ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А32-40045/18 от 01.02.2019 АС Краснодарского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

350035, г. Краснодар, ул. Постовая, 32

сайт: http://krasnodar.arbitr.ru

тел. (861) 293-80-71

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                          Дело № А32-40045/2018

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2019г. 

Решение в полном объеме изготовлено 08.02.2019г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Шепель А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Радченко А.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению Общероссийской общественной организации «Российской Авторское Общество» (ИНН: 7703030403, ОГРН: 1027739102654)

к индивидуальному предпринимателю Багиян Зорайру Валерьевичу (ИНН: 230907086759, ОГРНИП: 311230919600023)

о взыскании авторского вознаграждения в размере 480 027 рублей

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился,

от ответчика: не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общероссийская общественная организация «Российской Авторское Общество» обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Багиян Зорайру Валерьевичу о взыскании авторского вознаграждения в размере 480 027 рублей и расходов по оплате государственной пошлины в размере 12 601 рублей.

  Истец и ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о месте и времени проведения судебного разбирательства на официальном сайте Арбитражного суда Краснодарского края, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора по имеющимся в материалах дела доказательствам.

В судебном разбирательстве объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 01.02.2019, после перерыва судебное разбирательство продолжено.

Суд, исследовав собранные по делу доказательства, оценив их в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

  Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 1 ст. 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации РАО является основанной на членстве организацией по управлению авторскими правами на коллективной основе в случаях, когда осуществление прав авторов (правообладателей) в индивидуальном порядке затруднено или когда ГК РФ допускается использование объектов авторских прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения. К таким случаям относится осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом и без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение такого аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ).

  В п. 1 ст. 1244 ГК РФ определены сферы коллективного управления, в которых организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности.

  В соответствии с нормами указанной статьи РАО является аккредитованной организацией на деятельность по осуществлению прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ), что подтверждается свидетельством о государственной аккредитации организации по управлению правами на коллективной основе № МК-02.1/13 от 03.10.2014г., выданным в соответствии с приказом Министерства Культуры № 1165 от 15.08.2013.

  Положения п. 5 ст. 1242 ГК РФ предусматривают, что организации по управлению правами на коллективной основе вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе.

  В п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5/29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г.) указано, что организация, осуществляющая коллективное управление авторскими правами, вправе на основании п. 5 ст. 1242 ГК РФ предъявлять требования в суде от своего имени для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

  Спор с участием организации, осуществляющей коллективное управление авторскими правами, может быть рассмотрен судом и без участия конкретного правообладателя» (п. 21 Постановления Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г.).

  Организация, получившая государственную аккредитацию, которая в соответствии с п. 3 ст. 1244 ГК РФ вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены, также вправе от имени неопределенного круга правообладателей предъявлять требования в суде, необходимые для защиты прав, управление которыми осуществляет такая организация.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г. при обращении в суд аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) действует без доверенности, подтверждая свое право на обращение в суд за защитой прав неопределенного круга лиц в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 5 ст. 1242 ГК РФ, свидетельством о государственной аккредитации.

На основании вышеизложенного, правом на обращение в суд за защитой права на вознаграждение автора музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения РАО обладает на основании свидетельства о государственной аккредитации № МК-02.1/13 от 03.10.2014г.

В соответствии со ст.ст. 1231, 1256 ГК РФ произведения иностранных авторов на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с международными договорами.

С 27 мая 1973 г. Российская Федерация является участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., а с 13 марта 1995 г. - Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (ст. 7 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 5 Бернской конвенции в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией. ГК РФ также предусмотрены одинаковые правила, регулирующие использование произведений как российских, так и иностранных авторов.

В силу статьи II Всемирной Конвенции об авторском праве выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся государстве охраной, которую такое государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории.

