ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-13094/10 от 29.11.2010 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

02 декабря 2010 года

Дело № А33-13094/2010

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29 ноября 2010 года.

В полном объёме решение изготовлено 02 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи Л.К.Бычковой, рассмотрев в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества «Северное», г.Енисейск Красноярского края,

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю, г.Красноярск,

о взыскании 152 379 руб. 89 коп. убытков

с участием третьих лиц,   не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края, г. Красноярск; Енисейский муниципальный район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Енисейского района Красноярского края, Красноярский край,

в присутствии:

от ответчика: Крыловой Д.М. - представителя по доверенности от 27.01.2010, по удостоверению,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евграшкиной Т.В.

установил:

открытое акционерное общество «Северное» обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации представляемого Управлением Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании 152 464 руб. 16 коп. убытков, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в муниципальном поселении село Епишино, село Городище, село Высокогорск Енисейского муниципального района Красноярского края.

Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 06.09.2010 возбуждено производство по делу.

К участию в деле в качестве третьих лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:

-Красноярский край в лице Министерства финансов Красноярского края;

-Енисейский муниципальный район Красноярского края в лице Финансового управления администрации Енисейского района Красноярского края.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уменьшил сумму исковых требований0 до 152 379 руб. 89 коп. убытков.

Истец надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (уведомление № 42672 ), в судебное разбирательство не явился, ко дню судебного заседания направил ходатайство о проведении судебного заседания в его отсутствие. Заявленное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Третьи лица надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания (№ 42674, № 42675), в судебное разбирательство не явились.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей истца и третьих лиц.

Истец направил в Арбитражный суд Красноярского края копии справки от 08.11.2010. На основании статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства приобщены в материалы дела.

Исковые требования основаны на следующих обстоятельствах, изложенных в иске и пояснениях на возражения ответчика:

- в период с 01.03.2010 по 30.06.2010 истец оказывал педагогическим работникам муниципального поселения села Епишино, села Городище, села Высокогорск Енисейского муниципального района Красноярского края услуги по отоплению жилых помещений;

- убытки, связанные с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате указанных услуг, истцу не возмещались.

- право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности установлено федеральным законом;

- требуемые ответчиком схемы теплоснабжения домов с разделением зона балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности: схемы внутренних тепловых сетей домов; схемы подключения дома к наружным тепловым сетям не доказывают факт оказания коммунальных услуг, а являются доказательствами принадлежности имущества собственнику или снабжающей организации и определяют бремя ответственности за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- требование ответчика о предоставлении информации о том, что педагогические работники и члены их семей не пользовались иными льготами по оплате жилья и коммунальных услуг не основан на законе, поскольку по смыслу стати 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо должно доказать существование фактов и обстоятельств, и не их отсутствие. ОАО «Северное» в материалы дела представлены акты сверок размеров расходов, подтверждающих отсутствие скидок по льготам;

- материалами дела подтверждены в полном объеме: факт возникновения убытков и их размер, факт неисполнения Российской Федерации обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом об образовании, и обязанность компенсировать понесенные ОАО «Северное» расходы в связи с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическими работниками.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав следующее:

- надлежащим ответчиком по делу выступает субъект Российской Федерации – Красноярский край. Поскольку размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»), устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях, то обязательства Российской Федерации могут наступить только в отношении возмещения расходов, произведенных субъектом Российской Федерации – Красноярским краем. Доказательств возмещения указанных расходов Красноярским краем истцом и третьими лицами не представлено. Таким образом, состав правонарушения не доказан;

-факт убытков истцом не подтвержден надлежащими документами. Истцом не представлен пакет документов в отношении педагогических работников, а именно: схемы теплоснабжения домов с разделением зона балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, схемы внутренних тепловых сетей домов; схемы подключения дома к наружным тепловым сетям;

-истцом не представлены документы, подтверждающие обоснованность предоставления льгот, а именно: трудовая книжка на педагогического работника Волкова ВВ., который является пенсионерам, подтверждающая период 10-летнего стажа педагогического работника в сельской местности, также представленные правоустанавливающие документы - ордер на занимаемое жилое помещение содержит информацию об общей площади помещения равную 50 кв.м., а расчет представлен истцом на помещение площадью 62,1 кв.м.; истцом представлена справка в отношении педагогического работника Кавтарадце Т.Н. подписанная ей же самой, в связи, с чем считаем данную справку не допустимым доказательством; представленные документы в отношении Рудольф Н.А. содержат разную информацию в части адреса занимаемого жилого помещения педработника, а именно зарегистрирована по адресу: по ул. Молодежная, 18 - 5, а правоустанавливающие представлены на жилое помещение по ул. Молодежная, 8 - 4. Кроме того, в представленных правоустанавливающих документах отсутствует информация об общей жилой площади занимаемого помещения вышеназванным педработником; в отношении педработника Кудрявцевой Н.Я. представлены правоустанавливающие документы площадь, в которых занимаемого помещения равна 60,7 кв.м., в представленном истцом расчете 61,4 кв.м.; представленная справка с образовательного учреждения в подтверждение статуса педработника в отношении Афанасьевой Т.В. не содержит информации о периоде трудовых отношений.

