АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Краснодар Дело № А32-22620/2019
Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2019
Полный текст судебного акта изготовлен 11.08.2019
Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи С.А. Баганиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.В.Поляшевой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску Отдела строительства администрации муниципального образования Тимашевского района (ИНН <***>), г.Тимашевск к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМСТРОЙСЕРВИС» (ИНН <***>), ст.Медведовская, Краснодарский край о взыскании 1 471 122 руб. 43 коп
при участии в заседании представителей: ответчика - ФИО1 по доверенности
УСТАНОВИЛ:
Отдел строительства администрации муниципального образования Тимашевского района обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РЕМСТРОЙСЕРВИС» о взыскании 1 471 122 руб. 43 коп штрафа.
В настоящее судебное заседание представитель истца не явился. Извещен, в деле имеется расписка представителя истца ФИО2 по доверенности.
Ответчик выполнил контррасчет по иску с учетом локального сметного расчета (с применением всех предусмотренных сметой индексов и коэффициентов, НДС и т.п. начислений) в отношении видов работ ,в которых выявлены недостатки, с учетом п.12.10 контракта.
Определением от 26.06.2019 судом установлен процессуальный срок по 15.07.2019 для подачи ходатайства о назначении судебной экспертизы, формулировки вопросов, подлежащих постановке перед экспертом , для предоставления доказательств внесения денежных средств на депозит суда в соответствии с разъяснениями в Постановлении Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", а также сведений (ф.и.о., сведения о наличии специального образования и стаже работы) о кандидатуре эксперта.
От истца возражения на контррасчет и ходатайство о проведении судебной экспертизы не поступили.
Дело рассматривается по правилам ст.156 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями муниципального контракта от 17 июля 2017 года № Ф.2017.288784 (далее-контракт), заключенного между Заказчиком - отделом строительства администрации муниципального образования Тимашевский район и Подрядчиком - ООО «РЕМСТРОЙСЕРВИС», в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Ответчик принял на себя обязательства по выполнению строительства объекта «Универсальный спортивный комплекс в ст. Медведовской Тимашевского района» (далее -Объект) в соответствии с техническим заданием (Приложение № 1 к контракту), календарным графиком производства работ (Приложение № 2 к контракту), ведомостями объемов работ (Приложение № 3 к Контракту) и проектной документации (Приложение № 4 к контракту), конкретными видами и объемами работ, которые Подрядчик обязуется выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств (Приложение № 5 к Контракту).
В силу п. 3.1. контракта обязательство по выполнению строительства объекта «Универсальный спортивный комплекс в ст. Медведовской Тимашевского района» должно быть исполнено Подрядчиком в срок до 20 декабря 2017 года.
В соответствии с пунктом 7.2 контракта Ответчик, принял на себя обязательства:
- по производству работ в полном соответствии с проектной документацией и строительными нормами и правилами Российской Федерации в соответствии с нормативными документами, регламентирующими качество строительных материалов, изделий, конструкций и строительно-монтажных работ;
- выполнение работ по Объекту в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом;
- сдачу выполненных работ в порядке, предусмотренном контрактом;
- своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации Объекта;
- возможность контроля и надзора Заказчиком за ходом выполнения работ, качеством используемых материалов, в том числе беспрепятственный допуск его представителей на строительную площадку и места производства строительно-монтажных работ в любое время, представления по их требованию отчета о ходе выполнения работ;
- подготовку площадки под строительство Объекта, устройство временного защитно-охранного ограждения, освещения, водоснабжения и электроснабжения строительной площадки Подрядчик должен выполнить своими силами;
- передачу Заказчику Объекта готового к эксплуатации.
