Арбитражный суд Республики Карелия |
ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru
официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru
г. Петрозаводск | Дело № | А26-7514/2011 |
12 марта 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2012 года.
Полный текст решения изготовлен марта 2012 года .
Судья Арбитражного суда Республики Карелия Шалапаева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рудомётовой А.И.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску автономной некоммерческой организация "Дом творчества композиторов "Сортавала"
к некоммерческой организации "Музыкальный фонд Союза композиторов России", администрации Сортавальского муниципального района, публично-правовому образованию "Республика Карелия" в лице Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд
о признании права собственности
третьи лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ФИО1, ФИО2
при участии:
представителей истца ФИО3 (протокол №10 от 18.03.09), ФИО4 (доверенность от 04.04.11)
представителей ответчика, НО "Музыкальный фонд Союза композиторов России" ФИО5 (протокол заседания Правления от 03.03.09), ФИО6 (доверенность от 01.02.12);
представителя ответчика, ППО «Республика Карелия» в лице Госкомитета по управлению государственным имуществом, ФИО7 (доверенность от 07.07.11)
установил: Автономная некоммерческая организация "ДОМ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ "СОРТАВАЛА" (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - истец, ДТК «Сортавала») обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к некоммерческой организации "Музыкальный фонд Союза композиторов России" (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - Фонд), администрации Сортавальского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - администрация) о признании права собственности на жилые дома №1, 5, 6, 7, 27 в пос. Кирьявалахти г. Сортавала.
Исковые требования обоснованы ссылкой на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В последующем основание иска изменено (т.3 л.д.10-13), кроме того, истцом уточнены адреса объектов недвижимости в связи с изменением нумерации домов (т.5 л.д.38). Окончательное требование сформировано в судебном заседании 2 марта 2012 года, истец просит признать право собственности на расположенные в пос. Кирьявалахти г. Сортавала Республики Карелия жилые дома №27 общей площадью 43 кв.м (инв.номер 72), № 28 общей площадью 17,7 кв.м (инвентарный номер 30), № 29 общей площадью 36,5 кв.м (инвентарный номер 69), №31 общей площадью 39 кв.м (инвентарный номер 51) - в силу приобретательной давности, дом № 30 общей площадью 151,5 кв.м (инвентарный номер 63) – как на созданную для себя вещь на основании пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.5 л.д.35-37).
Изменение основания иска и уточнение его предмета судом принято.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением суда от 19.10.2011 г. привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее - Управление Росреестра по РК), определением суда от 25.11.2011 г. - публично-правовое образование «Республика Карелия» в лице Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (далее - Комитет); определением суда от 20.12.2011 г. - ФИО1 и ФИО2.
Определением 14.02.12 процессуальный статус Комитета изменен, с согласия истца Комитет, представляющий публично-правовое образование «Республика Карелия», привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Фонд иск признал. В отзыве на исковое заявление (т.3 л.д.89-91, 127-130) и в судебном заседании указал, что Музыкальный фонд СССР образован 20.09.39 постановлением СНК СССР как особая организация при Союзе советских композиторов; приказом по Музыкальному фонду СССР № 64 от 15.04.88 в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 08.12.87 № 468 и решением Секретариата Правления Союза композиторов СССР от 14.12.87 образован Музыкальный фонд РСФСР; в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о музыкальном фонде РСФСР от 01.04.88 на Музыкальный фонд РСФСР возлагались функции руководства деятельностью домов творчества, в соответствии с параграфом 2 приказа №64 от 15.04.88 дома творчества переданы в ведение Музыкального фонда РСФСР; 08.09.94 на базе Музыкального фонда РСФСР зарегистрировано предприятие общественного объединения Союза композиторов России «Музыкальный фонд» (свидетельство №630.446 от 08.09.94); в соответствии с пунктом 1 Устава Предприятия данная организация ранее именовалась «Музыкальный фонд РСФСР» и действовала на основании Положении, утверждённого Секретариатом правления Союза композиторов РСФСР и Правлением Музыкального фонда СССР от 01.04.88); 19.08.99 Предприятие общественного объединения СКР «Музыкальный фонд» переименовано в некоммерческую организацию Музыкальный фонд Союза композиторов России (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 77 № 006977922), которая действует в данном виде до настоящего времени; Музыкальный фонд СССР, а позже – РСФСР не только принимал участие в руководстве домами творчества, но и в их содержании; спорные дома построены в 60-х – 70-х годах прошлого столетия на принадлежащем истцу земельном участке: Фонд финансировал и совместно с ДТК принимал участие в постройке жилых домов для размещения в них сотрудников ДТК; спорные дома с момента постройки находятся в добросовестном, открытом и непрерывном владении истца, никто другой на эти дома никогда не претендовал, в том числе и Музыкальный фонд СССР, и Музыкальный фонд Союза композиторов России; четырёхквартирный дом, 1973 года постройки, площадью 151, 5 кв.м, возведён силами истца хотя и при финансовой поддержке Фонда; имущественных притязаний Фонд не имеет; Республика Карелия не имеет законных оснований для передачи в её собственность спорного имущества, поскольку Правительством Российской Федерации не принималось соответствующее решение; будучи некоммерческой организацией, ДТК «Сортавала» никогда не являлся государственным предприятием и не мог быть включён в перечень государственной собственности; жилые дома вообще не могли быть переданы в собственность Республики Карелия, поскольку жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов в соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 подлежали передаче исключительно в собственность муниципальных образований, но не субъекта Федерации; в данном случае спорные жилые дома всегда находились в ведении Домоуправления ДТК «Сортавала».
