АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Краснодар Дело № А32-1647/2023
31 июля 2023 г.
Резолютивная часть решения объявлена 24 июля 2023 года
Решение в полном объёме изготовлено 31 июля 2023 года
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Федькина Л.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вологиной Т.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, г. Темрюк
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, г. Краснодар
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ст. Динская
ФИО2, г. Крымск (2)
ФИО3, пос. Ильский, Северский район (3)
ФИО4, г. Чита (4)
ФИО5, ст. Калининская (5)
ФИО6, г. Темрюк (6)
об оспаривании решения от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров
об оспаривании предписания от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен (1) - (6);
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее – заявитель, администрация, организатор торгов) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее – заинтересованное лицо, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, об оспаривании предписания от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Заявитель явку в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения заседания надлежащим образом извещен.
Основания заявленных требований изложены в заявлении и приложенных доказательствах; указывает на правомерность действий организатора торгов по отклонению заявок ФИО1; считает причину отклонения заявок ФИО1 - представление в составе заявки незаверенной надлежащим образом копии нотариальной доверенности - обоснованной, соответствующей пункту 1 части 8 статьи 39.12 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения заседания надлежащим образом извещено.
Представлен отзыв на заявление, в соответствии с которым возражает против удовлетворения заявленных требований, указывает на законность и обоснованность оспариваемого решения, предписания антимонопольного органа, на наличие законных оснований для их принятия; требование организатора торгов о наличии в составе заявки на участие в аукционе нотариально заверенной копии доверенности представителя противоречит требованиям ч. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации; просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо (1) - (6) явку в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения заседания надлежащим образом извещено. Отзыв на заявление не представлен.
Суд, исследовав материалы дела, установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба ФИО1 на действия Организатора торгов Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 22000042450000000003, лот № 2, лот № 5, опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Податель жалобы - ФИО1 - указывал, что организатором торгов неправомерно отклонены его заявки, просил признать незаконными действия организатора торгов ввиду нарушения порядка проведения торгов.
Организатор торгов возражал по доводам жалобы, считая их несостоятельными, просил признать жалобу необоснованной.
Установлено, что решением № 023/10/18.1-5070/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров от 07.12.2022 комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов по результатам рассмотрения указанной жалобы признала обоснованной жалобу ФИО1 на действия администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 22000042450000000003, лот № 2, лот № 5, опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru).
Организатору торгов – администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района - Краснодарским УФАС России выдано предписание от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов, в соответствии с которым организатору торгов необходимо до 10.01.2023 совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка проведения торгов, а именно: отменить протокол № 2-2 от 21.11.2022 (извещение № 22000042450000000003 лот № 2 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru); отменить протокол № 2-5 от 21.11.2022 (извещение № 22000042450000000003 лот № 5 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru); отменить протокол № 3-2 от 22.11.2022 (извещение № 22000042450000000003 лот № 2 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru); отменить протокол № 3-5 от 22.11.2022 (извещение № 22000042450000000003 лот № 5 опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru); повторно рассмотреть заявки участников, с учетом решения Краснодарского УФАС России № 023/10/18.1-5670/2022 от 07.12.2022; установить дату и время повторного проведения аукциона; уведомить всех участников торговой процедуры о дате и времени проведения аукциона; уведомить участников о принятом решении.
При указанных обстоятельствах администрация обратилась с заявлением оспаривании решения от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, об оспаривании предписания от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) одной из функций антимонопольного органа является обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания (часть 1 статьи 39 Закона № 135-ФЗ).
Исследовав материалы дела, суд установил, что процессуальных нарушений, допущенных при принятии оспариваемого решения и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями к признанию его незаконным, допущено не было.
Суд также исходит и из того, что соблюдение процессуальных требований при принятии оспариваемого решения также не оспаривается и заявителем; подобных доводов заявление, поступившее в суд, не содержит.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
В силу пункта 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона (шаг аукциона). Шаг аукциона устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
В соответствии с постановлением администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 11.04.2022 № 418 организатор торгов объявил о проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков, расположенных на территории Темрюкского городского поселения.