В п. 3 ст. 1256 ГК РФ указано, что если на территории России произведению предоставляется охрана в соответствии с международным договором России, то автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется по закону того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Данная норма рассчитана на законодательство об авторском праве государств, где авторами или первоначальными правообладателями признаются так же и юридические лица. В этих случаях и на территории Российской Федерации то же самое лицо должно быть признано автором (или первоначальным обладателем авторских прав) на это произведение.

При этом согласно п. 2 (а) ст. 14 Бернской конвенции определение лиц-обладателей авторского права на кинематографическое произведение осуществляется в соответствии с законодательством страны, в которой потребуется охрана.

Из изложенного следует, что для иностранных лиц, чьи произведения используются на территории Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов которых заявлен иск, на территории России предоставляется охрана в объеме прав, которые Российская Федерация предоставляет своим гражданам, при доказанности у этих лиц прав автора спорных произведений по закону того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности, если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается ГК РФ. К таким случаям относится использование музыкальных произведений (с текстом или без текста) в аудиовизуальных произведениях, с обязательной выплатой автору музыкального произведения вознаграждения при публичном исполнении такого аудиовизуального произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1263 ГК РФ аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением и без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

При публичном исполнении аудиовизуального произведения авторымузыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК РФ).

В п. 10.1 Постановления Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г. указано, что по смыслу положений п. 5 ст. 1229 ГК РФ право на вознаграждение входит в состав исключительного права.

В соответствии с п. 10.3 Постановления Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г. на случаи, предусматривающие использование результатов интеллектуальной деятельности без согласия правообладателей, но с сохранением за ними права на вознаграждение, распространяется правило абз. первого п. 1 ст. 1231 ГК РФ о действии на территории Российской Федерации исключительных прав, установленных международными договорами Российской Федерации и ГК РФ.

В п. 10.4 Постановления Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г. разъяснено, что в силу п. 3 ст. 1263 ГК РФ композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения, даже если исключительное право на музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу (конкретному правообладателю-изготовителю аудиовизуального произведения), право на вознаграждение сохраняется за автором музыкального произведения.

В соответствии с п. 1 ст. 1243 ГК РФ в случаях, когда объекты авторских прав в соответствии с ГК РФ могут быть использованы без согласия правообладателя, но с выплатой ему вознаграждения, организация по управлению правами на коллективной основе заключает с пользователем договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели.

В п. 32 Постановления Пленумов № 5/29 от 26 марта 2009 г. указано, что лицом, осуществившим публичное исполнение произведения, является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, т.е. лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Таким образом, для соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации именно это лицо должно заключить с РАО договор о выплате вознаграждения и выплатить вознаграждение для авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальных произведениях.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона Российской Федерации
«О государственной поддержке кинематографии РФ» от 22.08.1996 демонстратор аудиовизуального произведения (фильма), осуществляющий платный показ фильма, обязан передавать информацию относительно каждого проданного при проведении показа фильма в кинозале билета о названии кинотеатра, дате, времени, названии сеанса, названии фильма, номере прокатного удостоверения, номере или названии кинозала, номере ряда, номере места, цене билета, скидке на билет в Единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах.

Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (далее - ЕАИС) предназначена для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения, прав потребителей и обеспечения федерального органа исполнительной власти в области кинематографии достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка проката фильмов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» (далее Постановление Правительства РФ от 18.10.2010 № 837) утверждены Правила функционирования ЕАИС.

РАО как аккредитованная в соответствии со статьей 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе, обладающая правом на получение информации, размещенной в ЕАИС, направило соответствующий запрос в Аналитический департамент Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в отношении кинотеатра «CityStars», расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Кирова, д. 58, который предоставил следующие данные, в том числе, за период проката фильмов с 01.10.2015г. по 24.02.2016г.: название фильма, номер прокатного удостоверения, даты первого и последнего сеанса за период проката фильмов, общая сумма полученного валового сбора, количество билетов.

Согласно полученным из ЕАИС сведениям демонстратором (лицом, осуществляющим публичное исполнение произведений) фильмов в вышеуказанный период являлся ответчик.

