ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-11844/17 от 08.12.2017 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

08 декабря 2017 года Дело № А29-11844/2017

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой А.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 1» (ИНН:1103013564, ОГРН:1151101008244) к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:1103043696, ОГРН:1091103000010) о взыскании задолженности,

при участии:

от истца: не явились,

от ответчика:не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 1» (далее – ООО «ДУ-1», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – УГХИБ администрации МО ГО «Воркута», ответчик) о взыскании 1 593 648 руб. 65 коп. задолженности за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 по 27 договорам управления многоквартирным домом в отношении незаселенных жилых помещений.

Определением от 05.09.2017 арбитражный суд в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) выделил в отдельное производство требования по 26 договорам. В рамках дела № А29-11844/2017 судом рассматривается исковое заявление ООО «ДУ-1» о взыскании с УГХиБ Администрации МО ГО «Воркута» задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, п. Северный, ул. Банная, д. 4 (квартиры №№ 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12), за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 по договору № ДУ-2016/1 от 01.04.2016.

Этим же определением исковое заявление ООО «ДУ-1» назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства согласно положениям статей 227, 228 АПК РФ.

Определением от 30.10.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, предварительное судебное заседание с указанием на возможность перехода в основное судебное заседание по первой инстанции назначил на 08.12.2017.

Стороны в порядке статьи 123 АПК РФ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, с учетом положений статьи 156 АПК РФ суд рассматривает спор в отсутствие, участвующих в деле лиц.

Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В арбитражный суд от ответчика поступил отзыв, согласно которому УГХИБ администрации МО ГО «Воркута» просит отказать истцу в заявленных требованиях, считает, что услуги оказаны ненадлежащего качества. Доводы ответчика подробно изложены в отзыве.

08.12.2017 в арбитражный суд от истца в порядке статьи 49 АПК РФ потупили уточнения исковых требований от 07.12.2017 № 16/12, в которых ООО «ДУ-1» просит взыскать с ответчика 37 730 руб. 32 коп. по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, п. Северный, ул. Банная, д. 4 (квартиры №№ 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12), за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 по договору № ДУ-2016/1 от 01.04.2016.

Согласно части 1 статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Арбитражный суд принимает уточнение иска и рассматривает исковые требования с учетом уточненных исковых требований. Судом приняты уточнения иска.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В период с 01.01.2017 30.04.2017 ООО «ДУ № 1» осуществляло деятельность по управлению МКД, расположенного по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Банная, д. 4.

Управление указанными МКД ООО «ДУ № 1» (Управляющая организация) осуществляла на основании заключенных между ним, собственниками помещений (поименованных в приложении № 2 к договору) и представителем собственника жилых и нежилых помещений, находящихся в казне Муниципального образования городского округа «Воркута», назначенного постановлением Администрации городского округа «Воркута» от 19.11.2014 № 2025 (в лице начальника Управления городского хозяйства) договора управления МКД от 01.04.2016 № ДУ-2016/1 (т. 1, л.д. 4-47).

В соответствии с пунктом 1.1 договора Управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора за плату обязуется осуществить деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно:

- оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (далее – общее имущество) в порядке, установленном в разделе 4.1. договора;

- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме, в порядке, установленном в разделе 4.2 договора.

В силу пунктов 4.1.1., 4.1.5. договора перечень выполняемых Управляющей организацией работ и оказываемых услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества на момент заключения договора приведен в приложении № 8 к данному договору.

Сдача-приемка выполненных работ, оказанных услуг удостоверяется актами выполненных работ, оказанных услуг, подписанными Управляющей организацией и уполномоченным лицом, принимающим работы. Акт составляется Управляющей организацией.

В случае неподписания акта уполномоченным лицом без обоснованных причин в течение пяти рабочих дней со дня его направления уполномоченному лицу, акт выполненных работ, оказанных услуг подписывается управляющей организацией в одностороннем порядке. Работы, услуги, удостоверенные односторонним актом в указанных случаях, считаются принятыми собственниками.

Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что цена договора устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных по содержанию жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работу по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договора, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.6 договора, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет договора, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.7 договора.

