610017, г. Киров, ул. К.Либкнехта,102
http://kirov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А28-8511/2020
г. Киров
18 марта 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2021 года
В полном объеме решение изготовлено марта 2021 года
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Шубиной Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залесовой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу:
<...> 102
дело по исковому заявлению
Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Бор-Агро» (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>, помещение П47)
третьи лица: коммерческий банк «Интерпромбанк» (акционерное общество) (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>)
- Центральный Банк Российской Федерации (ИНН <***>, 1037700013020, 107016, <...>)
о взыскании 187 907 рублей 24 копеек,
при участии представителей:
от истца - ФИО1, по доверенности,
установил:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (Истец) обратилось в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Бор-Агро» (Ответчик) о взыскании 187 907 рублей 24 копеек штрафа за нарушение обязательств по государственному контракту от 03.09.2019 № 110 на поставку специализированной лесопожарной техники (далее-контракт).
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены коммерческий банк «Интерпромбанк»,Центральный Банк Российской Федерации.
Истец исковые требования поддержал.
Ответчик, третьи лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Ответчик исковые требования не признал по основаниям, подробно изложенным в отзывах.
Центральный Банк Российской Федерации в представленном отзыве пояснил, что ответчику выдавалась банковская гарантия, в том числе, 02.09.2019 в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее- Федеральный закон № 44-ФЗ) гарантия в размере 489,8 тыс.рублей на исполнение обязательств ответчика по контракту, сроком действия до 01.02.2020. Поскольку банк перестал соответствовать требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 440 "О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов" (далее - постановление N 440), так как рейтинговое агентство АКРА понизило 18.10.2019 кредитный рейтинг с уровня «В-(RU)» до уровня «СС(RU)» (прогноз негативный), Банк России направил в Минфин России письмо от 23.10.2019 о перечне банков, соответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ, в котором Банк не был указан в связи с несоответствием уровню кредитного рейтинга, что повлекло утрату Банком права выдачи банковских гарантий. Вместе с тем, в момент выдачи банковской гарантии (02.09.2019) кредитная организация соответствовала требованиям обеспечения исполнения обязательств по заключенному контракту.
Коммерческий банк «Интерпромбанк» в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, подробно изложенным в отзыве, указав, что выданная от имени банка банковская гарантия действовала и обеспечивает исполнение обязательств ответчика по заключенному контракту.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела в полном объеме, судом установлено следующее.
По результатам рассмотрения проведения аукциона в электронной форме между истцом (заказчиком) и ответчиком (поставщиком) был заключен государственный контракт на поставку специализированной лесопожарной техники от 03.09.2019 № 110, согласно которому поставщик обязался передать в собственность заказчику специализированную лесопожарную технику (товар), а заказчик обязался принять и оплатить товар в течение 15 рабочих дней со дня подписания сторонами акта сдачи-приемки товара (приложение № 2 к контракту), но не позднее 31.12.2019 (пункты 1.1, 1.2, 4.5 контракта).
Цена контракта составляет 9 395 362 рубля, НДС нет (пункт 4.1 контракта). Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда (пункт 9.2 контракта).
В соответствии с пунктом 2.1 контракта, контракт заключается после предоставления поставщиком обеспечения исполнения контракта в размере 5% от цены контракта (469768 руб.10коп.). Обеспечение гарантийных обязательств по контракту предоставляется поставщиком до оформления документа о приемке поставленного товара в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта. Исполнение контракта, гарантийные обязательств могут обеспечиваться, в том числе, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе. Способ обеспечения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются поставщиком самостоятельно, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2.3 контракта, срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе, в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В случае предоставления обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается по основаниям, предусмотренным статьей 378 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего гарантию (пункт 2.4 контракта).
Контракт считается заключенным с момента размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» подписанного заказчиком контракта в соответствии с частью 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и действует до полного и надлежащего исполнения сторонами принятых на себя обязательств, но не позднее 31.12.219 (пункты 11.1, 11.2 контракта).
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда (пункт 9.2 контракта).
В качестве обеспечения исполнения контракта ответчик предоставил министерству банковскую гарантию от 02.09.2019 на сумму 489768 рублей 10 копеек, выданную коммерческим Банком «Интерпромбанк» (акционерное общество), принятую истцом в качестве обеспечения контракта.
Учитывая, что в дальнейшем Банк был исключен из перечня банков, соответствующих требованиям к банкам, имеющим право выдавать банковские гарантии, письмом от 05.11.2019 истец направил в адрес ответчика уведомление о необходимости обеспечения исполнения государственного контракта.
Поскольку данное требование ответчиком не было выполнено, истец, руководствуясь подпунктом 8.3.2 пункта 8.3 контракта, предусматривающим начисление штрафа в размере 2% от цены контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, направил в адрес ответчика претензию о добровольной уплате штрафа в сумме 187907 рублей 24 копейки, который ответчик не оплатил, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 44-ФЗ заказчики принимают только банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.
Постановлением N 440 установлены требования к банкам, осуществляющим выдачу заказчикам банковских гарантий для обеспечения заявок и исполнения контрактов, которые должны одновременно соответствовать следующим требованиям:
наличие у банка собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн. рублей, рассчитываемых по методике Центрального банка Российской Федерации, по состоянию на последнюю отчетную дату;
наличие у банка кредитного рейтинга не ниже уровня "B-(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruB-" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА".
На основании изложенного, банк должен соответствовать требованиям постановления N 440 и быть включен в соответствующий перечень на момент выдачи банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом положений о соответствии банка требованиям постановления N 440 на протяжении всего срока действия контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Вопросы действия банковской гарантии регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 368 ГК РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
На основании пункта 1 статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по независимой гарантии прекращается:
1) уплатой бенефициару суммы, на которую выдана независимая гарантия;
2) окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;
3) вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии;
4) по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.
Указанные основания прекращения обязательств по гарантии судом не установлены, истец на них не ссылается.
Кроме того, согласно письму от 21.04.2020 N 24-03-07/31971 Министерства финансов Российской Федерации от 21 апреля 2020 года, выданному в пределах предоставленных полномочий, в случае если банк перестал соответствовать требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, при этом продолжил осуществлять банковскую деятельность, то обязательства банка по банковской гарантии не прекращаются.
Указанное письмо, по мнению истца, носит рекомендательный характер, что не исключает возможность принятия данной позиции, как не противоречащей вышеуказанным обстоятельствам.
Согласно части 30 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Из представленных доказательств следует, что на момент заключения контракта кредитная организация (Банк), выдавшая банковскую гарантию 02.09.2019 соответствовала требованиям обеспечения исполнения обязательств по заключенному контракту, состояла в реестре кредитных организаций, которая в соответствии со статьей 45 Федерального закона № 44-ФЗ) имела право выдавать банковские гарантии для обеспечения исполнения государственных контрактов, что также подтверждается представленными сведениями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России).
Доказательств отсутствия Банка в реестре указанных кредитных организаций на дату выдачи банковской гарантии, а также отзыва у Банка лицензии, что явилось бы основанием считать контракт необеспеченным, суду не представлено.
Кроме того, решением Арбитражного суда Кировской области от 09.08.2020 № А28-17560/2019, указанный контракт между сторонами был расторгнут, с ответчика в пользу истца был взыскан штраф в сумме 93953 рубля 62 копейки за неисполнение обязательств по контракту в части непоставки техники.
Учитывая изложенное, требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 49, 104, 110, 150, 167, 170, 176-180 АПК РФ,
РЕШИЛ:
Министерству лесного хозяйства Кировской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, <...>) в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.
Судья Н.М. Шубина