По представленным сведениям, общий сбор от продажи билетов за период проката фильмов с 01.10.2015г. по 24.02.2016г. составил 16 000 900 рублей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.1994 № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства», которым предусмотрено, что за использование музыкальных произведений с текстом или без текста при демонстрации аудиовизуальных произведений в кинотеатрах при платном для зрителей входе авторское вознаграждение составляет 3 % от суммы валового сбора, поступившего от продажи билетов, РАО произведен расчет вознаграждения, подлежащего уплате ответчиком за спорный период в связи с демонстрацией 45 аудиовизуальных произведений в сумме 480027 рублей, исходя из следующего расчета:

Название фильма

Валовый сбор (руб.)

Ставка авторского вознаграждения

Сумма авторского вознаграждения (руб.)

1

Ставка на любовь

76 500,00

3,0%

2 295,00

2

Пятьдесят оттенков черного

82 600,00

3,0%

2 478,00

3

И грянул шторм

588 950,00

3,0%

17 668,50

4

13 часов: Тайные солдаты Бенгази

46 100,00

3,0%

1 383,00

5

Кукла (2016)

120 300,00

3,0%

3 609,00

6

Зачетный препод 2

54 350,00

3,0%

1 630,50

7

Игра на понижение

50 000,00

3,0%

1 500,00

8

Статус: "Свободен"

291 500,00

3,0%

8 745,00

9

5-я волна

522 000,00

3,0%

15 660,00

10

Холодный Фронт

8 100,00

3,0%

243,00

11

Сёстры (2015)

32 700,00

3,0%

981,00

12

Лес призраков

62 100,00

3,0%

1 863,00

13

Элвин и бурундуки: Грандиозное бурундуключение

578 550,00

3,0%

17 356,50

14

Крид: Наследие Рокки

196 500,00

3,0%

5 895,00

15

Омерзительная восьмерка (2015)

475 800,00

3,0%

14 274,00

16

Здравствуй, папа, Новый год

278 100,00

3,0%

8 343,00

17

Страна чудес

438 150,00

3,0%

13 144,50

18

Крампус

100 800,00

3,0%

3 024,00

19

Стив Джобс

65 700,00

3,0%

1 971,00

20

Богатырша

200 800,00

3,0%

6 024,00

21

Млечный путь (2015)

152 300,00

3,0%

4 569,00

22

Снупи и мелочь пузатая в кино

246 650,00

3,0%

7 399,50

23

Маленький принц (2015)

152 650,00

3,0%

4 579,50

24

Звёздные войны: Пробуждение силы

1 527 850,00

3,0%

45 835,50

25

Pro любовь

78 800,00

3,0%

2 364,00

26

Любите Куперов

95 200,00

3,0%

2 856,00

27

Шпионский мост

141 400,00

3,0%

4 242,00

28

В сердце моря

530 650,00

3,0%

15 919,50

29

Ужастики

264 750,00

3,0%

7 942,50

30

Убийца (2015)

65 000,00

3,0%

1 950,00

31

Визит (2015)

87 400,00

3,0%

2 622,00

32

Хороший динозавр. Санджай и его команда

398 850,00

3,0%

11 965,50

33

Виктор Франкенштейн

280 250,00

3,0%

8 407,50

34

Тайна в их глазах

121 050,00

3,0%

3 631,50

35

Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2

956 900,00

3,0%

28 707,00

36

Шеф Адам Джонс

82 000,00

3,0%

2 460,00

37

Скорость: Автобус 657

75 450,00

3,0%

2 263,50

38

007: Спектр

949 450,00

3,0%

28 483,50

39

Чёрная месса

150 900,00

3,0%

4 527,00

40

Монстры на каникулах 2

1 567 900,00

3,0%

47 037,00

41

Багровый пик

539 900,00

3,0%

16 197,00

42

Прогулка (2015)

560 350,00

3,0%

16 810,50

43

Марсианин.

