АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № A31-16438/2020
г. Кострома 19 января 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 января 2021 года
Полный текст решения изготовлен 19 января 2021 года
Судья Арбитражного суда Костромской области Байбородин Олег Леонидович, при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.А., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
о привлечении к административной ответственности на основании части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях финансового управляющего гражданки ФИО1 ФИО2,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО3, доверенность от 31.12.2020,
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее - Управление) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ООО «Костромской центр технического диагностирования» ФИО4 к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа поддержал требования о привлечении должностного лица к административной ответственности.
ФИО2 - лицо, привлекаемое к ответственности, - в суд не явилась, направила в суд отзыв на заявление, просит суд применить статью о малозначительности, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Учитывая характер и сложность дела, совокупность представленных прокуратурой доказательств, а также мнение представителя заявителя, суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) счел возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку его явка в судебное заседание обязательной не признавалась.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области (далее Управление) является территориальным органом Росреестра и также осуществляет функцию контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
На основании пункта 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, приказа руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области от 19.01.2018 № П/10 «Об утверждении перечня должностных лиц Управления Росреестра по Костромской области, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях» должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.12. частями 1-3 статьи 14.13, статьей 14.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5. статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
В соответствии с указанными полномочиями, специалист-эксперт отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ при исследовании сайта ЕФРСБ, сайта Арбитражного суда Костромской области, непосредственно обнаружил в действиях арбитражного управляющего ФИО2 достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ, и установил, что при проведении процедуры банкротства должника ФИО2 нарушила требования п.4 ст.201 абз.14 п.2 ст.213.7. абз.4 п.2 ст.213.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.
Установлено, что ранее, арбитражный управляющий ФИО2 привлекалась решением Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2020 по делу № А31-8722/2020 к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
В связи с изложенным, сделан вывод о том, что в действиях арбитражного
управляющего имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч.3.1 ст. 14.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ. если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 19.10.2018 в отношении гражданки ФИО1 введена процедура реализации имущества должника. Финансовым управляющим утверждена ФИО2, участница Ассоциации «Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих».
Определением Суда от 16.04.2019 процедура реализации имущества должника гражданки ФИО1 завершена.
Полномочия финансового управляющего ФИО2 прекращены.
Арбитражным управляющим ФИО2 нарушено требование абз.14 п.2 ст.213.7 и п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве.
Пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве установлено, что при проведении на предприятии процедур, применяемых в деле о банкротстве арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах кредиторов, должника и общества.
Абзацем 14 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве установлено, что в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения о завершении реализации имущества гражданина.
Согласно абз.3 п. 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 №178 (далее - Порядок формирования и ведения ЕФРСБ), в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Определением Суда от 16.04.2019 процедура реализации имущества должника - ФИО1 завершена.
Данным определением Суда подтверждается, что на судебном заседании 16.04.2019 по вопросу завершения процедуры реализации имущества ФИО1, арбитражный управляющий ФИО2 не принимала участие, а соответственно, информацию о завершении процедуры могла получить с сайта Суда.
Согласно материалам электронного официального ресурса Суда, электронная копия определения Суда от 16.04.2019 по делу №АЗ 1-6799/2*018 опубликована на данном ресурсе 19.04.2019, что подтверждается скриншотом с сайта Суда.
Таким образом, в соответствии с абз.3 п.3.1 Порядка формирования и ведения ЕФРСБ. обязанность у ФИО2 по исполнению требований абз.14 п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве наступила 19.04.2019.
Следовательно, управляющему следовало включить в ЕФРСБ сведения о завершении реализации имущества гражданина не позднее 24.04.2019.
Однако согласно данным EOPCB(http://bankrot.fedresurs.ru), арбитражным управляющим ФИО2 обязанность, установленная абз.14 п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве не исполнена.
Таким образом, арбитражный управляющий ФИО2 нарушила требование абз.14 п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве, что указывает в свою очередь на недобросовестные действия арбитражного управляющего по проведению им процедуры реализации имущества должника, что нарушает также требования п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве.
23.11.2020 от ФИО2 поступили объяснения по вменяемому правонарушению, в которых она признает нарушение абз.14. п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве.
Данные обстоятельства подтверждаются определением Суда от 16.04.2019; общей информацией с сайта Суда по делу АЗ1-6799/2018; распечаткой личной карточки должника с сайта ЕФРСБ; объяснениями арбитражного управляющего от 22.11.2020.
Арбитражным управляющим ФИО2 нарушено требование абз.4 п.2 ст.213.7 и п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве установлены сведения, подлежащие обязательному опубликованию в деле о банкротстве гражданина, в гом числе и о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.