Согласно части 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Кроме того, в соответствии с частью 20 статьи 39.11 ЗК РФ, Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона: в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с частью 21 статьи 39.11 ЗК РФ, извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;
3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;
4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения) (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения);
5) о начальной цене предмета аукциона;
6) о шаге аукциона;
7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;
8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
11) о льготах по арендной плате в отношении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», если такие льготы установлены соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
12) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной Постройки, в срок, не превышающий двенадцати месяцев;
13) об обязательстве по сносу здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, либо по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями в срок, не превышающий двенадцати месяцев;
14) об обязательстве по приведению. в соответствие с установленными требованиями здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, которые расположены на земельном участке и в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, не превышающий трех лет.
Как установлено судом и явствует из материалов дела, на основании постановления о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Темрюкского городского поселения Темрюкского района от 17.10.2022 № 1252, Организатором торгов на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru опубликовано извещение от 19.10.2022 № 22000042450000000003 лот № 2, лот № 5.
Лот № 2 - право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1105020:376, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: <...>.
Лот № 5 - право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:1109056:544, категория земель - земли населенных пунктов, местоположение: <...>.
16.11.2022 представитель ФИО1 – ФИО7 - подал организатору торгов заявки для участия в открытом конкурсе на право заключения договоров аренды земельных участков по лотам № 2, № 5.
Указанные заявки были приняты и зарегистрированы 16.11.2022.
21.11.2022 протоколами № 2-2, № 2-5 рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков и на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории Темрюкского городского поселения заявки ФИО1, поданные представителем ФИО7, не допущены к участию в аукционе по лотам № 2, № 5 со ссылкой на подп. 1 п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ - в связи с непредставлением необходимых для участия в аукционе документов или предоставлением недостоверных сведений.
В обоснование правомерности отказа в допуске к участию в аукционе ФИО1 организатор торгов указывает, что в составе заявок ФИО1 была представлена копия документа, не имеющая юридической силы, – не заверенная надлежащим образом копия нотариальной доверенности от 05.12.2020 № 23 АВ 0874544, что само по себе является нарушением положений подп. 1 п. 1 ст. 39.12 ЗК РФ; организатор торгов также указывает, что к заявке не приложена копия паспорта представителя заявителя.
Суд исходит из того, что согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Таким образом, положения земельного законодательства являются специальными по отношению к нормам, предусмотренным гражданским законодательством.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок подготовки и организации, а также проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности осуществляются в соответствии со статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
При этом в силу пункта 3 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи.
Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, пунктами 1, 1.1 статьи 39.12 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых потенциальными участниками торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
В соответствии с п. 8 ст. 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: 1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; 2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; 3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; 4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Установлено, что извещение № 22000042450000000003 содержит следующие требования к составу документов для участия в аукционе:
1) заявка на участие в аукционе по форме согласно приложению № 1 с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Кроме того, согласно извещению, заявка на участие в аукционе подается в письменном виде, непосредственно при личном обращении. В случае подачи заявки представителем заявителя, предъявляется доверенность, удостоверенная в соответствии с действующим законодательством. Документ, удостоверяющий личность подающего заявку, предоставляется в оригинале (для обозрения).
Согласно пояснениям организатора торгов заявки поданы в администрацию Темрюкского городского поселения Темрюкского района представителем по доверенности.
Комиссией Краснодарского УФАС России установлено, что заявки подписаны представителем ФИО7 При этом, при подаче заявок специалисту администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района был продемонстрирован оригинал паспорта и оригинал нотариально удостоверенной доверенности; заявки по итогам их подачи были приняты и зарегистрированы.
