ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А33-16100/13 от 03.03.2014 АС Красноярского края

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

марта 2014 года

Дело № А33-16100/2013

Красноярск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03 марта  2014 года.

В полном объёме решение изготовлено 13 марта 2014 года.

Арбитражный  суд Красноярского края в составе судьи Р.В. Лескова, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению краевого государственного казенного учреждения «Спасатель» (ИНН 2466136297, ОГРН 1062466003841, г. Красноярск)

к Администрации города Красноярска (ИНН 2451000840, ОГРН 1022402655758, г.Красноярск)

о признании незаконным бездействия,

при участии заинтересованных лиц:

- Красноярского края в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (г. Красноярск);

- департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (г. Красноярск);

- управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю (г. Красноярск);

- общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» (г. Красноярск),

-  ФГБУ «Енисейрыбвод» (г. Красноярск),

- департамента городского хозяйства администрации города Красноярска (г.Красноярск),

- общество с ограниченной ответственностью «Гедеон» г.Красноярск;

- Российская Федерация в лице  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае

- Федеральное казенное учреждение «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю» (660093 г. Красноярск Остров Отдыха, 20, ИНН 2466201034).

в присутствии в судебном заседании:

от заявителя: Кукшаловой О.Л., представителя по доверенности от 14.05.2013,

от Администрации г.Красноярска – Прохоренко Н.С., представителя по доверенности  от 23.12.2013г.

от Красноярского края в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края – Мармалевская А.А. представителя по доверенности от 01.02.2013г.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобельковой Д.С.,

Установил:

краевое государственное казенное учреждение "Спасатель"обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Администрации города Красноярска о:

1.признании незаконным бездействия выраженного в непринятии мер в постановке на учет бесхозяйного сооружения – участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10;

2.обязании Администрации города Красноярска обратиться в орган, осуществляющим государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10.

Дополнением к заявлению от 24.09.2013г. заявитель уточнил предмет требований, в соответствии с которыми просит суд:

- признать незаконным действия Администрации г.Красноярска выраженные в непринятии мер в постановке на учет бесхозяйного сооружения – участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10;

- обязать Администрацию города Красноярска обратиться в орган, осуществляющим государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10.

Заявление принято к производству суда. Определением от 01.10.2013 возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 06.11.2013.

Определением от 06.11.2013 завершено предварительное судебное заседание, окончена подготовка дела к судебному разбирательству, открыто судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.

Определением орт 06.11.2013г. рассмотрение дела отложено судом на 05.12.2013г., в связи с необходимостью привлечения к участию в дело в качестве заинтересованных лиц, - ФГБУ «Енисейрыбвод», Департамента городского хозяйства Администрации города Красноярска. Определением от 06.11.2013г. указанные лица привлечены к участию в дело.

Определением от 05.12.2013г. суд признал необходимым привлечь в качестве заинтересованных лиц – общество с ограниченной ответственностью «Гедеон» и Российскую Федерацию в лице  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, в связи с чем, было вынесено определение об отложении судебного разбирательства на 16.01.2014г.

В судебном заседании 16.01.2014г., на основании ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом объявлен перерыв в судебном заседании до 13 час. 30 мин. 17.01.2014г. с целью предоставления заявителю времени на предоставления в суд  выписок из Реестра объектов капитального строительства, которые переданы ему на праве оперативного управления, находящиеся по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, 10.

После возобновления судебного заседания, с учетом представленных документов, пояснений лиц, участвующих в судебном заседании, и с целью выяснения вопроса о создании объекта недвижимого имущества – нежилого здания по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, 10, судом вынесено определение о привлечении к участию в дело, в качестве заинтересованного лица – Федеральное казенное учреждение «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю», у которого данное здание ранее находилось в пользовании.

С целью извещения данного лица, о привлечении его к участию в дело, определением суда рассмотрение дела отложено на 03.03.2014г.

В судебное заседание 03.03.2014г. не явились представители: департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска; управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю;  общества с ограниченной ответственностью «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс»;   ФГБУ «Енисейрыбвод»; департамента городского хозяйства администрации города Красноярска; общества с ограниченной ответственностью «Гедеон»; Российской Федерации в лице  территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае; Федерального казенного учреждения «Центр ГИМС МЧС России по Красноярскому краю».

Судебное заседание проводится в отсутствии не явившихся участников процесса, на основании  ст.ст.123,156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация г.Красноярска предъявленные заявителем требования не признала, представив суду отзыв, в соответствии с которым, определила следующую позицию по делу:

- Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

КГКУ «Спасатель» оспаривает бездействие администрации города Красноярска, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного сооружения -участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Рлтисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу, г. Красноярск, о. Отдыха, стр. 10. Вместе с тем. не понятно и заявителем не указано, какие именно права КГКУ «Спасатель» нарушаются данным бездействием.