Согласно пунктам 6.1.1 и 6.1.3 договора размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаково для собственников помещений и иных потребителе соразмерно планово-договорной стоимости работ, услуг, устанавливаемой в Перечне работ, услуг, в расчете на один месяц (или помесячно в течение года) и один квадратный метр общей площади помещений в многоквартирном доме. Плата за содержание и ремонт жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно, исходя из размера платы, определенного в порядке, указанном в пунктах 6.1.1 и 6.1.2 договора, и размера общей площади принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения.

Пунктом 6.3.5 договора от 01.04.2016 предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых Управляющей организацией или представителем Управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.

Пунктами 2.1 и 2.2 договора, заключенного по результатам проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом, оформленного протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 21.03.2016 № 2016/6, установлено, что договор считается заключенным с 01.04.2016 и действует по 31.12.2017.

Как следует из представленных материалов, истец в спорный период осуществлял обслуживание МКД, расположенного по адресу: г. Воркута, п. Северный, ул. Банная, д. 4 и нес затраты на содержание и ремонт общего имущества этих домов.

На оплату услуг за указанный период ООО «ДУ № 1» выставляло ответчику счета на оплату оказанных услуг (т.1, л.д. 76-91). Ко дню судебного разбирательства сумма долга за оказанные услуги ответчиком не оплачена (полностью или частично).

Неисполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества за период 01.01.2017 по 30.04.2017 явилось основанием для обращения ООО «ДУ № 1» в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании суммы долга.

Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд считает, что исковые требования, уточненные в порядке части 1 статьи 49 АПК РФ, подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из нижеследующего.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статей 307, 309 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и иных установленных Кодексом оснований, и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Из положений статьи 209 ГК РФ следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 Кодекса). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 Кодекса).

На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Статьями 36, 37 Жилищного кодекса Российской Федерации (сокращенно – ЖК РФ) определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Частью 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В силу положений части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, из буквального толкования названных выше правовых норм следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 № 16646/10.

В рассматриваемой ситуации истцом заявлены требования о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в отношении незаселенных (пустующих) квартир № 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, расположенных по адресу: г. Воркута, п. Северный, ул. Банная, д. 4.

18.09.2017 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – КУМИ АМОГО «Воркута») в соответствии со статьей 66 АПК РФ представил арбитражному суду выписку из реестра объектов недвижимого имущества Муниципального образования городского округа «Воркута» в отношении пустующих (незаселенных) жилых помещений, расположенных по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Банная, д. 4.

Филиалом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (далее – филиал Управления Россреестра по РК) 19.09.2017 представлены в материалы дела Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений в отношении спорных жилых помещений.

Согласно сообщениям КУМИ АМОГО «Воркута», а также сведениям филиала Управления Россреестра по РК перечисленные истцом квартиры (кроме кв. № 11), расположенные по указанному выше адресу, являются муниципальной собственностью и входят в состав казны Муниципального образования городского округа «Воркута».

Согласно информации Воркутинского производственного участка филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 13.09.2017 № 04.1-27/516 квартира № 11 по вышеуказанному адресу принадлежала ТЭЦ-2. При этом такие сведения содержат данные о регистрации права до 10.11.1999, то есть до создания Управления Россреестра по РК.

Вместе с тем в Едином государственном реестре недвижимости сведения о собственнике данной квартиры отсутствуют. В настоящее время в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о деятельности ТЭЦ-2. Исходя из имеющихся сведений постановлением Главы Администрации г. Воркуты от 10.07.1996 № 665 жилой фонд ТЭЦ-2 передан в муниципальную собственность. В материалах дела имеются сведения о том, что с 1997 года Администрация г. Воркуты предоставляла данную квартиру гражданам для проживания на основании ордеров (т. 2 л.д. 5, 51). Ответчиком доказательства, подтверждающие передачу квартиры № 11 в частную собственность, арбитражному суду не предоставлено.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.09.2017 по делу № А29-9131/2017 установлено, что квартира № 11 по ул. Банная в г. Воркуте относится к муниципальной собственности.

