04.2011 г.

Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шишканова Д.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковтун А.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление ЗАО «Висма» к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об оспаривании отказа в продлении договора аренды земельного участка № 128 от 31.10.07 г. и об обязании продлить действие данного договора

при участии:

от ЗАО «Висма» – ФИО1, доверенность № 12 от 11.01.2011 г.;

от Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики – ФИО2, доверенность № 26 от 24.03.2011 г.;

от Мэрии муниципального образования г. Черкеска (3-го лица) –ФИО3, доверенность № 47-01 от 17.01.2011 г.;

от Управления лесами Карачаево-Черкесской Республики (3-го лица) – ФИО4, доверенность № 239 от 09.03.2011 г.;

от РГУ «Кубанское лесничество» (3-го лица) – ФИО5, доверенность № 51а от 16.03.2011 г.;

УСТАНОВИЛ:

ЗАО «Висма» (далее по тексту – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (далее – Министерство) о признании незаконными действий по отказу в продлении срока действия договора аренды земельного участка № 128 от 31.10.07 г. и об обязании продлить срок действия данного договора аренды земельного участка из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером 09:04:01 24 005:0001, расположенного в юго-западной части города Черкесска, общей площадью 40 000 кв.м., в том числе 9 363 кв.м. покрытых лесом, под строительство рыбоводческого пруда.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Мэрия муниципального образования г. Черкеска (далее – Мэрия), Управление лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее – Управление), РГУ «Кубанское лесничество».

Заявитель указывает, что указанный участок был предоставлен ему в аренду постановлением Главы г. Черкесска № 3189 от 24.07.03 г., впоследствии договор аренды этого участка № 128 от 31.10.07 г. был заключен с Министерством, к которому перешло право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Приводимую в обоснование отказа в продлении срока действия договора аренды ссылку Министерства на решение Черкесского городского суда от 26.01.09 г. заявитель считает несостоятельной, поскольку данное решение Мэрией и Думой муниципального образования г. Черкесска не исполнено, городские леса не приняты в муниципальную собственность. Заявитель считает, что в настоящее время собственность на земельные участки, занятые городскими лесами, на территории г. Черкесска не разграничена, однако городские леса не могут являться бесхозными, право распоряжения ими принадлежит Министерству. Своими действиями Министерство нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает заявителя возможности использовать земельный участок и расположенный на нем рыбоводческий пруд в своей хозяйственной деятельности.

В судебном заседании представитель заявителя поддерживает заявленные требования, повторяет изложенные в заявлении доводы.

Министерство в отзыве на заявление просит суд в удовлетворении требований заявителя отказать. Министерство указывает, что спорный земельный участок, ранее предоставленный заявителю в аренду по договору № 128 от 31.10.07 г., находится на территории городских лесов, после 01.01.09 г. на основании статьи 14.1 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.06 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» запрещено предоставлять находящиеся в государственной и муниципальной собственности лесные участки в аренду без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Министерство ссылается на решение Черкесского городского суда от 26.01.09 г., которым Мэрию и Думу муниципального образования г. Черкесска обязали принять городские леса в муниципальную собственность.

Представитель Министерства в судебном заседании повторяет доводы, изложенные в отзыве.

Мэрия в отзыве на заявление считает отказ Министерства в продлении срока договора аренды необоснованным, указывает, что в силу п. 10 статьи 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», а также Закона Карачаево-Черкесской Республики № 56-РЗ от 26.07.07 г. полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Черкесска, не прошедшими процедуру разграничения государственной собственности на землю, переданы от Мэрии к Министерству. На основании нового Генерального плана муниципального образования города Черкесска, утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска № 32 от 25.03.2010 г., на территории муниципального образования г. Черкесска такой объект как «городские леса» отсутствует, ранее действовавший Генеральный план г. Черкесска от 1987 года в Мэрии отсутствует в связи со списанием. Мэрия ссылается на отсутствии объекта «городские леса» на территории г. Черкесска по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного кадастра недвижимости. Мэрия считает не подлежащими применению представленные в суд материалы лесоустройства, проведенного в 1997 г., в связи с истечением срока действия этих документов в соответствии с приказом МПР России № 31 от 06.02.08 г. «Об утверждении лесоустроительной инструкции».

