ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А29-7466/18 от 03.12.2018 АС Республики Коми

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

03 декабря 2018 года Дело № А29-7466/2018

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Махмутова Н.Ш.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Головиной О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Акционерного общества «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала АО «Коми тепловая компания» (ИНН:1101205461, ОГРН:1041100412682)

к Муниципальному образованию муниципального района «Печора» в лице администрации муниципального района «Печора» (ИНН:1105012781, ОГРН:1021100875575)

о взыскании задолженности,

при участии от истца - Филиппов К.Л. по доверенности от 01.02.2018,

установил:

Акционерное общество «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала (далее – АО «Коми тепловая компания», истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением о взыскании с Муниципального образования муниципального района «Печора» в лице администрации муниципального района «Печора» (далее – МО МР «Печора» в лице администрации МР «Печора», ответчик) задолженности за предоставленные коммунальные услуги за март 2018 года в сумме 1 145 521 руб. 96 коп.

Ответчик, возражая против исковых требований, направил в суд отзыв на иск, указав, что в спорный период согласно актам обследования межведомственной комиссии жилые помещения (дома) по адресам: п. Озерный, ул. Островского, д. 8, кв. 1 признаны подлежащими капитальному ремонту, п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. 18 п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. 10 п. Сыня, ул. Восточная, д. 23, кв. 22 признаны непригодными для проживания, п. Озерный, ул. Терешковой, д. 3 п. Озерный, ул. Терешковой, д. 6 п. Изъяю, ул. Юбилейная, д. 10 п. Изъяю, ул. Таежная, д. 1 п. Путеец, ул. Парковая, д. 35 п. Изъяю, ул. Таежная, д. 3 п. Изъяю, ул. Сосновая, д. 5 п. Изъяю, ул. Строителей, д. 13, п. Изъяю, ул. Таежная, д. 4 п. Озерный, ул. Терешковой, д. 1 п. Озерный, ул. Гагарина, д. 5 г. Печора, ул. Западная, д.57 - признаны аварийными, подлежащими сносу, п. Чикшино, ул. Северная, д. 9 п. Чикшино, ул. Школьная, д.7 п. Озерный, пер. Октябрьский, д. 1 п. Озерный, ул. Запрудная, д.3 - признаны непригодными для проживания, ремонт в которых экономически нецелесообразен, п. Чикшино, ул. Северная, д. 8 п. Озерный, ул. Центральная, д. 12 признаны аварийными, подлежащими реконструкции. Кроме того, в отзыве указано, что в спорный период квартиры, расположенные по адресам: п. Березовка, ул. Лесная, д. 33, кв. 3, п. Луговой, ул. Русанова, д.5, кв. 18, п. Луговой, ул. Русанова, д. 5, кв. 25, г. Печора, ул. Западная, д. 47, ком. 52, г. Печора, Печорский проспект, д. 51, кв. 43, п. Сыня, ул. Восточная, д. 6, кв. 7, п. Чикшино, ул. Северная, д. 2,кв. 52, п. Чикшино, ул. Северная, д.9, кв. 10, п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. 13, п. Чикшино, ул. Северная, д. 9, кв. 3 не являлись пустующими.

Истцом размер заявленных требований уточнен (уменьшен) с учетом частичного согласия с доводами ответчика о нахождении в спорный период квартир в частной собственности до 1 123 164 руб. 02 коп.

Уточнение от 25.07.2018 судом принято.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.10.2018 предварительное судебное заседание отложено на 26.10.2018. Данным определением установлено, что 26.10.2018 в случае отсутствия возражений сторон суд перейдет к рассмотрению дела в арбитражном суде первой инстанции.

Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

На основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 03.12.2018, информация о котором размещена на официальном источнике - «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru/. По окончании перерыва судебное заседание продолжено.

В соответствии со статьей 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

АО «Коми тепловая компания» является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению на территории муниципального района «Печора», в том числе многоквартирных жилых домов, где расположены незаселенные квартиры, относящиеся к муниципальному жилому фонду муниципального района «Печора».