- Исходя из системного толкования норм Арбитражного процессуального кодекса РФ возложение обязанности возможно в том случае, когда такая обязанность предусмотрена для лица действующим законодательством. Администрация города Красноярска считает, что требования заявлены к ненадлежащему лицу.

- в соответствии с п.п. 1. 2 Устава города Красноярска (утв. Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62) администрация города Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления. В состав администрации города входят Глава города, первый заместитель и заместители Главы города, органы администрации города, включая территориальные подразделения. На основании п. 1, 2 ст. 46 Устава города Красноярска (утв. Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62) органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.

Согласно п. п. 48, 50 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации города (утв. Распоряжением администрации города Красноярска от 23.05.2013 № 110-р). Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности (утв. Распоряжением администрации города Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж) организует учет бесхозяйного движимого и недвижимого имущества, а также организует работу по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты.

- Департамент является самостоятельным юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные нрава, несет соответствующие обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

- КГКУ «Спасатель» обращалось в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о постановке на учет в территориальном органе Федеральной регистрационной службе в качестве бесхозяйного участка канализационных от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр. 10. Из департамента же получен ответ о нецелесообразности принятия указанного участка канализационных сетей в муниципальную собственность. Тем не менее требования заявлены к администрации города Красноярска, хотя заявитель непосредственно в администрацию города Красноярска не обращался.

Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска представил суду отзыв на заявление, в котором просит отказать заявителю, по следующим основаниям:

- в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен п. 3 ст. 225 ГК РФ.

Данная норма имеет диспозитивный характер - органы местного самоуправления вправе, но не обязаны выявлять и обращаться в суд с заявлением о признании бесхозяйного имущества муниципальным. В соответствии с абзацем 4 п. 1 постановления пленума Верховного суда Российской Федерации №2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).  Пунктом 1.4 Регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйственного недвижимого имущества и оформлению на них прав муниципальной собственности, утвержденного распоряжением администрации города Красноярска от 25.05.2011 № 510-ж установлено, что лицам, которым стало известно об имуществе, не имеющем собственника или собственник которого не известен, лица, желающие отказаться от права собственности на имущество, обращаются с заявлением в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска, либо в департамент городского хозяйства администрации города Красноярска.

Согласно пункта 2.1. раздела 3 вышеуказанного Регламента, департамент муниципального имущества и земельных отношений в случае отсутствия Объекта в РМС, Реестре "Бесхозяйные объекты муниципального имущества" направляет копии заявления с сопроводительным письмом в департамент городского хозяйства администрации города Красноярска для составления акта технического состояния Объекта Межведомственной комиссией с заключением о технологической связанности Объекта с объектами муниципальной собственности, а также заключения о целесообразности приема Объекта в муниципальную собственность. В отношении спорного объекта департаментом в адрес департамента городского хозяйства было направлено обращение с просьбой рассмотреть вопрос о целесообразности его приема в муниципальную собственность.

Департамент городского хозяйства в ответ сообщил о нецелесообразности приемки канализационных сетей по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10 в муниципальную собственность в качестве бесхозяйной. В соответствии с п.2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

- КГКУ «Спасатель» является краевым учреждением и нежилое здание, расположенное по адресу: г. Красноярск, о. отдыха, 10 не является объектом муниципальной собственности, не относится к объектам жилищного фонда и социально-бытового назначения, оформление в муниципальную собственность сетей канализации, обслуживающих только указанное строение нецелесообразно.

Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Заявителем не доказан факт отсутствия прав собственности, на спорный объект у иных лиц, что может повлечь нарушение прав иных лиц.

В Земельном кодексе Российской Федерации закреплен принцип: принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (объектов недвижимости), согласно которому все неразрывно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Согласно действующего законодательства в настоящее время осуществлено разграничение земель в Российской Федерации. В соответствии с п. 10 ст. 3, ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Заявителем не представлено документальных подтверждений, что спорный объект расположен на земельном участке распоряжение которым относиться к компетенции органа местного самоуправления.