В отзыве на исковое заявление (т.2 л.д.144) администрация Сортавальского муниципального района разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда. Письмом от 10.02.12 (т.3 л.д.125) администрация ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя; не оспаривала право собственности истца на заявленные объекты, учитывая решение Исполкома Сортавальского районного Совета депутатов трудящихся от 25.11.70 «О правовой регистрации строений в посёлке Кирьявалахти Раутангасского Совета Сортавальского района» за домом отдыха и творчества композиторов Министерства культуры РСФСР» (т.4 л.д.89-92).
Позиция Комитета в отзыве на исковое заявление (т.3 л.д.56-58) и в судебном заседании сведена к следующему: истец не доказал универсального правопреемства в отношении ДТК «Сортавала»; все имущество, учитываемое на момент разграничения государственной собственности за «Домом творчества композиторов», поступило в государственную собственность Республики Карелия в соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от 27.12.1991 года и постановления Верховного Совета РК то 02.04.92 № XII-12/344, утвердившим перечень предприятий, передаваемых в государственную собственность Республики Карелия, который включал, в том числе, и «Дом творчества композиторов» в г. Сортавала; распоряжение Госкомитета РФ по управлению госимуществом № 1086 от 18.05.94 не является основанием для возникновения права собственности истца на имущественный комплекс ДТК, поскольку не изменяет и не отменяет нормативных актов о разграничении государственного имущества и не может являться документом, подтверждающим добросовестное давностное владение истцом спорным имуществом; спорные жилые дома не учитывались в составе имущества ДТК, выявленного и переданного в государственную собственность Республики Карелия и на сегодняшний день не числятся в реестре государственного имущества Республики Карелия.
Управление Росреестра по Республике Карелия в отзыве на исковое заявление (т.1 л.д.122-123) сообщило об отсутствии в ЕГРП записей о государственной регистрации прав на дома с инвентарными номерами 30, 69, 63, 51, 72; указало на необходимость указания идентификационных характеристик объектов, необходимых для государственной регистрации прав; просило рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
В отзыве на исковое заявление (т.4 л.д.116-117) ФИО1 указала на неправомерность присвоения расположенному на территории ДТК четырёхквартирному дому адреса: <...>, указав, что указанный номер присвоен принадлежащему ей и её мужу дому (инвентарный номер 95) распоряжением администрации Кааламского сельского поселения от 04.05.09 № 10. В дополнении к отзыву (т.5 л.д.29, 31) ФИО2 и ФИО1 указали, что изменение в период рассмотрения дела адреса четырёхквартирного жилого дома №6 на дом № 30 пос. Кирьявалахти существенным образом изменило идентификационные признаки спорного объекта недвижимости и перестало затрагивать права третьих лиц как собственников жилого дома №6 площадью 383,3 кв.м, расположенного в пос. Кирьявалахти; с учётом изменения номера спорного дома ФИО1 и ФИО2 не возражали против удовлетворения иска.
В судебное заседание администрация и третьи лица явку своих представителей не обеспечили, в соответствии с частью 1 статьи 123 АПК РФ считаются надлежащим образом извещёнными о его дате. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в порядке частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В целях содействия творческой деятельности советских композиторов и музыковедов, а также улучшения их материально-бытового положения постановлением Совета народных комиссаров СССР от 20.09.39 № 1511 (т.2 л.д.18) при Союзе советских композиторов СССР образована особая организация под наименованием Музыкальный фонд Союза ССР; утверждён Устав Фонда. Пунктом 2 Постановления источниками доходов Фонда определены отчисления от авторских гонораров, от сборов со зрелищных мероприятий, вступительные и членские взносы, доходы от предприятий и имущества, принадлежащих Фонду.
