ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-12852/2009 от 14.08.2009 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

14 августа 2009 года

Дело № А33-12852/2009

Красноярск

     Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи А.Ф. Гурского,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления  государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю

     к индивидуальному предпринимателю ФИО1

     о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

     при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским

установил:

            Управление  государственного  автодорожного  надзора  по  Красноярскому  краю (далее - УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ФИО1) к административной ответственности  за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 

Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность – перевозки  пассажиров  автомобильным  транспортом,  оборудованным  для  перевозок  более  8  человек – на  основании  лицензии  №  АСС-24-032554, сроком действия с 17.05.2006 по 17.05.2011.

Должностным лицом УГАДН при проверке предпринимательской деятельности ФИО1 установлены следующие факты нарушения условий, предусмотренных указанной  выше лицензией:

к перевозке пассажиров допущен водитель, не имеющий удостоверения о допуске к обслуживанию газобаллонного оборудования;

к перевозке пассажиров допущен водитель, не имеющий лицензионной карточки;

не составлена схема маршрута с указанием опасных участков.

В связи с выявлением указанных нарушений должностным лицом УГАДН 20.07.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 478 (серия ААА № 007954) по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

27.07.2009 последовало обращение УГАДН в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

           Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

           В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований  и возражений.

           В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

           В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

           Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

           Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

           Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

            В силу статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежат,  в  том  числе, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

           В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании, лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается  совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

  Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее - Положение о лицензировании перевозок пассажиров), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, являются, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации.

           В силу части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

  Согласно пунктам 7.2.1 - 7.2.3 «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91 к обслуживанию сосудов могут быть допущены лица, обученные, аттестованные и имеющие удостоверение на право обслуживания сосудов. Подготовка и проверка знаний персонала, обслуживающего сосуды, должны проводиться в учебных заведениях, а также на курсах, специально создаваемых организациями. Лицам, сдавшим экзамены, выдаются удостоверения с указанием наименования, параметров рабочей среды сосудов, к обслуживанию которых эти лица допущены.

   Как следует из материалов дела, автобус ПАЗ-32053 гос. номер ЕВ 924, принадле­жащий ФИО1, под управлением водителя ФИО2 на момент проверки был оснащен газобаллонным оборудо­ванием, в том числе, сосудом со сжиженным газом, предназначенным для обеспечения топливом двига­теля транспортного средства, на котором он установлен.

Согласно приложению 5 «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного соста­ва автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20.09.1984 при работе автомобиля на сжиженном газе в ежедневное техническое обслуживание автомобиля входит внешний осмотр крепления и состояния газового оборудования, очистка приборов газового пита­ния и проверка герметичности арматуры газового баллона и расходных вентилей.

В соответствии с пунктом 37 «Правил технической эксплуатации подвижного состава авто­мобильного транспорта», утвержденных Министерством автомобильного транспорта РСФСР 09.12.1970 проверка подвиж­ного состава при прибытии с линии и выпуске на линию при ежедневном обслуживании входит в обязанности шофёра.

         Таким образом, водитель автобуса, оснащенным газобаллонным оборудованием участвует в обслуживании сосудов, работающих под давлением.

          В нарушение указанных требований действующего законодательства, водитель вышеназванного автобуса ФИО2 при обслуживании газового баллона, предназначенного для обеспечения топливом двигателя транспортного средст­ва, на котором он установлен, не имел удостоверения с указанием наименования, параметров ра­бочей среды сосуда, к обслуживанию которого он допущен, что подтверждается сообщением об обнаружении административного правонарушения от 16.07.2009.

          В соответствии с пунктом 2.1.1 «Правил дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства  Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции, а также работников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта передавать им для проверки лицензионную карточку.

Пунктом  2 «Основных   положений   по   допуску   транспортных   средств   к   эксплуатации и обязанностей  должностных лиц по обеспечению  безопасности  дорожного  движения»,  утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 установлено, что на автомобилях и автобусах лицензионная карточка размещается в правом нижнем углу ветрового стекла.

      Согласно пункту 11 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, лицензионная карточка является выпиской из документа, подтверждающего наличие лицензии, выдаваемой на каждое транспортное средство, в которой указывается номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности. 