Департамент городского хозяйства  администрации г.Красноярска представил суду отзыв на заявление, в котором просит отказать заявителю на основании следующего:

- в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 01.07.2011 №84-Р «Об утверждении Положения о Департаменте городского хозяйства администрации г. Красноярска» п. 3.2.6. ДГХ проводит организационную работу по приемке в муниципальную собственность ведомственного и бесхозяйного жилья, инженерных сетей _и коммуникаций, улично-дорожной сети, объектов внешнего благоустройства в соответствии с нормативными правовыми актами города. Распоряжением администрации г. Красноярска от 25.05.2011 №510-ж «Об утверждении регламента взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности» установлен порядок по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества в городе Красноярске и оформлению на него права муниципальной собственности.

В рамках исполнения указанного распоряжения, для подготовки ответа на обращение КГКУ «Спасатель» в ДГХ в мае 2012 года о принятии в муниципальную собственность сетей канализации по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр. 10 направлен запрос в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее -ДМиЗО). Согласно полученного ответа, в Реестре муниципальной собственности объекты недвижимости, расположенные по адресу: г.Красноярск, о. Отдыха, стр. 10, среди объектов учета отсутствуют. Распоряжением от 27.12.2007 №3708-недв земельный участок, занимаемый нежилым зданием, расположенным по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, 10 предоставлен в арендное пользование собственникам нежилых помещений немуниципальной формы собственности.

В связи с тем, что нежилое здание, расположенное по адресу: г.Красноярск, о. Отдыха, стр. 10 не является объектом муниципальной собственности, не относится к объектам жилищного фонда и социального назначения, оформление в муниципальную собственность сетей канализации, обслуживающих указанное строение, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1,  является нецелесообразным (копия письма прилагается). Таким образом, указанным письмом ДМиЗО установило невозможность принятия в муниципальную собственность вышеназванных сетей и нецелесообразность осуществления дальнейших действий для ДГХ.

Свою позицию, ДМиЗО повторно сообщило письмом исх. №10672 от 18.03.2013 в адрес КГКУ «Спасатель». В заявлении о признании незаконным бездействия администрации города Красноярска КГКУ «Спасатель» ссылается на ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ в ред. от 30.12.2012 к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения,  в  том числе  принятие мер  по  организации  водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В данном случае, указанная норма имеет отношение только к населению, и не определяет порядок организации водоснабжения и водоотведения для юридических лиц.

В соответствии с подпунктом а) ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений, в данном случае - КГКУ «Спасатель» относится к собственности субъекта Российской Федерации.

КГКУ «Спасатель» не лишено права на обращение в краевое учреждение по управлению государственным имуществом Красноярского края для постановки на учет безхозяйного сооружения - участка канализационных сетей по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр. 10.

Общество с ограниченной ответственностью «КРАСКОМ» представило в суд отзыв на иск, в котором указала на следующие обстоятельства:

- в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (далее - Закон о местном самоуправлении), в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении вопросом местного значения городского округа является в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Следовательно, в собственности муниципального образования могут находится сети, необходимые для водоснабжения/водоотведения электро- и теплоснабжения населения соответствующего муниципального образования. Исходя из имеющейся информации, в указанную канализационную сеть водоотведение осуществляет только КГКУ «Спасатель». Таким образом, в процессе водоотведения населения г. Красноярска сети КГКУ «Спасатель» не используются.

Красноярский край в лице агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, согласно представленного отзыва на иск согласно с доводами, изложенными в заявлении, при этом объект недвижимого имущества о котором идет речь в заявлении в Реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Красноярскому краю, представило суду отзыв на заявление, в соответствии с которым указало на следующие обстоятельства:

- В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.  В порядке пункта 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции Управления.

- Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества регулируется Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 № 580 (далее - Положение).

Согласно п. 4 Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ. В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Пунктом 7 Положения предусмотрено, что документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:

-  выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;

- выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона о регистрации и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.

Таким образом, в случае удовлетворения заявленного истцом требования Администрация города Красноярска в порядке исполнения судебного решения может обратиться в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Красноярскому краю с заявлением о постановке на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного и представить необходимые документы для постановки на учет.

В соответствии с отзывом ФГБУ «Енисейрыбвод» - данный участник процесса указывает, что не обладает полной информацией о подключении к своим канализационным сетям заявителя, а именно имеется ли вся необходимая документация на присоединение к сетям канализации у заявителя, соответствующим ли образом заключен договор между заявителем и ООО «КрасКом». Своего согласования на присоединение к своим канализационным сетям ФГБУ «Енисейрыбвод» заявителю не предоставляло. В ходе судебного процесса по делу было действительно установлено, что спорный участок сети подведен к сетям канализации, принадлежащим ФГБУ «Енисейрыбвод».

