АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2
E-mail: info@kostroma.arbitr.ru
http://kostroma.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А31-3438/2012
г. Кострома 03 апреля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2013 года
Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2013 года
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Беляевой Татьяны Юрьевны, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекрыжовой Еленой Андреевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Костромской области
к Департаменту лесного хозяйства Костромской области
о признании незаконными действий по размещению 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га) без включения в документацию об аукционе сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; кадастрового паспорта лесного участка или сведений о местоположении лесных насаждений;
- о признании незаконными действия по включению в документацию об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га), размещенную 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru абзацев третьего и четвертого пункта 3.7 как не соответствующих ч.ч. 11,12 ст.79 Лесного кодекса Российской Федерации;
- о признании недействительными абзацев третьего и четвертого пункта 3.7 документации об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га), размещенной 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru,
третьи лица: 1) Управление Федеральной антимонопольной службы; 2) Общество с ограниченной ответственностью «Траст»;
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 помощник прокурора, удостоверение от 22.09.2011 № 113710;
от ответчика – ФИО2 по доверенности № 65 от 06.09.2012 г.;
от третьих лиц - не явились;
установил:
Прокурор Костромской области обратился в Арбитражный суд Костромской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Костромской области по размещению 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га) без включения в документацию об аукционе сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
- о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Костромской области по включению в документацию об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га), размещенную 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru абзацев третьего и четвертого пункта 3.7 как не соответствующих ч.ч. 11,12 ст.79 Лесного кодекса Российской Федерации;
- о признании недействительными абзацев третьего и четвертого пункта 3.7 документации об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га), размещенной 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru.
Как следует из заявления прокуратуры, основанием для заявленных требования является нарушение Департаментом лесного хозяйства Костромской области части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ в связи с отсутствием в документации об аукционе сведений, указанных в данной статье, а также нарушение части 12 статьи 79 Лесного кодекса РФ по причине содержания в заявке требований на участие в аукционе, не предусмотренных частью 11 статьи 79 Лесного кодекса РФ.
Департамент лесного хозяйства Костромской области заявленные требования не признает, предоставив в обоснование своей позиции отзыв.
По его мнению, на сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов опубликовано достаточное количество проектной документации, позволяющей участнику аукциона сформировать мнение о технологических и экономических характеристиках лесного участка, выставляемого на аукцион. Отсутствие проектной документации, чьи либо права и законные интересы не нарушает.
Управление Федеральной антимонопольной службы направило отзыв, согласно которому поддерживает требования прокуратуры.
Третьи лица, при надлежащем уведомлении о времени и месте проведения судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Оценив достаточность имеющихся в деле доказательств, с учетом мнения представителей сторон суд в соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело по существу в отсутствие третьих лиц.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
21.02.2012 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - torgi.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га) и размещена документация об аукционе. Проектная документация по данному лесному участку не размещалась.
Заказчиком и организатором аукциона выступил Департамент лесного хозяйства Костромской области.
Согласно протоколу об итогах аукциона от 26.04.2012 № 2/8 (л.д. 40-41) право на заключение договора аренды лесного участка получил единственный участник аукциона – ООО «Траст», окончательная цена лота № 8 составила 992030 рублей, то есть минимальная цена лота.
Полагая, что действия Департамента по опубликованию аукционной документации, не содержащей всех, предусмотренных законодательством сведений, возложения на участников обязанности по предоставлению дополнительных документов, подтверждающих полномочия лиц на осуществление действий от имени заявителя (участника аукциона), опись документов к заявке на участие в аукционе, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также публичные интересы, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив представленные доказательства, учитывая мнение сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Из части 1 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона.
Статья 79 названного Кодекса, регулирующая организацию проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части 4 предусматривает, какие сведения должны содержаться в извещении о проведении аукциона.
Так, в частности, должны быть указаны сведения о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов, срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 79 Лесного кодекса РФ организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.
Согласно части 7 статьи 79 Лесного кодекса РФ одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Соблюдение установленного порядка организации аукциона является обязательным и направлено на обеспечение интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации под лесным участком понимается земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
Согласно части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков (часть 5 названной статьи).
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В результате проведения государственного учета лесному участку присваивается номер учетной записи (номер государственного учета в лесном реестре).
В соответствии со статьей 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с аукционной документацией лесной аукцион должен проводиться в открытой форме. Проведение торгов (аукциона) в открытой форме означает, что в торгах (аукционах) может принять участие любое лицо (статья 448 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из указанных норм права следует, что при подготовке открытого аукциона, организатору надлежало принять все необходимые меры к тому, чтобы в нем приняли участие все желающие. Кроме того, на организатора аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возложена обязанность по соблюдению требований лесного законодательства, относящихся к организации проведения такого аукциона.
Статьей 50 Лесного кодекса Российской Федерации Федерального запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), а также заключать соглашения или осуществлять согласованные действия в области использования лесов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целью этого Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 2 названной статьи в случае, если организаторами или заказчиками торгов являются, в частности, федеральные органы исполнительной власти, запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Как следует из материалов дела и не отрицается представителями департамента, проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков на сайте не была опубликована.