В установленном порядке способ управления в указанных многоквартирных домах не определен, в том числе со стороны муниципального района (части 2, 4, 8 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В марте 2018 года АО «Коми тепловая компания» оказывало коммунальные услуги по отоплению, водоснабжению и водоотведению, в том числе в жилые помещения в многоквартирных жилых домах, расположенных по следующим адресам:

- г. Печора, п. Белый-Ю, ул. Лесная, д. 1, кв. №№ 3, 6, 7, 10, 11, 16;

- г. Печора п. Белый-Ю, ул. Лесная, д. 3, кв. №№ 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 13, 14, 15, 16, 20, 21, 22;

- г. Печора п. Березовка, ул. Лесная, д. 33, кв. 9, 13, 18, 20, 21, 34, 36, 37, 41, 43, 56, 57, 60, 33, 25, 12, 27, 30, 59,

- г. Печора п. Березовка, ул. Лесная, д. 34, кв. 6, 16, 17, 18, 20, 22, 26, 28, 32, 34, 40, 48, 49, 53, 56, 57, 60;

- г. Печора, п. Березовка, ул. Лесная, д. 35, кв. 1, 12, 13, 14, 17, 19, 21, 24, 25, 26, 27, 29, 31, 33, 37, 38, 40, 44, 50, 51, 55, 57, 59, 41, 52, 53, 54,

- г. Печора , п. Зеленоборск, ул. Нефтяников, д. 1, кв. № 10;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Вокзальная, д.4, кв. № 2; п. Изъяю, ул. Сосновая, д. 3, кв. № 4;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Сосновая, д. 4а, кв. № 1;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Сосновая, д. 5, кв. № 4;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Строителей, д. 13, кв. № 3;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Таежная, д. 1, кв. № 4;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Таежная, д. 3, кв. № 6;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Таежная, д. 4, кв. №№ 3, 6, 7;

- г. Печора, п. Изъяю, ул. Юбилейная, д. 10 кв. №№ 1, 2, 3, 4, 6;

- г. Печора, п. Косью, ул. Лесная, д. 1, кв. №№ 17, 11, 13, 19, 53, 56, 42, 13, 54, 58, 41, 15, 35;

- г. Печора, п. Косью, ул. Лесная, д. 6, кв. №№ 2, 3, 7, 9, 14, 18, 19, 22, 23, 25, 28, 31, 32, 33, 41, 43, 44, 45, 36, 42, 39, 13;

- г. Печора, п. Луговой, ул. Русанова, д. 5, кв. 3, 14, 20, 22, 30, 39, 44, 48, 53, 54;

- г. Печора, п. Озерный, ул. Гагарина, д. 5, кв. №№ 1, 2, 3; ул. Запрудная д. 3, кв. 4,

- г. Печора, п. Озерный, Октябрьский пер., д. 1, кв. № 3;

- г. Печора, п. Озерный, ул. Островского, д. 8, кв. № 1;

- г. Печора, п. Озерный ул. Терешковой, д. 1, кв. №№ 1, 3, 4, 6;

- г. Печора, п. Озерный ул. Терешковой, д. 2, кв. № 1, 3, 4, 5, 6;

- г. Печора, п. Озерный ул. Терешковой, д. 3, кв. № 3, 4, 5;

- г. Печора, п. Озерный ул. Терешковой, д. 6, кв. № 6;

- г. Печора, п. Озерный, ул. Центральная, д. 12, кв. № 2, 3;

- г. Печора, п. Озерный, ул. Центральная, д. 22, кв. № 5, 7;

- г. Печора, ул. Западная д. 57, кв. 2;

- п. Путеец, ул. Парковая, д. 33а, кв. № 3;

- п. Путеец, ул. Парковая, д. 35, кв. № 5, 8, 2, 6;

- п. Сыня, ул. Восточная, д. 10, кв. №№ 18, 15, 9, 14;

- п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. №№ 12, 20, 13, 11, 19, 4, 22, 18, 10;

- п. Сыня, ул. Восточная, д. 15, кв. №№ 2, 3, 22, 13, 9, 8, 10, 15;