ООО «Гедеон» представило суду отзыв на иск, согласно которого указало, что

- судьба бесхозяйной вещи решается в судебном порядке в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации следующим образом: бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципалитет вправе, но не обязан обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц участвующих в процессе, арбитражный суд  установил следующие обстоятельства:

В соответствии с Постановлением Правительства   Российской Федерации от 28.06.1998г. №450 «О передаче государственных предприятий, организацией и учреждений, а также иного государственного  имущества в государственную собственность Красноярского края» было принято решение о передаче в собственность Красноярского края  - государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) г.Красноярск.

Во исполнение вышеуказанного постановления, 04.05.2006г. Агентством по управлению. Краевым имуществом Администрации Красноярского края был издан приказ №06-566п. о закреплении на праве оперативного управления за краевым государственным учреждением «Спасатель» следующего имущества:

- нежилое помещение  1 (литер А) – адрес: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, остров Отдыха, 10, пом.1, общей площадью 252,0 кв.м;

- нежилое помещение  2 (литер А) – адрес: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, остров Отдыха, 10, пом.2 общей площадью 249,1 кв.м;

- нежилое помещение  3 (литер А) – адрес: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, остров Отдыха, 10, пом.3, общей площадью 28,1 кв.м;

- нежилое помещение  4 (литер А1) – адрес: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, остров Отдыха, 10, пом.4, общей площадью 192,0 кв.м;

- нежилое помещение  5 (литер А1) – адрес: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, остров Отдыха, 10, пом.5, общей площадью 25,6 кв.м;

 - нежилое помещение  8 (литер А) – адрес: Красноярский край, г.Красноярск, Центральный район, остров Отдыха, 10, пом.8, общей площадью 243,2 кв.м;

Права оперативного управления на вышеуказанные помещения было зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Красноярскому краю 30.07.2008г., о чем в дело представлены свидетельства о государственной регистрации права:  24 ЕИ 010443; 24 ЕИ 010441; 24 ЕИ 010439; 24 ЕИ 010437; 24 ЕИ 010433; 24 ЕИ 010435.

Адрес вышеуказанным объектам недвижимого имущества был присвоен согласно выписок из Адресного реестра г.Красноярска от 12.02.2008г. №909, 906,910,908,905,907.

Согласно представленных в дело выписок из Реестров объектов капитального строительства от 18.02.2008г. помещения под литерами А и А1 построены соответственно в 1978 и 1990 годах.

В 2005г. по договору купли-продажи нежилого помещения от 25.05.2005г. нежилое помещение №7, общей площадью 712,2 кв.м., находящееся по адресу:г.Красноярск, остров Отдыха, зд. 10 было приобретено ООО «Гедеон» у ООО «ПКФ ВиАС». Право собственности зарегистрировано 20.07.2005г. номер записи о государственной регистрации:24-24-01/084/2005-150.

В 2010г. ООО «Гедеон» по договору купли-продажи от 03.08.2010г. приобрело у гражданина Багрецова Г.М. нежилое помещение №6, общей площадью 153,5 кв.м. находящееся по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, д.10. Право собственности зарегистрировано 13.08.2010г. номер записи о государственной регистрации:24-24-01/140/2010-561.

25.05.2011г. Администрацией г.Красноярска принято распоряжение №510-ж, которым утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности.

17.10.2011г. заявитель обратился с письмом (исх.№01-12/1100) к ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс» с просьбой оказать помощь в ремонте коммунальных сетей (канализация), расположенных на о.Отдыха в районе строения №10, указав, что данные сети являются бесхозными.

В ответ на данную просьбу ООО «КрасКом» указало (исх.6820 от 02.11.2011г.)  что не имеется возможности производить данные работе.

25.11.2011г. Администрацией г.Красноярска на основании заявления ООО «Гедеон» принято распоряжение №4409-недв «Об образовании земельного участка (о.Отдыха)». Согласно данного распоряжения - образован земельный участок с кадастровым номером 24:50:03 00 290:81 общей площадью 14 619,0 кв. м, в том числе 3285,0 кв. м - охранная зона инженерных сетей, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, о. Отдыха, путем пере­распределения земельного участка из земель населенных пунктов, зоны делового, общественного и коммерческого назначения, с кадастровым номером 24:50:03 00 290:69, общей площадью 7 906,0 кв. м, располо­женного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, о. Отдыха, пре­доставленного в аренду на 10 лет с множественностью лиц на стороне арендатора ООО «Гедеон» распоряжением заместителя Главы города -начальника департамента муниципального имущества и земельных отношений от 27.12.2007 № 3708-недв.

