ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-5696/20 от 11.12.2020 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

17 декабря 2020 года Дело № А29-5696/2020

Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2020 года, полный текст решения изготовлен 17 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Юдиной О.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малковой Е.Н., рассмотрев в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

к Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>),

к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>),

о взыскании задолженности,

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (далее – истец, ООО «Жилсервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – ответчик, КУМИ АМО ГО «Воркута») о взыскании 11 303 194 руб. 97 коп. задолженности за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 по оплате работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также стоимости поставленных коммунальных ресурсов на общедомовые нужды (электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения) и тепловой энергии на отопление в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир) многоквартирных домов по 34 договорам управления многоквартирных домов.

Определением арбитражного суда от 21.05.2020 по делу № А29-5311/2020 требования ООО «Жилсервис» к муниципальному образованию городского округа «Воркута» в лице КУМИ АМО ГО «Воркута» о взыскании задолженности по договорам управления многоквартирными домами по адресам:

- № Сев-2018/24 от 01.01.2018 (г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д.1),

- № Сев-2018/25 от 01.01.2018 (г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д.1а),

- № Сев-2018/26 от 01.01.2018 (г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д.3), выделены в отдельное производство, арбитражному делу присвоен № А29- 5696/2020.

Определением от 28.05.2020 исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – ответчик, АМО ГО «Воркута»), Управление городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – ответчик, УГХиБ АМО ГО «Воркута»), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Воркутинские ТЭЦ» (далее – третье лицо, ООО «Воркутинские ТЭЦ»).

В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела поступили сведения о принадлежности объектов недвижимого имущества в отношении спорных помещений, представленные филиалом «ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми.

Истец представил ходатайство от 18.06.2020 № 13/06 об уточнении исковых требований, где указал, что многоквартирные жилые дома (далее – МКД), находящиеся под управлением ООО «Жилсервис» не оборудованы общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов, поэтому при расчете исковых требований истец применял утвержденный норматив потребления коммунальной услуги, сведения о пустующих муниципальных квартирах зафиксированы в поквартирных карточках, имеющихся в паспортном столе истца.

Согласно ходатайству об уточнении исковых требований истец просит взыскать с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» задолженность по оплате выполненных работ по содержанию и ремонту общедомового имущества в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир), задолженность по оплате коммунальных услуг в части отопления за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1 440 479 руб. 83 коп.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению по существу.

Ответчик – КУМИ АМО ГО «Воркута» представил выписку из реестра муниципальной собственности от 18.06.2020 № 4862-630, согласно которой объекты недвижимого имущества (квартиры), расположенные по адресу:

- Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 1, кв. №№ 9, 13, 18, 19, 31, 51, 54, 55, 56, 58, 59, 61, 62, 63, 66, 67;

- Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 1А, кв. №№ 1, 3, 8, 9, 10, 13, 17, 18, 19, 21, 25, 48, 66, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 90, 95, 96;

- Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 3, кв. №№ 4, 9, 10, 11, 20, 38, 47, 57, 58, 67, 68, 69, 80, 91, 101, 104, 105, 106, 110, 113, 114, 115, являются муниципальной собственностью и входят в состав казны муниципального образования городского округа «Воркута».

В отзыве на исковое заявление от 23.06.2020 № 03-1289 КУМИ АМО ГО «Воркута» указывает, что

- кв. № 6, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственниками являются частные лица, деприватизация собственниками до конца не доведена;

- кв. № 53, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственниками являются частные лица, сведениями о переходе права собственности на указанное жилое помещение ответчик не располагает;

- кв. № 58, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственником является частное лицо, сведениями о переходе права собственности на указанное жилое помещение ответчик не располагает;

- кв. № 19, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственником является частное лицо, сведениями о переходе права собственности на указанное жилое помещение ответчик не располагает;

- кв. № 25, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственником является частное лицо;

- кв. № 68, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственником является частное лицо, деприватизация собственником до конца не доведена.

Ответчик указывает, что процедура расторжения договоров на передачу спорных квартир в собственность надлежащим образом не проведена, в связи с чем указанные выше квартиры (по которым начата процедура деприватизации) до настоящего времени находятся в частной собственности, МО ГО «Воркута» не несет обязанности по оплате расходов на их содержание.

Так же КУМИ АМО ГО «Воркута» указывает, что истцом не предоставлено доказательств о взыскании с ООО «Жилсервис» в пользу ресурсоснабжающей организации задолженности за потребленное отопление, которая заявлена в исковых требованиях; объемы энергоресурсов ресурсоснабжающей организацией не проверены, не представлено доказательств о заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями.

УГХиБ АМО ГО «Воркута» в отзыве на исковое заявление от 26.06.2020 № 1946 указывает, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице КУМИ АМО ГО «Воркута», просит в удовлетворении исковых требований к УГХиБ АМО ГО «Воркута» отказать.