- п. Сыня, ул. Восточная, д. 17, кв. №№ 1, 3, 8, 18, 5, 15, 4;

- п. Сыня, ул. Восточная, д. 23, кв. №№ 21, 22, 10, 9;

- п. Сыня, ул. Восточная, д. 6, кв. №№ 2, 16, 11, 9;

- п. Сыня, ул. Железнодорожная, д. 13 кв. №№ 32, 6, 16, 31, 28, 57, 38;

- п. Сыня, ул. Железнодорожная, д. 9 кв. №№ 3, 29, 35, 79, 2, 39, 47, 36, 33, 64, 72, 48, 75, 14, 45, 6, 28, 56, 59;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 11, кв. №№ 13, 4, 1;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 12, кв. № 3;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 13, кв. № 7, 17,

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 18;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 21, кв. № 3, 6;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 6, кв. №№ 6, 11;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 8, кв. №№ 1, 2;

- п. Чикшино, ул. Северная, д. 9, кв. №№ 11, 8, 9, 10, 12;

- п. Чикшино, ул. Центральная, д. 18, кв. №№ 1, 7, 2,

- п. Чикшино, ул. Школьная, д. 7, кв. №№ 1, 6, 7, 8, 9, 10.

Ответчиком оплата имеющейся перед истцом задолженности не произведена. По расчету АО «Коми тепловая компания» задолженность за март 2018 года составила 1 123 164 руб. 02 коп.

Претензией от 27.04.2018 № 03-749 истец уведомил ответчика о наличии у последнего задолженности и предложил погасить ее в добровольном порядке, указав на возможность обращения в суд.

На дату рассмотрения спора в суде претензия истца оставлена ответчиком без удовлетворения.

Неисполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения общества с исковым заявлением в суд.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующего.

Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Из статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 2 статьи 125 Кодекса). В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (часть 3 статьи 125 Кодекса).

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате коммунальных услуг несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилой фонд, в силу прямого указания, относится к муниципальной собственности.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, а в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа и организация содержания муниципального жилищного фонда, из чего следует, что именно ответчик обладает всей полнотой необходимой информации о пустующих жилых и нежилых помещениях, являющихся муниципальной собственностью.

В соответствии со статьями 124 и 125 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Поскольку пустующие жилые помещения являются муниципальной собственностью, то бремя их содержания несет муниципальное образование, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные истцом услуги, в том числе и коммунальные.

Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, определяет какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставле­ния коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Россий­ской Федерации.

По даннымответчика спорные квартиры в рассматриваемый период находились в муниципальной собственности и были пустующими, за исключением квартир, расположенных по адресам: п. Озерный, ул. Островского, д. 8, кв. 1 признаны подлежащими капитальному ремонту, п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. 18 п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. 10 п. Сыня, ул. Восточная, д. 23, кв. 22 признаны непригодными для проживания.п. Озерный, ул. Терешковой, д. 3 п. Озерный, ул. Терешковой, д. 6 п. Изъяю, ул. Юбилейная, д. 10 п. Изъяю, ул. Таежная, д. 1 п. Путеец, ул. Парковая, д. 35 п. Изъяю, ул. Таежная, д. 3 п. Изъяю, ул. Сосновая, д. 5 п. Изъяю, ул. Строителей, д. 13, п. Изъяю, ул. Таежная, д. 4 п. Озерный, ул. Терешковой, д. 1 п. Озерный, ул. Гагарина, д. 5 г. Печора, ул. Западная, д.57 -признаны аварийными, подлежащими сносу, п. Чикшино, ул. Северная, д. 9 п. Чикшино, ул. Школьная, д.7 п. Озерный, пер. Октябрьский, д. 1 п. Озерный, ул. Запрудная, д.3 - признаны непригодными для проживания, ремонт в которых экономически нецелесообразен, п. Чикшино, ул. Северная, д. 8 п. Озерный, ул. Центральная, д. 12 признаны аварийными, подлежащими реконструкции. Кроме того, в отзыве указано, что в спорный период квартиры, расположенные по адресам: п. Березовка, ул. Лесная, д. 33, кв. 3, п. Луговой, ул. Русанова, д.5, кв. 18, п. Луговой, ул. Русанова, д. 5, кв. 25, г. Печора, ул. Западная, д. 47, ком. 52, г. Печора, Печорский проспект, д. 51, кв. 43, п. Сыня, ул. Восточная, д. 6, кв. 7, п. Чикшино, ул. Северная, д. 2,кв. 52, п. Чикшино, ул. Северная, д.9, кв. 10, п. Сыня, ул. Восточная, д. 11, кв. 13, п. Чикшино, ул. Северная, д. 9, кв. 3.