16.03.2012г. Администрацией г.Красноярска принимается распоряжение №1253-недв., на основании которого:

- признан утратившим силу пункт 2 распоряжения заместителя Главы города - начальника департамента муниципального имущества и земельных отношений от 27.12.2007 № 3708-недв «О предоставлении ООО «Гедеон» и другим собственникам нежилых помещений в здании на о. Отдыха, 10, земельного участка».

- предоставлен на 10 лет в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора обществу с ограниченной ответственностью «Гедеон» и другим собственникам нежилых помещений в здании на о. Отдыха, 10, земельный участок из земель населенных пунктов, зоны делового, общественного и коммерческого назначения, с кадастровым номером 24:50:0300290:81 общей площадью 14619кв. м, в том числе 3 285,0 кв. м - охранная зона инженерных сетей, расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, о. Отдыха, 10 (далее - Уча­сток), в целях эксплуатации нежилого здания.  Вид разрешенного использования: в соответствии с градострои­тельным регламентом зоны делового, общественного и коммерческого назначения.

Согласно распоряжения в охранной зоне инженерных сетей запрещается строительство и установка любых по капитальности сооружений.  ООО «Гедеон» предписано обеспечить  беспрепятственный доступ на Участок специализированным орга­низациям и смежным землепользователям для прокладки, ремонта и об­служивания инженерных сетей.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения департаментом муниципального имущества и земельных отношений 22.06.2012г. подписан с ООО «Гедеон» договор аренды №887 земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора на срок с 16.03.2012г. по 15.03.2022г. (п.2.1.договора)

В дело представлен кадастровый паспорт земельного участка от 09.03.2011 №24ЗУ/11-30476 составленный на земельный участок с КН 24:50:0300290:81 (предыдущий номер 24:50:0300290:69) общей площадью 14619кв. м , расположенный по адресу: г. Красноярск, Центральный район, о. Отдыха, 10 (далее - Уча­сток), в целях эксплуатации нежилого здания.  Вид разрешенного использования:  размещение административного объекта. Согласно данного кадастрового паспорта земельного участка – часть земельного участка, а именно 1219 кв.м. занята объектом недвижимого имущества: нежилым помещением №6 и нежилым помещением №7.

04.05.2012г. ООО «КрасКом» направил заявителю письмо №2787 «О принадлежности сетей», в котором указал, что сети канализации от здания КГКУ «Спасатель», по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, 10, стр.10 до точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» в аренду ООО «КрасКом» не передавались, информацией о балансовой принадлежности данных сетей ООО «КрасКом» не располагает. Согласно данного письма ООО «КрасКом» указал, что поскольку  на данном отрезке канализационных сетей сточные воды поступают только от здания КГКУ «Спасатель» - эксплуатационная ответственность должна оставаться соответственно за КГКУ «Спасатель».

Письмом №4083-ДМиЗО  от 20.06.2012г. департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска известил заявителя, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, стр.10 среди объектов учета отсутствуют. Департамент  указал также, что поскольку нежилое здание по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха 10 не является объектом муниципальной собственности, не относится к объектам жилищного фонда и социально-бытового назначения, оформление в муниципальную собственность сетей канализации, обслуживающих данное строение, согласно постановления Верховного Совета №3020-1 является нецелесообразным.

05.10.2012г. департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска вновь (письмо №53811) указал заявителю, что для решения вопроса о принятии вышеуказанных канализационных сетей в муниципальную собственность необходимо заключение департамента городского хозяйства о целесообразности такого приема и после его получения будут проведены мероприятия по оформлению данного имущества в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного.

22.10.2012г. департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска информационным письмом №07/383 2дгх на имя департамента муниципального имущества администрации г.Красноярска указал, что считает нецелесообразным приемку канализационной сети по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, стр.10 в муниципальную собственность в качестве бесхозяйной.

Письмом от 29.11.2012г. №67398 департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска известил заявителя, что  поскольку объектов муниципальной собственности по адресу: г.Красноярск, о.Отдыха, стр.10 нет, и в связи с тем, что положения п. 2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003г. №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в   Российской Федерации» предусматривают нахождение в муниципальной собственности имущества, предназначенного для электро-,тепло-,газо и водоснабжения населения, а также учитывая, что заявитель является учреждением краевой собственности, и  находящееся в его пользовании здание не относится к объектам жилищного фонда  и социально бытового назначения, то оформление в муниципальную собственность канализационных сетей является нецелесообразным.

18.02.2013г. заявителем оформлено письмо №01-12/124 на имя зам.главы города-руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в котором заявитель вновь просит рассмотреть вопрос о постановке на учет в территориальном органе Федеральной регистрационной службы в качестве бесхозяйного имущества участка канализационных сетей.

