ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А27-3242/19 от 08.04.2019 АС Кемеровской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Красная ул., д.8, г. Кемерово, 650000

http://www. kemerovo. arbitr. ru/

тел. (384-2) 58-43-26, факс (384-2) 58-37-05

e-mail: info@kemerovo. arbitr. ru.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Кемерово Дело № А27-3242/2019

08 апреля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 08 апреля 2019 года.

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Кормилиной Ю.Ю.

при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания помощником судьи Власовой К.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ" Красноярский край, город Красноярск (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС», г. Кемерово

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, г. Кемерово, Кемеровская область город Кемерово (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "КУЗБАССКАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", Кемеровская область, город Кемерово (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

об оспаривании постановления от 21.01.2019 по делу об административном правонарушении №540/03-АДМ-2018

при участии:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области: ФИО1 - представитель (доверенность №650 от 01.04.2019, паспорт), ФИО2 - представитель (доверенность №667 от 02.04.2019, паспорт), до перерыва ФИО3 – представитель (доверенность №621 от 05.04.2018, удостоверение), после перерыва ФИО4 - представитель (доверенность №642 от 25.12.2018, паспорт)

от публичного акционерного общества "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИ-ТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ": Лисий О.С. - представитель (доверенность №42/263 от 17.12.2018, паспорт)

у с т а н о в и л:

публичное акционерное общество "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ"в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС» (далее – ПАО «МРСК Сибири», сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - УФАС по Кемеровской области, антимонопольный орган) от 21.01.2019 о назначении административного наказания по делу №540/03-АДМ-20189 об административном правонарушении.

Определением суда от 11.03.2019 по ходатайству УФАС по Кемеровской области к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "КУЗБАССКАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ" (далее - ООО «КЭнК»), подготовка дела к судебному разбирательству завершена, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании (ст. 51, 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).

В судебном заседании от 04.04.2019 представитель ПАО «МРСК Сибири» доводы заявления поддержал. Указал, что при назначении административного наказания не учтено наличие исключительных обстоятельств, являющихся основанием для назначения наказания ниже низшего предела, в том числе имущественное положение ПАО «МРСК Сибири». Полагает, что сумма штрафа – 600000 руб. не сопоставима с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, а также наступившими последствиями. Просит изменить постановление в части размера штрафа, снизив его размер до 300000 руб.

Представитель УФАС по Кемеровской области против удовлетворения заявления возразил. Указал, что довод о тяжелом имущественном положении документально не подтвержден. Применение штрафа в указанном размере соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений ПАО «МРСК Сибири», относящегося к субъектам, занимающего доминирующее положение на рынке. Кроме того, правонарушение совершено ПАО «МРСК Сибири» повторно в течение года.

Третье лицо, извещенное о времени и месте рассмотрения спора в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ, явку представителя в судебное не обеспечило, отзыв на заявление не представило.

Представителем ПАО «МРСК Сибири» заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства для предоставления дополнительных пояснений, обеспечения участия в качестве представителя сотрудника, обладающего специальными познаниями.

Ходатайство об отложении судебного разбирательства судом отклонено, для обеспечения возможности предоставления заявителем дополнительных пояснений в порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 14-00 час. 08.04.2019.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей ПАО «МРСК Сибири» и УФАС по Кемеровской области.

Исследовав письменные доказательства по делу и пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

На основании заявления ООО «КЭнК» о нарушении антимонопольного законодательства УФАС по Кемеровской области были выявлены признаки нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила технологического присоединения); вынесено определение от 10.08.2018 о возбуждении в отношении ПАО «МРСК Сибири» дела об административном правонарушении №540/03-АДМ-2018 и проведении административного расследования по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

06.12.2018 должностным лицом УФАС по Кемеровской области составлен протокол по делу №540/03-АДМ-2018 об административном правонарушении.

21.01.2019 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу №540/03-АДМ-2018 об административном правонарушении. УФАС по Кемеровской области установлено нарушение ПАО «МРСК Сибири» Правил технологического присоединения, выразившееся в несоблюдении сроков направления ООО «КЭнК» проекта договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства: ЛЭП-110 кВ от опоры №10 ЛЭП-110 кВ «Юргинская-Яшкинская» 1,2 цепь до ПС 110/10 кВ «Ресурсная» и ПС 110/10 кВ «Ресурсная», расположенных по адресу: в районе ул. Автодорожная 3 «Б», г. Юрга, Кемеровская область, кадастровые номера земельных участков: 42:36:02302003:1270; 42:36:0202003:1272 к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири». Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением в части применения наказания, ПАО «МРСК Сибири» обратилось с настоящим заявлением.

Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы заявителя и антимонопольного органа, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Как явствует из содержания постановления от 21.01.2019 о назначении административного наказания по делу №540/03-АДМ-2018 об административном правонарушении, ПАО «МРСК Сибири» допущены нарушения сроков, установленных п.п. 21, 30.1, 30.4 Правил технологического присоединения, при рассмотрении заявки ООО «КЭнК» на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири».