1 904 750,00

3,0%

57 142,50

44

Пэн: Путешествие в Нетландию

442 500,00

3,0%

13 275,00

45

Воин (2015)

358 400,00

3,0%

10 752,00

ИТОГО:

16 000 900,00

480 027,00

Таким образом, независимо от количества музыкальных произведений в аудиовизуальном произведении и их авторов, подлежащая выплате сумма вознаграждения составляет 480 027 рублей.

В подтверждение полномочий по управлению правами в отношении российских правообладателей РАО представлены копии договоров, по условиям которых правообладатели передали РАО право на совершение всех юридических действий, необходимых для защиты их прав и законных интересов, включая обращение в суд от своего имени, представление правообладателей в процессе без доверенности, действия по взысканию присужденных денежных средств и их получение для последующего распределения правообладателям, а также музыкальные справки, содержащие сведения о музыкальных произведениях, вошедших в состав российских аудиовизуальных произведений.

В отношении иностранных правообладателей РАО представлены справки, составленные иностранными организациями по управлению правами (далее – ОКУП) по каждому аудиовизуальному произведению (Que Sheet Report, далее – «кьюшиты»), и копии договоров о взаимном представительстве интересов, заключенных между РАО и такими организациями. В соответствии с условиями указанных договоров, иностранные ОКУП передали РАО полномочия осуществлять на территории Российской Федерации судебную защиту прав и законных интересов правообладателей-членов иностранных ОКУП, включая право на обращение в суд от своего имени, получения присужденных денежных средств и пр. Все ОКУП являются членами Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC, созданной с целью обеспечения охраны и защиты создателей духовных ценностей и координации технической деятельности между входящими в нее авторско-правовыми организациями, в том числе и РАО (Россия), что подтверждается сертификатом CISAC от 06.12.2004г.

Все члены CISAC имеют унифицированные электронные системы учета произведений и правообладателей и распределения авторского вознаграждения по стандартам CISAC. Сведения в отношении иностранных аудиовизуальных произведений предоставляются иностранными ОКУП в CIS-нет (электронную систему CISAC), из которой РАО получило приложенные к исковому заявлению «кьюшиты».

Таким образом, перечень музыкальных произведений, вошедших в состав спорных аудиовизуальных произведений, содержится в «кьюшитах», прилагаемых в отношении иностранных аудиовизуальных произведений, и музыкальных справках, прилагаемых в отношении российских аудиовизуальных произведений.

Истец направлял ответчику требование о выплате вознаграждения в размере 3 % (три процента) от сумм валового сбора, поступивших от продажи билетов, в том числе за период проката фильмов с 01.10.2015г. по 24.02.2016г. 

Оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными по праву и по размеру и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Истец как аккредитованная организация по управлению авторскими правами в силу статьи 1242 ГК РФ вправе обращаться в суд за защитой прав, переданных ему в управление, предъявляя при этом требования как от своего имени, а также от имени неопределенного круга правообладателей. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены (пункт 3 статьи 1244 ГК РФ).

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 (введена Федеральным законом от 27.12.2009 № 375-ФЗ) демонстратор аудиовизуального произведения (фильма), осуществляющий платный показ фильма, обязан передавать информацию относительно каждого проданного при проведении показа фильма в кинозале билета о названии кинотеатра, дате, времени, названии сеанса, названии фильма, номере прокатного удостоверения, номере или названии кинозала, номере ряда, номере места, цене билета, скидке на билет в Единую федеральную автоматизированную информационную систему сведений о показах фильмов в кинозалах. ЕАИС предназначена для обеспечения защиты исключительных прав на аудиовизуальные произведения, прав потребителей и обеспечения федерального органа исполнительной власти в области кинематографии достоверной и оперативной информацией о состоянии внутреннего рынка проката фильмов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2010 № 837 «О функционировании единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах» (далее - Постановление Правительства № 837) утверждены Правила функционирования ЕАИС. В силу подпункта б пункта 5 Условий предоставления информации, содержащейся в ЕАИС, утвержденных Постановлением Правительства № 837, информация предоставляется в полном объеме органам государственной власти, наделенным полномочиями контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации об авторских и смежных правах, аккредитованным в соответствии со статьей 1244 ГК РФ организациям по управлению правами на коллективной основе в области кинематографии - по запросу, представленному в соответствии с требованиями пункта 7 настоящего документа. Запрос направляется оператору ЕАИС в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. Оператор ЕАИС не позднее пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса направляет запрашиваемую информацию в электронном виде с использованием информационнотелекоммуникационных сетей по указанному заявителем адресу. Как следует из материалов дела, РАО направило соответствующий запрос в Аналитический департамент Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии в отношении демонстратора кинотеатра «CityStars», который предоставил данные за период проката фильмов, в том числе с 01.10.2015г. по 24.02.2016г.