На вышеуказанное письмо департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска подготовлен ответ (исх.№10672 от 18.03.2013г.) о нецелесообразности приемки данного имущества в муниципальную собственность в качестве бесхозяйного.

22.03.2013г. заявителем вновь оформлено письмо №01-12/204 на имя зам.главы города-руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, в котором заявитель  просит повторно  рассмотреть вопрос о постановке на учет в территориальном органе Федеральной регистрационной службы в качестве бесхозяйного имущества участка канализационных сетей.

На вышеуказанное письмо департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска подготовлен ответ (исх.№16923 от 25.04.2013г.) о  том, что ранее по обращению заявителю ему уже были даны ответы, копии которых направляются с данным письмом.

17.05.2013г. заявитель обратился к прокурору г.Красноярска (письмо №01-12/353) в котором  просил применить меры прокурорского реагирования в отношении департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска по его обращением о признании имущества бесхозяйным.

Аналогичное обращение от 17.05.2013г. заявителем было подготовлено в адрес прокурора Центрального района г.Красноярска.

Письмами от 27.05.2013г. и от 30.05.2013г. Прокуратура Центрального района направила обращения заявителя для рассмотрения в адрес главы администрации г.Красноярска. 

20.06.2013г. Администрацией г.Красноярска принято распоряжение №1658-недв «О внесении изменения в распоряжение администрации города от 16.03.2012 № 1253-недв». В соответствии с данным распоряжением, принятым на основании обращений КГКУ «Спасатель», агентства по управ­лению государственным имуществом Красноярского края, внесены  изменения в распоряжение администрации города от 16.03.2012 № 1253-недв «О предоставлении ООО «Гедеон» и другим собственникам нежилых помещений в здании на о. Отдыха, 10, земель­ного участка», дополнив пунктом 2.2 следующего содержания:«Краевое государственное казенное учреждение «Спасатель» обладает правом ограниченного пользования Участком для осуществле­ния своих прав на закрепленные за ним помещения».

Письмом администрации г.Красноярска от 09.08.2013г. №08-4665 заявителю, по итогам рассмотрения обращений, поступивших от прокуратуры Центрального района, разъяснено об отсутствии у администрации обязанности по осуществлению процедур, связанных с постановкой на учет бесхозяйных объектов, кроме того заявителю разъяснено, что ответ на его обращение от 27.08.2012г. был подготовлен  департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с регламентом взаимодействия  органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и предложено, в случае несогласия с данным ответом оспорить его в суде.

В дело представлены экспликация  из топоплана  от 02.07.2012г. Управления архитектуры администрации г.Красноярска, где указаны канализационные сети от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10, а также фотоматериал заявителя, содержащий, по его мнению, изображения канализационных колодцев данной сети и точку  ввода канализационных сетей в стр.10 на о.Отдыха в г.Красноярске.

Канализационные сети ФГБУ «Енисейрыбвод» являются федеральной собственностью и зарегистрированы на праве оперативного управления 28.02.2013г. (номер государственной регистрации 24-24-01/066/2005-911) за ФГБУ «Енисейрыбвод».

Заявитель обратился в арбитражный суд Красноярского края с заявлением, в котором просит суд:

- признать незаконным действия Администрации г.Красноярска выраженные в непринятии мер в постановке на учет бесхозяйного сооружения – участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10;

- обязать Администрацию города Красноярска обратиться в орган, осуществляющим государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10.

Установив обстоятельства дела, рассмотрев представленные документы, заслушав и оценив доводы  лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).

Каждому гарантируется   судебная защита его прав и свобод.  Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46 Основного закона).

В соответствии со ст.34 Основного закона каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением  организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, дела  об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи  198  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд            с заявлением о признании недействительными  ненормативных  правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый  ненормативный  правовой акт,  решение и  действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иным нормативным  правовым актам, так и нарушение этими решениями,  действиями (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в арбитражный суд     с соответствующим требованием.  

В соответствии со статьей 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении  заявления суд оценивает решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц на соответствие  законам и иным нормативным правовым актам. Обязанность доказывания  законности решений, действий (бездействия) возлагается на ответчика   в соответствии  с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.198 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации,  заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. 

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Заявитель просит суд признать  незаконным действия Администрации г.Красноярска выраженные в непринятии мер в постановке на учет бесхозяйного сооружения – участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10.