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с п. 6 Правил технологического присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. Пунктом 7 Правил технологического присоединения установлена следующая процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя;

д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности;

е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В соответствии с абз. 13 п. 15 Правил технологического присоединения сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

При необходимости согласования технических условий с системным оператором в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 21 Правил, срок для направления проекта договора может быть увеличен по инициативе сетевой организации на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения (абзац 12 пункта 15 Правил технологического присоединения).

В соответствии с п. 21 Правил технологического присоединения в целях подготовки технических условий сетевая организация в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору (за исключением заявок, поданных заявителями, указанными в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил).

Системный оператор в течение 15 дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, а также присоединяемых объектов электросетевого хозяйства, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых превышает 5 МВт или увеличивается на 5 МВт и выше.

В соответствии с п. 30.1 Правил технологического присоединения если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (п. 30.4 Правил технологического присоединения).

По материалам административного дела установлено следующее.

11.05.2018 от ООО «КЭнК» в ПАО «МРСК Сибири» с сопроводительным письмом исх. №26/ОТП-11/2337 от 07.05.2018 поступила заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЛЭП-110 кВ от опоры №10 ЛЭП-110 кВ Юргинская-Яшкинская до ПС 110/10 кВ «Ресурсная»; ПС 110/10 кВ «Ресурсная», расположенных по адресу: в районе Автодорожная 3Б, г. Юрга, Кемеровская область, кадастровые номера земельных участков: 42:36:0202003:1270; 42:36:0202003:1272 с перерасчетом платы по стандартизированной тарифной ставке С1. ООО «КЭнК» приложены: план расположения энергопринимающих устройств, копии договоров аренды №№2491, 2496, перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики, копия технических условий к договору №01-53/18, доверенность представителя и выписка из ЕГРЮЛ.

ПАО «МРСК Сибири» направило в адрес ООО «КЭнК» письмо от 21.05.2018 №14/03/4065-исх с указанием на возможность технологического присоединения в одном из центров питания филиала ПАО «МРСК Сибири» со свободной мощностью, подключение к которым может быть обеспечено в минимальные сроки при подаче заявки на присоединение энергопринимающих устройств в зоне указанного центра питания. Новая заявка ООО «КЭнК» не подавалась. Напротив, письмом от 06.06.2018 №26/ОТП-11/3005 ООО «КЭнК» указало на необходимость рассмотрения ранее поданной заявки.

Максимальная мощность присоединяемого объекта ООО «КЭнК» составляла 12МВт, в связи с чем ПАО «МРСК Сибири» обязано было согласовать проект технических условий с АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ, направив его не позднее пяти рабочих дней с даты поступления заявки.

Учитывая дату поступления заявки ООО «КЭнК» на технологическое присоединение – 11.05.2018 (письмо исх. №26/ОТП-11/2337 от 07.05.2018), проект технических условий подлежал направлению системному оператору не позднее 18.05.2018.

Проект технических условий на присоединение объектов ООО «КЭнК» был направлен ПАО «МРСК Сибири» системному оператору АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ письмом от 07.06.2018 №1/19/3104-исх, то есть по истечении 20 календарных дней после установленного срока.

Письмом от 14.06.2018 №14/03/4889-исх ПАО «МРСК Сибири» уведомило ООО «КЭнК» о необходимости согласования технических условий в АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ, а также установления платы за технологическое присоединение.

Как явствует из материалов дела, утвержденные технические условия были направлены системным оператором в установленный срок (письмо от 15.06.2018 №Р2-82-III-19-1479).

Вместе с тем впоследствии ПАО «МРСК Сибири» неоднократно обращалось в АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ с указанием на необходимость внесения корректировки в технические условия, в том числе касающейся адресов смежных земельных участков (письма от 27.06.2018 №1/19/3462-исх, от 10.07.2018 №1/19/13680-исх, согласования по которым получены соответственно 28.06.2018 (письмо №Р2-82-III-19-1578) и 12.07.2018 (письмо №Р2-82-III-19-1755)).

15.08.2018ПАО «МРСК Сибири» обратилось в АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ с указанием на необходимость в соответствии с п. 25 Правил технологического присоединения замены в технических условиях мероприятий по реконструкции КТП №280 6/0,4кВ и участка фидера 6-15-РП-4 на мероприятия по строительству (письмо №1/19/4250-исх).

