АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
02 июля 2018 года Дело № А29-4362/2018
Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2018 года, полный текст решения изготовлен 02 июля 2018 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Маклаковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цывуниной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
к Администрации с. Серегово Администрации муниципального образования «Княжпогостский район» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Коми и Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми, Государственного автономного учреждения Республики Коми Санаторий «Серегово»
об обязании принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества,
при участии в судебном заседании:
представителя истца ФИО1 по доверенности от 26.12.2017;
представителя третьего лица ФИО2 по доверенности от 22.01.2018;
установил:
Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений (далее – Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации с. Серегово, Администрации муниципального образования «Княжпогостский район» (далее – Администрация, ответчик) об обязании принять в муниципальную собственность сельского поселения «Серегово» объект недвижимого имущества - пожарный водоем № 1, назначение: здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, с общим объемом 100 м.куб., инв. № 02.07.00059, лит. 1, расположенный по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, с. Серегово, год постройки - 1990.
Представитель истца и третьего лица настаивали на удовлетворении исковых требований.
Остальные лица, участвующие, в деле явку своих представителей в предварительное и судебное заседание арбитражного суда первой инстанции не обеспечили; письменные возражения против завершения подготовки дела к судебному разбирательству и перехода к рассмотрению дела в арбитражном суде первой инстанции 27.06.2018 в 11 час. 35 мин. не заявили.
Ответчик и третьи лица, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам ст. ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
На основании ч. 4 ст. 137 АПК РФ, согласно разъяснению, данному в п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству», при отсутствии возражений сторон, арбитражный суд завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц по имеющимся в нем доказательствам.
Заслушав представителя истца и третьего лица, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В государственной собственности Республики Коми находится объект недвижимого имущества: пожарный водоем № 1, назначение: нежилое, общий объем 100 м.куб., инвентаризационный номер 02.07.00059, лит. 1, расположенный по адресу: Республика Коми, Княжпогостскии район, с.Серегово (далее - пожарный водоем № 1, Спорное Имущество).
По сведениям истца, указанный пожарный водоем закреплен на праве оперативного управления за ГАУ РК «Санаторий «Серегово».
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление ВС РФ № 3020-1), объектами муниципальной собственности являются объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов.
Таким образом, объекты инженерной инфраструктуры, расположенные в пределах соответствующего муниципального образования, являются объектами муниципальной собственности.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
В силу абз. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 63 и ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В соответствии с п. 2 Постановления ВС РФ № 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 Постановления ВС РФ № 3020-1, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Из технического паспорта на пожарный водоем № 1, составленный по состоянию на 21.11.2008, следует, что назначением пожарного водоема является хранение воды, предназначенной для наружного пожаротушения.
Таким образом, содержание пожарного водоема, предназначенного для
хранения воды, предназначенного для наружного пожаротушения, является
одной из первичных мер пожарной безопасности направленных на
материально-техническоеобеспечениепожарнойбезопасности
муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 01.02.2007 по делу №А29-12294/2016 объекты жилищного фонда, расположенные в пределах МО СП «Серегово», которые были закреплены за ГАУ РК «Санаторий «Серегово», были переданы в муниципальную собственность МО СП «Серегово».
Спорное Имущество расположено в пределах жилищного фонда, отнесенного к муниципальной собственности МО СП «Серегово», следовательно, назначением указанного пожарного водоема является обеспечение пожарной безопасности в пределах жилищного фонда МО СП «Серегово».
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом № 131-ФЗ вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 07.12.2005 № 134-РЗ «О порядке передачи государственного имущества Республики Коми в собственность муниципальных образований» (далее - Закон № 134-РЗ) в собственность муниципальных образований может передаваться имущество, находящееся в государственной собственности Республики Коми, в том числе необходимое для решения установленных законодательством вопросов местного значения.
Согласно ст. 2 Закона № 134-ФЗ в собственность муниципальных образований может передаваться имущество, предусмотренное ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исходя из видов имущества, которое может находиться в собственности соответствующих муниципальных образований.
В силу п. 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 № 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий», в соответствии с абз. 2 п. 1 приложения 3 к Постановлению ВС РФ № 3020-1 жилищный и нежилой фонды отнесены к объектам муниципальной собственности. Объекты, названные в приложении № 3 к Постановлению ВС РФ № 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 №2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС РФ №3020-1.