В отзыве на исковое заявление от 25.06.2020 № 1921 ответчик – АМО ГО «Воркута» так же указывает на то, что надлежащим ответчиком по делу является муниципальное образование городского округа «Воркута» в лице КУМИ АМО ГО «Воркута», просит в удовлетворении исковых требований к АМО ГО «Воркута» отказать.

От истца поступили письменные пояснения от 07.09.2020 № 32/09, в которых он не согласен с доводами ответчика - КУМИ АМО ГО «Воркута» указывает, что:

- кв. № 58, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, является пустующей муниципальной собственностью, как выморочное имущество,

- кв. № 68, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А, является пустующей муниципальной собственностью, постановлением Главы администрации г. Воркуты № 836 от 15.06.2005 договор на передачу квартиры в собственность частному лицу расторгнут,

- кв. № 53, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, является пустующей муниципальной собственностью, в паспортном столе имеется ордер № 103 от 19.07.1995,

- кв. № 6, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, является пустующей муниципальной собственностью, согласно поквартирной карточке заселена на основании ордера № 18 от 15.01.2003.

От третьего лица – ООО «Воркутинские ТЭЦ» поступил отзыв на исковое заявление от 15.09.2020, в котором указано на отсутствие возражений по заявленным исковым требованиям.

Истец представил ходатайство от 09.11.2020 № 25/11 об уточнении исковых требований, где указал, что квартиры №№ 19, 25 по ул. Цементнозаводская д. 1А удалены из расчета исковых требований, основания для исключения остальных спорных квартир из расчета исковых требований отсутствуют.

Согласно ходатайства об уточнении исковых требований истец просит взыскать с муниципального образования городского округа «Воркута» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» задолженность по оплате выполненных работ по содержанию и ремонту общедомового имущества в части пустующих (незаселенных) муниципальных жилых помещений (квартир), задолженность по оплате коммунальных услуг в части отопления за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 в размере 1 411 116 руб. 09 коп.

На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению по существу.

От ответчика – КУМИ АМО ГО «Воркута» поступили письменные пояснения от 11.11.2020 № 03-3997, в которых он сообщает, что не располагает сведениями и документами, подтверждающими, что квартира № 58 дома 1 по ул. Цементнозаводской пгт. Северный г. Воркуты является выморочным имуществом.

От Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» в материалы дела поступила информация от 05.11.2020 № 07-02/1516, запрошенная судом.

В ответе на определение суда от 09.12.2020 № 03-4572 КУМИ АМО ГО «Воркута» сообщил о неполучении уточненных исковых требований, поддержал позицию, ранее изложенную в отзыве на иск.

Лица, участвующие в деле, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили, от АМО ГО «Воркута» и УГХиБ АМО ГО «Воркута» поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного конкурса ООО «Жилсервис» выбрано управляющей организацией, между Управлением городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (уполномоченное лицо) и обществом с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (управляющая организация) заключены договоры № Сев-2018/24 от 01.01.2018 управления МКД по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д.1, № Сев-2018/25 от 01.01.2018 управления МКД по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д.1а, № Сев-2018/26 от 01.01.2018 управления МКД по адресу: г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д.3, по условиям которых управляющая организация по заданию собственников помещений в течение срока действия договора, за плату обязуется осуществлять деятельность по управлению МКД, а именно:

а) оказывать услуги и выполнять работы по управлению МКД, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД;

б) предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям, пользующимся помещениями в МКД;

в) осуществлять иную, направленную на достижение целей управления МКД деятельность (пункт 1.2. договоров).

В соответствии с пунктом 5.3 договоров планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, определенная на дату заключения договора, указывается в перечне работ, услуг, приведенном в Приложении № 8 к договору.

В силу пункта 5.4. договоров стоимость коммунальных услуг определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически предоставленных в расчетном периоде коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимые в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги для собственников помещений и иных потребителей определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг с учетом установленных такими Правилами условий ее перерасчета и изменения (уменьшения) (пункт 6.2.1. договора управления).

Как следует из искового заявления, истец осуществлял управление спорными многоквартирными домами, в связи чем предъявил ответчику к оплате стоимость оказанных услуг по ремонту и содержанию общего имущества, поставленной тепловой энергии на отопление незаселенных муниципальных квартир, расположенных в г. Воркута по адресам: ул. Цементнозаводская, д.1, <...>.

Поскольку ответчик не оплатил задолженность, в том числе, после направления истцом претензии №65/3/03 от 17.03.2020, то ООО «Жилсервис» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Из содержания статей 153, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (пункт 28) следует, что собственники помещений обязаны вносить плату за жилое помещение, коммунальные услуги и содержание общего имущества.