Истец частично согласился с доводами ответчика и уточнил исковые требования, указав, что согласно акта от 25.08.2017 помещение в п.Чикшино, ул. Северная, д.9, кв.10 передано Бабенко В.В. в связи с окончанием регистрации по месту жительства, в АО «Коми тепловая компания» договор социального найма с другими нанимателями не предоставлялся;

- согласно расписки от 27.06.2017 г. № 458 Отдел управления жилым фондом Администрации MP «Печора» принял данное помещение в п. Сыня, ул. Восточная, д. 11 кв.13 от Медведевой Н.С.; в АО «Коми тепловая компания» договор социального найма с другими нанимателями не предоставлялся.

Учитывая вышеизложенное, истцом не приняты возражения ответчика в части указанных адресов.

МР «Печора» как собственник спорных жилых помещений в силу прямого указания закона несет расходы на оплату коммунальных платежей МКД, где расположены указанные помещения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, обеспечиваются посредством управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым отнесены непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (части 1, 2 статьи 44, части 1, 2, 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). Однако если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (часть 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в жилых домах управляющая организация в спорный период отсутствовала, в том числе не была определена муниципальным образованием в порядке, установленном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. В деле также отсутствуют сведения об иных способах управления в спорный период в перечисленных МКД.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.10.2012 № 8714/12, взыскание ресурсоснабжающей организацией задолженности за поставленные коммунальные ресурсы с публично-правовых образований, являющихся собственниками государственного или муниципального жилого фонда, возможно при неосуществлении в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления многоквартирным жилым домом или реализации иного предусмотренного действующим законодательством способа управления, и, следовательно, отсутствии исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации.

Таким образом, неосуществление в установленном положениями частей 2, 4, 8 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядке обязанности ответчиком по отбору управляющей организации и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации не могут влиять на применение положений гражданского и жилищного законодательства, возлагающих на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Ссылка ответчика на Порядок предоставления субсидий на возмещение организациями жилищно-коммунального хозяйства затрат в части содержания и ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также потребления тепловой энергии пустующего жилищного фонда, находящегося в собственности МО МР «Печора», утвержденного постановлением администрации МО МР «Печора» от 28.10.2014 № 1791, не может быть принята во внимание, поскольку в рассматриваемом случает речь идет не о представлении субсидий истцу на возмещение выпадающих доходов в соответствии с указанным нормативным актом, а о прямой обязанности собственника помещений оплатить оказанные ему коммунальные услуги.

В отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что истцом при расчете коммунальных платежей в спорных жилых помещениях необоснованно применен повышающий коэффициент.

Положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из установленных нормативов потребления.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергоснабжении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.

В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению в спорный период регулировались приказом Службы Республики Коми по тарифам от 14.05.2013 № 28/6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» уточнен порядок применения повышающих коэффициентов (ранее установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 № 344) к плате за коммунальную услугу в случаях отсутствия индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно которому повышающий коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки соответствующих приборов учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Согласно пункту 4 раздела 1 приложения № 2 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации

В силу пункта 6 письма Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04 (далее – письмо Минстроя № 28483-АЧ/04) одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона № 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила № 354 и Правила № 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве теплоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Таким образом, законодателем установлено правило о применении повышающих коэффициентов в расчетах за коммунальные услуги в случаях, установленных в Правилах № 354, и в расчетах за коммунальные ресурсы в случаях, установленных в Правилах № 124 (в том числе в подпункте «в» пункта 21.1) при отсутствии в жилом помещении и (или) в многоквартирном доме приборов учета (в случаях обязательного оборудования соответствующих помещений или многоквартирного дома индивидуальным, квартирным, общедомовым приборами учета) и отсутствии у исполнителя коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации (для расчетов за поставленный коммунальный ресурс) акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета.