Как указано в исковом заявлении, контрольно-счетной палатой Краснодарского края выборочно по отдельным позициям проведены контрольные обмеры принятых к оплате по муниципальному контракту от 17.07.2017 № Ф.2017.288784 на строительство объекта «Универсальный спортивный комплекс по адресу: Тимашевский район, ст. Медведовская, ул. Пушкина, 5А», о чем был составлен акт проверки целевого и эффективного использования средств краевого бюджета, выделенных в 2016-2017 годах муниципальному образованию Тимашевский район на реализацию основных мероприятий 1.5.1 «Реализация государственных функций в области физической культуры и спорта государственных бюджетных (казенных) учреждений» (подпункт 1.5.1.4) и 1.6.1 «Развитие спортивных сооружений в Краснодарском крае» (подпункты 1.6.1.1, 1.6.1.2, 1.6.1.3, 1.6.1.6) государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта», в том числе аудит в сфере закупок» (далее - Акт).
Согласно актам контрольных обмеров от 26.07.2018 зафиксировано, что в нарушение п. 1.1 Контракта не все принятые и оплаченные Заказчиком работы по актам выполненных работ (форма КС-2) выполнены и соответствуют аукционной документации, а именно:
- не выполнены работы по установке магнитных преобразователей МПВ включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу части 8 статьи 34 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту б пункта 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 5 процентов от цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)
В соответствии с пунктом 12.3 Контракта за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, устанавливается штраф в размере 5%, что составляет 1 471 122,43 (один миллион четыреста семьдесят одна тысяча сто двадцать два) рубля 43 копейки.
Согласно расчету истца, размер штрафа, подлежащего уплате Подрядчиком за ненадлежащее исполнение обязательств по Контракту составляет 1 471 122,43 рубля 43 копейки.
Соблюдая досудебный порядок истцом в адрес ответчика направлена претензия от 11.02.2019 с предложением уплатить штраф в размере 1 471 122,43 рубля 43 копейки в бюджет муниципального образования Тимашевский район до 28 февраля 2019. Ответ на претензию не получен, деньги в муниципальный бюджет не возвращены.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения с иском в суд.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик в отзыве на иск пояснил, что согласно актам выполненных работ от 17.08.2018г. указанные нарушения были устранены в полном объеме, приложил акты. Согласно сводного сметного расчета стоимости строительства Универсального спортивного комплекса в ст. Медведовской Тимашевского района: в разделе ЛСР 02-01 «общестроительные работы» включены работы по установке оконных блоков; в разделе ЛСР 02-03 «отопление» включены работы по установке магнитных преобразователей.
Согласно расчету ответчика штраф согласно п. 12.10 контракта, пункта 3 "б" постановления от 30.08.2017 N 1042 составляет: работы с недостатками – 1 066 215 руб х 5% = 53 310,75 руб.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, суд признал исковые требования подлежащими/не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Спорные правоотношения по своей правовой природе возникают из контракта на выполнение подрядных работ, в силу чего подлежат правовому регулированию общими нормами обязательственного права части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами главы 37 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, а так же специальному регулированию нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон №44-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядные строительные работы (статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации), проектные и изыскательские работы (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
По правилам ст.740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, выполняемой по договору подряда, подрядчик, действующий в качестве предпринимателя, обязан выполнять работу, соблюдая эти обязательные требования. Подрядчик может принять на себя по договору обязанность выполнить работу, отвечающую требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.
В соответствии с положениями пункта статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721).
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии с положениями статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.
По правилам ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно п. 12.10 муниципального контракта от 17.07.2017г. № Ф.2014.288784 за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 % стоимости указанных работ.
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Ответчик выполнил расчет стоимости работ в которых выявлены недостатки с учетом локального сметного расчета (с применением всех предусмотренных сметой индексов и коэффициентов, НДС и т.п. начислений).