Как следует из представленных в дело документом, заявитель не обращался непосредственно в администрацию г.Красноярска  по факту  принятия мер по постановке на учет вышеуказанного имущества.  Как следует из переписки заявителя с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (письма департамента от 05.10.2012г. №53811; от 29.11.2012г.  №67398; от 18.03.2013г. исх.№10672; от 25.04.2013г. №12/353; письма заявителя от 18.02.2013г.  №01-12/124; от 22.03.2013г. №01-12/204)  его обращения были адресованы в департамент муниципального имущества администрации г.Красноярска, либо непосредственно руководителю департамента Шломе А.Г. На каждое обращение заявителя, последнему был дан соответствующий ответ.

В соответствии с обращениями заявителя в органы прокуратуры (письма от 17.05.2013г.), данные обращения были перенаправлены в Администрацию г.Красноярска, на имя главы города.

Письмом администрации г.Красноярска от 09.08.2013г. №08-4665 заявителю, по итогам рассмотрения обращений, поступивших от прокуратуры Центрального района, разъяснено об отсутствии у администрации обязанности по осуществлению процедур, связанных с постановкой на учет бесхозяйных объектов, кроме того заявителю разъяснено, что ответ на его обращение от 27.08.2012г. был подготовлен  департаментом муниципального имущества и земельных отношений в соответствии с регламентом взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и предложено, в случае несогласия с данным ответом оспорить его в суде.

Формулировка требования заявителя о признании незаконным действия Администрации г.Красноярска выраженного в непринятии мер в постановке на учет бесхозяйного сооружения фактически является требованием о признании незаконным бездействия данного органа, т.к. доказательств совершения каких-либо конкретных действий администрации города заявитель  в своем заявлении не приводит.

Бездействием государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица является одной  из форм реализации административно-правового статуса данных субъектов, обусловленная тем или иным способом реализации полномочий: исполнением, использованием, соблюдением (наряду с такими формами управленческих действий, как издание  нормативных правовых актов, принятие ненормативных и индивидуальных правовых актов, заключение публично-правовых договоров, совершение иных юридических действий). В рассматриваемом аспекте, если бездействие является законным, то оно представляет собой, как правило, требуемое от данных субъектов правомерное пассивное поведение. Если же бездействие, проявляется  в виде уклонения или воздержания от совершения действий, которые возложены на данный субъект в силу прямого указания закона, то имеются основания для признания такого бездействия незаконным,  при условии, что такое бездействие нарушает права и законные интересы заинтересованных лиц.

Единственное письмо Администрации г.Красноярска от 09.08.2013г. №08-4665 направленное заявителю, по итогам рассмотрения обращений, поступивших от прокуратуры Центрального района, заявителем не оспорено, хотя по сути своей оно носит информативный характер о законодательстве регулирующим порядок признания права на бесхозяйное имущество, сведения о порядке взаимодействия органов администрации в рамках принятого регламента и указание на ответы, которые уже были предоставлены заявителю департаментом муниципального имущества.

Указывая в заявлении на факт непринятия Администрацией г.Красноярска мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, заявитель не указывает правовые акты возлагающие на администрацию обязанностей по принятию данных мер.

Действительно, согласно  пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, установленном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (далее - Положение).

В тоже время, в соответствии со ст.ст.124,125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований в гражданских правоотношениях  выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Категория комᴨетенции связана с установлением публично - правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти и потому не является гражданско-правовой и не определяется актами гражданского законодательства. Она устанавливается нормами публичного (конституционного и адмиʜᴎстративного) права, причем лишь теми его актами, которые сᴨециально определяют публично-правовой статус соответствующих органов государства. 

В соответствии с Уставом города Красноярска, в ст.45 определена компетенция администрации г.Красноярска, в которую входит:

1) разработка и исполнение бюджета города;

2) распоряжение  и управление имуществом, находящимся в городской собственности;

3) разработка и осуществление планов и программ развития города;

4) осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органами городского самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

5) принятие меры по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории города, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями в городе;

6) обеспечение организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города;

7) представляет города при осуществлении  муниципальных внутренних заимствований (в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг) и выдает муниципальные гарантии другим заемщикам для привлечения кредитов (займов);

7.1) осуществление полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, которые в соответствии с федеральным законом отнесены к компетенции органа регулирования муниципального образования;

7.2) реализация функций уполномоченного органа по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд города;

7.3) разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном законодательством;

8) осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством, подзаконными актами, нормативными правовыми актами города.

В тоже время как следует из п.3  ст.45 Устава г.Красноярска, Администрация города действует в рамках своей компетенции и не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 46 Устава г.Красноярска определено, что органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах. 