Истец в материалы дела представил дополнительные доказательства в обоснование исковых требований, а именно: копии приказа РЭК Красноярского края от 24.11.2009 № 195-пр «Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО «Северное», решения Енисейского районного Совета депутатов от 02.08.2006   11-141р «Об утверждении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых ОАО «Северное»; справку-пояснение размера платы за отопление, копию трудовой книжки Волкова В.В., копию договора социального найма жилого помещения, занимаемого Волковым В.В.. справку с места работы Афанасьевой Т.В., копию справки с места работы Кавтарадзе Т.Н., копию приказа о назначении Кавтарадзе Т.Н. директором, копию справки администрации Епишинского сельсовета от 25.10.2010 №538.

Согласно отзыву Красноярского края в лице Министерства финансов Красноярского края на исковое заявление, в федеральном бюджете на 2010 годы не были заложены денежные средства на предоставление субвенций для возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам. Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, обоснованными буду явятся исковые требования о взыскании за счет казны Российской Федерации.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Енисейский муниципальный район Красноярского края в лице Финансового управления Администрации Енисейского района Красноярского края письменный отзыв на исковое заявление не представило.

В судебном заседании 29.11.2010 представитель ответчика представила письменные дополнительные возражения на иск, указав, что в расчете убытков содержаться ошибка по педагогическому работнику Волкову В.В., поскольку Волков В.В. проработал в феврале 2010 года 16 дней, следовательно сумма за февраль по Волкову В.В. составляет 1 680 руб. 61 коп., таким образом, общая сумма убытков должна быть уменьшена на 66 руб. 03 коп. и составляет 152 313 руб. 83 коп.

При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

Открытое акционерное общество «Северное» оказывает услуги по отоплению жилых помещений населению муниципальных поселений село Епишино, село Городище, село Высокогорск Енисейского муниципального района Красноярского края.

Согласно пункту 2.2. Устава открытое акционерное общество «Северное» осуществляет производство и реализацию тепловой и электрической энергии, водоснабжения, водоотведения предприятиям и населению.

Из материалов дела следует, что открытое акционерное общество «Северное» в период с 01.05.2010 по 30.06.2010 предоставляло гражданам в количестве 24 человек льготы по оплате отопления в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (далее – Закон об образовании).

В обоснование данных обстоятельств истцом представлены в материалы дела следующие документы:

- договоры, заключенные истцом с педагогическими работниками о предоставлении коммунальных услуг гражданам, предметом которых является предоставление потребителю коммунальных услуг;

- список педагогических работников с указанием адресов, должностей и периода работы;

- акты сверки размеров расходов, понесенных истцом, в связи с реализацией меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением за период с 01.05.2010 по 30.06.2010;

- выписки из домовой книги и финансово-лицевого счета; копии паспортов с пропиской по месту жительства, справки о подтверждении места жительства администрации Епишинского сельсовета, администрации Городищенского сельсовета, администрации Высокогорского сельсовета;

- копию трудовой книжки, подтверждающую период 10-летнего стажа педагогического работника в сельской местности Волкова В.В., который является пенсионером;

- справки с места работы педагогических работников о периоде работы, выданные соответствующими образовательными учреждениями по месту работы работников, управлением образования администрации Енисейского района;

- договоры социального найма жилого помещения, свидетельства о государственной регистрации права собственности, выписки из Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, выписки из технического паспорта, договоры на передачу квартиры в собственность, договоры аренды.

В соответствии со справкой Администрации Епишинского сельсовета от 25.10.2010 №538, Рудольф Н.А. проживала по адресу: с. Епишино, ул. Молодежная, д. 18, кв. 5, до июня 2009 года, 01.09.2009 с Рудольф Н.А. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: с. Епишино, ул. Молодежная, д. 8, кв.4, где указанное лицо проживает по настоящее время.

Решением Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края от 02.08.2006 №11-141р утверждены временные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг населением по филиалу «Подтесовский» открытого акционерного общества «Северное».

Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2009 №195-пр для открытого акционерного общества «Северное» утверждены тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2010 год.