В соответствии с пунктами 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, в котором управление, которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Управляющая организация, получающая плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с ресурсоснабжающими организациями, с которыми заключены договоры поставки соответствующих ресурсов, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставле­ния коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Россий­ской Федерации.

В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), определено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги в виде горячего водоснабжения, то есть снабжения горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, в виде отопления, то есть подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии.

Согласно пункту 31 Правил № 354 управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возложены обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества всем потребителям в доме, находящемся в управлении названной организации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами» (далее - Правила № 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) указанных Правил.

Истец является лицом, обязанным в силу закона обеспечить жильцов многоквартирного дома необходимыми коммунальными ресурсами.

В соответствии с Правилами № 354 в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, наличие договорных отношений между ресурсоснабжающей и управляющей организациями возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил № 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления.

По общему правилу получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. Аналогичная позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 N 310-КГ14-8259.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Нормами части 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Решением Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Положение №270).

Пунктом 1 статьи 6 Положения №270 предусмотрено, что органы администрации МО ГО «Воркута» осуществляют функции администрации МО ГО «Воркута» по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной настоящим Положением и положениями об этих органах.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 внесены изменения в решение Совета муниципального образования городской округ «Воркута» от 01.06.2013 № 270, согласно которым пункт 3 статьи 6 дополнен подпунктами 13 и 14. Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 6 Положения №270 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о КУМИ администрации МО ГО «Воркута», до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.

Подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения № 270 изложен в следующей редакции: Управление городского хозяйства осуществляет функции администрации муниципального образования городской округ «Воркута» в пределах полномочий, предоставленных настоящим Положением и Положением о УГХиБ администрации МО ГО «Воркута», осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления.

Таким образом, решением Совета МО ГО «Воркута» от 06.06.2018 полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального фонда переданы Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута», который с 07.06.2018 является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения затрат на жилищно-коммунальные услуги организациям, осуществляющим содержание пустующего муниципального фонда и выступает как представитель публично-правового образования.

При таких обстоятельствах, надлежащим ответчиком по делу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по содержанию и текущему ремонту имущества, а также тепловой энергии на отопление за спорный период является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута».

По уточненному расчету истца, задолженность составила 1 411 116 руб. 09 коп. в отношении муниципальных жилых помещений (квартир), расположенных по адресам г. Воркута, пгт. Северный:

- ул. Цементнозаводская, д.1, кв. №№ 6, 9, 13, 18, 19, 21, 31, 51, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 61, 62, 63, 66, 67;

- ул. Цементнозаводская, д. 1А, кв. №№ 1, 3, 8, 9, 10, 13, 17, 18, 21, 48, 66, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 90, 95, 96;

- ул. Цементнозаводская, д. 3, кв. №№ 4, 9, 10, 11, 20, 38, 47, 57, 58, 67, 68, 69, 80, 91, 101, 104, 105, 106, 110, 113, 114, 115, за период с июля по декабрь 2019 года.

Согласно выписке из реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования городского округа «Воркута» от 18.06.2020 № 4862-630, объекты недвижимого имущества (квартиры), расположенные по адресу:

- Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 1, кв. №№ 9, 13, 18, 19, 31, 51, 54, 55, 56, 58, 59, 61, 62, 63, 66, 67;

- Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 1А, кв. №№ 1, 3, 8, 9, 10, 13, 17, 18, 19, 21, 25, 48, 66, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 90, 95, 96;

- Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный, ул. Цементнозаводская, д. 3, кв. №№ 4, 9, 10, 11, 20, 38, 47, 57, 58, 67, 68, 69, 80, 91, 101, 104, 105, 106, 110, 113, 114, 115, в спорный период являлись собственностью муниципального образования городского округа «Воркута».

Поверив обоснованность возражений КУМИ АМО ГО «Воркута» суд установил следующее.

В отношении квартиры № 6 по адресу: г. Воркута, пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, и квартиры № 68 по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А Комитетом заявлены возражения о том, что их собственниками являются частные лица, деприватизация собственниками до конца не доведена, в подтверждение представлены договоры на передачу квартиры в собственность физическим лицам от 26.03.1993 и от 29.03.1996 соответственно, соглашения о расторжении (деприватизации) данных договоров от 19.10.2002 и от 15.06.2005 соответственно, утвержденные постановлениями Главы МО «Город Воркута».

При этом, согласно выписке из ЕГРН, представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, сведений о переходе права собственности на данное жилое помещение в Реестре отсутствуют.

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

На основании пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей в спорный период) государственная регистрация прав проводилась на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 16 закона заявление
о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.

Из соглашений о деприватизации усматривается, что данные соглашения заключены уполномоченным органом и утверждены постановлениями Главы МО ГО «Воркута». Доказательств того, что уполномоченный орган МО ГО «Воркута» обращался в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав,
с заявлениями о регистрации права собственности на спорные квартиры и ему по каким-либо причинам отказано в ее проведении, материалы дела не содержат.

