ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-27958/18 от 05.02.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ  ОБЛАСТИ

Красная ул., д. 8, Кемерово, 650000

тел. (384-2) 58-17-59, факс (384-2) 58-37-05

E-mail: info@kemerovo.arbitr.ru

http://www.kemerovo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

город  Кемерово                                                                                     Дело № А27-27958/2018

«05» февраля 2019 года

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Конкиной И.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «40-Сороковые», г. Красноярск (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 26-1, 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушениях в Кемеровской области», г.Кемерово

об отмене постановления по делу об административном правонарушении,

без вызова сторон, 

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «40-Сороковые» (далее – заявитель, ООО «40-Сороковые», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления № 1226-ЮЛ/пб от 13.11.2018г. административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренными статьями 26-1, 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-ОЗ «Об административных правонарушения в Кемеровской области» Администрации города Кемерово (административный орган, административная комиссия).

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены в порядке  статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ  дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В обоснование своих требований заявитель указывает, чтоадминистративным органом допущены процессуальные нарушения:

1.         В нарушение ст. 28.1.1. КоАП РФ осмотр проводился в отсутствие представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, понятых, не были разъяснены права и обязанности, не составлялся протокол осмотра, копия протокола, соответственно, не вручалась представителю юридического лица.

2.         В соответствии с п. 1 ст. 28.5. КоАП РФ Протокол об административном  правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В данном случае протокол №  131 об  административном правонарушении был составлен 24.10.2018 г., осмотр производился 08.10.2018 г. (в соответствии с уведомлением от 09.10.2018 г. № 12-02/4961).

Административная комиссия в отзыве с требованиями заявителя не согласилась, считает, что постановление вынесено законно, отмене не подлежит. Подробно доводы изложены в отзыве.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд установил следующее.

Постановлением № 1226-ЮЛ/пб от 13.11.2018 ООО «40-сороковые» было привлечено к административной ответственности, за изменение внешнего вида фасада здания по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Весенняя, 26, без получения согласования органа местного самоуправления, что явилось нарушением правил оформления фасадов зданий, ответственность за которое предусмотрена ст. 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области».

Посчитав постановление административного органа незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд. 

В соответствии с  частью 6 статьи 210  АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании и проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается  противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В силу пункта 4 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами административными комиссиями, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что главным специалистом архитектурного отдела управления архитектуры и градостроительства администрации города Кемерово ФИО1 выявлен факт незаконных действий ООО «40-1 Сороковые».          

В нежилом помещении, расположенном по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Весенняя, 26, осуществляет свою деятельность ООО «40-Сороковые».

В результате осмотра внешнего вида фасада здания выявлены следующие нарушения: установлено дополнительно оборудование - наружный блок системы кондиционирования (п. 4.13.5. Правил); изменен облицовочный материал фасада (п. 4.13.5 Правил). Требуется ремонт фасада (п. 4.13.9. Правил). Отсутствует согласованное в установленном порядке архитектурное решение на фасад (п. 4.13.4 Правил, раздел 2 Порядка).

Требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, включая требования к внешнему виду фасадов, содержатся в п. 4.13 Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 № 91 (далее - Правила благоустройства).

В силу п. 4.13.4 Правил благоустройства, изменение внешнего вида фасадов зданий, сооружений, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, следует производить в соответствии с архитектурным решением на основании решения администрации города Кемерово. Порядок предоставления администрацией города Кемерово решения о согласовании внешнего вида фасадов зданий, сооружений определяется нормативными правовыми актами администрации города Кемерово.

Согласно п. 4.13.5. Правил благоустройства под изменением внешнего вида фасада понимается:

а)         создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, тамбуров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов;

б)         замена облицовочного материала;

в)         покраска с изменением колера фасада, его частей;

г)         изменение конструкции крыши, материала кровли, элементов безопасности крыши, элементов организованного наружного водостока;

д)         установка или демонтаж дополнительного оборудования, элементов и устройств (решетки, экраны, жалюзи, ограждения витрин, приямки на окнах подвальных этажей, наружные блоки систем кондиционирования и вентиляции, маркизы, элементы архитектурно-художественной подсветки, световые короба (лайт-боксы), антенны, видеокамеры, почтовые ящики, часы, банкоматы, электрощиты, кабельные линии, флагштоки, вывески).

Изменения внешнего вида фасада выполнены ООО «40-Сороковые» без получения соответствующего решения администрации города Кемерово.

Согласно п. 4.13.9. Правил, содержание фасадов зданий, сооружений включает:

-           своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, витрин, вывесок, декоративных деталей и иных конструктивных элементов, и их окраску;

-           обеспечение наличия и содержания в исправном состоянии водостоков, водосточных труб и сливов;

-           герметизацию, заделку и расшивку швов, трещин и выбоин;

-           восстановление, ремонт и своевременную очистку входных групп, отмосток, приямков цокольных окон и входов в подвалы;

-           поддержание в исправном состоянии размещенного на фасаде электроосвещения, вывесок и включение их с наступлением темноты.  J

-           своевременную очистку и промывку поверхностей фасадов, в том числе элементов фасадов, в зависимости от их состояния и условий эксплуатации;

-           своевременное мытье окон и витрин, вывесок и указателей;

-           очистку от самовольно нанесенных надписей, рисунков, объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, а также нанесенных граффити.