В соответствии с доверенностью от 05.12.2020 № 23 АВ 0874544 ФИО7 является представителем ФИО1, в том числе, по всем вопросам, связанным с покупкой любого имущества, в том числе, недвижимого, земельных участков, с торгов, в том числе по банкротству, на любом этапе торгов, с использованием квалифицированной электронной подписи, а также предоставляет право подавать заявления на участие в торгах по покупке любого лота на любом этапе торгов, подписывать все документы, связанные с участием в торгах, в том числе протоколов, актов, участвовать в торгах по вопросу покупки любого лота, оформлять на его имя право собственности на любой лот, подавать и получать документы, в том числе документы о государственной регистрации права собственности в Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, расписываться и совершать все действия, связанные с данным поручением.
Таким образом, указанной доверенностью ФИО1 фактически уполномочивает ФИО7, в том числе, на осуществление действий от имени заявителя при подаче заявки на участие в аукционе; выводов об ином, исходя из анализа существа и содержания указанной доверенности, сделать не представляется возможным.
Закон определяет доверенность как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)).
Цель такого представительства - обеспечить возможность приобретения гражданских прав и обязанностей для одного субъекта через действия другого субъекта - так, как если бы эти действия совершались непосредственно представляемым.
Термином «доверенность» обозначается письменный документ, подтверждающий наличие полномочия представителя.
Такое письменное уполномочие может выдаваться как непосредственно представителю, так и третьему лицу, перед которым осуществляются представительские функции представителя, которое вправе удостовериться в личности представляемого и сделать об этом отметку на документе, подтверждающем полномочия представителя (п.п. 1, 3 ст. 185 ГК РФ).
Антимонопольным органом установлено, что при подаче заявок специалисту администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района был продемонстрирован оригиналы паспорта представителя и нотариально удостоверенной доверенности, заявки приняты и зарегистрированы.
Суд исходит из того, что на заявках имеется отметка организатора торгов о принятии заявок и их регистрации 16.11.2022 за № 99, № 100, подпись должностного лица - специалиста администрации.
В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров,
На основании ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Так, Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила), согласно подп. п. 24 которых заявитель не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случаях непредставления документов, определенных пунктами 52 и 121 настоящих Правил, либо наличия в таких документах недостоверных сведений.
В силу п. 26 Правил в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных заявителем или участником конкурса или аукциона в соответствии с пунктами 52 и 121 настоящих Правил, конкурсная или аукционная комиссия обязана отстранить такого заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения. Протокол об отстранении заявителя или участника конкурса или аукциона от участия в конкурсе или аукционе подлежит размещению на официальном сайте торгов, указанном в пункте 27 Правил, в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений.
Порядок подготовки и организации аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статье 39.11 ЗК РФ. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 39.11 ЗК РФ.
Однако, в материалы дела не представлено доказательств того, что на стадии регистрации заявок ФИО1 организатором торгов был установлен факт недостоверности или неполноты представленных сведений (документов); не представлен подтверждающий указанное обстоятельство соответствующий протокол об отстранении указанного лица от участия в аукционе.
Запись о не соответствии представленных претендентом документов требованиям ЗК РФ также отсутствует, что уже само по себе свидетельствует о том, что заявка с приложениями была принята без замечаний.
На заявках имеется подпись уполномоченного лица о принятии заявок 16.11.2022.
Доказательств иного, обратного, не представлено.
Приведенный заявителем довод о том, что у организатора торгов отсутствуют полномочия по отказу в принятии и регистрации заявок сам по себе не опровергает факта того, что должностным лицом администрации были проверены полномочия на участие в торгах и установлена личность представителя ФИО1, в том числе представленный им оригинал паспорта и нотариальной доверенности, о чём свидетельствует подпись специалиста администрации о принятии и регистрации заявок. При этом администрацией Темрюкского городского поселения Темрюкского района не оспаривается, фактически признаётся принадлежность подписи о принятии и регистрации заявок ФИО1 уполномоченному администрацией лицу.
При этом положениями ЗК РФ не предусмотрены какие-либо специально-оговоренные требования к доверенности, выдаваемой участником аукциона своему представителю на право участия в аукционе.