В соответствии с представленными данными в указанный период в кинотеатре «CityStars» осуществлялась демонстрация 45 кинофильмов, перечень которых указан в исковом заявлении, размер ставки авторского вознаграждения по которым составляет 3% от общей суммы валового сбора.

В соответствии с полученной информацией совокупные кассовые сборы, поступившие от продажи билетов на указанные кинофильмы в период с 01.10.2015г. по 24.02.2016г. составили 16 000 900 рублей, в связи с чем вознаграждение для последующего распределения авторам музыкальных произведений, вошедших в состав аудиовизуальных произведений составило 480 027 рублей (3%).

В соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

Исходя из указанной нормы композитор, специально создавший музыкальное произведение для фильма, в соответствии с законодательством РФ признаётся автором этого фильма.

В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства – это право признаваться автором произведения, и право автора на имя – это право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 1240 ГК РФ лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Аудиовизуальное произведение является сложным объектом, то есть единым произведением, которое состоит из множества объектов интеллектуальной собственности. Все включенные в состав сложного объекта произведения «сливаются» в одно целое произведение и воспринимаются безотрывно друг от друга.

Авторами этого производного сложносоставного произведения – кинофильма и иного аудиовизуального произведения, российское законодательство называет только режиссера-постановщика, автора сценария и композитора, специально создавшего музыкальное произведение для фильма.

То есть при использовании кинофильма наряду с иными авторами этого кинофильма в обязательном порядке указывается имя композитора, специально создавшего музыкальное произведение для этого фильма.

Помимо специально созданных для включения в кинофильм музыкальных произведений, в большинстве фильмов используются другие музыкальные произведения, которые не были специально созданы для включения в аудиовизуальное произведение.

В п. 3 ст. 1263 ГК РФ прямо указано, что при публичном исполнении аудиовизуального произведения, авторымузыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.

То есть авторы всех произведений, вошедших в состав кинофильма, сохраняют право на вознаграждение при публичном исполнении аудиовизуального произведения. При этом не имеет значение, являются ли они авторами аудиовизуального произведения по смыслу статьи 1263 ГК РФ, и было ли музыкальное произведение (с текстом или без текста) специально создано для включения в фильм.

Иностранным лицам (как физическим, так и юридическим), чьи произведения пользуются правовой охраной на территории Российской Федерации, предоставляется такой же объем прав, который российское законодательство предоставляет авторам произведений, созданных на территории Российской Федерации. Объем охраны включает, в том числе, предусмотренное пунктом 3 статьи 1263 ГК право на вознаграждение. Признание за иностранными лицами исключительных прав на территории Российской Федерации осуществляется в силу международных договоров. Для предоставления такой охраны необходимо доказать наличие у указанных лиц статуса автора музыкального произведения, который определяется на основании коллизионной привязки, установленной в пункте 3 статьи 1256 ГК, то есть по закону того государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. К тому же, поскольку речь идет о вознаграждении за использование произведения, то указанное вознаграждение может быть выплачено не только собственно автору, но и юридическому лицу, к которому исключительное право от автора перешло в силу договора или по иному основанию, предусмотренному законодательством страны происхождения произведения.