В соответствии с п.48 Положения о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (утв.Распоряжением администрации г.Красноярска от 23.05.2013г. №110-р), на департамент возложена обязанность по организации учета бесхозяйного движимого и недвижимого имущества и работа по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты. Согласно п.50 положения, департамент выступает также   заказчиком при проведении работ, необходимых для осуществления государственного и (или) муниципального учета муниципального имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства, муниципального жилищного фонда, а также бесхозяйного имущества, включая бесхозяйные жилые помещения, выморочного имущества в виде жилых помещений, осуществляет подготовку и оформление документов, необходимых для государственной регистрации права муниципальной собственности на них.

В силу п.3.8. Положения об администрации района в г.Красноярске (утв. Распоряжением администрации г.Красноярска от 026.02.2007г. №46-р) администрации района предоставлено право выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов по искам о признании имущества бесхозяйным, признании права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи.

25.05.2011г. Администрацией г.Красноярска принято распоряжение №510-ж, которых утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности (далее регламент). Согласно преамбулы данного регламента он принят в целях реализации положений ст. ст. 225, 235, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Регламентом определен  порядок взаимодействия органов администрации города по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества (далее - объекты) в городе Красноярске и оформлению на него права муниципальной собственности.

В соответствии с п.1.3 регламента выявление объектов бесхозяйного недвижимого  осуществляется  департаментом муниципального имущества и земельных отношений, департаментом городского хозяйства, администрациями районов в городе, юридическими и физическими лицами.

В п.1.4. – 1.9. определен порядок выявления объектов, а также уполномоченные органы администрации города  (департамент муниципального имущества и земельных отношений и департамент городского хозяйства). В данных положениях определен заявительный порядок выявления объектов, срок рассмотрения таких заявлений уполномоченными органами (1 месяц). Разделом 2 регламента определен порядок взаимодействия между уполномоченными органами, а также определен перечень действий каждого из органов по рассмотрению заявлений.

14.11.2013г. Администрацией г.Красноярска было принято постановление №654,  согласно которого, администрацией определено, что с момента  выявления и до момента регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество или до момента включения в Реестр муниципальной собственности для движимого имущества ремонт и капитальный ремонт следующих бесхозяйных объектов осуществляется за счет средств бюджета города: объекты инженерной инфраструктуры (сети водоснабжения, повысительные насосные станции, пожарные гидранты, водоразборные колонки, сети канализации (водоотведения), канализационные насосные станции, сети электроснабжения (электрические сети), линии электропередачи, трансформаторные подстанции, контрольные распределительные пункты, распределительные пункты, комплектные трансформаторные подстанции, комплектные распределительные устройства, объекты газового хозяйства и т.д.);

Согласно п. 3 данного постановления, с момента выявления и до момента регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество или до момента включения в Реестр муниципальной собственности для движимого имущества капитальный ремонт бесхозяйных объектов теплоэнергетического хозяйства (сети теплоснабжения, центральные тепловые пункты и т.д.) осуществляется за счет средств бюджета города.

Как следует из  представленных в материалы дела писем  заявителя и департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска (письма департамента от 05.10.2012г. №53811; от 29.11.2012г.  №67398; от 18.03.2013г. исх.№10672; от 25.04.2013г. №12/353; письма заявителя от 18.02.2013г.  №01-12/124; от 22.03.2013г. №01-12/204) заявитель инициировал процедуру направленную на выявление объекта бесхозяйного имущества, но не оспорил ни один из отказов департамента муниципального имущества и земельных отношений полученных на свои обращения.

Учитывая, что Администрация г.Красноярска не является органом в чьи полномочия входит осуществление действий по  выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности  и суду не представлены доказательства, совершения администрацией каких-либо действий по  непринятию мер в постановке на учет бесхозяйного сооружения – участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г. Красноярск, о. Отдыха, стр.10, суд считает, что правовые основания для удовлетворения заявленных заявителем требований в отношении данного органа местного самоуправления отсутствуют, в т.ч. в части возложения на него обязанностей по обращению в орган, осуществляющим государственную прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет данного имущества  в качестве бесхозяйного.

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 198-201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления краевого государственного казенного учреждения «Спасатель» г.Красноярск о признании действий Администрации г.Красноярска выраженные в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного сооружения – участка канализационных сетей от точки подключения к канализационным сетям ФГУ «Енисейрыбвод» до первого смотрового колодца от здания, расположенного по адресу: г.Красноярск. о.Отдыха, стр.10- незаконными отказать.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца после его изготовления в полном объёме путём подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, находящийся в г.Красноярске.

Апелляционная жалоба настоящее решение подается через Арбитражный суд Красноярского края.

Судья

Р.В. Лесков