Представитель Мэрии в судебном заседании просит суд требования заявителя удовлетворить со ссылкой на указанные в отзыве доводы.

Управление в отзыве на заявление считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению. Управление указывает, что статьей 10 Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 г. городские леса были выведены из состава государственного лесного фонда, в течение десяти лет Управление и РГУ «Кубанское лесничество» неоднократно обращались в Мэрию для разрешения вопроса о приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством, мэрией указанные обращения оставлялись без внимания. Указанным обстоятельствам дана правовая оценка решением Черкесского городского суда от 26.01.09 г., которое является обязательным для исполнения Мэрией.

Представитель Управления в судебном заседании представила на обозрение суда оригиналы материалов лесоустройства, проведенного в 1996 году на всей территории государственного лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики, повторила доводы, указанные в отзыве.

РГУ «Кубанское лесничество» отзыва на заявление в суд не направило, его представитель в судебном заседании поддерживает позицию Управления и приведенные им доводы.

Суд, изучив содержащиеся в заявлении и отзывах доводы, заслушав представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, постановлением Главы города Черкесска № 194 от 23.01.03 г. был утвержден акт от 21.05.02 г. выбора земельного участка под строительство заявителем рыбоводческого пруда, утвержден проект границ земельного участка площадью 4,0 га, в том числе покрытых лесом 0,9363 га, сформированного на территории городских лесов в квартале 12 выдел 4,36 (далее по тексту – спорный участок).

Пунктом 2 указанного постановления предварительно согласовано место размещения рыбоводческого пруда, заявителю разрешили проведение проектно-изыскательских работ с условием сохранения лесных насаждений.

На нахождение испрашиваемых заявителем для строительства пруда земель в составе городских лесов (квартал 12 выдел 4,36) также было указано в заключении Комитета г. Черкесска по земельным ресурсам и землеустройству № 30 от 09.04.02 г. по результатам согласования акта выбора участка и разработки проекта.

По заказу заявителя ООО «Эскиз» был разработан рабочий проект «Пруд на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике».

Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденным приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Карачаево-Черкесской Республике № 130 от 25.04.03 г., материалы рабочего проекта «Пруд на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике» были рекомендованы к дальнейшей реализации. В разделе 2 указанного заключения указано, что с учетом того, что почти вся территория под строительство пруда занята лесом и кустарником, не требуется дополнительного озеленения.

Постановлением Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.03 г. спорный участок был изъят из земель городских лесов в юго-восточной части г. Черкесска, под городскими лесами оставлен участок площадью 1055 га.

Этим же постановлением изъятый из земель городских лесов спорный земельный участок предоставлен заявителю в аренду под строительство рыбоводческого пруда сроком до 01.07.04 г.

На основании постановления № 3189 от 24.07.03 г. между Администрацией города Черкесска (арендодатель) и заявителем (арендатор) заключен договор аренды земель №5713 от 01.10.03 г., согласно которому цель предоставления участка – строительство заявителем рыбоводческого пруда (п. 1.1. договора), срок аренды – до 01.07.04 г. (п. 1.2), арендатора обязали осуществлять застройку земельного участка в соответствии с его целевым назначением по проекту, согласованному в установленном порядке (п. 3.2).

Спорный земельный участок был передан заявителю по акту приема-передачи недвижимости от 01.10.03 г.

Постановлением Главы города Черкесска № 3866 от 28.07.04 г. срок аренды заявителем спорного участка был продлен до 30.06.05 г.

После истечения срока действия договора № 5713 от 01.10.03 г. новый договор аренды не заключался, заявитель продолжал пользоваться спорным участком и уплачивать арендную плату.

В преамбулах постановлений Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.03 г., № 3866 от 28.07.04 г. в качестве обоснования правомочий правопредшественника Мэрии по распоряжению спорным участком содержалась ссылка на п. 10 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации».

