ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-10900/2021 от 24.11.2021 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 45-10-16

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кемерово

1 декабря 2021 года                                                                           Дело № А27-10900/2021

            Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2021 года, решение изготовлено в полном объеме 1 декабря 2021 года

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи Ю.С. Камышовой,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи А.А. Мироновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373), г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс

к индивидуальному предпринимателю Летову Матвею Александровичу (ОГРНИП 319420500041945, ИНН 420548996800), г. Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс

о взыскании 60 650 руб.

при участии:

от налогового органа: Коростелева И.А. – старший гос. налоговый инспектор, доверенность № 41 от 30.08.2021; Клычкова Н.О. – специалист 1 разряда, доверенность № 23 от 24.08.2021,

у с т а н о в и л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 15 по Кемеровской области – Кузбассу (далее – налоговый орган, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к индивидуальному предпринимателю Летову Матвею Александровичу о взыскании 60 650 руб. неосновательного обогащения.

Заявленные требования Инспекция мотивирует тем, что субсидии за апрель 2020 года перечислены предпринимателю без соответствующих на то оснований, поскольку количество работников ответчика, согласно представленным в Пенсионный фонд сведениям по формам СЗВ-М, в апреле 2020 года составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 года. Требования обоснованы ссылками на статьи 8, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представители Инспекции в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.

Ответчик отзыв на заявление не предоставил, явку представителя в суд не обеспечил.

В ходе рассмотрения дела ответчику по адресу, указанному в выписке из ЕГРИП и адресной справке (650003, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, пр-т Восточный, д. 21/1, кв. 48), регулярно направлялась судебная корреспонденция (определения от 22.06.2021, 23.08.2021, 28.09.2021,  08.11.2021), однако, почтовые отправления адресату вручены не были, возвращены в адрес суда по истечению срока хранения.

Кроме того, судом в целях извещения ответчика 9 и 24 ноября 2021 были совершены звонки на номер телефона, который, по сообщению Инспекции, был указан предпринимателем при осуществлении государственной регистрации. По данному телефону не ответили, о чем составлены телефонограммы. Представители Инспекции также пояснили, что не смогли дозвониться ответчику по данному номеру.

Иных сведений о месте нахождения ответчика или иных его контактных данных материалы дела, а также общедоступные источники не содержат, в связи с чем, судом приняты все возможные меры по извещению ответчика.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 63,67,68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель – адресат несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, в том числе судебных извещений, доставленных по адресу регистрации в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации)

В случае если место нахождения или место жительства ответчика неизвестно, надлежащим извещением считается направление извещения по последнему известному месту нахождения или месту жительства ответчика (часть 5 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В связи с изложенным, на основании пунктов 2, 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик признан судом извещенным надлежащим образом о судебном процессе.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании установлено, что 19.05.2021 ИП Летов М.А. в электронном виде через сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» направил в ИФНС России по г. Кемерово заявление о предоставлении субсидии за апрель 2020 года на основании постановления Правительства от 24.04.2020 № 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции".

На основании указанного заявления предпринимателю была выплачена субсидия в размере 60 650 руб.

В ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Правил № 576 установлено, что по данным отчетности СЗВ-М налогоплательщиком не сохранена численность наемных работников в размере не менее 90% (подпункт "е" пункта 3 Правил № 576).

В адрес предпринимателя 28.01.2021 инспекцией направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии с рекомендацией добровольно осуществить возврат неправомерно (ошибочно) полученных сумм субсидий с указанием реквизитов для осуществления возврата субсидий.

Поскольку полученные суммы субсидий предпринимателем в добровольном порядке не возвращены, инспекция обратилась в суд с соответствующими требованиями.

Заслушав представителей налогового органа, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

По смыслу названной нормы закона содержанием обязательств вследствие неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, вне договорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).

В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила № 576).

Согласно пункту 1 Правил № 576 указанные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях Правил № 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень № 434).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;

г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;

д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 руб. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;

е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

В соответствии с пунктом 4 Правил № 576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12 130 руб.:

- на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций;

- на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Правил          № 576, несет получатель субсидии.

Пунктом 5 Правил № 576 предусмотрено, что для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020.

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 576 налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.

Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 настоящих Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство (пункт 7 Правил № 576).

Из материалов дела следует, что на основании поданного предпринимателем заявления о предоставлении в соответствии с Правилами № 576 субсидии за апрель 2020 года налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении ИП Летова М.А., не установил оснований для отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем включил его в реестр для перечисления субсидий, на основании которого субсидия была перечислена на счет ответчика.

Перечисление ответчику субсидии подтверждается выпиской банка ИП Летова М.А. по строке 135 (дата операции 09.06.2020г. - Межрегиональное операционное УФК (КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ) - сумма 48 520 руб.) и по строке 150 (дата операции 19.05.2020г. - Межрегиональное операционное УФК (КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ) - сумма 12 130 руб.).

Впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления предпринимателю субсидии, поскольку по данным отчетности СЗВ-М налогоплательщиком не сохранена численность наемных работников в размере не менее 90% (подпункт "е" пункта 3 Правил № 576).

В обоснование заявленных требований инспекция указала, что по информации, полученной от Пенсионного фонда Российской Федерации, 22.04.2020 налогоплательщик сдал сведения за март 2020 года на 4 человека, за апрель 2020 года сведения предпринимателем не представлялись.

Также в ходе рассмотрения дела судом у Пенсионного фонда была истребована информация о направлении ИП Летовым М.А. сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-ТД за январь-май 2020 года и СЗВ-СТАЖ за 2020 год.

Из представленных в ответ на определение суда документов следует, что в январе-марте 2020 года у предпринимателя осуществляли трудовую деятельность 4 работника (Ганиева М.Ш., Корниенко С.В., Летова Т.Н. и Терещенко Н.А.), однако, указанные лица были уволены 17.03.2020 на основании п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ (расторжение трудового договора по инициативе работника), за апрель-май 2020 года сведения по форме СЗВ-М предпринимателем не предоставлялись.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что количество работников ИП Летова М.А. в апреле 2020 года не соответствует критериям для получения субсидий установленных подпунктом е) пункта 3 Правил, поскольку составляет менее 90% от количества работников в марте 2020. Указанное обстоятельство является основанием для возвращения в федеральный бюджет сумм полученной субсидии в соответствии с пунктом 11 Правил № 576.

Кроме того, суд также учитывает, что в соответствии с пунктом 1 Правил № 576 целью предоставления субсидии является частичная компенсация затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

В рассматриваемой ситуации, в апреле 2020 года у ИП Летова М.А. фактически отсутствовала необходимость выплаты своим работникам заработной платы в связи с их увольнением 17.03.2020, следовательно, перечисление предпринимателю субсидии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 не соответствовало предусмотренным Правилами целям.

 Учитывая изложенное, основания для выплаты предпринимателю субсидий отсутствовали независимо от правовых оснований увольнения работников.

Требования инспекции подлежат удовлетворению в полном объеме.

Государственная пошлина в размере 2 426 руб. относятся на ответчика в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежит взысканию в доход федерального бюджета, поскольку истец освобожден от её оплаты. 

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

р е ш и л :

удовлетворить заявленные требования.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Летова Матвея Александровича в доход соответствующего бюджета 60 650 руб. неосновательного обогащения.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Летова Матвея Александровича в доход федерального бюджета 2 426 руб. государственной пошлины.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                            Ю.С. Камышова