Не подтверждено документально и то, что соглашения о деприватизации в установленном законом порядке оспорены и признаны недействительными.

Таким образом, отсутствие государственной регистрации перехода права собственности («деприватизации») в данном случае не свидетельствует о том, что квартира № 6 по адресу: г. Воркута, пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, и квартира № 68 по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А, принадлежат физическим лицам на праве собственности.

Выраженное физическими лицами законное волеизъявление о прекращении права собственности на квартиры повлекло на стороне муниципального образования обязанность совершить корреспондирующие действия по принятию объектов в муниципальную собственность. Более того, с прекращением права собственности физического лица, жилое помещение возвращается в собственность муниципального образования, как ранее ему принадлежавшее.

При таких обстоятельствах, оснований для исключения из расчета долга по квартире № 6 по адресу: г. Воркута, пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, и квартире № 68 по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д. 1А, не имеется.

Доводы ответчика о том, что квартира № 53, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1 не являются муниципальной собственностью, отклоняются судом ввиду следующего.

По сведениям, представленным ГБУ РК «РУТИКО» право собственности на квартиру № 53 дома 1 по ул. Цементнозаводская зарегистрировано за физическим лицом на основании договора на передачу квартиры в собственность от 05.03.1993.

В выписке из Единого государственного реестра недвижимости сведения о нахождении вышеуказанной квартиры в частной собственности в спорный период времени не отражены; из поквартирной карточки следует, что жилое помещение передавалось в пользование физическим лицам (за исключением спорного периода времени).

Также в отношении квартиры № 53 дома 1 по ул. Цементнозаводская истцом в материалы дела представлен ордер на жилое помещение от 19.07.1995, являющий единственным основанием для вселения граждан в предоставляемое жилье.

Кроме того, имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда от 02.06.2017 по делу А29-4077/2017, в соответствии с которым с ответчика взыскана задолженность по оплате работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.09.2016 по 31.12.2016, в том числе и по квартире № 53 дома № 1 ул. Цементнозаводская. При этом, в материалах дела № А29-4077/2017 имеется представленная КУМИ администрации МО ГО «Воркута» выписка из реестра объектов недвижимого имущества муниципального образования городского округа «Воркута» от 10.05.2017 № 2901-830, в которой отражена информация о нахождении квартиры № 53 дома № 1 по ул. Цементнозаводская в муниципальной собственности.

Доводы ответчика о том, что квартира № 58, расположенная по адресу: г. Воркута пгт. Северный ул. Цементнозаводская д.1, не является собственностью МО ГО «Воркута», собственником является частное лицо, судом также не принимаются, поскольку поквартирная карточка содержит сведения о выписке гражданина ФИО1 из спорной квартиры 01.09.2006.

Пунктом 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации), имущество умершего считается выморочным.

Пунктом 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит жилое помещение, находящееся на соответствующей территории. Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается.

В пункте 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации, муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. При этом свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (при наследовании Российской Федерацией - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального решения о признании имущества выморочным.

Наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).

Аналогичная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 ноября 2015 года № 305-КГ15-14065.

Как отмечалось выше, ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) был зарегистрирован в жилом помещении (квартире), расположенной по адресу: <...> с 03.09.1999 по 01.09.2006 (умер 21.07.2006).

Выписка из ЕГРП на недвижимое имущество не содержит сведений о регистрации права собственности за иными лицами; доказательств наличия у гражданина наследников в деле не имеется и ответчиком не представлено.

Таким образом, оснований для исключения из расчета задолженности в отношении квартир вышеназванных квартир не имеется.

Судом установлено, что иные возражения в отношении жилых помещений, заявленные в отзыве КУМИ АМО ГО «Воркута», в уточненном расчете истца учтены.

Расчет оказанных услуг по содержанию общего имущества и платы за поставленные коммунальные ресурсы произведен истцом исходя из площади принадлежащих ответчику помещений с применением норматива и тарифа, утвержденных приказами Минстроя Республики Коми.

Проверив представленные в материалы дела расчеты, суд признает их составленными верно.

Ответчиками доказательства оплаты задолженности не представлены.

На основании изложенного, исковые требования удовлетворяются судом в полном объеме, с КУМИ АМО ГО «Воркута» в пользу истца суд взыскивает 1 411 116 руб. 09 коп. долга.

В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Вместе с тем, поскольку требования, рассматриваемые в рамках настоящего дела, выделены арбитражным судом из дела № А29-5311/2020, а согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины, соответствующая сумма государственной пошлины взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) 1 411 116 руб. 09 коп. долга.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу по заявлению взыскателя.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья О.П. Юдина