Следовательно, Муниципальное образование городского округа «Воркута» как собственник спорных жилых помещений в силу прямого указания закона обязано нести расходы на содержание и текущий ремонт общего имущества МКД, в котором расположены указанные помещения, и расходы на оплату коммунальных платежей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В подтверждение выполнения услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД истец представил суду договор управления многоквартирным домом от 01.04.2016 и подписанные в одностороннем порядке Акты о приемке оказанных услуг и выполненных работ, технический паспорт МКД, поквартирные карточки, сведения о детализации задолженности.

Согласно частям 7 и 11 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила), установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещения, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. При этом размер такой платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает.

Стоимость услуг, оказанных ответчику, и размер стоимости оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества за период с 01.01.2017 по 30.04.2017 определены истцом исходя из площади жилых помещений и установленной платы за содержание и текущий ремонт.

Возражения и разногласия в отношении правильности расчета стоимости услуг управляющей организации, контррасчет взыскиваемой суммы, доказательств, подтверждающих иную площадь спорных помещений, а также доказательств полной или частичной передачи из муниципальной собственности спорных жилых помещений в рассматриваемый период ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.

Кроме того, ответчиками также не представлены доказательства обоснованности отказа от подписания актов выполненных работ, равно как и доказательств ненадлежащего исполнения истцом своих обязательств по предоставлению услуг, предъявления в спорный период претензий и/или обращений к истцу с заявлением об уменьшении размера платы за содержание и текущий ремонт, за коммунальные услуги в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.

В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объем предъявленных истцом к оплате услуг не соответствует установленным нормативам и требованиям, отказ муниципального образования от оплаты коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в отношении незаселенных (пустующих) помещений является неправомерным.

Решением Совета муниципального образования городского округа «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городской округ «Воркута» (далее - Положение № 270).

В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 4 статьи 6 названного Положения Управление городского хозяйства осуществляет функции Администрации муниципального образования городской округ «Воркута» по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования, а также заключает от имени муниципального образования договоры управления.

Решением Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 24.11.2014 года № 636 утверждено Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городской округ «Воркута» (далее – Положение № 636).

Согласно пункту 1.6. Положения № 636 Управление является главным распорядителем бюджетных средств в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и муниципальными правовыми актами городского округа «Воркута».

В силу пунктов 3.1.1., 3.1.2., 3.1.6 и 3.1.8. Положения № 636 Управление городского хозяйства выполняет следующие функции:

- организует строительство, ремонт и содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального, энергетического хозяйства, входящих в состав муниципальной собственности;

- создает условия для жилищного строительства;

- до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги в установленном администрацией городского округа «Воркута» порядке;

- организует проведение открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.

Пунктом 3.1.9. Положения № 636 установлено, что Управление городского хозяйства от имени Муниципального образования городского округа «Воркута» осуществляет полномочия собственника при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности.

Таким образом, Управление городского хозяйства является финансово-распорядительным органом (главным распорядителем) в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального жилого фонда, а также выступает как представитель публично-правового образования при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности, в том числе, при заключении договоров управления.

При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по делу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по содержанию и текущему ремонту имущества является собственник спорных жилых помещений - Муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства.

Таким образом, в данном случае с ответчика подлежит взысканию задолженность за оказанные услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД в отношении незаселенных (пустующих) квартир, расположенных в доме № 4 (квартиры 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12) по ул. Банная в пгт. Северный, г. Воркуте.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание тот факт, что задолженность в сумме 37 730 руб. 32 коп. ответчиком не оплачена, указанная сумма задолженности подлежит взысканию с ответчика.

При подаче искового заявления в арбитражный суд истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Муниципальное образование городского округа «Воркута» освобождено от уплаты государственной пошлины, с ответчика не может быть взыскана указанная сумма государственной пошлины в пользу федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования (уточненные) удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: 1103043696, ОГРН:1091103000010) за счет казны муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Домоуправление № 1» (ИНН:1103013564, ОГРН:1151101008244) 37 730 руб. 32 коп. задолженности по оплате работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воркута, пг. Северный, ул. Банная, д. 4.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) путем подачи жалобы (в том числе в электронном виде) через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления текста решения в полном объеме.

Судья П.Н. Басманов