ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
г. Сыктывкар
02 июня 2021 года Дело № А29-14952/2020
Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2021 года, полный текст решения изготовлен 02 июня 2021 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Бебякиной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесовым О.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 19.05.2021 и 26.05.2021 дело
по иску Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН:<***>, ОГРН: <***>)
к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), в лице Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: <***> ОГРН: <***>)
о возмещении убытков,
при участии
от истца: ФИО1 по доверенности № 04/502/00137 от 28.12.2020 (до и после перерыва),
от ответчика: ФИО2 по доверенности от Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми № 05-54/4 от 13.01.2021 (до и после перерыва),
установил:
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми (далее также ответчик-1) о взыскании убытков (затрат), понесенных и подлежащих несению истцом для приведения в надлежащее состояние жилых помещений со статусом «специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в сумме 541 096 руб. 99 коп.
Определением арбитражного суда от 11.12.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее – Министерство образования Республики Коми, ответчик-2) и Министерство финансов Российской Федерации (далее также третье лицо).
Исковые требования мотивированы убытками, понесенными и планируемыми к несению Администрацией в связи с приведением в надлежащее состояние жилых помещений, подлежащих предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Определением арбитражного суда от 02.02.2021 по ходатайству истца процессуальный статус Министерства образования Республики Коми изменен с третьего лица на соответчика.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на исковое заявление с исковыми требованиями не согласилось, полагает, что действующие нормативные правовые акты Республики Коми, регулирующие порядок определения общего объема и предоставления субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа), не предусматривают возможности расходования указанной субвенции на ремонт специализированного жилищного фонда в целях обеспечения состоящих в очереди детей-сирот. Кроме того, считает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство образования Республики Коми как главный распорядитель бюджетных средств.
Министерство образования Республики Коми в отзыве на иск против исковых требований возразило, указало, что в Республике Коми органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Законом Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми». Согласно указанному нормативному правовому акту финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий. Распределение субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий реализуется в соответствии с Методикой расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа). Согласно пунктам 1 и 5 Методики субвенции органами местного самоуправления расходуются на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений. При этом, направление средств субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на проведение косметического ремонта жилого помещения, уже отнесенного к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, не предусмотрено. Кроме того, считает, что истец не доказал незаконность действий (бездействия) ответчика-2, в результате которых истцу причинены убытки в заявленной сумме.
Третье лицо – Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми в отзыве на иск сообщило, что предоставление субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, реализующим переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства, организации отдыха и оздоровления детей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает Министерство образования Республики Коми как главный распорядитель бюджетных ассигнований в рамках предоставленных ему полномочий.
В дополнении к отзыву от 12.04.2021 Министерство образования Республики Коми указало, что в силу норм Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Данным законом предусмотрено, что органы самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены полномочия по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, осуществлению в соответствии со своей компетенцией муниципального жилищного контроля. По мнению ответчика-2, истец ненадлежащим образом обеспечивал контроль за сохранностью спорных жилых помещений, что и повлекло возникновение убытков.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель Министерства образования Республики Коми в судебном заседании против исковых требований возразила с учетом доводов отзыва на иск и дополнения к нему.
Министерство финансов Республики Коми и Министерство финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд определился рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика-1 и третьего лица по имеющимся в материалах дела доказательствам.
В судебном заседании объявлен перерыв до 26.05.2021, информация о котором в установленные сроки размещена в сети Интернет на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел.
После перерыва судебное разбирательство продолжено.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В 2015-2016 Администрация в целях выполнения переданных ей полномочий субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, путем участия в долевом строительстве многоквартирных жилых домов приобрела жилые помещения, расположенные по адресам: <...> и <...>.
Указанные жилые помещения приобретены за счет предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми бюджету МО ГО «Сыктывкар» средств субвенций на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
После приобретения истцом указанных жилых помещений они включены в состав муниципальной собственности МО ГО «Сыктывкар» со статусом «специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Впоследствии жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, по договору найма жилого помещения предоставлено гражданину ФИО3 сроком на 5 лет.