Письмом от 22.08.2018 №Р2-82-III-19-2221 от АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ указало, что в рамках подготовки технических условий ООО «КЭнК» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объектов ООО «ОД ТПК» (идентифицируемых с заявкой в ПАО «МРСК Сибири») была определена необходимость выполнения мероприятий по усилению существующей электрической сети путем реконструкции КТП 280 6/0,4 кВ (перевод в класс напряжения 110 кВ), а также участка фидера 6-15-РП-4 (перевод в класс напряжения 110 кВ), в связи с чем целесообразно приведение технических условий в одинаковую редакцию. Кроме того, АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ указано на необходимость обоснования исключения из технических условий схемы приема мощности, включенной в соответствии с пп. «а» п. 25 Правил.

05.09.2018 ПАО «МРСК Сибири» повторно направило в АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ для согласования проект технических условий на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «КЭнК», указав, что обоснование ранее было приведено в письме от 15.08.2018.

Технические условия согласованы АО «СО ЕЭС» Кемеровское РДУ и направлены в ПАО «МРСК Сибири» письмом от 06.09.2018 №Р2-82-III-19-2221.

12.09.2018 ПАО «МРСК Сибири» направило в Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) обосновывающие документы для установления платы на технологическое присоединение электроустановки заявителя (письмо №1/19/8104-исх), о чем уведомила ООО «КЭнК» (письмо от 13.09.2018 №14/03/8177-исх).

Представленная переписка свидетельствует, что значительный период согласования технических условий был обусловлен неоднократными корректировками технических условий, вносимых ПАО «МРСК Сибири». При этом заявитель о сроке согласования технических условий с системным оператором и дате его завершения в соответствии с требованиями п. 15 Правил технологического присоединения уведомлен не был. Указание ПАО «МРСК Сибири» в письмах от 14.06.2018 №14/03/4889-исх, от 13.07.2018 №14/03/5814-исх на согласование технических условий с системным оператором и возможность увеличения срока, не содержит сведений о дате его завершения.

За исключением обращения от 15.08.2018 №1/19/4250-исх, согласования системным оператором направлялись в предельно короткие сроки (один-два дня); при этом объективные обстоятельства, препятствующие корректированию и направлению проекта технических условий на присоединение энергопринимающих устройств ООО «КЭнК» ранее указанной даты и в нормативно установленные сроки, ПАО «МРСК Сибири» не обоснованы и документально не подтверждены.

При указанных обстоятельствах суд соглашается с доводами антимонопольного органа о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» нарушений требований п. 30.1 Правил технологического присоединения, устанавливающих обязанность сетевой организации по направлению в уполномоченный орган исполнительный власти в области государственного регулирования тарифов заявления об установлении платы за технологическое присоединение в 30-дневный срок с даты получения заявки, в том числе и при условии принятия в качестве объективного обстоятельства увеличения срока согласование проекта технических условий, предусматривающего замену мероприятий по реконструкции объектов на строительство, впервые заявленных ПАО «МРСК Сибири» в письме от 15.08.2018.

Постановлением РЭК Кемеровской области от 20.11.2018 №370 утвержден размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» энергопринимающих устройств ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ЛЭП-110 кВ от оп.10 ЛЭП-110 кВ «Юргинская-Яшкинская» 1,2 цепь до ПС 110/10 кВ «Ресурсная»; ПС 110/10 кВ «Ресурсная»; (Кемеровская обл., г. Юрга, в районе ул. Автодорожная, 3Б, кадастровые номера земельных участков 42:36:0202003:1270; 42:36:0202003:1272).

Постановление опубликовано на официальном сайте "Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области" http://www.recko.ru, 20.11.2018 и вступило в законную силу со дня его официального опубликования (п. 3 постановления).

В соответствии с п. 30.4 Правил технологического присоединения проект договора, технические условия, а также решение органа исполнительной власти об утверждении платы за технологическое присоединение подлежали направлению сетевой организацией в ООО «КЭнК» не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения, то есть до 23.11.2018 включительно. Проект направлен заказной корреспонденцией 27.11.2018 (на следующий рабочий день).

13.12.2018 сторонами заключен договор №20.4200.1330.18 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о доказанности в действиях ПАО «МРСК Сибири» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

Ошибочное указание антимонопольным органом в постановлении на совершение правонарушения, исходя из исчисления сроков от даты заявки, а не даты ее поступления в ПАО «МРСК» не привело к неправильной квалификации правонарушения, не является существенным и не может служить основанием либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при смотрении дел об административных правонарушениях»).

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Повторным в силу статей 4.3, 4.6 КоАП РФ признается совершение однородного административного правонарушения в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ (п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Ранее ПАО «МРСК Сибири» было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением от 11.08.2017 по делу 291/03-АДМ-2017 об административном правонарушении. Постановление от 11.08.2017 было оспорено ПАО «МРСК Сибири» в судебном порядке. Решением Арбитражного суда от 30.01.2018 по делу №АК27-19351/2017, оставленным в силе постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2018, в удовлетворении заявления отказано.