Согласно акту аудиторской проверки от 26.07.2018г.:
1) Не выполнены работы по установке магнитных преобразователей МПВМВС Dy32 и 40 мм в количестве 2 шт;
2) Не установлены оконные блоки в количестве 5 м2;
3) Фактически установленные оконные блоки имеют конструкцию: четырехстворчатые с одной поворотно-откидной створкой в количестве 71,29 м2 и глухие 56,91 м2, в то время как согласно акту выполненных работ оконные блоки имеют поворотную поворотно-откидную створки в количестве 128,1255м2.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства Универсального спортивного комплекса в ст. Медведовской Тимашевского района: в разделе ЛСР 02-01 «общестроительные работы» включены работы по установке оконных блоков; в разделе ЛСР 02-03 «отопление» включены работы по установке магнитных преобразователей.Согласно локального сметного расчета № 02-01 «Общестроительные работы» ненадлежаще выполненные работы содержатся в разделе 7 - «проемы»: 1) не установлены оконные блоки в количестве 5 м2; 2) фактически установленные оконные блоки имеют конструкцию: четырехстворчатые с одной поворотно-откидной створкой в количестве 71,29 м2 и глухие 56,91 м2, в то время как согласно акту выполненных работ оконные блоки имеют поворотную поворотно-откидную створки в количестве 128.1255м2.
70 | ТЕР10-01-034-08 | Установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей: поворотных (откидных, поворотно-откидных) с площадью проема более 2 м2 трехстворчатых, в том числе при наличии створок глухого остекления | 1029708 |
71 | ТССЦ-203-1033 | Блок оконный пластиковый трехстворчатый, с поворотной и поворотно-откидной створкой, однокамерным стеклопакетом (24мм), площадью 3,5 м2 | |
П. Согласно локального сметного расчета № 02-03 - «Отопление» ненадлежаще выполненные работы содержатся в разделе 2 «теплогенераторная»: - не выполнены работы по установке магнитных преобразователей МПВМВС Dy32 и 40 мм в количестве 2 ШТ. | |||
33 | ТЕР 16-05-001-02 | Установка вентилей, задвижек, затворов, клапанов обратных, кранов проходных на трубопроводах из стальных труб диаметром: до 50 мм | 36 507 руб. |
22 | Прайс лист Сателайт-Юг | Магнитный преобразователь воды МПВ МВС Dy40 | |
26 | Прайс лист Сателайт-Юг | Магнитный преобразователь воды МПВ МВС Dy32 | |
ИТОГО | 1 066 215 руб. |
Согласно расчету ответчика, 1 066 215 руб. (стоимость работ с нарушениями) х 5% (ставка по контракту) = 53 310,75 руб штрафа.
По смыслу пункта 5 статьи 720 ГК РФ допустимым доказательством в случае спора между заказчиком и подрядчиком является заключение эксперта, а иные доказательства согласно выраженной в постановлении ФАС СКО от 15.01.2009 №Ф08-8140/2008 по делу №А53-4990/2008 правовой позиции могут свидетельствовать лишь о наличии между сторонами спора по объему или качеству работ.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если экспертиза в силу АПК РФ могла быть назначена по ходатайству или с согласия участвующих в деле лиц, однако такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами. Таким образом, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания.
Поскольку ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы от истца не поступило, суд рассматривает спор на основании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд пришел к выводу, что контррасчет ответчика обоснован с достаточной степенью достоверности, с учетом конррасчета уплате ответчиком подлежит 53 310,75 руб штрафа. В удовлетворении остальной части искового требования следует отказать.
Согласно статье 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), расходы юридического лица на уведомление о корпоративном споре в случае, если федеральным законом предусмотрена обязанность такого уведомления, и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Истец от уплаты госпошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 65, 70, 106, 110, 156, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РЕМСТРОЙСЕРВИС» (ИНН <***>), ст.Медведовская, Краснодарский край в пользу Отдела строительства администрации муниципального образования Тимашевского района (ИНН <***>), г.Тимашевск 53 310,75 руб штрафа.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РЕМСТРОЙСЕРВИС» (ИНН <***>), ст.Медведовская, Краснодарский край в доход федерального бюджета 1003,14 рублей государственной пошлины.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья С.А. Баганина