Из представленной в материалы дела проектной документации (л.д. 77-83) следует, что при отсутствии графического плана лесного участка, который входит в проект и не был опубликован, невозможно определить местонахождение и границы лесного участка № 34:202:01:0777 в состав которого входят несколько отдельно расположенных участков. Кроме того, характеристика лесного участка и его насаждений также отражена только в проектной документации.
Указание в извещении о проведении открытого аукциона номеров лесных кварталов и наименований участковых лесничеств при отсутствии в документации об аукционе описания границ лесного участка, не позволяет определить реальное местоположение лесного участка и его качество для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем предмет аукциона по продаже лесного участка № 34:202:01:0777 в нарушение части 4 статьи 79 ЛК РФ не был определен.
При указанных обстоятельствах опубликованное извещение о проведении аукциона без размещения на сайте необходимой документации о предмете аукциона нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, потенциальных участников торгов, а также влечет нарушение публичных интересов, поскольку не соответствует установленному законодателем порядку привлечения субъектов на соответствующий товарный рынок.
Суд полагает, что, не опубликовав на сайте необходимую информацию, своими действиями Департамент ограничил конкуренцию на торгах, нарушив, тем самым, требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах при проведении торгов, если организаторами торгов являются федеральные органы исполнительной власти.
Частью 11 статьи 79 ЛК РФ предусмотрено, что к заявке на участие в аукционе прикладываются: выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя или нотариально удостоверенная копия соответствующей выписки; документы, подтверждающие факт внесения задатка.
В абзацах третьем и четвертом пункта 3.7 документации об аукционе, размещенной на сайте, указано, что к заявке на участие в аукционе прилагается документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, а также опись документов.
Согласно пункту 3.15 аукционной документации, основанием для отказа в допуске к участию в аукционе является, в том числе, представление заявки не соответствующей установленным требованиям, то есть непредставление участником аукциона описи и документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя может послужить основанием для отклонения заявки участника.
Вместе с тем частью 12 статьи 79 ЛК РФ установлено, что организатор аукциона не вправе требовать от заявителя документы, не указанные в части 11 настоящей статьи.
Таким образом, Департамент, запросив дополнительно документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя, а также опись документов, превысил свои полномочия в части требования документов, не предусмотренных названной выше статьей, создал не предусмотренные законодательством препятствия, что также могло повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку не представление таких документов давало возможность отстранить от участия в торгах лиц, желающих принять в их участие.
Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействия) названных органов государственной власти нарушающими часть 1 статьи 15 Закона необходимо, чтобы такие акты либо действия (бездействие) приводили или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и они не были основаны на законе.
Действия департамента противоречат положениям статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации и лишают потенциальных участников возможности принять участие в торгах.
Указанные действия могут привести к неэффективному использованию государственного имущества, поскольку указанные действия уменьшили возможность участия в торгах потенциальных участников и, следовательно, повлиять на формирование цены реализации.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации целью проведения торгов в форме аукциона является получение наиболее высокой цены от продажи прав (имущества), выставленных на аукцион. Извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных лиц с целью выявления наилучшего предложения об условиях продажи.
Открытые торги проводятся с целью привлечения максимально широкого круга участников и получения организатором торгов, в данном случае, наибольшей цены за реализуемое право, в связи с чем, непредусмотренное законодательством ограничение в доступе к торгам ущемляет как права каждого желающего принять в них участие, так и интерес организатора торгов в привлечении максимального числа участников, а также, в рассматриваемом деле, публичные интересы.
Исходя из изложенного выше, суд полагает, что Департаментом лесного хозяйства Костромской области была нарушена установленная законодательством процедура подготовки аукциона на право заключения договоров аренды лесного участка, что могло привести к нарушению прав и законных интересов потенциальных участников торгов, а также публичных интересов.
При указанных обстоятельствах, суд считает требования прокуратуры законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Прокурора Костромской области - удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента лесного хозяйства Костромской области по размещению 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га) без включения в документацию об аукционе сведений, предусмотренных ч. 6 ст. 79 Лесного кодекса Российской Федерации, а именно проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, как не соответствующие частям 6 и 7 статьи 79 Лесного кодекса РФ.
Признать незаконными действия Департамента лесного хозяйства Костромской области по включению в документацию об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га), размещенную 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru абзацев третьего и четвертого пункта 3.7 как не соответствующие частям 11, 12 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации.
Признать недействительными абзацы третий и четвертый пункта 3.7 документации об аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка № 210212/0890860/01 Лот № 8 (Костромская область, Антроповский район, лесной участок с кадастровым номером 34:202:01:0777 площадью 4467 Га), размещенной 21.02.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru., как не соответствующие частям 11 и 12 Лесного кодекса РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Т.Ю. Беляева