ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-14366/08 от 26.12.2008 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

Именем  Российской  Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

         Дело № А33-14366/2008

г. Красноярск

Судья Арбитражного суда Красноярского края А. Ф. Гурский,

при ведении протокола судебного заседания судьей А. Ф. Гурским,

при объявлении резолютивной части решения 26.12.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Автотранспортное агростроительное предприятие» (г. Минусинск)                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе (г. Красноярск)

об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании: представителя административного органа – ФИО1 на основании доверенности от 30.07.2008 № 31,

установил:

открытое акционерное общество «Автотранспортное агростроительное предприятие» (далее – заявитель, ОАО «Атап») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Региональному  отделению Федеральной службы по финансовым рынкам (далее – административный орган, РО ФСФР в Центрально-Сибирском регионе) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 29.09.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19ч.2-РО.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

Как следует из материалов дела, ООО «Атап» нарушило порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, - не представило в административный орган список аффилированных лиц ОАО «Атап», составленный на дату окончания отчетного квартала (30.06.2008), не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

В связи с выявлением указанного нарушения должностным лицом административного органа начальником информационно-аналитического отдела ФИО2 12.09.2008 был составлен протокол об административном правонарушении № 179-2008-24-Ю-15.19ч.2-РО по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).  Постановлением административного органа о назначении административного наказания по делу № 179-2008-24-Ю-15.19 ч. 2-РО от 29.09.2008 на ОАО «Атап» был наложен административный штраф в размере 30000 рублей.

ОАО «Атап» не согласно с указанным постановлением, считает, что административным органом не соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, что повлекло нарушение права ОАО «Атап» на защиту  – ходатайство ОАО «Атап» об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не было рассмотрено, а протокол об административном правонарушении от 12.09.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19 ч.2-РО не был направлен административным органом ОАО «Атап».

Оценив исследованные по делу доказательства (постановление о назначении административного наказания по делу № 179-2008-24-Ю-15.19 ч. 2-РО от 29.09.2008, протокол об административном правонарушении от 12.09.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19 ч.2-РО, приказ «Об утверждении Положения о региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе от 25.08.2008 № 06-140/пз, приказ о внесении изменений в Положение о региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе, утвержденное приказом ФСФР России от 12.09.2006 № 06-159/пз, и в Положение о региональном отделении ФСФР в Центрально-Сибирском регионе, утвержденное приказом ФСФР России от 25.08.2008 № 06-140/пз, письмо ФСФР России в Центрально-Сибирском регионе «Об обязательном раскрытии информации» от 25.01.2008 № ВГ-027/2007, вызов для составления и подписания протокола об административном правонарушении от 25.08.2008 № ВГ-2125/2007, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в административном производстве по делу № 179-2008-24-Ю-15.19.ч. 2-РО от 12.09.2008, ходатайства ОАО «Атап» от 09.09.2008, 01.10.2008, уведомления о вручении от 01.02.2008, 25.08.2008, от 16.09.2008, от 02.10.2008) и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно статье 123 Конституции Российской Федерации, статьям 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей  65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

 Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В силу части 1 статьи 23.47 КоАП РФ, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.24, 15.17 - 15.24, 15.28 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317 (далее – Положение о ФСФР России), федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Приказом ФСФР России от 12.11.2004 № 04-936/пз-н, в Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, включены, в том числе, начальники отделов территориальных органов Федеральной службы по финансовым рынкам.

В соответствии с пунктом 2.1.4 Положения о региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе, утвержденного приказом ФСФР от  25.08.2008 № 06-140/пз, РО ФСФР в Центрально-Сибирском регионе рассматривает дела об административных правонарушениях, отнесенных в соответствии с КоАП РФ к компетенции ФСФР России, а также применяет меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1.5 указанного Положения, РО ФСФР в Центрально-Сибирском регионе обеспечивает раскрытие информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, протокол об административном правонарушении от 12.09.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19 ч.2-РО составлен, а постановление о назначении административного наказания по делу № 179-2008-24-Ю-15.19 ч. 2-РО от 29.09.2008 вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа исполнительной власти (начальником информационно-аналитического отдела регионального отделения ФСФР в Центрально-Сибирском регионе ФИО2).

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208 (далее – Закон об акционерных обществах), общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 92 Закона об акционерных обществах, открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее – Положение о раскрытии информации), в соответствии с пунктом 8.1.1 которого открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать, в том числе, сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Согласно пункту 8.5.3 Положения о раскрытии информации, акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

В соответствии с пунктом 5.3.1.1 Положения о ФСФР России, ФСФР России регистрирует выпуски (дополнительные выпуски) эмиссионных ценных бумаг и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг, а также проспекты ценных бумаг (за исключением государственных и муниципальных ценных бумаг).

Протоколом об административном правонарушении от 12.09.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19ч.2-РО подтверждается факт совершения ОАО «Атап» правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, выразившегося в непредставлении в региональное отделение ФСФР списка аффилированных лиц общества, составленного на дату окончания отчетного квартала (30.06.2008), не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.

Согласно части 3 статьи  25.4 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с частями 4.1, 5 статьи 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.  Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004 № 10, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Надлежащее извещение ОАО «Атап» о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 25.08.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19 ч.2-РО подтверждается уведомлением о вручении от 25.08.2008, в соответствии с которым вызов для составления и подписания протокола об административном правонарушении от 25.08.2008 № ВГ-2125/2007 (на 12.09.2008) был получен ОАО «Атап» 02.09.2008.

Таким образом, суд считает, что административным органом были приняты необходимые меры по надлежащему извещению юридического лица о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу № 179-2008-24-Ю-15.19.ч.2-РО от 12.09.2008 (на 29.09.2008), получено ОАО «Атап» 25.09.2008, что подтверждается уведомлением о вручении от 16.09.2008.

Постановление о назначении административного наказания по делу № 179-2008-24-Ю-15.19 ч. 2-РО от 29.09.2008, в соответствии с уведомлением о вручении от 02.10.2008 направлено ОАО «Атап» и получено им 10.10.2008.

Довод заявителя о том, что ходатайство ОАО «Атап» об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении не было рассмотрено административным органом, суд считает несостоятельным, так как указанное ходатайство было получено административным органом 01.10.2008, то есть уже после рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.

Довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении от 12.09.2008 № 179-2008-24-Ю-15.19 ч.2-РО не направлялся ОАО «Атап», опровергается материалам дела. О направлении указанного протокола заявителю и о получении им протокола 25.09.2008 свидетельствует уведомление органа почтовой связи о вручении от 16.09.2008.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Днем совершения административного правонарушения является 15.08.2008, поскольку ОАО «Атап» должно было выполнить обязанность по раскрыть информации об аффилированных лицах не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Постановление о назначении административного наказания по делу № 179-2008-24-Ю-15.19 ч. 2-РО было вынесено 29.09.2008, то есть в переделах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесено  уполномоченным административным органом, законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Административный штраф в размере 30000 рублей назначен обществу в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, является минимальным, назначен административным органом с учетом требований статьей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.  

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в  удовлетворении требования открытого акционерного общества «Автотранспортное агростроительное предприятие» о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центрально-Сибирском регионе о назначении административного наказания по делу № 179-2008-24-Ю-15.19ч.2-РО от 29.09.2008, о привлечении открытого акционерного общества «Автотранспортное агростроительное предприятие» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19  Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд. 

Судья                                                                                                                             А. Ф. Гурский