Пунктом 10 статьи 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент издания Главой города Черкесска постановлений № 3189 от 24.07.03 г., № 3866 от 28.07.04 г.) было установлено, что до разграничения государственной собственности на землю распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Поскольку ранее законодательством Карачаево-Черкесской Республики в сфере землепользования не было установлено иного, Администрация г. Черкесска с момента вступления в силу Земельного Кодекса Российской Федерации осуществляла функции по распоряжению земельными участками на территории г. Черкесска, не прошедшими процедуру разграничения государственной собственности на землю.

Впоследствии Законом Карачаево-Черкесской Республики № 56-РЗ от 26.07.07 г. были внесены изменения в статью 5 Закона Карачаево-Черкесской Республики № 61-РЗ от 9.12.03 г. «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике».

В соответствии с данными изменениями Министерству как республиканскому органу исполнительной власти, осуществляющему функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, в пределах полномочий, установленных Правительством Карачаево-Черкесской Республики, было предоставлено право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося столицей Карачаево-Черкесской Республики, по согласованию с Мэрией.

Таким образом, с момента опубликования в установленном порядке Закона КЧР №56-РЗ от 26.07.07 г. (т.е. с 12.08.07 г.) полномочия по распоряжению земельными участками на территории г. Черкесска, не прошедшими процедуру разграничения государственной собственности на землю, были переданы от правопредшественника Мэрии к Министерству.

Распоряжением Министерства № 740 от 31.10.07 г. с целью приведения в соответствие с Законом Карачаево-Черкесской Республики № 56-РЗ от 26.07.07 г. арендных отношений с заявителем по договору аренды № 5713 от 01.10.03 г., заключенному с Администрацией г. Черкесска, было решено заключить с заявителем договор аренды спорного участка под строительство рыбоводческого пруда сроком до 25.10.08 г.

С целью регистрации договора аренды спорный участок был поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый № 09:04:01 24 005:0001. В материалах дела представлен кадастровый план (выписка из государственного земельного кадастра) №01/07-4359 от 23.10.07 г., где в графе «Категория земель» спорный участок отнесен к землям населенных пунктов, в графах «Разрешенное использование (назначение» и «Фактическое использование (характер деятельности)» приведена одна и та же формулировка – «Под строительство рыбоводческого пруда», графа «Сведения о правах» не заполнена.

Между Министерством (арендодатель) и заявителем (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка № 128 от 31.10.07 г., в соответствии с которым земельный участок с кадастровым № 09:04:01 24 005:0001 передан в аренду заявителю под строительство рыбоводческого пруда сроком до 25.10.08 г.

Заявитель 27.07.2010 г. (исх. № 446) обратился в Министерство с просьбой продлить срок договора аренды спорного участка на 11 месяцев.

Письмом № 2938-03 от 10.09.2010 г. Министерство отказало заявителю в продлении срока аренды, сославшись на ст. 14.1 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.06 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которой после 1 января 2009 года запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.

В обоснование отказа в продлении срока аренды Министерство также сослалось на решение Черкесского городского суда от 26.01.09 г., оставленное без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 04.03.09 г.

Указанным судебным актом Черкесского городского суда было частично удовлетворено исковое заявление прокурора г. Черкесска, признано незаконным бездействие Думы муниципального образования г. Черкесска и Мэрии по приведению статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством. Суд обязал в течение 30 дней с момента вступления судебного акта в законную силу:

- Думу муниципального образования г. Черкесска принять решение по вопросу о приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством;

- Мэрию и Управление по имуществу муниципального образования г. Черкесска принять городские леса в муниципальную собственность;

- Мэрию определить орган, осуществляющий ведение лесного хозяйства, муниципальный лесной контроль, надзор и охрану городских лесов.

Не согласившись с отказом Министерства в продлении срока договора аренды № 128 от 31.10.07 г., заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Необходимость продления срока договора аренды № 128 от 31.10.07 г. заявитель обосновывает тем, что на спорном участке фактически возведен объект недвижимого имущества – пруд.