          В силу пункта 4.1 «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, организациях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27, организации и водители-предприниматели обязаны использовать для перевозки подвижной состав, зарегистрированный в органах Государственной автомобильной инспекции, прошедший в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

 Пунктом 2.4 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994  № 15 установлено, что при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий используют подвижной состав, зарегистрированный в органах Госавтоинспекции, соответствующий виду перевозок, объему и характеру перевозимого груза, прошедший государственный технический осмотр и имеющий лицензионную карточку установленного образца.

В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства, 16.07.2009 ФИО1 при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автобусом ПАЗ-32053 гос. номер ЕВ 924 под управлением водителя ФИО2 по маршруту № 201 «п. Курагино – п. Покровка» не было обеспечено наличие лицензионной карточки на автотранспортном средстве,чтоподтверждается сообщением об обнаружении административного правонарушения от 16.07.2009, путевым листом от 16.07.2009 № 3032.

          В силу пункта 5.2.1 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 (далее – Положение об обеспечении безопасности перевозок) владельцы автобусов обязаны составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Согласно пункту 5.2.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).

Пунктом 5.7.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 установлено, что каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

В соответствии с пунктом 52 «Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте», утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта от 31.12.1981 № 200 следу­ет, что автотранспортные предприятия и организации обязаны составлять следующие виды расписаний движения:

сводное маршрутное расписание для городских, пригородных и междугородных сообщений в табличной форме;

станционное расписание движения автобусов по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов);

рабочие маршрутные расписания, выдаваемые для исполнения каждому водителю при выезде из гаража или на диспетчерском пункте.

          Из материалов дела следует, что 16.07.2009 водитель ФИО2, выполнявший рейс на автобусе ПАЗ-32053 гос. номер ЕВ 924 по маршруту № 201 «п. Курагино - п. Покровка» с пассажирами в количестве 20 человек по тарифу 65 рублей, схемой маршрута с указанием опасных участков обеспечен не был, чтоподтверждается сообщением об обнаружении административного правонарушения от 16.07.2009.

         Факт нарушения вышеуказанных норм действующего законодательства подтверждается материалами дела: сообщением об обнаружении административного правонарушения от 16.07.2009, протоколом изъятия вещей и документов от 16.07.2009, путевым листом от 16.07.2009 № 3032 и ФИО1 не оспаривается.

          В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.

          В силу пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров, лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

 В Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, включены в территориальных органах Ространснадзора должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, начальник управления.

          Следовательно, протокол об административном правонарушении от 20.07.2009                  № 478 (серия ААА № 007954) составлен уполномоченным должностным лицом.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следовательно, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.

В судебном заседании установлено, что предусмотренные статьями 28.2, 28.5 КоАП РФ требования к порядку составления протокола об административном правонарушении УГАДН соблюдены.

Предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не истек (правонарушение было выявлено 16.07.2009).

          В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.

          Согласно статье 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается, в том числе, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

          В  силу  статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

          Как  следует  из  материалов  дела,  решением  Арбитражного  суда  Красноярского  края от 27.11.2008 по делу № А33-14765/2008 ФИО1был привлечен к  административной ответственности за совершение однородного  правонарушения, что, по мнению арбитражного суда, является обстоятельством, отягчающим административную  ответственность.

В  связи  с  вышеизложенным,  арбитражный  суд  считает, что соответствующим совершенному ФИО1правонарушению, является административное наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.

          Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

 Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца г. Перми, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 21 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам 28.06.2004 за основным государственным регистрационным номером 304242318000054, проживающего по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Назначить ФИО1 административное  наказание в виде административного штрафа в размере 3500 рублей.

          Взыскать с ФИО1 в доход бюджета 3500 рублей штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по  Красноярскому краю (УГАДН),

ИНН <***>,

Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001

ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск,

БИК 040407001, КПП 246301001,

КБК 10611690040040000140, ОКАТО 04401000000.

Наименование  платежа: прочие поступления  от  денежных  взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение  ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.

 Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

   Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть представлена суду.

          Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

        Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья                                                                                                                               А.Ф. Гурский