На основании Приказа Минстроя от 29.12.2011 №627 установление технической возможности установки приборов учета распространяется на многоквартирные дома, где установлено требование по обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Доказательств того, что многоквартирные дома, в которых расположены спорные жилые помещения и по которым применен повышающий коэффициент, признаны ветхими, аварийными, подлежащими сносу или капитальному ремонту ответчиком не представлено.

Следовательно, принимая во внимание положения части 1 статьи 13 Закона об энергоснабжении и Приказа Минстроя от 29.12.2011 № 627, ответчик не представил надлежащих и безусловных доказательств того, что на вышеназванные жилые помещения или многоквартирные дома, в которых они расположены, не распространяются обязательные требования по установке приборов учета и, как следствие, не должны применятся нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты к нормативу предоставленного истцом коммунального ресурса (статья 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Само по себе признание и нахождение указанных помещений в неудовлетворительном техническом состоянии служит основанием для предоставления администрацией МР «Печора» нанимателям данных помещений иного социального жилья и не освобождает ответчика от обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества и оплаты оказанных коммунальных услуг (статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что ответчиком не подтверждено наличие приборов учета в спорных жилых помещениях, а также отсутствие технической возможности их установки, суд считает, что применение истцом повышающего коэффициента при расчете стоимости потребленного коммунального ресурса в отношении жилых помещений, указанных в расчете, соответствует закону.

Согласно частям 7 и 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Не использование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает.

Площадь жилых помещений, указанных в расчете истца, подтверждается материалами дела.

Возражения и разногласия в отношении правильности расчета стоимости услуг управляющей организации, контррасчет взыскиваемой суммы, доказательств, подтверждающих иную площадь спорных помещений, а также доказательств полной или частичной передачи из собственности спорных жилых помещений в рассматриваемый период ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представил.

Также ответчиком не представлены доказательства обоснованности отказа от подписания актов выполненных работ, равно как и доказательств ненадлежащего исполнения истцом своих обязательств по предоставлению услуг, предъявления в спорный период претензий и/или обращений к истцу с заявлением об уменьшении размера платы за содержание и текущий ремонт, за коммунальные услуги в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

В отсутствие доказательств того, что качество и (или) объем предъявленных истцом к оплате услуг не соответствует установленным нормативам и требованиям, отказ от оплаты коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества является неправомерным.

На основании части 1 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументировано со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 марта 2012 года № 12505/11).

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, оценив доводы сторон и фактические обстоятельства дела, проверив расчет суммы задолженности, принимая во внимание наличие бремени содержания спорных жилых помещений за муниципальным образованием, отсутствие определенного в установленном порядке исполнителя коммунальных услуг (управляющей организации) в МКД, отсутствие доказательств оплаты ответчиком оказанных коммунальных услуг, суд считает подлежащими удовлетворению исковые требования о взыскании с муниципального района «Печора» в лице Администрации муниципального района «Печора» за счет казны муниципального района задолженности по оплате коммунальных услуг в сумме 1 123 164 руб. 02 коп.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования (уточненные 25.07.2018) удовлетворить.

Взыскать с Муниципального образования муниципального района «Печора» в лице администрации муниципального района «Печора» (ИНН:1105012781, ОГРН:1021100875575) за счет казны муниципального образования муниципального района «Печора» в пользу Акционерного общества «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала АО «Коми тепловая компания» (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682) задолженность в сумме 1 123 164 руб. 02 коп. и судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 24 232 руб.

Выдать Акционерному обществу «Коми тепловая компания» в лице Печорского филиала АО «Коми тепловая компания» (ИНН: 1101205461, ОГРН: 1041100412682) справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 223 руб.

Исполнительный лист и справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.Ш. Махмутов