Согласно справке-пояснению, представленной истцом, размер платы за 1 кв. м. отапливаемой площади определяется умножением нормативов потребления на 1 кв. м. на тариф тепловой энергии, и на 2010 год приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 24.11.2009 №195-пр установлены тарифы на отопление для потребителей ОАО «Северное» также по каждому тепловому источнику и Министерством ЖКХ установлен предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в размере 115 %, тариф для населения установлен для п. Подтесово 47,36, а не 70,12, что соответствует утвержденному тарифу 1980,88 руб./Гкал.

В связи с наличием расходов, связанных с предоставлением льгот по Закону об образовании, истцом составлены реестр на возмещение расходов с 01.05.2010 по 30.06.2010 с указанием в них фамилий, имен, отчеств педагогических работников, места их жительства и суммы льготы, предоставленной каждому из них, по населенным пунктам с. Епишино,
 с. Городище, с. Высокогорск Енисейского муниципального района Красноярского края.

Согласно расчету истца, всего в спорный период с 01.05.2010 по 30.06.2010 в результате предоставления льгот, открытое акционерное общество «Северное» понесло убытки в сумме 152 464 руб. 16 коп., которые не были компенсированы истцу.

Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно статьям 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.

В рамках настоящего дела рассматривается требование истца о взыскании убытков за период с 01.05.2010 по 30.06.2010.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Под вредом в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного кодекса, т.е. под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с общими основаниями ответственности, установленными правилами статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, для наступления деликтной ответственности, являющейся видом гражданско-правовой ответственности, необходимо наличие состава правонарушения, включающего: а) наступление вреда; б) противоправность поведения причинителя вреда; в) причинную связь между двумя первыми элементами и г) вину причинителя вреда.

Как следует из искового заявления, спорные убытки у истца возникли в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности коммунальных услуг и поставкой в их адрес энергоресурсов (отопления), без взимания платы в связи с предоставлением льгот на основании Закона РФ «Об образовании».

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отношения, связанные с доставкой энергии к приборам, используемым потребителями коммунальных услуг, опосредованы Правилами предоставления коммунальных услуг
 (далее – Правила №307), также предусматривающие обязанность ресурсоснабжающей организации поставить коммунальные ресурсы надлежащего качества и обязанность потребителя или исполнителя коммунальных услуг произвести оплату данных ресурсов в установленные данными правилами сроки. Правила №307 регулируют отношения между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

К числу коммунальных услуг, в силу пункта 6 Правил №307, относятся также услуги отопления - поддержания в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления. В силу статей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за отопление является составляющей платы за коммунальные услуги. Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги подлежит внесению ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Также и в соответствии с пунктом 35 Правил № 307 плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Таким образом, срок оплаты коммунальных услуг по отоплению жилых помещений в спорный период, наступил.

В силу части 2 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из буквального толкования абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» следует, что оговорка «до достижения ими пенсионного возраста» относится только к праву на получение пенсии за выслугу лет. Остальные льготы, в том числе, право на бесплатное отопление и освещение, возрастом не ограничивается.

Льгота на отопление и освещение работникам просвещения, перешедшим на пенсию, ранее была установлена нормативными актами СССР: Постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (пункт 1); Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (пункт 6 «б»); Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения»; Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.01.1985 № 85 «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах»; Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещениями и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Закон Российской Федерации «Об образовании» - как в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, так и в ныне действующей редакции - закрепляет в статье 55 право педагогов на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности. Норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, а также условия сохранения за ними права на эти льготы при переходе на пенсию, не содержат ни названный Закон, ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (пункт 5.2).

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей).

В Определении от 04.12.2007 № 958-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в пункте 2.1. определения от 08.02.2007 № 322-О-П жилищно-коммунальные льготы как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках».

Из вышеприведенных норм следует, что правом на получение льготы, предусмотренной пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», пользуются также педагогические работники, вышедшие на пенсию   и имеющие стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет.

Постановлением Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 №154/12-22, предусмотрено, что право на указанные льготы сохраняется за перечисленными работниками и за совместно проживающими с ними членами их семей, если общий стаж работы каждого из названных работников в сельских общеобразовательных школах, межшкольных учебно - производственных комбинатах и средних профессионально - технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, а для работников дошкольных учреждений - в сельских дошкольных учреждениях, для работников детских домов и домов ребенка в детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию   они пользовались этими льготами.

Довод ответчика о непредставлении истцом документов, подтверждающих обоснованность предоставления льгот, отклоняются судом, учитывая следующее.

Представленными в материалы дела копией трудовой книжки в отношении Волкова В.В. подтверждается выход указанного лица на пенсию с педагогической должности и наличия статуса пенсионера в спорный период. Кроме того, размер жилого помещения, занимаемо Волковым В.В. подтвержден представленным в материалы дела договором социального найма от 27.02.2009.