В апреле 1945 года Президиум Союза советских композиторов Карело-Финской ССР обратился в Совет народных Комиссаров Карело-Финской ССР с ходатайством о предоставлении Союзу Композиторов дома с садом и земельным участком в окрестностях г. Сортавала для организации в нём постоянно действующего дома творчества и отдыха (т.3 л.д.22-23).
Распоряжением СНК Карело-Финской ССР № 293-р от 17.04.1945 (т.3 л.д.24) Исполком Сортавальского райсовета депутатов трудящихся обязан закрепить за Республиканским Союзом Композиторов один дом с земельным участком в окрестностях города Сортавала для использования его под постоянно действующий дом творчества и отдыха композиторов.
Как видно из последующих распоряжений СНК Карело-Финской ССР № 622-р от 16.06.45 (т.3 л.д.25) и № 1185-р от 11.11.46 (т.3 л.д.26), на баланс Карело-Финского Союза композиторов была передана дача «Охотничий замок», находящаяся на 17 км шоссе Сортавала-Карху Сортавальского района, где открыт дом отдыха композиторов Карело-Финской ССР. Так была создана организация, известная теперь под названием «Дом творчества композиторов «Сортавала».
По ходатайству ДТК и на основании решения Исполкома Сортавальского городского Совета народных депутатов от 24.10.89 № 59 (т.1 л.д.27) 24.10.89 года Исполкомом Сортавальского городского Совета народных депутатов Сортавальскому Дому творчества композиторов Музфонда СССР выдан государственный акт в новой установленной форме на право пользования землёй А-I№ 587635 (т.2 л.д.134-137) подтверждающий закрепление за ДТК на праве бессрочного пользования 20,92 га земли в границах согласно плану землепользования, предоставленной для коллективного отдыха людей в районе залива Кирьявалахти Ладожского озера.
Тогда же в Государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:07:04 09 00:1 площадью 204 200 кв.м (т.3 л.д.16-22). В разделе «Сведения о правах» правообладателем постоянного бессрочного пользования указано АНО «ДТК «Сортавала». По пояснениям представителя истца, не оспоренным представителем Комитета, зарегистрированные за Республикой Карелия дачи находятся на части земельного участка с учётными номерами 1 и 2, а спорные объекты – на части земельного участка с учётным номером 3 (т.3 л.д.21).
Ведомственная принадлежность ДТК с момента его создания Музфонду СССР косвенно подтверждается полученной из Российского государственного архива литературы и искусства отчётностью (т.2 л.д.123-124), согласно которой начиная с 1959 года ДТК «Сортавала» был передан в непосредственное подчинение Правления Музфонда СССР. Однако и до этой даты ДТК значился в сводном отчёте о выполнении расходной сметы за 1958 год как подведомственная Фонду организация (т.2 л.д.125-126). То же следует из заключения к годовому отчёту Карельского отделения Музфонда за 1956 год (т.2 л.д.127-128), согласно которому в Правление Музфонда СССР представляются соображения по поводу списания с Пергамента Р.С. задолженности по подотчётным суммам с 1946 года, связанной с организацией Дома творчества «Сортавала».
Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.12.87 № 468 принято предложение Союза композиторов СССР и Союза композиторов РСФСР о создании Музыкального фонда РСФСР (т.2 л.д.19)
В соответствии с указанным постановлением и решением Секретариата Правления Союза композиторов СССР от 14.12.87 года приказом директора Музыкального фонда СССР с 01.04.88 при правлении Союза композиторов РСФСР образован Музыкальный фонд РСФСР (т.2 л.д.20-24). Согласно пункту «б» параграфа 2 приказа в ведение Музыкального фонда РСФСР переданы Дома творчества композиторов, производственные предприятия и другие организации, в том числе, Дом творчества композиторов «Сортавала» и Домоуправление ДТК «Сортавала» (приложение №2).
В связи с произошедшими изменениями в государственном устройстве СССР 23.11.91 Координационным Советом Союза композиторов СССР принято решение (т.3 л.д.107) о ликвидации Союза композиторов СССР с 01.04.92; о полном правопреемстве Союза композиторов РСФСР по всем правам и обязанностям Союза композиторов СССР с указанной даты; о ликвидации (реорганизации) всех структур Союза композиторов СССР.
