ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-13906/20 от 21.09.2020 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово

                                  Дело № А27-13906/2020

«25» сентября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «21» сентября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен «25» сентября 2020 года.

Арбитражный суд Кемеровской области  в составе судьи М. А. Сарафанниковой,

при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Д. М. Сулеймановой,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово, город Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (ОГРН <***>, ИНН <***>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1, город Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

В Арбитражный суд Кемеровской области 19 июня 2020 года поступило заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Кемерово, город Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (Управление МВД России по г. Кемерово, заявитель) о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) индивидуального предпринимателя ФИО1, город Кемерово Кемеровской области-Кузбасса (ИП ФИО1 И.Ф.О.) на основании протокола № 003448 от 13.06.2020 об административном правонарушении.

Заявленное требование обосновано тем, что индивидуальный предприниматель  осуществлял продажу алкогольной продукции без наличия лицензии на право розничной продажи алкогольной продукции, оформленной в установленном порядке.

По результатам проверки 17.04.2020 в отношении ИП ФИО1 И.Ф.О. был составлен протокол № 003448 от 13.06.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.    

Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 26 июня 2020 года заявление принято к производству, предварительное и судебное заседания назначены на 13 августа 2020 года.

Определением суда от 13.08.2020 подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело назначено к судебному разбирательству на 03.09.2020.

            Определением суда от 03.09.2020 судебное разбирательство было отложено на 21 сентября 2020 года.

Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения судебного разбирательства по правилам статей 121-123 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание явку представителя не обеспечил, заявлений, ходатайств не направил.

ИП ФИО1 И.Ф.О. явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о месте и времени проведения которого извещен надлежащим образом в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ. Мотивированный отзыв на заявление не представил.

Дело рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП ФИО1 И.Ф.О. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 27.03.2006.

В отдел полиции «ФПК» Управления МВД России по г. Кемерово поступила информация о фактах реализации алкогольной продукции в магазине «Продукты 24», расположенном по адресу: <...>, с нарушениями действующего законодательства. 

В ходе проведения проверки информации было установлено, что
17 апреля 2020 в
10 час. 50 мин в торговом остановочном павильоне «Продукты 24», расположенном по адресу: <...>, принадлежащем ИП ФИО1 И.Ф.О., ИП ФИО1 И.Ф.О. допустил незаконную продажу алкогольной продукции, а именно розничная продажа одной бутылки водки «белый писец», емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 40%, по цене 120 рублей, а также алкогольной продукции, изъятой на основании осмотра принадлежащих гражданину, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17 апреля 2020 года: водки «Мариинские просторы», емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 40% по цене 200 рублей, в количестве 12 бутылок; водки «ARCTICICE», емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 40% по цене 200 рублей, в количестве 12 бутылок.

Указанная алкогольная продукция принадлежит ИП ФИО1 И.Ф.О., что им в ходе производства по делу об административном правонарушении подтверждено.

Должностным лицом составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий  и находящихся там вещей и документов от 17.04.2020, получены объяснения гр. ФИО2, гр. ФИО3 от 17.04.2020, являющиеся понятыми при осмотре и изъятии продукции, объяснения гр. ФИО4 от 17.04.2020, являющейся продавцом в указанном павильоне.

Определением от 14.05.2020 продлен срок административного расследования по КУСП №1755 от 17.04.2019 в отношении  ИП ФИО1 И.Ф.О. до 14.06.2020.

Постановлением от 22.04.2020 назначена судебная пищевая экспертиза по делу об административном правонарушении, производство которой было поручено экспертам отделения ЭКЦ ГУ МВД России по Кемеровской области.

Определением от 14.05.2020 по факту продажи ИП ФИО1 И.Ф.О. спиртосодержащей пищевой продукции возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.

Согласно Заключению эксперта №Э7-831 от 22.04.2020 жидкости в представленных на исследование бутылках с маркировками «Мариинские просторы», «ARCTICICE» являются спиртосодержащими, изготовленными на основе этилового спирта с объемной долей (крепостью) 37.4%, 36,0% соответственно.

13.06.2020 административным органом отношении ИП ФИО1 И.Ф.О. в его присутствии составлен протокол № 003448 от 13.06.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ. В протоколе содержатся объяснения ИП ФИО1 И.Ф.О., в которых он вину признает, указывает, что действительно допустил розничную продажу алкогольной продукции, просит назначить минимальное наказание.

В соответствии со статьями 23.1, 28.2 КоАП РФ, материалы дела об административном правонарушении направлены административным органом в Арбитражный суд Кемеровской области для решения вопроса о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 И.Ф.О. к административной ответственности.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Оборот и производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентирован Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – «Федеральный закон №171-ФЗ»).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона №171-ФЗ к алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.

 Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ подлежит лицензированию. Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с пунктом 8 указанной статьи выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям статьи 8 настоящего Федерального закона.

Данному правилу корреспондирует норма права, закрепленная в пункте 1 статьи 16 указанного федерального закона, в соответствии с которой розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.

В отношении осуществления указанной деятельности предпринимателями Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления от 11.07.2014 №47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» разъяснил, что в силу положений указанного федерального закона, в том числе, пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.

В том случае, если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона №171-ФЗ, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Таким образом, в действиях предпринимателя усматривается объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.  

Вина предпринимателя в соответствии с частью 2 статьи 2.2 КоАП РФ заключается в том, что, осуществляя предпринимательскую деятельность на свою ответственность, ИП ФИО1 И.Ф.О. не обеспечил выполнение требований законодательства Российской Федерации, предполагая возможность наступления вредных последствий в результате несоблюдения данных требований, самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий.   

Факт выявленных Управлением МВД России по г. Кемерово нарушений подтвержден материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 13.06.2020  № 003448, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17.04.2020,  объяснениями гр. ФИО2, гр. ФИО3 от 17.04.2020, , объяснениями  гр. ФИО4 от 17.04.2020, иными материалами административного дела и не опровергается правонарушителем.

Процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении, направлении материалов административного производства в суд административным органом не допущено: предприниматель присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, факт совершенного правонарушения не отрицал; ему были разъяснены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности; предоставлено право дать пояснения по существу выявленного правонарушения; вручена копия протокола об административном правонарушении.  

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, судом не установлены.

 Основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации судом не установлены в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

По части 2 статьи 3.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Учитывая, что незаконная продажа алкогольной продукции в отсутствие лицензии и документов, подтверждающих легальность ее оборота, свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции, суд полагает, что предупреждение в соответствии с положениями статьи 3.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не может быть назначено.

Таким образом, основания для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в связи с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью потребителям такой продукции, учитывая также результаты проведенной экспертизы, у суда отсутстввуют.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ (примечание) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Судом установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность в порядке подпункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а именно, совершение повторно административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Так, административное правонарушение совершено ИП ФИО1 И.Ф.О.в период, когда он уже был привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Кемеровской области от 04.06.2020 по делу №А27-7355/2020,  от 08.08.2019  по делу №А27-16544/2019.

При таких обстоятельствах, чем суд назначает наказание в виде административного штрафа в повышенном размере в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в сумме 101 000 рублей.

В качестве дополнительной санкции части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена конфискация товара, явившегося предметом административного правонарушения.

В пункте 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 разъяснено, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания (статья 3.2, 3.7 КоАП РФ), а, следовательно, может быть применена арбитражным судом только при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания и только в том случае, если такой вид административного наказания предусмотрен соответствующей статьей (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Материалами дела подтверждается, что выявленная в ходе контрольных мероприятий алкогольная продукция находилась в незаконном обороте, в связи с чем является предметом административного правонарушения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, реализуемая без лицензии, подлежит изъятию из оборота.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 №1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Закона, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Закона.

Таким образом, изъятая согласно протоколу осмотра принадлежащих гражданину, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17 апреля 2020 года алкогольная продукция, а именно: водка «Мариинские просторы», емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 40% по цене 200 рублей, в количестве 12 бутылок;   водка «ARCTICICE», емкостью 0,5 литра, с содержанием этилового спирта 40% по цене 200 рублей, в количестве 12 бутылок, не возвращается и подлежит передаче для уничтожения в установленном законом порядке.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного по адресу: <...> (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, запись внесена – 27.03.2006 года) к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 101 000 (сто одна тысяча) рублей.

Изъятая согласно протоколу осмотра принадлежащих гражданину, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17 апреля 2020 года алкогольная продукция не возвращается и подлежит передаче для уничтожения в установленном законом порядке.

             В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу. Доказательства уплаты штрафа в пятидневный срок представить административному органу и арбитражному суду. При отсутствии доказательств уплаты штрафа в добровольном порядке решение будет направлено для принудительного исполнения в соответствующее подразделение Федеральной службы судебных приставов.

Реквизиты для перечисления штрафа:

Наименование получателя платежа: УФК МФ по Кемеровской области  (Управление МВД России по г. Кемерово, л/с <***>);

Расчетный счет: <***>;

Банк получателя: отделение Кемерово г. Кемерово; 

БИК 043207001;  ИНН <***>;  КПП 420501001;  

ОКТМО: 32701000; 

Идентификатор 18880342200000034486.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

  Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет» в соответствии со статьёй 177 АПК РФ.

Судья                                                                                                        М. А. Сарафанникова