Таким образом, содержание фасада здания по адресу: г. Кемерово, Центральный район, уд. Весенняя, 26, используемого ООО «40-сороковые», в ненадлежащем виде нарушает п. 4.13.1 Правил благоустройства.           

На момент составления протокола об административном правонарушении у ООО «40-Сороковые» отсутствует согласованное в установленном порядке архитектурное решение на фасад по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Весенняя, 26.         

Таким образом, в действиях ООО «40-Сороковые» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 26-2 Закона Кемеровской области от 16.06.2006 № 89-03 «Об административных правонарушениях в Кемеровской области» - нарушение установленных органами местного самоуправления требований к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений.

Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Данное административное правонарушение подтверждается протоколом об административном правонарушении,  фотоматериалами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Вина ООО «40-сороковые» состоит в том, что указанное лицо в нарушение запрета, установленного п. 4.13.10 Правил благоустройства, произвело изменение внешнего вида фасада здания по адресу: г. Кемерово, Центральный район, ул. Весенняя, 26, путем установки дополнительного оборудования (наружный блок системы кондиционирования, изменен облицовочный материал фасада, требуется ремонт фасада, отсутствует согласованное в установленном порядке архитектурное решение на фасад.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд считает, что административным органом в действиях общества доказан состав вменяемого административного правонарушения (событие и вина).

Нарушений процедуры привлечения администрации к административной ответственности судом также не установлено.

Привлечение к административной ответственности за нарушение требований к внешнему виду фасадов зданий, строений, сооружений может проходить при непосредственном обнаружении признаков правонарушения уполномоченным лицом. Фиксация признаков нарушения производится в акте обнаружения административного правонарушения.

В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ лицо, в отношении которого составляется протокол, должен быть извещен надлежащим образом в порядке, установленном ст. 25.15 КоАП РФ.

Таким образом, период времени с момента составления акта обнаружения административного            правонарушения      до момента составления      протокола об административном правонарушении необходим для надлежащего уведомления лица о необходимости явки на составление протокола. Данный срок не является пресекательным и не является существенным нарушением при производстве по делу.

Согласно п.3 ч.4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении является    процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Акт обнаружения административного правонарушения является предшествующим внутренним документом, не несущим процессуальную нагрузку и не являющимся обязательным по КоАП РФ.

В силу того, что данный документ не поименован в КоАП РФ, к порядку его составления не могут предъявляться какие-либо требования. Целью Акта является фиксация места, времени и события административного правонарушения для возможности отслеживания сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ). Эти данные, после выяснения всех обстоятельств дела, включаются в протокол об административном правонарушении, для составления которого лицо приглашается по ст. 28.2. КоАП РФ. А уже протокол об административном правонарушении является основанием для возбуждения административного дела; именно к этому документу предъявляются соответствующие требования.

Протокол об административном правонарушении от 24.10.2018 № 131 составлен в отсутствие представителя, извещенного надлежащим образом о дате и времени составления протокола, путем направления уведомления от 09.10.2018 № 12-02/4961 на почтовый адрес согласно выписке ЕГРЮЛ и по электронному адресу. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления уведомление получено ООО «40-сороковые» - 23.10.2018.

С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам, либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

В пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи) или вручения извещения сотруднику юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Следовательно, ООО «40-сороковые» было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола.

 Согласно ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указанный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно положениям статье 2 Закона № 294-ФЗ под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. Из смысла указанной нормы следует, что действие Закона № 294-ФЗ распространяется лишь на отношения, возникающие в ходе проведения уполномоченными государственными органами проверочных мероприятий по соблюдению хозяйствующими субъектами обязательных требований к их товарам, работам, услугам.

Поскольку административная комиссия администрации города Кемерово проводит проверки исключительно соблюдения физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями порядка использования фасада, а не деятельности этих лиц, действие норм Закона № 294-ФЗ в данном случае не распространяется.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к числу задач производства по делам об административных правонарушениях относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 26-2 закона Кемеровской области об административных правонарушения № 89-ОЗ от 31.05.2016 нарушение установленных органами местного самоуправления правил оформления фасадов зданий, в том числе многоквартирных жилых домов, за исключением индивидуальных жилых домов влечет предупреждение или наложение административного штрафа предпринимателей и юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В силу правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г., при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Административным органом при рассмотрении дела было учтено отягчающее обстоятельство совершения административного правонарушения (ООО «40-сороковые» привлекалось за аналогичные правонарушения постановлениями № 969-ЮЛ/пб от 30.05.2018, 1024-ЮЛ/пб от 13.06.2018), вместе с тем обществу был назначен штраф в минимальном размере 10 000 рублей.

О наличии смягчающих обстоятельств не было заявлено ни административному органу, ни суду.

Исходя из вышеизложенного суд установил, что оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении административного органа о привлечении ООО «40-сороковые» по ст. 26-2 Закона Кемеровской области № 89-ОЗ к административной ответственности является законным и обоснованным, в связи с чем суд не находит оснований для признания его незаконным и отмене. 

В силу ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

Руководствуясь статьями  167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме. Решение, вступившее в законную силу, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данномуделу, могутбытьобжалованы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья                                                                                     И.В. Конкина