В материалах дела имеются договоры подряда на строительство пруда от 25.09.04 г., от 25.04.08 г., заключенные заявителем с ООО «Висма – Стройсервис» в качестве подрядчика, акты приемки выполненных работ по форме № КС-2, справки о стоимости выполненных работ, счета-фактуры ООО «Висма – Стройсервис». Заявителем представлен акт рабочей комиссии от 15.11.2010 г. о приемке законченного строительством объекта.

Заявитель намеревается в установленном порядке ввести законченный строительством объект (пруд) в эксплуатацию и зарегистрировать право собственности на него, для этого необходимо продление срока аренды спорного участка.

Суд исходит из того, что при рассмотрении настоящего спора необходимо определить статус, порядок формирования спорного участка и относимость его к категории городских лесов, а также установить наличие у Министерства полномочий на предоставление спорного участка в аренду.

В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе и жилым. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов использования правообладателем предоставленного ему земельного участка. Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статьи 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации).

В ходе рассмотрения настоящего дела относимость спорного участка к городским лесам отрицается Мэрией. В обоснование своей позиции Мэрия ссылается на Генеральный план муниципального образования города Черкесска, утвержденный решением Думы муниципального образования г. Черкесска № 32 от 25.03.2010 г., в котором какое-либо упоминание о наличии на территории муниципального образования г. Черкесска такого объекта как «городские леса» отсутствует.

Определениями от 23.03.2011 г., от 07.04.2010 г. суд истребовал у Мэрии действовавший до принятия Думой муниципального образования г. Черкесска решения №32 от 25.03.2010 г. Генеральный план города Черкесска, а также правила землепользования и застройки, действовавшие на момент предоставления спорного участка в аренду заявителю в 2003 г.

Письмом № 852-02 от 08.04.2011 г. Мэрия сообщила о том, что сведения и документы Генерального плана г. Черкесска от 1987 года, действовавшего до принятия нового Генерального плата г. Черкесска, отсутствуют в связи со списанием.

На момент вынесения настоящего судебного акта Мэрией не исполнено вступившее в законную силу решение Черкесского городского суда от 26.01.09 г., которым на Мэрию возложена обязанность по принятию городских лесов в муниципальную собственность.

В ходе рассмотрения настоящего дела Мэрией издано постановление № 72 от 28.01.2011 г., которым также исключено любое упоминание о «городских лесах», «лесных насаждениях», «участке, покрытом лесом и сформированном на территории городских лесов (кв. 12 выд. 4,36)» из содержания ранее изданных правопредшественником Мэрии постановлений по вопросу предоставления заявителю спорного участка - № 194 от 23.01.03 г., № 3189 от 24.07.03 г., № 3866 от 28.07.04 г.

Такие действия Мэрией обосновываются необходимостью приведения ранее изданных постановлений Главы г. Черкесска в соответствие с новым Генеральным планом муниципального образования города Черкесска, утвержденным решением Думы муниципального образования г. Черкесска № 32 от 25.03.2010 г.

Суд считает, что к спорным правоотношениям постановление Мэрии № 72 от 28.01.2011 г. неприменимо, постановления Главы г. Черкесска № 194 от 23.01.03 г., №3189 от 24.07.03 г., № 3866 от 28.07.04 г. судом принимаются во внимание в том виде, в котором данные ненормативные правовые акты изданы при предоставлении спорного участка заявителю, внесение Мэрией изменений в указанные постановления после их фактического исполнения ее правопредшественником (Администрацией г. Черкесска) не может влечь за собой никаких юридических последствий.

Судом принимается во внимание вся совокупность представленных в деле документов, существовавших на момент предоставления Администрацией г. Черкесска спорного участка заявителю в аренду (постановления Главы города Черкесска № 194 от 23.01.03 г., № 3189 от 24.07.03 г., № 3866 от 28.07.04 г., акт выбора земельного участка под строительство от 21.05.02 г., заключение Комитета г. Черкесска по земельным ресурсам и землеустройству № 30 от 09.04.02 г., рабочий проект «Пруд на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике», заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 25.04.03 г.).

