АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело № А33-16492/2009
Красноярск
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2009 года.
В полном объёме решение изготовлено 15 октября 2009 года.
Арбитражный суд Красноярского края в составе судьи А.Ф. Гурского,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю
к обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль»
о привлечении к административной ответственности,
при участии представителя административного органа: ФИО1 на основании доверенности от 12.01.2009 № 01,
при ведении протокола судебного заседания судьей А.Ф. Гурским,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю (далее - УГАДН) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль» (далее – ООО «Магистраль») о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно статьям 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, ООО «Магистраль» осуществляет предпринимательскую деятельность – перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек – на основании лицензии от 27.11.2008 № АСС-24-032934, сроком действия с 27.11.2008 по 27.11.2013.
Должностным лицом УГАДН при проверке предпринимательской деятельности ООО «Магистраль» были установлены следующие факты нарушения условий, предусмотренных указанной выше лицензией:
несоблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха водителей;
не организован и не проводится в установленном порядке контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием;
выпуск в линию автобусов, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям;
не проведены сверки с территориальными органами внутренних дел о нарушениях водителями правил дорожного движения (ПДД) и совершенных дорожно-транспортных происшествий (ДТП) за август 2009 года;
не выполнены требования по оборудованию автобуса указателями маршрута.
В связи с выявлением вышеуказанных нарушений должностным лицом УГАДН был составлен протокол об административном правонарушении от 17.09.2009 № 050541.
25.09.2009 последовало обращение УГАДН в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Оценив исследованные доказательства и обстоятельства дела в их совокупности, арбитражный суд пришел к следующим выводам .
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности.
В силу пункта 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом), лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
В Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30.10.2007 № ГК-938фс, включены в территориальных органах Ространснадзора должностные лица, на которых возложены функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе, государственный инспектор и иные должностные лица территориальных органов Ространснадзора, уполномоченные осуществлять контрольные и надзорные функции в соответствии с должностными регламентами.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 17.09.2009 № 050541 составлен уполномоченным лицом.
В силу статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, лицензированию подлежат, в том числе, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров, является, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995 основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе, соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 (далее – Положение об особенностях режима рабочего времени) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
В силу пункта 25 Положения об особенностях режима рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
В нарушение приведенных норм действующего законодательства, продолжительность междусменного отдыха водителя ФИО2 с 08.09.2009 на 09.09.2009, с 09.09.2009 на 10.09.2009, с 10.09.2009 на 11.09.2009 составила менее установленной нормы. Кроме того, график водителей на октябрь 2009 года отсутствует, график на сентябрь 2009 года не соответствует установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 171 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 г. № 200 (далее – Правила организации перевозок) для централизованного контроля и управления движением автобусов в городах в составе транспортных управлений (управлений пассажирского автомобильного транспорта) организуются центральные диспетчерские станции, которые согласно пункту 181.2 Правил организации перевозок требуют от водителей автобусов выполнения всех установленных расписанием рейсов.
Таким образом, контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием возлагается действующим законодательством не на водителей автобусов, а на маршрутных диспетчеров (пункт 5.10 «Типового технологического процесса центральной диспетчерской станции пассажирского автомобильного транспорта» приложения 35 Правил организации перевозок), которые обязаны обеспечивать контроль за состоянием регулярности движения автобусов и условиями перевозки пассажиров на маршруте.
В г. Красноярске отсутствуют транспортные управления (управления пассажирского автомобильного транспорта), поэтому организация работы маршрутных диспетчеров возлагается на владельца автобусов.
В соответствии с пунктом 1.8 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 № 27 (далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения), организации и предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение установленных требований и норм на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой.
Контроль выполнения всех рейсов возможно проводить путем ведения контрольной ведомости и анализа выполнения расписания и регулярности движения автобусов по маршруту, утвержденной Приложением 35.6 к Правилам организации перевозок или ведением оборотной стороны путевого листа автобуса, иными документами по усмотрению владельца автобуса.
Пунктом 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения установлено, что с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию.
