ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А31-4611/14 от 11.11.2014 АС Костромского области



АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КОСТРОМСКОЙ  ОБЛАСТИ

156961, г. Кострома, ул. Долматова, д. 2

E-mail: info@kostroma.arbitr.ru

http://kostroma.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А31-4611/2014

г. Кострома                                                                                   13 ноября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2014 года.

Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Сизова Александра Вениаминовича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой Юлией Витальевной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город», г. Нижний Новгород, ИНН <***>, ОГРН <***>

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Костромской области

о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 03.02.2014 г. № 12-10-05/05 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов,

третье лицо: Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: не явился;

от ответчика: ФИО1 по доверенности от 16.04.2014 г. № 06/12;

от третьего лица: ФИО2 по доверенности от 10.10.2013 г. № 58;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город» (далее – Общество, ООО НИИ «Земля и город») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области (далее – Управление) от 03.02.2014 г. № 12-10-05/05 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов.

Определением суда от 14 октября  2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы (далее – Заказчик).

Заявитель направил ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Представитель Управление против доводов заявителя возражает, полагает, что при вынесении оспариваемого решения были исследованы все обстоятельства спора при размещении государственного заказа, учтены все доводы заинтересованных лиц, считает решение законным. Подробно позиция УФАС по Костромской области изложена в отзыве на заявление.

Заказчик полагает, что оспариваемое решение УФАС по Костромской области является правомерным, ссылаясь на Положение о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы утверждено решением Думы города Костромы от 19 декабря 2013 года № 221 и Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 считает правомерным включение в пункт 8.15 информационной карты конкурса требования к участникам размещения заказа о наличии свидетельства на право осуществления организации работ по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Также Заказчик, указывает, что процедура размещения заказа завершена, 04 марта 2014 года между Заказчиком и ООО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РОСНИИУРБАНИСТИКИ» заключен муниципальный контракт № 1 на выполнение работ по разработке проекта местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы. Работы по указанному контракту выполнены в полном объеме. Более подробно позиция Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы изложена в отзыве на заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 123 и частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя заявителя.

Исследовав материалы дела, заслушав  представителей сторон,  третьих лиц, суд установил следующие обстоятельства.

Управлением экономики Администрации города Костромы (далее - Уполномоченный орган) в интересах Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы 26.12.2013 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0141300020013001321 о проведении открытого конкурса на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по подготовке градостроительной документации.

Предметом контракта названы выполнение работ по разработке проекта местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы (Лот № 1) и выполнение кадастровых работ в отношении изменения границы городского округа город Кострома (Лот № 2). Заказчик конкурса - Управление территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации города Костромы. Целями разработки и задачами проекта является подготовка местных нормативов градостроительного проектирования.

В пункте 8.1.15 Информационной карты Конкурса установлено требование к участникам размещения заказа в виде наличия копии свидетельства на право осуществления организации работ по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – свидетельство о допуске).

24.01.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области обратилось общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город» (г. Нижний Новгород) с жалобой на действия муниципального заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса. По мнению заявителя жалобы содержащееся в конкурсной документации требование о наличии копии свидетельства на право осуществления организации работ по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, нарушает положения части 4 статьи 11 Федерального закона № 94-ФЗ и положения пункта 2 части 1 статьи 117 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку создает преимущественные условия для участия в торгах для участников, которые имеют свидетельство о допуске.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по контролю в сфере закупок, рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт «Земля и город», 03.02.2014 г. вынесла решение, которым указанная жалоба признана необоснованной.

Полагая, что решение Управления не соответствуют закону и нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене указанного ненормативного правового акта антимонопольного органа.

По мнению заявителя при рассмотрении его жалобы комиссией УФАС по Костромской области оставлены без внимания допущенные Заказчиком нарушения действующего законодательства.

Заявитель полагает, что проект нормативов градостроительного проектирования не предусматривает разработку проектной документации с учетом архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений для обеспечения строительства. Разработка проектной документации в соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации является следующим этапом после подготовки градостроительных нормативов.

Таким образом, заявитель считает, что выполнение видов работ, перечисленных в Перечне работ по подготовке проектной документации в области архитектурно-строительного проектирования, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен разделом II Перечня видов работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённом приказом Министерства регионального развития РФ № 624 от 30 декабря 2009 г., для которых требуется свидетельство о допуске, осуществляется при подготовке проектной документации в области архитектурно-строительного проектирования, регулируемой главой 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но не при разработке нормативов, градостроительного проектирования (лот № 1 Конкурса).