Указанные доказательства содержат сведения о том, что постановлением Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.03 г. спорный участок изъят из земель городских лесов в юго-восточной части г. Черкесска, он расположен на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза в Карачаево-Черкесской Республике в квартале 12 выдел 4,36, территория на момент передачи заявителю под строительство пруда была занята лесом и кустарником (лесом было покрыто 0,9363 га из 4,0 га), заявителю разрешили проведение проектно-изыскательских работ с условием сохранения лесных насаждений, после изъятия участка площадь земель городских лесов в г. Черкесске составила 1055 га.

Решением Ставропольского краевого Совета народных депутатов № 652 от 09.09.1981 г. «Об отнесении лесов к категориям защищенности» леса Пригородного лесничества Черкесского мехлесхоза в границах земель г. Черкесска были отнесены к категории защитности - городские леса, лесопарки.

В силу ч.3 ст. 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Суд принимает во внимание решение Черкесского городского суда от 29.01.09 г., которым установлен факт нахождения на территории муниципального образования г. Черкесска городских лесов общей площадью 1059 га и признано незаконным бездействие органов местного самоуправления г. Черкесска, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством. При рассмотрении спора суд общей юрисдикции установил, что городские леса г. Черкесска общей площадью 1059 га находятся в границах муниципального образования город Черкесск, на них имеется вся необходимая документация для определения их статуса, постановки на кадастровый учет и последующей регистрации права на данные лесные участки за мэрией г. Черкесска для осуществления полномочий в соответствии со статей 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, расположение на территории муниципального образования городских лесов и отнесение соответствующих земель к городским лесам подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, который в силу статьи 13 ГПК РФ и статьи 16 АПК РФ является обязательным для органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации. Бездействие Мэрии по принятию городских лесов в муниципальную собственность не изменяет режим данных земель, признанных городскими лесами.

Факт наличия городских лесов на территории г. Черкесска также подтверждается Лесным планом Карачаево-Черкесской Республики, разработанным в 2008 году ООО «Проектный Центр Юг-Лес (г. Краснодар) и утвержденным Президентом Карачаево-Черкесской Республики ФИО6 В нем указано, что на территории г. Черкесска земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса, составляют 2,4 тыс. га.

Указанные сведения согласуются с представленными Управлением и РГУ «Кубанское лесничество» в суд материалами лесоустройства, проведенного в 1996 году на всей территории государственного лесного фонда Карачаево-Черкесской Республики, в том числе и на территории Черкесского лесхоза Госкомитета по лесному хозяйству Карачаево-Черкесской Республики Федеральной службы лесного хозяйства России.

Так, судом обозрен выполненный в ходе процедуры лесоустройства 1-ой Воронежской экспедицией Государственного специализированного лесоустроительного предприятия «Воронежлеспроект» Рослесхоза проект организации и развития Черкесского лесхоза, из картографических материалов и таксационного описания которого усматривается, что спорный участок расположен на территории Пригородного лесничества Кубанского лесхоза и включен в квартал 12 выдел 4,36. Таксационное описание содержит сведения о том, что спорном участке имелись лесонасаждения - леса первой группы. Выписка из проекта организации и развития Черкесского лесхоза представлена в материалах дела.

Изложенная в отзыве Мэрии ссылка на истечение срока давности таксации проведенной в 1997 г. процедуры лесоустройства, который согласно приказу МПР России № 31 от 06.02.08 г. «Об утверждении лесоустроительной инструкции» составляет 10 лет, судом отклоняется, поскольку для целей определения нахождения на спорном участке городских лесов на момент выделения участка в аренду заявителю в 2003 г. данное обстоятельство значения не имеет.

Суд приходит к выводу о том, что спорный участок при его предоставлении заявителю в аренду представлял собой часть территории городских лесов, расположенных на территории г. Черкесска.