В силу пунктов 5.2.5 и 5.9 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения. Владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
Так, в нарушение требований действующего законодательства, в путевых листах от 08.09.2009 № 1540, от 09.09.2009 № 1558, от 10.09.2009 № 1548, от 11.09.2009 № 1591 на оборотной стороне отсутствуют записи о выполнении каждого рейса по времени отправления и прибытия, не предоставлены подтверждающие документы по проведению указанного контроля, в результате чего, не организовано, в том числе, на договорной основе и не проводится в установленном порядке контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием.
Пунктом 4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предусмотрено, что лицензиат обязан обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности.
Согласно пункту 4.7.6 ГОСТа Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 01.02.2001 № 47-ст (далее - ГОСТ Р 51709-2001), спидометры и одометры должны быть работоспособны. Пунктом 4.7.15 ГОСТ Р 51709-2001 предусмотрено оснащение автобусов, предназначенных для перевозки людей двумя огнетушителями. Огнетушители должны соответствовать нормам пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 6.6. Норм пожарной безопасности НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденных Приказом ГУТПС Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.1997, запорно - пусковые устройства огнетушителей должны быть опломбированы.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, 09.09.2009 в автобусе VOLVOрегистрационный знак АМ 266 под управлением водителя ФИО2 административным органом выявлено отсутствие огнетушителей, средство измерения скорости (спидометр) не работоспособно. В автобусе VOLVOрегистрационный знак АА 175 под управлением водителя ФИО3 запорно-пусковые устройства огнетушителей не опломбированы, средство измерения скорости (спидометр) не работоспособно.
В силу пунктов 2.2, 3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения предусмотрена обязанность лицензиата организовать в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями лицензиата, а также нарушений водителями требований безопасности движения.
Пункт 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1995 № 647, предусматривает обязанность владельцев транспортных средств ежемесячно сверять с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
ООО «Магистраль» не были проведены сверки с территориальными органами внутренних дел о нарушениях водителями ПДД и совершенных ДТП за август 2009 года.
Согласно пункту 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:
над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;
на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;
на заднем окне транспортного средства.
В нарушение требований действующего законодательства, на заднем окне автобуса HYUNDAIрегистрационный знак АУ 824 при перевозке пассажиров 08.09.2009 по городскому маршруту, указатель маршрута отсутствовал. Кроме того, в нарушение пункта 37 указанных Правил отсутствовала информация о водителе и кондукторе.
Факт нарушения ООО «Магистраль» вышеуказанных норм действующего законодательства подтверждается материалами дела: сообщениями об обнаружении административного правонарушения от 08.09.2009, графиком работы водителей на сентябрь 2009 года, путевыми листами от 08.09.2009 № 1540, от 09.09.2009 № 1558, от 10.09.2009 № 1548, от 11.09.2009 № 1591.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что действия ООО «Магистраль» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, следовательно, основания для привлечения данного юридического лица к административной ответственности имеются.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих наличие предусмотренных статьями 4.2, 4.3 КоАП РФ смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств, лицами, участвующими в деле не представлено, об их наличии не заявлено, поэтому арбитражный суд считает возможным назначить ООО «Магистраль» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном предусмотренном нормой законодательства размере - 30000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Магистраль», зарегистрированное в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1082468043151, расположенное по адресу: <...>, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Магистраль» административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Магистраль» в доход бюджета 30000 рублей штрафа по следующим реквизитам:
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Красноярскому краю (УГАДН),
ИНН <***>,
Номер счета получателя платежа: 40101810600000010001 ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск,
БИК 040407001, КПП 246301001,
КБК 10611690040040000140, ОКАТО 04401000000.
Наименование платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате штрафа, лицом, привлеченным к административной ответственности, должна быть представлена суду.
Разъяснить лицам, участвующим в деле, что настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Третий арбитражный апелляционный суд, либо в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Апелляционная и кассационная жалобы на настоящее решение подаются через Арбитражный суд Красноярского края.
Судья А.Ф. Гурский