Факт проживания граждан в сельской местности по указанным истцом адресам подтверждается справками администрации Епишинского сельсовета, администрации Городищенского сельсовета, администрации Высокогорского сельсовета, паспортами с пропиской по месту жительства, выписками из домовых книг и финансово-лицевого счета также правоустанавливающими документами на жилое помещение (свидетельства о праве собственности на объект недвижимости, договоры на приобретение жилых помещений либо договоров социального найма жилых помещений, аренды квартиры).

В подтверждение факта проживания Рудольф Н.А. по адресу с. Епишино,
 ул. Молодежная, д. 8, кв.4, представлены справка Администрации Епишинского сельсовета от 25.10.2010 №538 и договор социального найма.

В соответствии с уточненным расчетом иска, в отношении Кудрявцевой Н.Я. площадь жилого помещения уменьшена на основании сведений из свидетельства о праве собственности, площадь составляет 60,7 кв.м.

Статус педагогического работника Кавтарадце Т.Н. подтвержден представленными в материалы дела копией справки Кавтарадзе Т.Н. подписанной руководителем управления образования – Вшивцевой В.И., копией приказа о назначении Кавтарадзе Т.Н.

Таким образом, суд признает доказанным, что перечисленные в расчете суммы иска граждане, потребившие в спорный период жилищно-коммунальные услуги, проживают в сельской местности и являются педагогическими работниками, соответственно, имеют право на получение льготы, предусмотренной пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии со статьями 159, 160 Жилищного кодекса РФ по общему порядку субсидии и компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг предоставляются непосредственно гражданам. В том числе, предусмотрено предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Вместе с тем, в пункте 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 № 322-О-П отмечается: «Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации, в связи с принятием которого Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу, в отличие от Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в его статье 160 говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан.

Переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты на оплату жилья, отопления и освещения.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание, что согласно статье 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот  , установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса».

Объем отпущенной тепловой энергии определен истцом исходя из нормативов потребления, утвержденных Решением Енисейского районного Совета депутатов Красноярского края от 02.08.2006 за № 11-141р, и подтвержденной правоустанавливающими документами площади жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками и членами их семей.

Стоимость тепловой энергии, отпущенной в спорный период на отопление жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками и членами их семей, определена истцом исходя из тарифов, установленных приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края.

Из анализа представленных в материалы дела документов, суд делает вывод, что истцом не доказан размер заявленных убытков в отношении Волкова В.В, поскольку Волков В.В. проработал в феврале 2010 года 16 дней, следовательно сумма за февраль по Волкову В.В. составляет 1 680 руб. 61 коп., таким образом, общая сумма убытков должна быть уменьшена на 66 руб. 03 коп. и составляет 152 313 руб. 83 коп.

С учетом изложенного, арбитражный суд признает доказанным факт предоставления истцом в период 01.05.2010 по 30.06.2010 жилищно-коммунальных услуг, общей стоимостью 152 313 руб. 83 коп. гражданам, проживающим в сельской местности, указанным в расчете истца. Материалами дела (акты сверки по задолженности, справки на педагогических работников, договоры на оказание коммунальных услуг физическим лицам) подтверждается факт предоставления истцом в период с 01.05.2010 по 30.06.2010 льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, являющимся педагогическими работниками.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2003 № 23 разъяснил, что при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы (далее - убытки), судам необходимо иметь в виду следующее.

В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков  , обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.

Необходимо учитывать, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Однако, если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 БК РФ) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

В спорный период действие Закона РФ «Об образовании» в рассматриваемой части не приостанавливалось. При этом, возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, Законом Российской Федерации «Об образовании» не предусмотрено.

С учетом изложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что при выполнении расчета размера убытков истцом обоснованно учтена стоимость фактически оказанных им коммунальных услуг по отоплению жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками, в том числе, проработавшими в сельской местности более 10 лет и вышедшими на пенсию. Оплата данной коммунальной услуги педагогическими работниками в спорный период не производилась, понесенные истцом расходов не компенсировались.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.06.2006 №23 относительно рассматриваемой категории споров отметил, что если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьями 1069, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению в натуре либо в виде убытков, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2003 № 23 указал, что надлежащим ответчиком по искам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При этом, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 БК РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, совместно финансируемым за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, причем согласно пункту 2 названной статьи порядок согласования распределения и закрепления таких расходов определяется Правительством Российской Федерации. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате:

- принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

- принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации или от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

- принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.