Проанализировав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд  считает позицию антимонопольного органа правомерной.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта государственных и иных публичных органов необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), действовавший в период размещения заказа (открытого конкурса на право заключения муниципальных контрактов на выполнение работ по подготовке градостроительной документации), положения которого были предметом обжалования в Управление Федеральной антимонопольной службы по Костромской области, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (часть 1 статьи 1 названного Закона).

В соответствии со статьей 10 Закона о размещении заказов размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.

В силу части 2 статьи 34, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.

Документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частями 3 и 4 рассматриваемой статьи сведениями должна содержать требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 Закона о размещении заказов (часть 5 статьи 41.6 Закона о размещении заказов).

В силу пункта 1 части 1 и части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Кроме указанных в частях 1 - 3 указанной статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 данного Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 данного Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (зарегистрировано в Минюсте России 15.04.2010 N 16902) утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).

Согласно пункту 6 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.

Положение о составе, порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы утверждено решением Думы города Костромы от 19 декабря 2013 года № 221 (далее – Положение).

Согласно Положению местные нормативы градостроительного проектирования города Костромы обязательны для применения при осуществлении:

1) подготовки Генерального плана города Костромы, внесения изменений в Генеральный план города Костромы;

2) подготовки документации по планировке территорий;

3) проведения инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

4) архитектурно-строительного проектирования;

5) принятия решений о развитии застроенной территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Положения нормативы подразделяются на виды: нормативы планировочной организации территории города Костромы, нормативы обеспечения объектами инженерной инфраструктуры, нормативы инженерной подготовки и защиты территорий, а также иные.

Пункты 12 и 15 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87, содержат информацию о требованиях к содержанию разделов «Схема планировочной организации земельного участка» и «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений».

В перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 включены работы в составе инженерных изысканий, работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения, о перечне инженерно-технических мероприятий, а также работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, в том числе работы по подготовке Генерального плана земельного участка, схемы планировочной организации трассы линейного объекта, схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения.

Таким образом, местные нормативы градостроительного проектирования являются основой для разработки, в том числе проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Поскольку в рассматриваемом случае выполнение работ по разработке проекта местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы (Лот № 1 Конкурса) перечисленные в конкурсной документации (Приложение № 1 – задание на проектирование (градостроительное задание) к муниципальному контракту) работы входят в Перечень, следовательно, для их выполнения необходимо предоставление участником размещения заказа соответствующего допуска к таким работам, поэтому требования указанные Заказчиком в пункте 8.15 информационной карты антимонопольный орган правомерно посчитал обоснованными.

Таким образом, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области решение от 03.02.2014 г. № 12-10-05/05 о признании жалобы ООО НИИ «Земля и город» необоснованной, соответствует действующему законодательству.

Кроме того, из отзыва третьего лица - Заказчика, привлеченного судом к участию в деле следует, что по результатам конкурса 04 марта 2014 года между Заказчиком и ООО «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РОСНИИУРБАНИСТИКИ» заключен муниципальный контракт № 1 на выполнение работ по разработке проекта местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы. Работы по указанному контракту выполнены в полном объеме.

Муниципальный контракт № 1 на выполнение работ по разработке проекта местных нормативов градостроительного проектирования города Костромы был заключен 04 марта 2014 года, Общество с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город» обратилось в суд за защитой своих прав 30 апреля 2014 года (накладная на отправление, т. 2, л.д. 32).

Предметом настоящего заявления является обжалование решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области, принятого по жалобе заявителя на действия Заказчика.

При этом с самостоятельными требования к Заказчику, в том числе о признании торгов недействительными заявитель не обращался.

Учитывая, что по результатам конкурса 04 марта 2014 года заключен муниципальный контракт и работы по нему выполнены в полном объеме, следовательно, потребность муниципального заказчика в выполнении работ по проведенному конкурсу фактически исчерпана, что свидетельствует о невозможности проведения конкурса с тем же предметом.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав, а согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обращение в арбитражный су должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь целью их восстановление.

С учетом указанных выше обстоятельств суд приходит к выводу, что восстановление прав заявителя путем удовлетворения его требований не осуществимо.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 03.02.2014 г. № 12-10-05/05 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов и удовлетворения требований ООО НИИ «Земля и город».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью Научно-исследовательский институт «Земля и город» о признании недействительным и отмене решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 03.02.2014 г. № 12-10-05/05 о нарушении законодательства в сфере размещения заказов –  отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня его принятия или в арбитражный суд кассационный инстанции, если такое решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья                                         А.В. Сизов