Обращаясь с настоящим иском, РАО представило сведения об авторах из системы ЕИС РАО, заявления о регистрации произведений и прав на них, договоры о передаче полномочий по управлению правами автора на коллективной основе, договоры, заключенные между РАО иностранными авторско-правовыми организациями – членами СИЗАК, в т.ч. PRS (Великобритания), GEMA (Германия), SESAC (США), SIAE (Италия), SGAE (Испания), SOCAN (Канада), BMI (США), ASCAP (США).

В соответствии с условиями большинства соглашений между истцом и иностранными организациями по коллективному управлению истец обязался охранять на территории, входящей в сферу его деятельности, права членов своего контрагента таким же образом и в том же объеме, как оно делает это в отношении собственных членов, и в тех же пределах, в каких страна, где испрашивается правовая охрана, предоставляет эту охрану иностранным произведениям, а если такая охрана конкретно не предусмотрена законом, изыскать возможность обеспечить адекватную охрану в рамках заключенного договора.

Исходя из представленных в материалы дела писем иностранных организаций по коллективному управлению правами (в том числе от международной конфедерации обществ – CISAC) следует, что они поддерживают действия РАО по сбору в России авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкальных произведений при публичном исполнении аудиовизуальных произведений.

Истец является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC (СИЗАК) - международной неправительственной организации, не преследующей цели извлечения прибыли, состоящей из обществ, занимающихся управлением всеми категориями авторских прав, что следует из Сертификата CISAC о подтверждении полномочий РАО от 06 декабря 2004 года.

На основании договора об использовании обществом инструментов CISAC от 01 июля 2015 года № SG10-0127R1, заключенного между РАО и CISAC истцу выдано разрешение на доступ к инструментам СИЗАК и пользование содержащимися в них данными, в том числе к сети баз данных музыкальных обществ – CIS-Net powered by FastTrack, базе данных информации о музыкальных произведениях – WID, а также к базе данных IPI, которая доступна для пользователей через CIS-Net.

Системы и базы данных используются организациями – членами CISAC для получения необходимой информации об охраняемых авторским правом произведениях и их авторах/правообладателях, а также для распределения собранного авторского вознаграждения и защиты авторских прав по всему миру; существуют и распространяются между членами CISAC лишь в электронной форме.

Размещать в системах и базах данных информацию о произведениях и правообладателях могут только организации по коллективному управлению правами – члены CISAC.

Использование организациями по коллективному управлению правами информации, существующей исключительно в электронной форме, в том числе из системы IPI и других баз данных, допустимо не только в соответствии со ст. 6, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающими, что в Российской Федерации предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информации (а значит Истец как обладатель информации вправе определять порядок и условия доступа к информации), но и в соответствии со ст.5 ГК РФ, т.к. обмен информацией электронным способом является общепризнанной практикой международной деятельности авторско-правовых организаций и соответствует обычаям делового оборота.

Верховный Суд РФ в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 года), указывает на то, что выписки из информационных систем являются допустимыми доказательствами.

Исходя из того, что РАО обладает правом на обращение в суд за защитой права на вознаграждение автора музыкального произведения (с текстом или без текста), в том числе иностранного автора в силу положений Бернской конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886г., использованного в аудиовизуальном произведении, при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения, на основании свидетельства о государственной аккредитации от 03.10.2014 № МК-02.1/13, исковые требования подлежат удовлетворении в полном объеме.

В нарушение требований части 1 статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлено доказательств того, что авторами спорных музыкальных произведений являются иные лица, а не лица, названные РАО, согласно сведениям, из международных баз данных и базе данных ЕИС РАО.

Не опровергнуты ответчиком и доказательства того, что эти музыкальные произведения не подлежат правовой охране на территории Российской Федерации. Также не представлено ответчиками надлежащих и относимых доказательств, опровергающих сведения из ЕАИС о факте демонстрации аудиовизуальных произведений в кинотеатре «CityStars» в период с 01.10.2015г. по 24.02.2016г.