В соответствии со статьей 26.3 ФЗ № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочием по предоставлению льгот педагогам-пенсионерам наделены субъекты Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.2 ФЗ № 184-ФЗ, предоставление мер социальной поддержки гражданам пожилого возраста отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения. При этом к гражданам пожилого возраста относятся и педагогические работники, проживающие в сельской местности, вышедшие на пенсию (аналогичная позиция - в отношении медицинских работников сельской местности, вышедших на пенсию отражена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2007 № 129-О-П).

С учетом изменений и дополнений, внесенных пунктом 30 статьи 16 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», установление порядка возмещения расходов производится законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 №377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. Пунктом 2 Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 №4-1256 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее - возмещение расходов), производится наймодателям жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, в части платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Пунктом 2 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 №4-1256 предусмотрено, что порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 19.06.2009 №318-п утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края, согласно которому возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам (далее - возмещение расходов), производится министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края наймодателям жилых помещений, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 07.02.2008 N 4-1256 в безналичной форме путем ежеквартального перечисления денежных средств на расчетный счет получателя средств, открытый в кредитном учреждении.

В то же время, положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Данная позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2006 № 23, указавшего также следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам  , предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Если же установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Наделение субъектов Российской Федерации правом на установление порядка предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено лишь на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования, а равно не изменяет источников финансирования.

Федеральным законом не отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

Вместе с тем, федеральный законодатель, предоставивший право вышеуказанным категориям граждан на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (статья 55 Закона об образовании, статья 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики»), до настоящего времени не определил источников финансирования и механизма компенсации расходов предприятий и организаций, оказывающих льготные услуги   педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в сельской местности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, вступившим в действие до 01.01.2005, то источником финансирования является федеральный бюджет. Финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации. Доводы ответчика о том, что обязательства Российской Федерации могут наступить только в отношении возмещения расходов, произведенных субъектом Российской Федерации - Красноярским краем, а расходы из федерального бюджета подлежат возмещению не организациям, оказывающим льготы, а бюджетам других уровней, признаются судом ошибочными.

Убытки в виде расходов по предоставлению льгот по оплате жилищных услуг, возникли непосредственно у открытого акционерного общества «Северное». Из материалов дела следует, что истец фактически оказал коммунальные услуги педагогическим работникам без взимания платы, однако не получил денежных средств на реализацию Закона Российской Федерации «Об образовании», и произведенные им затраты не включены в расходные обязательства местного бюджета и/или субъекта Российской Федерации.

В материалы дела не представлено подтверждение уполномоченного органа об отсутствии фактов предоставления перечисленным в расчете истца педагогическим работникам и членам их семей установленными другими Федеральными законами Российской Федерации льгот по оплате услуг ЖКХ в отношении жилых помещений, в которых проживают педагогические работники. Вместе с тем, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик должен доказать, что обязанность по оплате расходов на отопление, ремонт и содержание жилого фонда, используемого педагогическими работниками для проживания, им была фактически исполнена, в том числе путем возмещения убытков истца либо в результате представления физическим лицам льгот в форме компенсации соответствующих выплат. Ответчик не представил в материалы дела какие-либо документы, подтверждающие указанные обстоятельства, в связи с чем довод о том, что истцом не представлено доказательств невозмещения расходов на оказание коммунальных услуг судом отклоняется.

Материалами дела также не подтверждается наличие достаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическому работнику. Доказательств нецелевого использования полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием денежных средств также не предоставлено.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Кроме того, в Постановлении от 23.06.2006 № 23 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обратил внимание судов, что взыскание производится с публично-правового образования также и в том случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности. В случае удовлетворения соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что поскольку Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенной на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и истцу не компенсированы расходы, понесенным им в связи с оказанием коммунальных услуг гражданам, пользующимся правом на получение указанной льготы, истец вправе требовать возмещения убытков, выразившихся в неполучении денежных средств за оказанные услуги потребителю - льготнику.

Исходя из всего вышеизложенного, истец доказал наличие у него убытков в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, проживающим в сельской местности в размере 152 313 руб. 83 коп.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковое заявление открытого акционерного общества «Северное» о взыскании убытков за счет казны Российской Федерации является обоснованным и подлежит частичному удовлетворению в размере 152 313 руб. 83 коп.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями, 104, 110, 167 – 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ  :

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации г. Москва в пользу открытого акционерного общества «Северное» г. Енисейск Красноярского края 152 313 руб. 83 коп. убытков, 5 569 руб. 17 коп. государственной пошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить открытому акционерному обществу «Северное» г. Енисейск Красноярского края из федерального бюджета 2 руб. 52 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением № 150 от 25.08.2010.

Судья

Бычкова Л.К.