Из отзыва Управления, пояснений представителей Управления и РГУ «Кубанское лесничество» в судебном заседании, а также содержания решения Черкесского городского суда от 26.01.09 г. усматривается, что до 2008 г. Кубанский лесхоз безвозмездно вел лесное хозяйство на территории городских лесов г. Черкесска. В результате проведенной в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 444 от 14.11.07 г. в целях разделения хозяйственных и управленческих функций с 01.01.08 г. Кубанский лесхоз был реорганизован путем выделения из его состава РГУ «Кубанское лесничество» и стал называться РГУ «Кубанский лесхоз». С 07.01.2008 г. РГУ «Кубанское лесничество» уведомило Мэрию о том, что ввиду отсутствия соответствующего договора с органом местного самоуправления охрана городских лесов никем не осуществляется и предложило Мэрии предпринять меры по приведении статуса городских лесов в соответствие с действующим законодательством, принятию городских лесов в муниципальную собственность и определению органа, осуществляющего ведение лесного хозяйства, муниципальный лесной контроль, надзор и охрану городских лесов.

В ходе рассмотрения настоящего дела Министерство, Управление и РГУ «Кубанское лесничество» ссылаются на то, что в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.1997 г. городские леса были выведены из состава Государственного лесного фонда с определением их статуса – городские леса.

Вывод Министерства, Управления и РГУ «Кубанское лесничество» о том, что в результате принятия Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.1997 г. городские леса автоматически изменили свой статус и полномочия по распоряжению спорным участком перешли к правопредшественнику Мэрии в силу закона суд считает неверным по следующим причинам.

В силу статей 3 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство применяется в совокупности с нормами иных отраслей, в том числе - лесного. Лесное законодательство регулирует лесные отношения, то есть распространяется на леса, входящие и не входящие в лесной фонд и на земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделены на категории, в числе которых законодателем указаны земли населенных пунктов (п. 2 ч. 1) и земли лесного фонда (п.5 ч.1). Земли, указанные в пункте 1 данной статьи, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч.2 данной статьи).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, установленным ст. 85 Земельного кодекса, в том числе земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используемые для отдыха граждан и туризма, зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, зоны сельскохозяйственного использования, занятые пашнями, многолетними насаждениями (п. п. 9 - 11 ст. 85 Земельного кодекса, ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).

В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Статьей 105 действующего Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.06 г. установлен правовой режим лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, который предусматривает запрет размещения в лесопарковых зонах объектов капитального строительства за исключением гидротехнических сооружений (в редакции Федерального закона № 32 от 14.03.09 г.). Названный запрет вытекает и из предыдущей редакции пункта 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.06 г.

Статьей 17 (пункт 1) Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3.1 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к федеральной собственности относятся, в числе прочих, предусмотренные федеральными законами земли.

До принятия Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.1997 г. все леса представляли собой часть Государственного лесного фонда.

Согласно нормам Основ лесного законодательства Российской Федерации № 4613-1 от 06.03.93 г., Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.97 г. (статьи 7 и 10), Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.06 г. земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральному уровню собственности. В лесной фонд подлежали включению все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли).

В силу статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Допускается передача части лесного фонда на основании федерального закона в собственность субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 46 Лесного кодекса № 22-ФЗ от 29.01.97 г., статьей 81 Лесного кодекса № 200-ФЗ от 04.12.06 г. перевод лесных земель в нелесные земли, изменение границ леса в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, в лесах первой группы и (или) изъятие земель лесного фонда и перевод их в земли иной категории отнесены к полномочиям Российской Федерации.

Порядок перевода лесов одной группы в другую, изъятия лесных земель, изменения состава лесного фонда определены Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации № 455 от 03.09.04 г. «Об утверждении положения о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом» (действовало с 01.01.05 г. до 31.03.08 г.).

Постановление Правительства Российской Федерации № 455 от 03.09.04 г. действовало на момент вынесения Главой города Черкесска постановления № 3189 от 24.07.03 г. об изъятии спорного участка из земель городских лесов и предоставления его заявителю в аренду под строительство рыбоводческого пруда.