В связи со смертью гражданина ФИО3 11.10.2019, договор найма был расторгнут, Администрацией проведен осмотр жилого помещения. При визуальном осмотре занимаемого ФИО3 жилого помещения была установлена необходимость проведения косметического ремонта в целях дальнейшего его предоставления гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ремонт был произведен Администрацией по муниципальному контракту от 02.03.2020 № 9/3 за счет средств бюджета МО ГО «Сыктывкар», стоимость его составила 229 665 руб.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, по договору найма жилого помещения предоставлено гражданину ФИО4
В связи со смертью гражданина ФИО4 09.04.2018, договор найма прекратил свое действие, истцом произведен осмотр указанного помещения. При визуальном осмотре занимаемого ФИО4 жилого помещения была установлена необходимость проведения косметического ремонта в целях дальнейшего его предоставления гражданину из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно локальной смете выполнения ремонтных работ стоимость ремонта указанного жилого помещения составляет 259 527 руб.
Письмом от 14.07.2020 № 01/1-13/1042 Администрация обратилась в Министерство образования Республики Коми с просьбой возмещения затрат на проведение ремонтных работ в указанных жилых помещениях за счет средств субвенций, которые предусмотрены бюджету МО ГО «Сыктывкар» на 2020 год.
Письмом Министерства образования Республики Коми от 23.09.2020 № 17-20/1/932 Администрации отказано в возмещении вышеуказанных затрат.
Отказ Министерства образования Республики Коми Администрации в возмещении затрат, понесенных истцом в связи с ремонтом жилого помещения по адресу: <...>, а также планируемых к несению затрат на ремонт жилого помещения по адресу: <...>, явился основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование заявленных исковых требований и возражений против них, арбитражный суд считает необходимым исковые требования удовлетворить исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем возмещения убытков.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное (пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, основанием для удовлетворения требования о взыскании убытков является совокупность условий: факт причинения убытков, противоправность (незаконность) действий причинителя вреда, наличие причинной связи между понесенными убытками и незаконными действиями ответчика, документально подтвержденный размер убытков.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как установлено судом, по смыслу положений статей 98.1, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (статья 5).
На это же неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 05.02.2009 № 250-О-П, от 22.04.2010 № 650-О-О), обозначая, что реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Поскольку финансирование льгот детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению жилыми помещениями являются расходными полномочиями субъекта Российской Федерации – Республики Коми, ответственность за причинение убытков перед истцом несет Республика Коми.
Часть 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.
В статье 7 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее – Закон № 115-РЗ) определено, что финансирование расходов по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций на осуществление государственных полномочий (далее - субвенции).
Согласно пункту 1 Приложения № 11 к Закону № 115-РЗ «Методика расчета размера субвенции, выделяемой из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального района (городского округа) на осуществление государственного полномочия Республики Коми, предусмотренного пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Коми «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» (далее -Методика) размер субвенции, предоставляемой бюджету муниципального района (городского округа) на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке в сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период.
Таким образом, расходование бюджетных средств (субвенции) при приобретении, ремонте, реконструкции жилых помещений муниципальными образованиями в целях их дальнейшего предоставления по договорам социального найма должно отвечать целям эффективности и результативности.
Правовые и организационные основы по предоставлению органами местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан определены Законом Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» (далее – Закон № 134-РЗ).
На основании части 2 статьи 7 Закона № 134-РЗ жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, указанным в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, однократно в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и Министерством образования Республики Коми 22.01.2020 заключено Соглашение о предоставлении бюджету МО ГО «Сыктывкар» в 2020 году субвенций из республиканского бюджета Республики Коми на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений № 20 (далее – Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» из республиканского бюджета Республики Коми в 2020 году субвенций на строительство, приобретение, реконструкцию, ремонт жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, (далее - Субвенция) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 1.1 Соглашения).