Правлением Музыкального Фонда РСФСР от 10.12.92 утверждено Положение о Доме творчества композиторов «Сортавала» (т.2 л.д.25-27), аналогичное Положению 1968 года с единственным отличием: указания на Музфонд СССР заменены указаниями на Музфонд РСФСР.
Согласно информационному письму налоговой инспекции по г. Сортавала (т.3 л.д.112) ДТК «Сортавала» 15.08.95 поставлен на налоговый учёт и включён в Государственный реестр предприятий. В справке от 15.08.95 указан ИНН ДТК «Сортавала», в карте постановки на налоговый учёт (т.3 л.д.113 оборот) форма собственности определена как собственность общественных учреждений, вышестоящей (головной) организацией указан Музыкальный фонд России.
Согласно Протоколу от 08.02.02 правлением Музыкального фонда Союза композиторов России принято решение о приведении учредительных документов ДТК «Сортавала» в соответствие с требованиями действующего законодательства и утверждении Устава данной некоммерческой организации, то есть о её перерегистрации.
Таким образом, АНО «ДТК «Сортавала» не является новой организацией и обладает всеми правами на имущество, ранее возникшими у Дома отдыха и творчества композиторов Музфонда СССР, созданного в 1947 году и находившегося в ведении Музфонда СССР, а с 15.04.88 переданного в ведение Музфонда РСФСР, который изменил своё название в конечном итоге на НО «Музыкальный фонд Союза композиторов России» в связи с аналогичными изменениями в названии творческого союза.
При рассмотрении требования о признании права собственности ДТК на четырёхквартирный жилой дом №30, как на созданную для себя вещь, суд учитывает следующее.
Решением Исполкома Сортавальского районного Совета депутатов трудящихся от 16.03.67 (т.1 л.д.36) дому отдыха и творчества композиторов «Сортавала» отведен земельный участок под строительство 4-х квартирного жилого дома, площадью 0,2 га.
В марте 1967 года застройщику – ДТК «Сортавала» исполкомом Сортавальского райсовета депутатов трудящихся выдано архитектурно-планировочное задание на проектирование четырёхквартирного жилого дома в границах отведенного земельного участка, согласованное Управлением по делам строительства и архитектуры при Совете Министров КАССР 24.05.67 (т.2 л.д.81-82).
Проектирование дома осуществлялось проектной конторой «Коммунжилпроект» по заданию ДТК «Сортавала» (т.1 л.д.35).
В дело представлен акт от 26.04.73 г. Энергонадзора Приладожской межрайонной сети о допуске к эксплуатации элетропроводки дома (т.1 л.д.41).
Согласно акту Государственной приёмочной комиссии (т.3 л.д.28-32) в мае 1973 года застройщиком был предъявлен для приёмки в эксплуатацию жилой четырёхквартирный дом площадью 161,8 кв.м постройки 1972-1973 года. Хотя акт не содержит оценки качества выполненных работ, он подписан членами комиссии и утверждён исполкомом Сортавальского Совета депутатов трудящихся.
Как видно из технического и кадастрового паспортов (инвентарный номер 63 (т.4 л.д.140-145), одноэтажный четырёхквартирный жилой дом, 1973 года ввода в эксплуатацию, общей площадью 151, 5 кв.м, отнесён к ведомственному жилому фонду; домовладение зарегистрировано за Сортавальским Домом творчества композиторов.
Имеющиеся в паспорте отметки о возведении самовольных построек касаются лишь хозяйственных построек под литерами «Г-И».
При таких обстоятельствах суд не усматривает признаков самовольной постройки при создании спорного объекта, учитывая факт отведения земельного участка в целях строительства, выдачу и согласование архитектурно-планировочного здания, приёмку дома в эксплуатацию по акту государственной приёмочной комиссии, утверждённому Исполкомом Сортавальского Совета депутатов трудящихся. При этом суд принимает во внимание, что спорный объект недвижимости возведён в 1973 году, то есть в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.
В соответствии со статьёй 109 ГК РСФСР самовольной постройкой считалась только жилая постройка, возведённая гражданином без установленного разрешения или без надлежаще утвержденного проекта, либо с существенными отступлениями от проекта или с грубым нарушением основных строительных норм и правил. Таким образом, спорная постройка, возведённая общественной организацией на отведённом в этих целях земельном участке, в соответствии с проектной документацией и введённая в эксплуатацию, к категории самовольных не относится.