Суд исходит из того, что в соответствии с установленным порядком изъятие земель лесного фонда и изменение лесных земель на нелесные в лесах первой группы осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства России.

В пункте 9 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.01 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ними имеют не только государственные акты и свидетельства, но и другие документы, ранее выданные в подтверждение прав на землю.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.97 г., статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.06 г. государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России № 265 от 15.12.94 г. (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 28.06.95 г. за № 887) была утверждена «Инструкция по проведению лесоустройства в лесном фонде России», определяющая порядок установления границ лесопользования и составления лесоустроительных проектов и лесоустроительной документации. Данная Инструкция утратила силу лишь в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации № 377 от 18.06.07 г.

Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство природных ресурсов Российской Федерации в совместном письме № АА-9/17907 и ВР-30-54/6372от 17.09.03 г. указали, что при государственной регистрации права федеральной собственности на земельные участки в составе лесного фонда (участки лесного фонда) такая регистрация осуществляется по единому лесопользованию - лесхозу, количество которых в разрезе субъектов Российской Федерации приведено в приложении к письму. Соответствующий лесхоз направляет в территориальный орган Минимущества России подлинники и копии плана участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда, удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда. Территориальный орган Минимущества России обращается с заявлением в учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которые находятся в федеральной собственности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно приведенным нормам материального права земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона; для регистрации права собственности на участок лесного фонда достаточно представления в регистрирующий орган лесоустроительной документации; решение о переводе земель лесного фонда в земли иной категории, а также перевод земель, занятых лесами первой группы, в нелесные земли вправе принимать Правительство Российской Федерации; перевод лесов второй и третьей группы в земли иной категории осуществляется при наличии согласия федерального органа; передача субъекту Федерации полномочий по управлению лесным фондом не изменяет уровень собственности.

Суд исходит из того, что закрепленное в статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.97 г. положение о том, что в лесной фонд не входят земли городских и сельских поселений, само по себе не изменяет правового статуса участков лесного фонда, расположенных на землях поселений, и может служить только основанием для начала процедуры их перевода в нелесные земли и (или) изъятия из земель лесного фонда.

Обязательность процедуры перевода земель из земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной им в постановлении № 1-П от 09.01.98 г. по делу о проверке конституционности положений Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.97 г.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении № 16490/2007 от 02.09.08 г. также указал, что установление черты населенного пункта не может влиять на имущественные отношения сторон.

Таким образом, само по себе вступление в силу Лесного кодекса Российской Федерации № 22-ФЗ от 29.01.1997 г. не изменило правового статуса спорного участка, занятого лесами первой группы и ранее отнесенного к лесному фонду

Нахождение лесов на землях городского поселения являлось основанием для начала процедуры перевода лесного участка в нелесные земли и изъятия его земель лесного фонда, которая в данном случае не была соблюдена.

В ходе рассмотрения настоящего дела сторонами не представлено в суд доказательств соблюдения установленного приведенными выше нормативными актами порядка перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений. Наличие на данном участке лесного фонда объектов муниципальной собственности документально не подтверждено. Решение Черкесского городского суда от 26.01.09 г., которым на Мэрию возложена обязанность по принятию городских лесов в муниципальную собственность, также не исполнено.

Изъятие спорного участка из земель городских лесов постановлением Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.03 г. произведено с нарушением установленного порядка перевода участка леса в нелесные земли и противоречит закону.

Таким образом, на момент предоставления спорного участка заявителю в аренду под строительство рыбоводческого пруда постановлением Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.03 г. сохранялся прежний правовой режим данного участка, который ранее был отнесен к землям лесного фонда.

В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Суд считает, что сохранение прежнего правового режима спорного участка на момент предоставления его в аренду заявителю влечет недействительность заключенного между Администрацией города Черкесска и заявителем договора аренды № 3189 от 24.07.03 г., как заключенного ненадлежащим арендодателем.