Субвенция предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе о республиканском бюджете Республики Коми (сводной бюджетной росписи республиканского бюджета Республики Коми) на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств республиканского бюджета Республики Коми на финансовый год (пункт 3.1. Соглашения).
Перечисление Субвенций в текущем финансовом году осуществляется под заключенные муниципальные контракты на основании заявок на предоставление бюджету муниципального образования городского округа «Сыктывкар» субвенций, направляемых Муниципалитетом в Министерство по форме согласно приложению №3 к настоящему Соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью (пункт 3.2 Соглашения).
Согласно пункту 4.1.1 Соглашения Министерство обязано обеспечить предоставление Субвенции в бюджет муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2020 финансовый год, доведенных Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании пункта 1 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как установлено судом и не отрицается ответчиком, доказательств, подтверждающих, что бюджету МО ГО «Сыктывкар» из республиканского бюджета были выделены денежные средства, предназначенные для ремонта спорных жилых помещений либо компенсации затрат на произведенный ремонт в материалы дела не представлено.
Ссылка ответчика на то, что указанные расходы подлежат несению Администрацией за счет собственных бюджетных средств судом отклоняются как основанные на неправильном толковании норм права. По смыслу статей 34, 38, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), а на главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств. Обеспечение указанной категории граждан жильем является обязательством субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, учитывая передачу таких полномочий органам местного самоуправления, обязан обеспечить их соответствующими финансовыми ресурсами для их исполнения. Обратное приводит к нивелированию законодательно установленных обязательств по обеспечению указанной социально незащищенной и уязвимой категории граждан жильем, в котором они нуждаются, а также принципов эффективности и результативности расходования бюджетных средств, что недопустимо.
Ссылка ответчика на то, что истец ненадлежащим образом осуществлял контроль за сохранностью спорных жилых помещений, что и повлекло возникновение убытков, судом отклоняется как неподтвержденная материалами дела.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает, что в соответствии со статьями 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец доказал противоправность (незаконность) действий ответчика-2, в результате которых ему причинены убытки, наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями (бездействием) ответчика-2.
Между противоправным поведением причинителя вреда и наступлением вреда существует причинная связь, а именно: противоправное поведение ответчика хронологически предшествует факту возникновения ущерба у истца и оно (противоправное поведение) способно вызвать возникновение ущерба, данный ущерб причинен исключительно в результате указанного противоправного поведения ответчика.
Размер убытков материалами дела подтвержден и ответчиком-2 не оспаривается.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается наличие всей совокупности необходимых условий для взыскания убытков, а именно: факт причинения убытков; противоправность поведения ответчика, в результате которого истцу причинены такие убытки; причинно-следственная связь между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками; их размер.
При определении лица, с которого подлежат взысканию заявленные истцом убытки, суд исходит из следующего.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования. Следовательно, в случае, когда государственный (муниципальный) орган, являвшийся на момент возникновения спорных правоотношений главным распорядителем бюджетных средств тех государственных (муниципальных) органов (должностных лиц), в результате незаконных действий (бездействия) которых физическому или юридическому лицу причинен вред, утратил данный статус (при передаче полномочий иному органу, в связи с ликвидацией), в качестве представителя Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования суду следует привлекать орган, наделенный такими полномочиями главного распорядителя бюджетных средств на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с подпунктом 56 пункта 10 Положения о Министерстве образования Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 № 520, Министерство образования Республики Коми исполняет функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Министерства, государственных учреждений Республики Коми и реализацию возложенных на Министерство функций.
На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет исковые требования и взыскивает убытки в заявленном истцом размере с Министерства образования Республики Коми.
Учитывая, что истец и ответчик по настоящему спору в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с ответчика-2 в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН:<***>, ОГРН: <***>) денежные средства в сумме 541 096 руб. 99 коп.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.