Поскольку земельный участок под застройку отводился ДТК «Сортавала», и он же являлся заказчиком проектной документации и застройщиком, суд приходит к выводу о возникновении у истца права собственности на созданный им для себя жилой 4-х квартирный дом площадью 151,5 кв.м, (инвентарный №63), ранее учитываемый в органах технического учёта под номером 6, а в настоящее время имеющий адрес: г. Сортавала, <...>.
Право собственности истца на жилой дом № 30 (инвентарный №63) возникло в период действия Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, статьями 93 и 102 которого помимо государственной и колхозно-кооперативной собственности установлена собственность профсоюзных и общественных организаций.
На основании изложенного суд признаёт право собственности на дом №30 в пос. Кирьявалахти г. Сортавала.
В отношении жилых домов №№27, 28, 29, 31 (в соответствии с адресами, присвоенными распоряжением администрации Кааламского сельского поселения от 21.02.12 №6 – т.5 л.д.38) истцом заявлено требование о признании права собственности в силу приобретательной давности.
При исследовании архивных экземпляров технических паспортов на указанные дома судом установлено следующее.
Одноквартирный жилой дом №28 (ранее учитываемый на балансе истца как дом №1), общей площадью 17,7 кв.м (инвентарный №30) поставлен на государственный технический учёт 23.08.63 (т.1 л.д.9), согласно данным технического паспорта построен в 1963 году и находится на территории Дома отдыха и творчества композиторов. В разделе «Категория владельцев» имеется отметка о владении «другими государственными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями». Из имеющейся в архивном экземпляре технического паспорта выписки из решения Исполкома Сортавальского районного Совета депутатов трудящихся от 25.11.70 года следует, что домовладение на объект было зарегистрировано за Домом отдыха и творчества композиторов Министерства культуры РСФСР, расположенного в посёлке Кирьявалахти.
Одноквартирный жилой дом №29 (ранее учитываемый в органах технического учёта и на балансе истца как дом №5), общей площадью 36,5 кв.м (инвентарный №69) поставлен на государственный технический учёт 19.07.89 года, тогда же в архивный экземпляр технического паспорта внесены сведения о Доме отдыха и творчества композиторов как о владельце здания и об отнесении жилого фонда к ведомственному. Год постройки в паспорте не указан. Однако, согласно выполненному ООО «Экспертно-консультационный центр» акту экспертного исследования (т.2 л.д.40-44), по результатам обследования здания установлено, что оно построено в 60-70-е годы 20-ого столетия.
Одноквартирный жилой дом № 31 (ранее учитываемый в органах технического учёта и на балансе истца как дом №7), общей площадью 39 кв.м (инвентарный номер 51) поставлен на государственный технический учёт 24.08.63 года (т.1 л.д.74), тогда же в архивный экземпляр технического паспорта внесены сведения о Доме отдыха и творчества композиторов как о владельце здания. Согласно данным технического паспорта годом последнего капитального ремонта указан 1962 год. В разделе «Категория владельцев» имеется отметка о владении «другими государственными и общественными предприятиями, учреждениями и организациями». Из имеющейся в архивном экземпляре технического паспорта выписки из решения Исполкома Сортавальского районного Совета депутатов трудящихся от 25.11.70 года следует, что домовладение на объект было зарегистрировано за домом отдыха и творчества композиторов Министерства культуры РСФСР, расположенного в посёлке Кирьявалахти.
Одноквартирный жилой дом №27 (ранее учитываемый в органах технического учёта и на балансе истца под тем же номером), общей площадью 43 кв.м (инвентарный номер 72) поставлен на государственный технический учёт 20.08.89, тогда же в архивный экземпляр технического паспорта внесены сведения о Доме отдыха и творчества композиторов как о владельце здания, категория жилого фонда определена как ведомственный жилой фонд. Сведения о годе постройки дома в паспорте отсутствуют. Однако, согласно выполненному ООО «Экспертно-консультационный центр» акту экспертного исследования (т.2 л.д.40-44), по результатам обследования здания установлено, что оно построено в 60-70-е годы 20-ого столетия.
Перечисленные дома в реестре государственного имущества Республики Карелия не значатся (т.2 л.д.130-132), администрацией района притязания на них не заявлены, также как и являющимся отделением Союза композиторов России – Союзом композиторов Карелии, что подтверждается свидетельскими показаниями председателя Союза композиторов Карелии ФИО8, пояснившего, что Союз композиторов Карелии не имел отношения к созданию спорных домов и их содержанию. Фондом требование истца о признании за ним права собственности признано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на этом имущество.