Решением Суда от 19.10.2018 в отношении должника введена процедура реализации имущества должника, минуя процедуру реструктуризации долгов гражданина. Финансовым управляющим утверждена ФИО2
Определением Суда от 16.04.2019 процедура реализации имущества должника завершена.
Во исполнение требования абз.4 и.2 ст.213.7 Закона о банкротстве, ФИО2 в период с 19.10.2018 по 16.04.2019 обязана была включить в ЕФРСБ сообщение о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства.
При рассмотрении списка сообщений с сайта ЕФРСБ. а именно личной карточки должника, установлено, что указанные сведения за период проведения процедуры реализации имущества должника в данном информационном источнике не были размещены.
Указанное указывает на нарушение требований абз.4 н.2 ст.213.7 и п.4 ст.20.3 Закона о банкротстве.
Действия финансового управляющего нарушают права лиц участвующих в деле о получении наиболее полной и своевременной информации о должнике.
23.11.2020 от ФИО2 поступили объяснения по вменяемому правонарушению, в которых она признает нарушение абз. 4. п.2 ст.213.7 Закона о банкротстве.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Суда от 19.10.2018; определением Суда от 16.04.2019; распечаткой личной карточки должника с сайта ЕФРСБ; объяснениями арбитражного управляющего от 22.11.2020.
Исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
В соответствии с частью 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в редакции, действующей с 29.12.2015, неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно-наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 25000 руб. до 50000 руб.
Согласно ч.3.1 ст.14.13 КоАП РФ, действующей с 29.12.2015, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Согласно части 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. В данном случае, имеют место эпизоды (события) правонарушения, которые совершены арбитражным управляющим после введения в действие части 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, является повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ. Повторным совершением административного правонарушения в силу п.2 ч.1 ст.4.3 и ст.4.6 КоАП РФ считается совершение административного правонарушения по истечении одного года со дня окончания исполнения постановления, предшествующего постановлению, которым вновь назначается административное наказание.
Заявителем определены обстоятельства, отягчающие вину арбитражного управляющего, а именно, решение Арбитражного суда Костромской области от 05.08.2020 по делу № А31-8722/2020 к административной ответственности по ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях ФИО2 события вмененного ей административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Судом не усматривается обстоятельств, препятствовавших соблюдению ФИО2 требований законодательства о банкротстве (несостоятельности), а также свидетельствующих о том, что ею были приняты все зависящие от нее меры по недопущению совершения правонарушения.
ФИО2 имела и правовую, и реальную возможность выполнить требования законодательства, однако не предприняла соответствующих и достаточных мер для осуществления этой обязанности. При этом чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, материалами дела не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ФИО2 содержится состав вменяемого ему правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для освобождения ФИО2 от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 года № 8-П указано, что по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Аналогичная правовая позиция выражена также в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 5 ноября 2003 года N 348-0, от 5 ноября 2003 года N 349-0 и от 5 февраля 2004 года N 68-0.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично - правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П).
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 919-О-О, положения главы 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ предполагают назначение административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, имущественного и финансового положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ). Таким образом, законодателем обеспечена необходимая дискреция юрисдикционных органов при применении административных наказаний.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 указанного Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне, полно и объективно рассмотрев представленные в материалы дела доказательства и оценив их во взаимосвязи и в совокупности, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, признание вины арбитражным управляющим, учитывая срок давности выявленного нарушения, факт завершения 16.04.2019 процедуры реализации имущества должника, отсутствие жалоб и возражений со стороны кредиторов, отсутствие умышленных действия со стороны арбитражного управляющего, с учтем того, что допущенные арбитражным управляющим нарушения Закона о банкротстве являются формальными, не причинили ущерба интересам должника, кредиторов и иных лиц, обществу и государству, существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям отсутствует, суд приходит к выводу о том, что оно при формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения само по себе не содержит какой-либо опасной угрозы охраняемым общественным отношениям; не причинило вреда интересам граждан, общества и государства и не содержит угрозы причинения вреда в будущем. Совершенное арбитражным управляющим правонарушение не повлекло неблагоприятных последствий, интересы конкурсных кредиторов не нарушены.
В связи с этим суд применяет статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признает правонарушение малозначительным и ограничивается объявлением устного замечания.
Суд считает, что при освобождении нарушителя от административной ответственности, ввиду применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности, поскольку к нарушителю, несмотря на то, что он освобождается от административной ответственности, все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить, проинформировать нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.
Согласно пункту 2 абзаца 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требования Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области о привлечении финансового управляющего гражданки ФИО1 ФИО2 к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Освободить финансового управляющего гражданки ФИО1 ФИО2 от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Объявить финансового управляющего гражданки ФИО1 ФИО2 устное замечание.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ через арбитражный суд Костромской области.
Судья О.ФИО5