Более того, установлено, что приложенная к заявкам доверенность от 05.12.2020 № 23 АВ 0874544 на представление интересов ФИО1 представителем ФИО7 удостоверена нотариусом Краснодарского нотариального округа ФИО8, зарегистрирована в реестре за № 23/221-н/23-2020-21-330; доказательств иного, обратного, представлено не было.
В силу пункта 1 абзаца 1 статьи 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утверждённых ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1 (далее – Основы законодательства о нотариате), Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата: сведения о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена).
В соответствии с абз. 1 ст. 34.3 Основ законодательства о нотариате внесение сведений и передача нотариальных документов в электронной форме, электронных образов нотариальных документов, созданных на бумажном носителе в единую информационную систему нотариата осуществляются нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях - нотариальными палатами или иными лицами.
Таким образом, применительно к факту заверения нотариусом доверенности от 05.12.2020 № 23 АВ 0874544 на представление интересов ФИО1 представителем ФИО7 в реестре за № 23/221-н/23-2020-21-330, у организатора торгов имелась возможность проверить сведения о достоверности указанной доверенности путём обращения к единой информационной системе нотариата, содержащей сведения об указанной доверенности.
Суд также отмечает, что требование о необходимости представлении в составе заявки копии паспорта представителя, подающего заявку от имени потенциального участника, действующим законодательством не предусмотрено, опубликованное извещение указанных требований также не содержит.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что недопущение заявок ФИО1 к участию в торгах ввиду указанного обстоятельства - представления копии незаверенной нотариальной доверенности - является неправомерным, так как действующим законодательством о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, извещением о проведении торгов не предъявлены, не установлены какие-либо специальные требования к оформлению доверенности, выдаваемой участником аукциона своему представителю; оригинал паспорта и нотариальной доверенности был предъявлен представителем специалисту администрации, о чём свидетельствует соответствующая отметка должностного лица о принятии и регистрации заявок ФИО1; предъявленная представителем доверенность является нотариально заверенной, сведения о ней содержатся в открытом доступе в информационной системе нотариата, доступ к которой в силу закона является свободным и прямым, для неограниченного круга лиц и без взимания платы.
Таким образом, в материалы дела организатором торгов не представлено доказательств, определенно и однозначно в своей совокупности и логической взаимосвязи свидетельствующих о факте несоответствия заявок ФИО1 требованиям, установленным в извещении № 22000042450000000003, а также указанным требованиям законодательства, в том числе положениям п. 1 ч. 8 ст. 39.12 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о наличий оснований, регламентированных названными законоположениями ЗК РФ; доказательств иного, обратного в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
При указанных обстоятельствах антимонопольным органом доказаны суду законность и обоснованность оспариваемого заявителем решения и предписания № 023/10/18.1-5670/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров от 07.12.2022.
Учитывая изложенное, судом делается вывод о том, что в деяниях организатора торгов имелись события, правомерно и обоснованно квалифицированные антимонопольным органом в качестве нарушения порядка проведения торгов, и оснований для принятия оспариваемого решения, выдачи предписания, основанного на принятом антимонопольным органом решении от 07.12.2022 № 023/10/18.1-5670/2022.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
При совокупности указанных обстоятельств требование заявителя о признании недействительным решения и предписания Краснодарского УФАС России от 16.07.2020 № 023/10/18.1-5670/2022 по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Названные выводы суда соответствуют правовой позиции Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, сформированной в постановлении от 19.06.2023 по делу № А32- 32143/2022, имеющем тождественные правовые и фактические обстоятельства.
Судом не установлено доказательств, свидетельствующих о наличии иных фактических обстоятельств, установленных антимонопольным органом при принятии оспариваемого решения.
Судом не принимаются доводы заявителя, как не свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа при совокупности названных фактических обстоятельств, установленных судом.
Руководствуясь ст. 120 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 27, 29, 123, 156, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия (изготовления решения в полном объёме) в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд путём подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Краснодарского края.
Судья Л.О. Федькин