Заключение между Министерством и заявителем договора аренды земельного участка № 128 от 31.10.07 г. было произведено со ссылкой на отнесение спорного участка к числу земельных участков на территории г. Черкесска, не прошедших процедуру разграничения государственной собственности на землю, а также на положения п. 10 ст. 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», Закона Карачаево-Черкесской Республики № 56-РЗ от 26.07.07 г.

Поскольку спорный участок постановлением Главы города Черкесска № 3189 от 24.07.03 г. неправомерно был изъят из земель городских лесов, он не мог относиться к землям, не прошедшим процедуру разграничения государственной собственности, положения п. 10 ст. 3 Федерального Закона № 137-ФЗ от 25.10.01 г. к правоотношениям по аренде этого участка неприменимы.

Таким образом, договор аренды земельного участка № 128 от 31.10.07 г. также является недействительным ввиду его несоответствия закону и отсутствия у Министерства полномочий арендодателя.

Постановка спорного участка в 2007 г. на кадастровый учет в составе земель населенных пунктов с присвоением кадастрового № 09:04:01 24 005:0001и указанием в качестве разрешенного и фактического использования строительства рыбоводческого пруда была произведена с нарушением установленного порядка в отсутствие надлежащих правоустанавливающих документов.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.07 г. «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляются, если иное не установлено данным Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для осуществления такого учета документов (часть 2 статьи 16 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.07 г.).

В силу положений ст. ст. 8 и 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 1, п.п. 12, 13, 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.07 г. к сведениям о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, относятся, в том числе: сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка; категория земель, к которой отнесен земельный участок, разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Постановка спорного участка в 2007 г. на кадастровый учет в составе земель населенных пунктов была осуществлена на основании противоречащих нормам земельного и лесного законодательства постановлений Главы города Черкесска № 194 от 23.01.03 г., № 3189 от 24.07.03 г., № 3866 от 28.07.04 г.

В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.06 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.

Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 201-ФЗ от 04.12.06 г. вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.

Как было указано, утвержденным в 2008 г. Лесным планом Карачаево-Черкесской Республики подтверждено наличие городских лесов на территории г. Черкесска общей площадью 2,4 тыс. га, однако перевод городских лесов в нелесные земли (земли поселений) в установленном действующим законодательством порядке не осуществлен.

То обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего спора судом ранее находившиеся на спорном участке лесные насаждения фактически вырублены, не влияет на правовой статус и категорию спорного участка, которые могут быть изменены лишь в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.06 г. городские леса относятся к защитным лесам, в которых запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В силу ч. 4 ст. 12 названного Кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании п. 5 ч. 3, а также ч. 5.1 Лесного кодекса Российской Федерации № 200-ФЗ от 04.12.06 г. в городских лесах запрещено размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.

То обстоятельство, что на спорном участке расположен фактически возведенный заявителем объект (рыбоводческий пруд), также не может повлиять на результат рассмотрения настоящего спора. Указанный объект еще не является объектом недвижимости, поскольку не введен в эксплуатацию в установленном порядке, государственная регистрация права собственности заявителя на него не может быть произведена до приведения статуса спорного участка в соответствие в законом и решения вопроса о наделении заявителя правами на данный участок, поскольку ранее заключенные договоры аренды № 3189 от 24.07.03 г. и № 128 от 31.10.07 г. являются недействительными.

Требования заявителя о продлении срока действия договора аренды № 128 от 31.10.07 г. не могут быть удовлетворены судом в силу недействительности указанного договора.

Кроме того, Министерство в силу приведенных выше положений нормативных правовых актов в области лесного и земельного законодательства не является надлежащим арендодателем спорного участка.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд приходит к выводу, что отказ Министерства в продлении срока действия договора аренды № 128 от 31.10.07 г., выраженный письмом № 2938-03 от 10.09.2010 г., прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушает.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными действий Министерства по отказу в продлении срока договора аренды земельного участка № 128 от 31.10.07 г. и об обязании продлить действие данного договора следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29, 167-170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований ЗАО «Висма» отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его изготовления в полном объеме и может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Д.Г. Шишканов