Пожарный водоем № 1 в муниципальной собственности МО СП «Серегово», в нарушение положений Постановления ВС РФ № 3020-1 не числится.
Министерство письмом от 28.02.2018 № 01-56/1749-04 предложило Администрации МО СП «Серегово» принять в муниципальную собственность объект недвижимого имущества - пожарный водоем № 1, назначение: нежилое, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, с общим объемом 100 м.куб., инв. № 02.07.00059, лит. 1, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Княжпогостскии район, с. Серегово, год постройки - 1990 (в соответствии с Техническим паспортом).
АМО СП «Серегово» письмом от 28.03.2018 № 01-24/137 сообщила о том, что передача объекта в муниципальную собственность МО СП «Серегово» нецелесообразна, в связи с тем, что указанный объект изначально проектировался в целях пожарной безопасности санатория «Серегово» и находится в непосредственной близости к администрации санатория, на землях, которые являются государственной собственностью Республики Коми, следовательно, он необходим для обеспечения запасов воды с целью обеспечения пожарной безопасности на территории санатория «Серегово», тем самым отказалась от принятия Объекта в муниципальную собственность.
Вместе с тем, по мнению истца, рассматриваемый пожарный водоем расположен в пределах объектов жилищного фонда, расположенных на территории МО СП «Серегово», следовательно, предназначен для обеспечения пожарной безопасности объектов муниципального жилищного фонда МО СП «Серегово», кроме того, в пределах санатория «Серегово» расположен пожарный водоем № 2, предназначением которого является обеспечение пожарной безопасности на территории санатория «Серегово».
Данные обстоятельства послужили для истца основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В обоснование исковых требований в материалы дела представлены: технический паспорт на сооружение (л.д. 13- 15), свидетельство о государственной регистрации права от 27.07.2010 серии 11АА № 736533, от 14.04.2010 серии 11АА № 674896 (л.д. 16-17), кадастровый паспорт сооружения (л.д. 18).
Администрация в отзыве на иск от 16.05.2018 № 01-26-286 указала, что Спорное Имущество находится в аварийном состоянии и не подлежит ремонту; у Имущества отсутствует адрес; он не состоит на учете в надзорных органах и в реестре имеющихся водоемов противопожарной службы РК, и в связи с данными обстоятельствами ответчику не целесообразно принимать в муниципальную собственность аварийный, невостребованный объект.
На основании п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник осуществляет реализацию принадлежащих ему прав по своему усмотрению.
В силу ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ, истец, являющийся федеральным учреждением, не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним государственным имуществом.
Право оперативного управления этим имуществом в силу п. 3 ст. 299 ГК РФ может быть прекращено лишь по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
В ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами местного самоуправления для целей, установленных ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ.
Таким образом, при наличии предусмотренных указанной нормой оснований, имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 04.12.2007 № 828-О-П) процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. В системе действующего правового регулирования необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на передачу в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, что требует согласованных действий органов местного самоуправления и органов государственной власти Российской Федерации.
Соответственно, положения ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие - в нарушение конституционных прав местного самоуправления и гарантий муниципальной собственности, установленных ст.ст. 8, 12, 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации, - принимать решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Органы местного самоуправления не могут произвольно отказаться от принятия имущества, которое должно находиться в муниципальной собственности; согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения. Решение органа местного самоуправления об отказе от согласования передачи имущества не должно быть произвольным и препятствовать процедуре передачи имущества в случаях, установленных законом.
Спорное Имущество находится в границах муниципального образования.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления принять Спорное Имущество, вытекает из прямого указания закона.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск (о фактическом состоянии объектов, об отсутствии адреса и др.) не имеют правового значения, как нормативно не обоснованные.
Принимая во внимание изложенное, исковое требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, ____,176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию с. Серегово Администрации муниципального образования «Княжпогостский район» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) принять в муниципальную собственность сельского поселения «Серегово» объект недвижимого имущества - пожарный водоем № 1, с общим объемом 100 м. куб., инв. № 02.07.00059, лит. 1, расположенный по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, с. Серегово, год постройки - 1990.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья С.В. Маклакова