Постановление от 11.08.2017 по делу 291/03-АДМ-2017 об административном правонарушении вступило в законную силу 30.01.2018 (ст. 31.1 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"), следовательно, административное правонарушение по делу №А540/03-АДМ-2018, совершено ПАО «МРСК Сибири» повторно, правовая квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ применена антимонопольным органом правильно.

Вопрос о наличии вины ПАО «МРСК Сибири» в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении. Доказательства того, что ПАО «МРСК Сибири» приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ПАО «МРСК Сибири» имело возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации.

ПАО «МРСК Сибири» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования Правил технологического присоединения, а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях ПАО «МРСК Сибири» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Судом также проверено соблюдение УФАС по Кемеровской области процедуры привлечения ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, влекущих отмену оспариваемого постановления.

Порядок составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела, вынесения постановления о назначении административного наказания, установленные статьями 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, административным органом соблюдены, процессуальные гарантии, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ - обеспечены. О дате и времени составления протокола от 06.12.2018 по делу №540/03-АДМ-2018 об административном правонарушении, дате рассмотрения дела ПАО «МРСК Сибири» извещено надлежащим образом (заказная корреспонденция, полученной 15.11.2018 19.11.2018, 28.12.2018, 08.01.2019). Протокол составлен, а дело рассмотрено с участием защитника Лисий О.С. (доверенности от 28.10.2016 №00/381, от 17.12.2018 №42/263).

Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока.

При привлечении ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности антимонопольным органом учтены характер совершенного административного правонарушения, а также наличие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Должностным лицом УФАС по Кемеровской области в качестве смягчающего вину обстоятельства принято добровольное исполнение ПАО «МРСК Сибири» обязанностей по технологическому присоединению объекта ООО «КЭнК» и заключению договора до вынесения постановления от 21.01.2019 по делу №540/03-АДМ-2018 об административном правонарушении.

Указание в постановлении на повторное совершение правонарушения как отягчающее обстоятельство, суд находит ошибочным, поскольку данное обстоятельство предусмотрено в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения (часть 2 статьи 4.3 КоАП РФ).

Вместе с тем это не является основанием для признания незаконным постановления, поскольку санкция применена антимонопольным органом в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного не установлено. Неоднократное совершение ПАО «МРСК Сибири» однородных правонарушений в отсутствие исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, свидетельствует о пренебрежительном отношении последнего к исполнению возложенных на него законом обязанностей и создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям (статья 2.9 КоАП РФ, пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Доводы ПАО «МРСК Сибири» о том, что УФАС по Кемеровской области не рассмотрена возможность применения пункта 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ, а также о необходимости снижения назначенного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, отклоняются судом как несостоятельные.

В соответствии с п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Снижение назначенного административным органом штрафа согласно положениям части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ является правом должностного лица. При этом реализация данного права не должна осуществляться при отсутствии к тому необходимых предпосылок.

Из материалов административного дела и доказательств, представленных при рассмотрении дела судом, не усматривается наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и являющихся основанием для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа.

Доводы ПАО «МРСК Сибири» о тяжелом имущественном положении документально не подтверждены, определение суда от 11.03.2019 в соответствующей части не исполнено.

Ссылка на отсутствие негативных последствий для заявителя, судом отклонена, как необоснованная. Состав вмененного правонарушения является формальным, представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных последствий. При этом публичный статус ПАО «МРСК Сибири» как организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии, предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права, действия данной организации нарушают права потребителей электрической энергии.

Суд считает, что в рассматриваемом случае УФАС по Кемеровской области назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.

Ссылка ПАО «МРСК Сибири» на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также отклоняется судом. Как следует из пункта 2 резолютивной части данного постановления, размер штрафа мог быть снижен судом на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в названном постановлении, только до внесения соответствующих изменений в КоАП РФ. Реализуя правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, законодатель Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дополнил статью 4.1 КоАП РФ частям 3.2 и 3.3, устанавливающими возможность снижения назначенного юридическому лицу административного штрафа при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав ПАО «МРСК Сибири», обстоятельства имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судом не установлены, назначенное административное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, в связи с чем, оснований для снижения штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, у суда не имеется.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ для уменьшения штрафа ниже минимального размера не имеется, в том числе по причине выполнения наложенной санкцией не только карательной, но и частной превентивной функции с целью стимулирования правомерного поведения хозяйствующего субъекта.

Как указано выше, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что ранее ПАО «МРСК Сибири» привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, в связи с чем, в данном случае наложение административного штрафа в размере 600000 руб. отвечает целям административной ответственности и не влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Назначение наказания исходя из положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, учитывая, что неоднократное привлечение ПАО «МРСК Сибири» к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не позволило достичь целей, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ (предупреждение совершения новых правонарушений), напротив, не отвечало бы конституционному принципу справедливости и соразмерности наказания.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

С учетом вышеизложенного, суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области.

Судья Ю.Ю. Кормилина