Согласно пункту 4 той же статьи течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 указанного Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Пунктом 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
В соответствии с пунктом 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 03.03.93 №4604-1 «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на Территории Российской Федерации» установленный статьёй 42 Основ гражданского законодательства единый для всех граждан и юридических лиц срок исковой давности в три года подлежит применению к искам юридических лиц, если предусмотренный статьёй 78 Гражданского кодекса РСФСР годичный срок исковой давности не истёк на 03.08.92 года.
Учитывая подтвержденный материалами дела факт владения истцом спорными жилыми домами с момента их постройки (60-ые – 70-ые годы 20-ого столетия), по состоянию на 03.08.92 годичный срок исковой давности для истребования спорных домов из владения истца истёк. Поскольку с момента начала владения прошло около 40 лет, срок приобретательной давности на дату рассмотрения дела также истёк.
Согласно приведённым в пункте 15 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.10 № 10/22 разъяснениям при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца
При оценке добросовестности владения суд учитывает действующее для приобретательной давности правило: если добрая совесть имеется в момент получения вещи во владение, то последующая её утрата не препятствует приобретению по давности. В этой связи суд отклоняет довод Комитета о недобросовестном владении с момента уведомления письмом от 12.04.94 года Союза композиторов России о передаче комплекса Дома творчества композиторов в государственную собственность Республики Карелия (т.5 л.д.49). На момент получения спорных домов во владение (с момента их постройки) признак добросовестности имел место, учитывая, что дома возводились на земельном участке, переданном истцу в постоянное бессрочное пользование, притязаний со стороны иных лиц на спорные объекты не заявлялось.
Косвенным подтверждением добросовестности владения является его открытость. Материалами дела подтверждено, что на протяжении всего времени владения истец вёл себя так, как ведёт себя собственник – не прятал вещь от других, учитывал дома на своём балансе, содержал их, заключая в том числе договоры со сторонними организациями на поставку коммунальных ресурсов.
Суду не представлены допустимые доказательства, подтверждающие, что истец владел объектами не как своими собственными, а на основании обязательственных правоотношений. При таких обстоятельствах в срок приобретательной давности должно быть зачтено всё время владения.
Факт непрерывного владения подтверждается представленными истцом перепиской ДТК «Сортавала» и Музыкального фонда СССР, утверждёнными Фондом сметами и отчётами о затратах на капитальный и текущий ремонт спорных жилых домов, договорами с подрядными организациями, приказами по ДТК. Перечисленные документы составлены в период 1980-1992 годов (т.4 л.д.5-114) и свидетельствуют о содержании расположенного на территории ДТК жилого фонда за счёт средств ДТК и Музфонда.
Перечисленными документами, а также отчётами по основным средствам ДТК за 2003-2011 годы (т.4 л.д.78-87), соглашением о взаимоотношении сторон при перерывах электроснабжения от 27.05.1998 между МП «Приладожская электросеть» и ДТК «Сортавала», актом разграничения балансовой принадлежности электросетей от 18.03.11 (т.5 л.д.9-14) подтверждается, что как минимум с 1980 года истец открыто и непрерывно владел и пользовался спорными домами, и это владение продолжается до настоящего времени.
Согласно пунктам 20, 21 постановления № 10/22 отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении срока приобретательной давности. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРП.
На основании изложенного суд удовлетворяет иск в полном объёме.
Остальным доводам сторон, касающимся правомерности передачи в собственность Республики Карелия учтенного в реестре её государственной собственности имущества, суд оценки не даёт, учитывая заявленные предмет и основание иска.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Иск удовлетворить полностью.
Признать право собственности автономной некоммерческой организации «ДОМ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ «СОРТАВАЛА» (ОГРН <***>, ИНН <***>) на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные в пос. Кирьявалахти г. Сортавала Республики Карелия:
- одноквартирный жилой дом № 28 площадью 17,7 кв.м (инвентарный номер 30);
- одноквартирный жилой дом № 29 площадью 36,5 кв.м (инвентарный номер 69);
- четырёхквартирный жилой дом № 30 общей площадью 151,5 кв.м (инвентарный номер 63);
- одноквартирный жилой дом № 31 площадью 39 кв.м (инвентарный номер 51);
- одноквартирный жилой дом № 27 общей площадью 43 кв.м (инвентарный номер 27).
2.Решение может быть обжаловано:
- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, <...>);
- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, <...>) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
Судья | Шалапаева И.В. |