Таким образом, факт публичного исполнения музыкальных произведений как иностранных авторов, так и российских авторов без выплаты соответствующего вознаграждения подтверждается материалами дела. Следовательно, требование истца о взыскании вознаграждения обоснованно по праву.

Согласно пункту 1 статьи 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (вступила в силу для России с 13.03.1995г.) авторы - граждане какой-либо страны Бернского союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам. Аналогичное правило содержится в статье 3 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее - Соглашение ТРИПС). Бернская конвенция и Соглашение ТРИПС закрепляют национальный режим охраны авторских прав, то есть полностью уравнивают в правах иностранных авторов с авторами государства - участника.

В пункте 3 статьи 1263 ГК установлено, что субъектом права на вознаграждение является "автор" соответствующего музыкального произведения. Согласно статье 1228 ГК автором признается гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого создано произведение. Вместе с тем, для отношений, осложненных иностранным элементом, российское законодательство содержит специальную коллизионную норму, определяющую право, применимое в ситуации, когда иностранному произведению предоставляется правовая охрана на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором. Указанная коллизионная норма закреплена в пункте 3 статьи 1256 ГК РФ и закрепляет применение права страны происхождения произведения для определения его автора (так называемый коллизионный принцип lex originis).

В силу пункта 2 статьи 5 Бернской конвенции помимо установленных Конвенцией положений, объем охраны, равно как и средства защиты, представляемые автору для охраны его прав, регулируются исключительно законодательством страны, в которой истребуется охрана. В пункте 10.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - постановление Пленума № 5/29) содержится разъяснение пункта 5 статьи 1229 ГК, согласно которому право на вознаграждение по смыслу положений данного пункта входит в состав исключительного права. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» содержит разъяснение о том, что данное право принадлежит не только тем авторам, чьи музыкальные произведения специально созданы для этого аудиовизуального произведения, но и авторам, чьи музыкальные произведения существовали ранее и вошли составной частью в аудиовизуальное произведение.

В настоящее время действие пункта 3 статьи 1263 ГК распространяется на композитора и на автора текста к музыкальному произведению. Автор музыкального произведения вправе требовать выплату вознаграждения от лица, осуществляющего публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, ретрансляцию аудиовизуального произведения, в которое включено соответствующее музыкальное произведение. Выплата вознаграждения должна производиться за каждый случай публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю (ретрансляцию) аудиовизуального произведения.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 42 постановления Пленума 5/29, при рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения.

Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается. Аналогичная позиции выражена в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 25.07.2018 по делу № А41-4299/2016. Поскольку демонстратором (лицом, осуществляющим публичное исполнение произведений) фильмов в вышеуказанный период являлся ответчик. Соответственно, он является лицом, ответственным за публичное исполнение музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальных произведениях, демонстрация которых осуществлялась в кинотеатре «CityStars». Обязанность по выплате авторского вознаграждения возлагается на ответчика в силу положений действующего законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 1243 ГК РФ, пункт 3 статьи 1263 ГК РФ).

При указанных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины в размере
12 601  рублей подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 123, 156, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 Взыскать с индивидуального предпринимателя Багиян Зорайра Валерьевича (ИНН: 230907086759, ОГРНИП: 311230919600023) в пользу Общероссийской общественной организации «Российской Авторское Общество» (ИНН: 7703030403, ОГРН: 1027739102654) авторское вознаграждение в размере 480 027 рублей и расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 601 рублей.

  Выдать Общероссийской общественной организации «Российской Авторское Общество» (ИНН: 7703030403, ОГРН: 1027739102654) справку на возврат из Федерального бюджета РФ излишне уплаченной государственной пошлины в размере 1 880 рублей, по платежному поручению № 6519 от 18.12.2017.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента принятия.

Судья                                                                                                                           А.А. Шепель